Юлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»
В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он собирается потратить выигрыш.
Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.
Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводитель в издательский бизнес, а вы уже сами решайте, сдаться на старте или рискнуть и выйти в открытый космос.
В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.
Пару месяцев назад в российском прокате почти никем не замеченный прошел отличный фильм «За пропастью во ржи». Это кино из разряда must-see для тех, кто упорно и самоотверженно пробивается к писательству. Я не специалист в биографии великого Сэлинджера, поэтому не буду судить о совпадении героя с реальным автором. Это и не важно, потому что фильм, по большому счету, не о Сэлинджере, а о писательстве как судьбе. И самые точные слова в нем произносят Уитт Бернетт, университетский профессор «Creative writing» , и маркетолог издательства «Little Brown». И эти слова актуальны на сто процентов. Опыт писателя Алексея Иванова, о котором я знаю предельно подробно, позволяет мне об этом судить.
В начале декабря Московский центр «Благосфера» объявил об открытии Книжного клуба. Подвести итоги юбилейного 17-го и нарисовать перспективы 18-го пригласили хорошо всем известных активистов книжного мира. Этот дримтим профессионалов обозначил главные проблемы в секторе аналитиков современного литпроцесса. Вот на какие выводы вдохновили меня их выступления.
Меня как продюсера от литературы иногда приглашают на круглые столы и дискуссии на книжные темы. Основной пафос выступлений, как правило, упаднический: сложно издавать, невозможно издаваться, нельзя прожить на авторские гонорары, страна не читает, писатели бедствуют, культура в упадке. Я всегда чувствую себя не в своей тарелке на подобных мероприятиях, потому что у меня совсем другой опыт.
Последние десять лет в России модно говорить о цензуре в самых разных сферах, особенно высокобюджетных. Самые медийные цензурные скандалы, как правило, имеют коррупционный бэкграунд. Я не берусь выносить приговоры при отсутствии информации. Скажу только, что для наблюдателя со стороны всегда очень странно выглядит, когда на обвинения в отсутствии прозрачной отчетности по крупным госконтрактам «пострадавшие» отвечают не четкими финансовыми выкладками (что было бы убедительно и логично), а ассиметричными контробвинениями в политическом заказе, ограничении свободы творчества и т.д., и т.п. Восклицания типа «Я художник, я так вижу» или «Я свободный политик, я так действую» - не аргумент для бухгалтерской отчетности.