комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Сергей Морозов, литературный критик: Практически все современные российские книги, которые на слуху у публики переоценены

Сергей Морозов, литературный критик: Практически все современные российские книги, которые на слуху у публики переоценены 04.05.2018

Сергей Морозов дал интервью дайджесту литературных новостей ЛИТ-РА ИНФО, в котором рассказал много интересного.

Сергей, Вы очень грамотно все излагаете, аргументируете. Какое у Вас образование? На кого нужно учиться, чтобы стать литературным критиком?

На литературного критика учиться не надо. «Литературная критика» - сфера деятельности, ее не надо путать с литературоведением. Больше читать и размышлять – вот и все что нужно. Конечно, человеку с гуманитарным образованием здесь легче, но путь открыт для всех.

Базовое образование у меня педагогическое с филологическим уклоном.

Как Вы стали критиком? Что повлияло на этот выбор?

Ситуации выбора, по большому счету, не было. Попросили, начал писать.

По какому признаку выбираете следующую книгу для чтения?

«Что читать?» - вечная проблема. По сути это вопрос качества чтения. Читать можно и вывески на магазинах, объявления в общественном транспорте. Впрочем, критик и рецензент как раз подобен такому читателю. Приходится браться за все подряд, без разбора. «Ни одна блоха не плоха, все черненькие, все прыгают». В общем, читаешь, что сегодня Бог послал.

Выбор у тех, кто пишет о книгах, ограничен. Простой читатель много свободнее, он может читать все, что ему заблагорассудится. Критик, рецензент должен отходить от такого подхода. Чтение для него подневольное занятие. Он к нему приговорен.

Еще одно ограничение свободы выбора: ты, как правило, ориентирован на новинки. Так что не критик выбирает книгу, а она его выбирает. Критик должен читать то, что издается, все, что попадается под руку. При этом необязательно дочитывать, а уж писать обо всех прочитанных и недочитанных книгах, тем более.

В последнюю очередь принимаюсь за книги (а то и вовсе не читаю), о которых все пишут и все говорят.

Перечитываете книги?

Иногда, в процессе написания рецензии, приходится вновь пройтись от корки до корки. Перечитывать что-то ради своего удовольствия - нет времени.

На каждую прочитанную книгу пишете рецензию?

Нет, конечно. В этом нет необходимости, хотя бы потому, что не всякая книга достойна рецензии. Кроме того, сейчас все больше выходит книг, о которых писать трудно. Не потому что там какое-то сложное содержание или изысканная форма, или они элементарно плохи, и в этом случае объяснять ничего не надо. Появился род, так скажем, «никаких книг», в которых мелькает одна видимость – и при этом нет ни идей, ни стиля, ни хорошо проработанных персонажей.

Кстати, у нас последние годы идут постоянные дискуссии о современной литературе в школе, а я спрошу с точки зрения учителя «как это разбирать?», там же «ни рожи, ни кожи». Книги у нас нынче пошли бесконфликтные, беззубые. Диспута над Печориным не устроишь, да и нет нынче печориных. Все больше страдающие алкаши.

Есть еще один момент, связанный с написанием рецензий. Они, может быть, и нужны читателям, но вот большинство изданий в них потребности не испытывают. Сейчас элементарно негде публиковаться. Считается, что писать о книгах – это ерунда какая-то. Отчасти этому своими «трудами» помогли некоторые рецензенты, занимающиеся переписыванием издательских аннотаций.

Есть другой поворот темы. Редакции набирают книжек от издательств и пытаются диктовать в соответствии со списком, что тебе писать. Меня такое не интересует.

Поскольку площадок мало (а будет еще меньше), я завел собственную, назвав ее «Книжная база».

Ваши любимые авторы?

Диккенс и Достоевский. Надо бы кого-то назвать из XX века, там очень много хороших авторов.  Но хороший и любимый – разные вещи.

Кого можно назвать идеальным автором, по Вашему мнению. Кто пишет идеально?

Из российских авторов никто.

Иностранных много. Для меня в данный момент это Энн Тайлер, Колм Тойбин и Маргарет Этвуд. Элизабет Страут в «Оливии Киттеридж» идеальна, а в «Меня зовут Люси Бартон» - нет. Обратите внимание, доминируют женщины. У мужчин эта выверенность, отточенность подачи пропала. Либо эксперименты, неряшливая проза, перехлест, либо формально безупречно, но совершенно пустая и бездушная манера. Стиль есть, а идеи отсутствуют, сказать что-то по существу нечего.

Впрочем, за российских авторов можно порадоваться – тут гендерное равенство, мужчины и женщины идут «ноздря в ноздрю» в своем желании писать дурно.

Меняются ли Ваши взгляды на литературу с возрастом? Меняются ли предпочтения?

Конечно, меняются.  Я совершенно охладел к экспериментальной прозе, модернизму и всем его разновидностям, хотя дет двадцать назад это казалось мне привлекательным. Так называемая «высокая литература», с большими проблемами и эпическим размахом меня тоже совершенно не привлекает. А вот литература, выстроенная вокруг бытовых сюжетов, но с выходом на глубинную проблематику, наоборот. Я полюбил «обыкновенные истории».

Донцову читали? Сможете в нескольких словах описать свои впечатления?

Открывал. Просматривал, чтоб получить общее представление о явлении. Не могу сказать, чтобы читал.

Да что Донцова… У нас есть деятели, не уступающие ей в плане плодовитости и, соответственно, качества, вроде какого-нибудь Юрия Никитина. А есть и похуже, если начать копаться в книгах о попаданцах, дамском романе или так называемом российском детективе.

Проблема условной «Донцовой» состоит в том, что после нее читателю трудно двигаться вперед и дальше, к чему-то более сложному. Есть книги, которые открывают дорогу в литературу, а есть, которые закрывают. Романы «Донцовой» принадлежит к последним. Плох не «иронический детектив» или «приключенческая фантастика». Плохи авторы, которые вместо того, чтобы развлекать читателя стараются привить ему мировоззрение абсолютного идиота.

Развлечение и оглупление, не одно и то же, пора уже отбросить это дедовское заблуждение. Развлекательная литература не должна лезть человеку в душу, она должна дарить отдохновение вечером трудного дня. Плохая массовая литература, набитая пошлостями и глупостями, пошлой всезнающей житейской «философией» равнозначна лоботомии.

У нас в России нет хорошей развлекательной литературы, а это значит, что неоткуда будет взяться и серьезной.

Читаете неизвестных авторов, публикующихся на бесплатных платформах, типа Ridero, Bookscriptor, и т.д?

Нет, тех, кто публикуется на «Ридеро» и «Букскрипторе» не читаю. Когда-то я хотел заняться перелопачиванием их каталога. Но потом отказался от этой идеи. Объем работы слишком большой. 

Пишете книги? О чем? Где можно почитать?

Да, у меня есть роман, несколько повестей и рассказов. Что-то из этого выходило в толстых журналах. Роман я отправил в одно издательство. Там сказали привычное: «Текст хороший, печатать не будем». Отправил в другое – там ничего не сказали. Это у нас, кстати, самое распространенный вид хамства в журналах и издательствах, отмолчаться. Чем больше «культуры», тем меньше порядочности. Откажи и все, в чем проблема? Человек пойдет дальше. Впрочем, особо ходить некуда. Это на Западе можно по 60 отказов собирать. У нас с пяток издательств выпускают современную прозу. Но мощностями по раскрутке обладает, по сути, только одно. Все остальное – кустарное производство. Можно с таким же успехом самому свой опус на ксероксе раскатать и сброшюровать без всяких «Ридеро». Поэтому я в какой-то момент просто плюнул на это дело. Сейчас, чтобы писать романы надо быть либо богатым, либо сумасшедшим.

Но поскольку дочь у меня пишет (детская Горьковская премия 2017 года), пришлось подключиться к процессу. Вместе начали цикл повестей для подросткового возраста. В одном из издательств добрались до стадии рассмотрения.

Кем работаете?

Рецензирование, критика – единственная область, в которой я востребован. В другой ипостаси  меня оптимизировали вместе с многолетним опытом работы, званием, степенью и индексом Хирша. Я просто стал не нужен, также как и многие сейчас.

Большой простор сейчас для темы лишнего человека. Но у нас почти никто об этом не пишет.

Издательства заказывают Вам рецензии на книги?

Нет, такого не было. Издательства информируют о новинках и, естественно, хотят, чтобы о них писали. Это все. Вполне возможно, что практика платных (со стороны издателя) рецензий существует, но мне с таким не приходилось сталкиваться ни разу. 

Почему не работаете редактором в издательстве?

Это работа другого рода. Важная и, к сожалению, неблагодарная. Редактура – это акушерство и гинекология, не мой профиль.

Сколько книг читаете в месяц?

Раз на раз не приходится. В среднем, не меньше 20. В авральные периоды вдвое больше. К этому следует добавить такое же количество просмотренных. Но ничего хорошего в таком много- и быстрочтении нет. Здоровье, оно не железное. Читать, как и пить, надо в меру.

Любимые жанры?

Таковых больше нет. Совершенно разлюбил фантастическую литературу. Может быть, переел в 90-е, а может быть в силу предубеждения, что фантастика, затеяв сращивание с большой литературой, просто потеряла себя.

Бывали случаи, когда на Вас обижались авторы? В чем/как это проявлялось?

Обижались. Как проявилось? Одни поговорили («грязнухой-ползухой обозвал») – и все. Нормально, на чужой роток не накинешь платок. Другие начинали печатно какие-то гадости писать. Тоже неплохо. Только подтвердили мое мнение.

Если есть книга в разных форматах: бумажная и электронная, какую будете читать?

В последние годы выбор однозначно в пользу электронных версий. Не вижу смысла в бумажной книге (занимает много места), исключение – иллюстрированное издание.

Читаете по заказу? За деньги?

Нет, в частном порядке, нет. А так работа любого рецензента состоит в чтении и написании текстов за деньги. Только платить должна третья сторона – печатное издание, а не авторы и издатели.

Русская литература в каком состоянии? Дела все хуже или все лучше?

Нет никакой русской литературы. На ее месте существует литература российская, то есть лишенная этнической специфики, без корней и традиций, без их развития. То, что печатает, к примеру, журнал «Наш современник» - имитация некогда сложившихся литературных форм. Нация – понятие, сопряженное с демократией. А у нас вся литература имеет барский характер. Национальная литература предполагает, что всякий голос может быть услышан. Такого сейчас нет. Национальная литература стоит на правде, наши авторы множат ложь и заблуждения. Разве может национальная литература быть замешана на лжи?

В каком жанре русской литературы ситуация лучше, а в какой совсем плохо?

Во всех все совсем плохо. Говорят, что у нас детская литература более-менее. Это, конечно, обман. Люди любят себя обманывать: «Ну, должно же быть что-то хорошее». Нет, не должно. У нас 25 лет разруха (по профессору Преображенскому). Просто раньше мы ее не считали из психотерапевтических соображений достижением.

Общаетесь с коллегами критиками? Читаете их тексты? Кто нравится? Прислушиваетесь к мнению кого-нибудь из них?

Дружба критиков – такое же негативное явление, как и дружба писателей. Ничего хорошего из дружбы в литературе обычно не выходит. Общения не хватает, но есть ощущение, что оно вряд ли возможно. Мы вообще сейчас в обществе все плохо общаемся.

Читаю практически все, что попадается на глаза в толстых журналах, на различных сайтах.

Прислушаться хотелось бы, но каких-то новых неожиданных идей вычитать не могу. По форме бывает, пишут хорошо и здорово формулируют, поэтому новизна формальная. Учишься скорее тому «как» говорить, чем «что».

А так, думаю наоборот, иногда подхватывают что-то у меня. Но уродуют мысль и превращают в полную противоположность сказанному.

Вы живете в Новокузнецке, как там ситуация с доступом к литературе. А к новой литературе?

Особого ажиотажа вокруг современной литературы нет. Как и везде у нас есть магазины «Читай город», есть пара местных книготорговцев, и этого по нынешней жизни вполне хватает. Если завтра в России внезапно перестанут издавать художественную литературу, мне кажется, большинство этого не заметит.

Какая книга, на Ваш взгляд, самая переоцененная? Может несколько назовете?

Практически все современные российские книги, которые на слуху у публики переоценены. Если конкретно, то «Текст» Дмитрия Глуховского, «Прыжок в длину» Ольги Славниковой. Гузель Яхина – один пиар и ничего больше. Из иностранных - Роулинг. Янагихара – и первый роман, и второй.

Самая недооценённая? Может несколько назовете?

Самая недооцененная книга прошлого года Оливье Бурдо «В ожидании Божанглза». Там есть все, за что, как мне кажется, мы любим французскую литературу: настроение, элегантность, тончайший психологизм.

Мало говорили о книге Ричарда Адамса «Шардик».  Серьезная книга, с глубоким философским, религиозным содержанием.

Амос Оз «Фима». Прекрасная книга. Самый ласковый, человечный роман.

Грэм Свифт «Материнское воскресение». Мы часто задаем вопрос: как становятся писателем? Свифт в этом небольшом романе показывает «как», «кто» и «почему».

Боюсь, что незамеченной может остаться и недавно вышедшая у нас книга Тагая Мурада «Тарлан». А там две прекрасных поэтичных повести о том, чем люди живы.

На какой странице перестаете читать, если книга не нравится?

Зависит от конкретного автора, жанра и внутреннего ощущения. Но начало у 90 % авторов неторопливое. Это нормально. Быстрый старт, как правило, ведет к тому, что писатель выдыхается уже к середине. Автор должен постепенно набирать обороты, и финальная часть должна быть самой сильной. Понимая все это, смотришь за тем, как писатель разворачивает сюжет и вбрасывает героев. В любом случае, если треть книги не впечатляет с точки зрения сюжета и идей, можно не читать, потому что автору, похоже, на читателя совсем наплевать. Наплюйте и вы на него.

У Вас трепетное отношение к книгам, или потребительское?

Потребительское и является трепетным. Книга существует для многоразового использования. А так могу сказать, что мало книг на своем веку повредил. Если такое и происходило, то случайно. Загнутые страницы, пометки на полях считаю святотатством и надругательством над книгой.

Сколько томов в Вашей домашней библиотеке?

Сейчас примерно 1500-2000 бумажных книг. Это где-то в четыре раза меньше, чем десять лет назад. Но многое есть в электронном виде. Когда у тебя много книг – это сродни жизни на помойке. Знаешь, что в недрах точно есть что-то важное и полезное, но достать никакой возможности. «Не собирайте себе сокровищ на земле» относится не только к материальным ценностям. В гробу нет не только карманов, но и книжных полок.

Ну а если там что-то есть, то доступ к библиотеке бесплатный, в распоряжении книги не только вышедшие, но и еще не написанные, а для чтения - целая вечность.

Решились бы написать рецензию на кого-нибудь из классиков? Например на Достоевского ли Пушкина?

Почему нет? В этом году портал «Rara Avis» решил подключиться к празднованию двухсотлетнего юбилея Тургенева. Основная мысль проекта «12 томов» как раз в том, чтобы взглянуть на Тургенева свежими очами. Так что рецензия на один из романов Тургенева будет.

С чего началась страсть к чтению/литературе?

С библиотеки. Как и многие в советское время я ходил в районную детскую библиотеку. (Мы как-то увлеклись мифологией и забыли о том, что в советское время книг у людей дома было не так уж и много).

Читать запойно я стал в семь-восемь лет, когда по просьбе матери, тетка отвела меня в библиотеку техникума, где тогда работала. Вид стеллажей, забитых книгами, высотой до потолка, уходящих вдаль, потряс меня. Потом меня стали пускать в хранилище. Это вообще как попасть в пещеру с сокровищами, пыль веков и все такое, книжная археология, сюда не ступала нога человека. До сих пор помню первые книги, которые тогда взял – Вальтер Скотт «Айвенго», Рафаэлло Джованьоли «Спартак», Фенимор Купер «Последний из могикан», Джеймс Оливер Кервуд «Бродяги Севера». Все это в серии «Библиотека мировой литературы для детей». Толстые тома, пахнущие типографской краской.

У меня и первая прочитанная вещь была неплохая – Леонид Пантелеев «Буква Ты». Меня по ней мама читать научила.

Важное качество, которым должен обладать литературный критик?

Ум. Глупостей люди и без меня наслушаются.


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

«Звёздочка» Владимир Пимонов

На первый взгляд, она эгоистка, собственница. "Моя ложка" (с чуднЫм углублением. вилку категорически отрицает), "мой нож" (самый маленький, с заостренным носиком - им удобно картошку чистить), "моя кружка" (синего цвета, пластиковая, ручка отломана), "моя миска" (небольшая, с темно-зеленым стандартным узором)....

читать далее...

«Двое в одном» Антон Чехов

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, - и я потерял!
Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете... Несмотря на позднее...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

О манипуляциях известного телеведущего и крупнейшего издательства страны с книгой Федоры Яшиной «Богоубийцы, или, Колдуй баба сказал дед доставая пистолет», и как подобные манипуляции сказываются на Литературе в целом. Материал публикуется без купюр.

Правительство собирается нас ебать, но мы от этого будем крепчать ;)

Правительство собирается нас ебать, но мы от этого будем крепчать ;)

Правительство России может увеличить НДС на книги с 10% до 18%. Утверждают, что премьер-министр Дмитрий Медведев говорил об этом на совещании с тремя российскими министерствами.

Президент издательства «Просвещение» Владимир Узун: Бумажные книги будут существовать еще долго

Президент издательства «Просвещение» Владимир Узун: Бумажные книги будут существовать еще долго

Электронные учебники в ближайшем будущем не вытеснят бумажные, эти форматы будут еще долго вместе существовать, так как решают разные задачи, считает президент.

Как устроен книжный рынок России

Как устроен книжный рынок России

Сложившийся книжный рынок России можно оценить в 60 млрд рублей без учета учебников. Учебники сознательно не включают в выборку, так как этот сегмент нельзя назвать рыночным на 100%. Указанная сумма – это все деньги всего книжного рынка России от производителей бумаги и типографий до авторов, издателей и книжных магазинов. В валютном ...

Литература в цифрах

5 лет

Срок по истечении которого, по планам господина Новикова, «Эксмо-АСТ» должно войти топ-10 европейских издательств. Источник

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

Прямая речь

Юрий Буйда, писатель:

Литература – занятие адское. Можно ли к нему относиться спустя рукава? Можно. Источник

Елена Соковенина, главный редактор издательства «Эдвенчер Пресс»:

Если у издательства есть любовь к определённому жанру и оно не выпускает всё подряд, то найти свою аудиторию ему намного проще Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

Уровень общественной мысли журнала «Новый мир»

«Новый мир» позиционирует себя не только как литературный журнал, но и как журнал «общественной мысли». Да, были  времена, когда это издание славилось высоким  уровнем общественной мысли и в публицистике, и в художественных текстах. А как же сегодня в «Новом мире» обсто...

Кандидаты в классики или?..

В последнюю  четверть века существенно изменилось «лицо» русской литературы, оно подурнело.  Отчасти это произошло под влиянием «постмодернизма», пришедшего к нам с Запада.  Многие наши литераторы в своём творчестве решили «догонять» Европу, хотя пик...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Бедные люди с топорами

В конце мая уместно вспомнить самую громкую пиар-акцию русской литературы под кодовым названием «Новый Гоголь явился!». Обстоятельства одних «фантастических суток» 1845 года хорошо известны: Достоевский прочитал Григоровичу роман, слушатель был «восхищен донельзя», тем же вечером...

Закопать Жанетту

Алексей Цветков выложил в открытый доступ новую книгу стихов. Ну, так все сейчас делают, и небезуспешно: за день, как признался автор, разошелся стандартный тираж поэтического сборника, «бумажной публикацией такого эффекта не добиться». Дело в другом. Книга называется «вместо пос...

Интервью

Литературные мероприятия

23 и 27 мая 2018 года в лектории павильона «Рабочий и колхозница» пройдут лекции цикла «125 лет с Маяковским»

Лекции посвящены судьбе, мифам, творчеству и типологии произведений прославленного поэта.   

Вторая издательская школа Франкфуртской книжной ярмарки и Музея современного искусства «Гараж»

Будут обсуждаться вопросы: как работает книжный дизайн и влияет ли дизайн на продажи книг — и если да, то как?

19 мая. Встреча из цикла «Как рождается слово: Встречи с переводчиками»

Гость — Вера Аркадьевна Мильчина, историк литературы, переводчик с французского, комментатор, ведущий научный сотрудник Института ...

Встречи с писателями

28 мая. Андрей Геласимов и Алексей Варламов

Встреча в рамках лектория «Fabula rasa». Тема: литературные премии – двигатель издательского процесса?

21-26 мая. Гузель Яхина в Москве

Гезель встретится с читателями в книжных магазинах и библиотеке

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

«Словарь новейших иностранных слов», «Словарь поэтический иносказаний Пушкина», «Слитно? Раздельно? Через дефис?», «Этно...

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

Де-факто заведение прекратило работу еще год назад и оставалась только вывеска. Часть фондов была отправлена в Библиотеку иностранной...

Новости издательств

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

Приятная новость! «Просвещение» подало иск к «Вентана-граф»  (входит в группу «Эксмо-АСТ») в начале января 2018 года,...

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Сообщается, что издательство будет специализироваться на русской и переводной прозе, как современной, так и той, которая уже ...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Да, это мощный и современный во всех отношениях роман. Все ищут героя. А героя нет. Потому что он сейчас не главное (а может и никогда им не был). Потому что мышление героями – ложь по отношению к современному моменту (да и самообман к тому же), вчерашний ден...

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Эта книга вечное художество; и оно - не только о семье; сверхзадача этой книги гораздо шире. Книга - о жизни и смерти. Это почетные вечные темы; насущнее хлеба и насущнее неба (простите мне эту сверхклассическую рифму...) нет ничего на белом свете.

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

До знакомства с рукописью романа «Дорогая, я дома» мне вообще не приходилось слышать об её авторе Дмитрии Петровском (кстати, был такой поэт-футурист, его полный тёзка, но это к слову). Тем интереснее неожиданно находить в лонглисте такие жемчужины. Как вы уже...

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Назвать этот роман историческим не поворачивается язык. Перед нами метаистория – по Даниилу Андрееву – первичная плазма бытия, бесконечное сегодня, не позволяющее сознанию вырваться из текущего потока и возвыситься над ним, дабы обрести осмысление и ясность.

Детская литература

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

Минимальный балл по данному предмету, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. Экзаменационная работа по литературе состоит и...

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Малоизвестная сказка «Одолеем Бармалея!» представлена в фонде Президентской библиотеки.

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Сообщается, что цель издательства - создавать книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание и просто позволят проводить больше времени вместе с ребенком.&nbs...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял, не замечая,
Рядом два таджика что-то ели,
Черными еблищами качая
В такт колесам, едущим в туннеле.

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов