комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия ЗайцеваЮлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Нечитатель – это профессия

22 Дек 2017

В начале декабря Московский центр «Благосфера» объявил об открытии Книжного клуба и предложил встретить новый литературный год в компании тех, кто знает о книгах все. Подвести итоги юбилейного 17-го и нарисовать перспективы 18-го пригласили хорошо всем известных активистов книжного мира. Они участвуют в «раздаче слонов» российских литературных премий или хотя бы комментируют эту раздачу, организуют книжные фестивали, пишут о новинках, руководят литературными школами и порталами. Да и сами являют собой порталы, через которые простому читателю дозволяется заглянуть в зазеркалье высокой литературы. Короче, состав экспертов оказался на редкость представительным:

Майя Кучерская, писатель, критик, член жюри литературных премий, руководитель Сreative Writing School и магистерской программы «Литературное мастерство» .

Константин Мильчин – журналист, критик, член жюри литературных премий, организатор книжного фестиваля в Иркутске, главный редактор портала «Горький».

Наталья Кочеткова-Морозова – критик, член жюри литературных премий, литературный обозреватель Lenta.ru.

Этот дримтим профессионалов в первый же день работы Клуба обозначил главные проблемы в секторе аналитиков современного литпроцесса. Вот на какие выводы вдохновили меня их выступления.

1.​ ЗАМЕНА АНАЛИТИКИ ВКУСОВЩИНОЙ

Атмосферу вечера в «Благасфере» (даром, что новогоднего) трудно было назвать сказочной, а уж тем более благостной. Потому что вместо праздничных конфетти суровые критики все время метали молнии. Прилетело Гиголашвили, который слишком тяжеловесен и цветист, Алешковскому, он не заслужил прошлогоднего «Букера», Николаенко, которая, кажется, не заслужила Букера нынешнего, Рубанову за то, что не понравился финал его романа «Патриот», Глуховскому за провисания чуть ли ни всех сюжетных линий, плохой язык и слабого редактора, Прилепину, фамилию которого страшно произносить, Шишкину, его романы слишком однообразны, Тарт, в ее текстах выпирает азбука писательского мастерства, Минаеву за коммерческие заголовки, и, наконец, некоему собирательному писателю и по совместительству сценаристу без имени за то, что его романы напоминают развернутые сценарные заявки…

«Ну-ка, ну-ка, а теперь давайте просмакуем подробности!» - скажете вы, потирая ладошки. «Предъявите-ка нам разбор сюжетных и редакторских ляпов «Текста» Глуховксого, покажите однообразие Шишкина и растолкуйте, почему это плохо….». Ведь не секрет, что читать разоблачения каждому приятно. И вот здесь я вас огорчу, продолжения не будет, потому что актуальный сейчас девиз современной критики «БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН» стал главным кредо и для литоценщиков в этот вечер.

Почти все понравилось/не понравилось раздавались без всякой конкретики и примеров. Мильчин в самом начале разговора запустил реплику, что читать сейчас абсолютно нечего, но забыл ее доказать. Кочетковой-Морозовой понравился «Патриот» за то, что автор выпустил книгу после долгого перерыва, но не понравился финал романа без объяснения причин. Кучерской, напротив, роман Рубанова понравился именно за финал, но снова без лишних объяснений. На протяжении всего разговора эксперты демонстрировали публике аналитику уровня фейсбука, раздавая не оценки, а лайки.

Простодушный читатель пришел пообщаться с гурманами, чтоб получить рецепт блюда, а ему очень скупо рассказали о вкусовых ощущениях .

2.​ ПРОЛИСТЫВАНИЕ

Еще одну проблему современной критики очень точно и честно обозначила Майя Кучерская – пролистывание. Она призналась, что не читает современную литературу от корки до корки, а только пролистывает. И это вполне логично. Посчитайте, сколько книг рецензирует известный (активный) критик за год, приплюсуйте к этому книги, по которым он высказывается коротко на мероприятиях и в СМИ, и добавьте еще от 50 до 100 произведений из премиальных списков, которые он оценивает как член жюри. Загляните в график околокнижных фуршетов, где ему позарез надо быть. И, конечно, не забудьте учесть, что у всех российских критиков есть еще основная работа: преподаватель, писатель, редактор, журналист. И останется сделать уже совсем очевидный вывод: известный российский критик – это человек, который не прочитал ни одной книги вдумчиво и до конца. Что тут скажешь? Издержки профессии, вопросов и сомнений быть не может. Я сомневаюсь лишь в одном: честно ли после пролистывания уверенно заявлять, что все сюжетные линии у Глуховского проседают. По-моему, с таким же успехом можно ставить диагноз по фотографии в паспорте.

3.​ «БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ НЕКРАСИВО»

Это абсурдное утверждение очень точно характеризует основной пафос критических оценок наиболее успешных современных текстов. Если произведение выходит тиражом больше двадцати тысяч в год, его автор рискует прослыть писателем, подстраивающимся под ожидания публики, жертвой политзаказа, ловкачом, держащим нос по ветру, чтобы вовремя уловить летающие в воздухе тенденции. К сожалению, я слишком часто сталкиваюсь с тем, что критики скорее готовы подписаться под самыми нелепыми объяснениями, чем искренне поаплодировать писательскому таланту и профессионализму их современника. Вот недавний комичный пример из моей коллекции. Критик Жучкова написала развернутую статью о творчестве Иванова. Ей никак не давал покоя его успех у читателей, и критик на протяжении всей статьи пыталась найти объяснения такой популярности. Задачу усложняло то, что Жучкова даже не рассматривала такие банальные аргументы, как талант, работоспособность, профессионализм, незаурядное мышление и широкий кругозор автора, и накреативила целый набор своих объяснений, нетривиальных. Самый смешной из них: секрет успеха Иванова в том, что он просто ловит модные темы-тенденции и пишет по ним книги. Действительно, что может быть проще: посмотрел телик, почитал газету, а там все хипстерики в узких брючках трут на тему горнозаводской цивилизации или древнего княжества 15 века, или с пеной у рта обсуждают восстание Емельяна Пугачева, или сокрушаются об опасностях новой он-лайн культуры, или дискутируют над судьбами города Екатеринбугра в эпоху 90-х. Но это лишь отступление в тему, Жучковой не было на мероприятии, с которого я веду репортаж.

Но зато остроумно покреативил Константин Мильчин. Ему удалось-таки отыскать внелитературные причины успеха писательских текстов в кино, правда, назвать конкретные фамилии критик почему-то забыл или не решился. Кажется, Константин действительно верит в то, что причиной повышенного внимания киношников является не фактурность и сильная драматургия произведения, а то, что писатель в расчете на экранизацию изначально пишет роман как развернутую сценарную заявку. А вот здесь уже очередь посмеяться киношникам. Ведь только они каждый день смело заглядывают в бездну, которая простирается между романом и окончательной версией режиссерского сценария, и ни один, даже самый трудолюбивый писатель, не в силах ее заполнить. А мне остается только позавидовать самому экранизируемому писателю в мире Вильяму Шекспиру за то, что не нашлось на него критика Мильчина.

И почти финалом содержательного вечера стал вопрос одной из читательниц к Майе Кучерской. Вопрос касался названия книги «Родина моя, Автозавод», которую Кучерская в начале разговора обозначила как главную для нее книгу уходящего года. Читательница максимально деликатно призналась, что не купила бы книгу с таким названием. На что директор Creative Writing School ответила, что это название можно считать достоинством книги, потому что оно говорит о том, что автор не думал о коммерческом успехе (как, видимо, делали авторы удачных названий типа «Война и мир» или «Идиот»), а писал от души. Это был последний гвоздь в крышку темы. И плакать хочется, но, как ни странно, не над писателем, которого все время стремятся выставить дураком, а над читателем, которого за дурака держат.

Автор: Юлия Зайцева


Возврат к списку

Комментарии

23.12.2017 | Sasha:
Да, литературную дримтим вы разрушили. Крепкую литературную дримтим. В пух разметали. Так им и надо.
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад
23.12.2017 | М. Кучерская:
Очень жаль, что все, что было сказано на встрече, Вы истолковали настолько по-своему, выражаясь мягко. Есть такая штука - диктофон, рекомендую попробовать. Всего наилучшего! М. Кучерская
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад
24.12.2017 | Юлия Зайцева:
Да, диктофон полезная штука, а еще была видеозапись. Рекомендую пересмотреть или переслушать.
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад


Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

«Перед лицом смерти» Аркадий Аверченко

В этот день я был на поминальном обеде.

Стол был уставлен бутылками, тарелочками с колбасой, разложенной звездочками, и икрой, размазанной по тарелке так, чтобы ее казалось больше, чем на самом деле.

Ко мне подошла вдова, прижимая ко рту платок.

читать далее...

«Звёздочка» Владимир Пимонов

На первый взгляд, она эгоистка, собственница. "Моя ложка" (с чуднЫм углублением. вилку категорически отрицает), "мой нож" (самый маленький, с заостренным носиком - им удобно картошку чистить), "моя кружка" (синего цвета, пластиковая, ручка отломана), "моя миска" (небольшая, с темно-зеленым стандартным узором)....

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Хорошая книга - броня от сердцеедов Посмотреть полный размер

Хорошая книга - броня от сердцеедов

Британские ученые выяснили - женщина не читающая дешевые любовные романы, реже становится жертвой сердцееда. Приучайте дочек к хорошей литературе ;)
Автор рисунка: Fernando Vicente. Источник
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Сергей Нарышкин, директор службы внешней разведки Российской Федерации: «Чтение как протест»

Сергей Нарышкин, директор службы внешней разведки Российской Федерации: «Чтение как протест»

Нынешние родители и учителя часто высказываются в том смысле, что молодёжь наша перестала интересоваться литературой, дети увлечены планшетами и компьютерами. Некоторые добавляют, что молодые люди читают, может, и не меньше, но в основном это френдленты в соцсетях да поверхностны...

Датское издание Berlingske: Чехов остается современным

Датское издание Berlingske: Чехов остается современным

Есть такая страна — Россия. На самой верхушке сидит царь, который ею правит. На самом дне прозябают крестьяне — бедные, грязные и голодные. Кроме того, в ней есть интеллигенция, ретроградски настроенная церковь и раздутый чиновничий аппарат. Есть и знать, наделенная массой привил...

Москва создает библиотеки будущего - современные медиацентры

Москва создает библиотеки будущего - современные медиацентры

«А разве сегодня кто-то ходит в библиотеки?» - задаются вопросом одни. «Никуда ходить не нужно, любую книгу можно скачать в интернете!» - заявляют другие. Но в библиотеке теперь не только выдают книжку на дом. За последние несколько лет в читальнях Москвы произошли колоссальные и...

О пользе народной цензуры

О пользе народной цензуры

Известный писатель и чтец собственных произведений Александр Цыпкин, приболел звездной вседозволенностью и позволил себе хамские высказывания в адрес женщин ("Страшные бабы" и т.д.) недостойные мужчины. Последствия не заставили себя долго ждать.

Резонансное интервью: Вопросы разработчику новых ФГОС по литературе

Резонансное интервью: Вопросы разработчику новых ФГОС по литературе

Минобрнауки выступило с предложением ввести новые стандарты по литературе. Программа понравилась не всем, многие словесники выступили против предложенный стандартов. Как выглядит ситуация с новыми стандартами по литературе с точки зрения их авторов, какие цели ставит реформа и чт...

Литература в цифрах

700 000 рублей

Размер денежного вознаграждения победителю премии «Просветитель». Каждый финалист получает денежный приз в размере 100 тысяч рублей Источник

95 млн рублей

Размер налога НДС в год, который платит липецкая «Роспечать», вместо того чтобы направлять их на развитие предприятия. Источник

Прямая речь

Алексей Иванов, писатель:

Я в конфликте с московской литературной тусовкой — я там никого не люблю, а точнее, всех терпеть не могу. Источник

Сергей Зинин, председатель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе:

Потому что одни будут управлять обществом, а другие будут просто сырьем для его воспроизведения. Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

Сон в зимнюю ночь

Интересный сон приснился мне сегодня. Будто нахожусь я в Москве возле Большого театра, где проходит Всероссийская  конференция писателей и читателей на тему «Есть ли будущее у русской литературы?». И самое интригующее, что в конце дня участники  должны голосов...

Народ и власть в поэзии сопротивления

Тему народа и власти в русской поэзии мы  встречаем у Г.Р. Державина и В.А. Жуковского, но с новой силой она «зазвучала»  в творчестве А.С. Пушкина. Не будем цитировать его многочисленные строки на эту  тему, - они хорошо известны. Лишь отм...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Памятник нерукотворный

Июнь — время государственных экзаменов. В моём университете китайские студенты защищают дипломные работы. Половина посвящена творчеству местного поэта Петра Степановича Комарова. Комаров (1911-1949) — дальневосточный поэт, прозаик, журналист, небольшой и, пожалуй, не ухватистой с...

Критик в гриппе и вокруг него

Нужно было дождаться заложенного горла, слезящихся глаз, предательской слабости и ненависти ко всему окружающему, чтобы сесть за рецензию на новый роман Сальникова. Но он сам вдохновил на это, посвятив «Петровых» гриппу «и вокруг него». А Вл.Новиков когда-то учил, что сочинение о...

Интервью

Литературные мероприятия

Редакция №1 издательства «ЭКСМО» снова проводит большую книжную распродажу «Счастье имеет вес»

Распродажа пройдет 23 и 24 июня на Даниловском рынке. Все книги можно будет купить по одной цене — 700 рублей за килогра...

Мастер-класс: От креативного письма к литературному творчеству

Мастер-класс по креативному письму для сотрудников московских библиотек, обслуживающих детское население.

Летние пешеходные экскурсии «Москва в поисках литературного героя»

Этим летом в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля подготовили пешеходные экскурсии п...

Встречи с писателями

19 июня. Алекс Дубас и Наринэ Абгарян

Публичные чтения проекта «17 страница». Алекс Дубас, известный теле — и радиоведущий, писатель и журналист, путешественник и шоуме...

Лекции Михаила Веллера в московских магазинах

Лекции состоятся 18, 19, 21 и 28 июня. Михаил Веллер представит свою книгу «Огонь и агония» и сопроводит выступления циклом л...

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Мастер-класс: От креативного письма к литературному творчеству

Мастер-класс: От креативного письма к литературному творчеству

Мастер-класс по креативному письму для сотрудников московских библиотек, обслуживающих детское население.

Всероссийский конкурс «Библиотекарь 2018 года»: приём заявок стартует 15 июня!

Всероссийский конкурс «Библиотекарь 2018 года»: приём заявок стартует 15 июня!

Конкурс проводится с целью сохранения высоких стандартов библиотечного дела, поощрения лидеров профессионального мастерства и моло...

«Летняя лаборатория чтения» в июне

«Летняя лаборатория чтения» в июне

Всё лето в Российской государственной детской библиотеке будет работать «Летняя творческая лаборатория чтения» - открыты...

Новости издательств

Издательство «ВРЕМЯ» объявило конкурс рецензий на свои книги

Издательство «ВРЕМЯ» объявило конкурс рецензий на свои книги

Рецензии не на все книги а на "премиальные". В качестве приза наборы книг издательства.

Редакция №1 издательства «ЭКСМО» снова проводит большую книжную распродажу «Счастье имеет вес»

Редакция №1 издательства «ЭКСМО» снова проводит большую книжную распродажу «Счастье имеет вес»

Распродажа пройдет 23 и 24 июня на Даниловском рынке. Все книги можно будет купить по одной цене — 700 рублей за килогра...

10 главных non-fiction новинок мая от Альпина Паблишер

10 главных non-fiction новинок мая от Альпина Паблишер

Издательство подготовило обзор самых интересных новинок мая: о воплощении мечты, шпионаже, блогерстве, больших деньгах и...

МИФу исполняется 13 лет

МИФу исполняется 13 лет

Издательство приглашает на праздник. Обещают всем подарки.

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу Ильи Фальковского «Володя, Вася и другие. Истории старых китайских интеллигентов, рассказанные ими самими»

Рецензия на книгу Ильи Фальковского «Володя, Вася и другие. Истории старых китайских интеллигентов, рассказанные ими самими»

«Володя, Вася и другие…» – книга в жанре устной истории, написанная преподавателем русского языка в первом в Китае частном университете. Автор записал рассказы пожилых китайцев, десятки лет изучающих и преподающих русский язык. Также в книгу включены его собст...

Рецензия на книгу «Формула свободы» Ирины Богатыревой

Рецензия на книгу «Формула свободы» Ирины Богатыревой

Хочу рассказать про текст для меня почти волшебный. Давно я не получал такого удовольствия от чтения текста, следя за тем, как меняется главный герой, обретая себя.

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Да, это мощный и современный во всех отношениях роман. Все ищут героя. А героя нет. Потому что он сейчас не главное (а может и никогда им не был). Потому что мышление героями – ложь по отношению к современному моменту (да и самообман к тому же), вчерашний ден...

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Эта книга вечное художество; и оно - не только о семье; сверхзадача этой книги гораздо шире. Книга - о жизни и смерти. Это почетные вечные темы; насущнее хлеба и насущнее неба (простите мне эту сверхклассическую рифму...) нет ничего на белом свете.

Детская литература

V детская литературная премия «Глаголица» продолжает прием заявок

V детская литературная премия «Глаголица» продолжает прием заявок

До 10 сентября 2018 года будут приниматься произведения авторов в возрасте от 10 до 17 лет в номинациях: поэзия, проза, эссеистика, художественные переводы с французского, английского, ...

«Летняя лаборатория чтения» в июне

«Летняя лаборатория чтения» в июне

Всё лето в Российской государственной детской библиотеке будет работать «Летняя творческая лаборатория чтения» - открытые бесплатные литературные, литературно-познавательные и игро...

1 июня суперфиналисты «Живой классики» ждут вас на Красной площади

1 июня суперфиналисты «Живой классики» ждут вас на Красной площади

Лучшие юные чтецы всегда встречались на главной сцене самого важного книжного фестиваля страны в пушкинский день. Однако в этом году традиция будет нарушена: в связи с переносом дат «Красной...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил, что маленьким это очень вредно. Раздавал щелбаны и пинки, стоя у меня за спиной, а когда я возмущался, то он съезжал с темы и говорил, что это не он, а «вон та толстая тётька…»

В общем, мой старший брат издевался надо мной, как хотел.

В то, предшествующее школе, лето мы своим ходом ездили к бабушке, на улице Красноармейской, на троллейбусе. Мою группу в детском саду уже расформировали, а на новые знакомства я шёл весьма неохотно в ту пору. Поэтому в детский сад меня решили не водить, а отправлять со старшим братом к бабке, которая жила в своём доме, в районе города, который весь был и занят частной застройкой.

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов