Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия ЗайцеваЮлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Ответы успешного Иванова, который с 2005 года уже не задумывается о гонорарах, вдохновляют многих. Каждую неделю я получаю письма от дебютантов с предложениями и вопросами. Каждому совершенно законно хочется предъявить публике свой роман так, чтобы получить не только признание, но и финансовую независимость. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводитель в издательский бизнес, а вы уже сами решайте, сдаться на старте или рискнуть и выйти в открытый космос.

Базовая ступень для перехода из разряда любителей в профессиональную лигу – издательский договор. Главные его составляющие: сроки, аванс, размер рояли и объем передаваемых прав.

СРОКИ. Умный писатель не отдает права на книгу издательству навсегда. Обычно это договор на 3-5 лет. Для продюсера позволительны банковские аналогии, их помощью и воспользуюсь. Книга – это деньги, которые вы кладете в банк, только банк в вашем случае — это издательство.  За пользование деньгами банк выплачивает вам проценты, а издательство – роялти. Банк размещает ваши деньги в инвестиционные фонды, раздает их в виде кредитов и в итоге получает прибыль, которой делится с вами. Банк лучше нас знает, как заставить деньги работать. Издательство знает, как заставить работать ваш текст: опубликовать, раскрутить, продать. На несколько лет вы даете ему карт-бланш, а потом подсчитываете гонорары и решаете, как действовать дальше: заключать следующий договор или искать следующее издательство, более эффективное.

РОЯЛТИ. Это процент, который получает автор от продажи каждой книги. Автору, в зависимости от известности, обычно предлагают от 7 до 30 процентов, но не от стоимости в магазине, а от отпускной цены издательства. Все книги стоят по-разному, потому что у всех сетей разные накрутки.  Но примерно отпускную цену все же возможно представить. Для этого смотрим стоимость книги в интернет-магазине и делим ее на два.  Получится примерно 150-300 рублей.  Теперь для того, чтобы понять размер писательского гонорара, нам остается выяснить лишь тираж. В сегменте качественной прозы авторы-дебютанты могут рассчитывать на 1-3 тысячи экземпляров в год. Маститые авторы на 5-100 тысяч. Дальнейший расчет – дело техники.

Если вам совсем не повезло, и звезды сыграли по минимуму, то вы можете надеяться на годовой гонорар в 10 500 рублей: 150 (отпускная цена) умножить на 7% (роялти) умножить на 1000 (тираж).

Но если все сложилось по максимуму, то вы получите в год аж 9 000 000 рублей: 300 (отпускная цена) умножить на 30% (роялти) умножить на 100 тысяч (тираж).

Так что, как говориться, думайте сами, считайте сами, писать или не писать.

АВАНС. Иногда в издательских договорах прописывается аванс, который выплачивается автору в счет будущих продаж задолго до выхода книги. Для известных авторов крупные авансовые выплаты – это гарантия, что издательство будет работать с произведением максимально эффективно, потому что оно захочет как можно быстрее вернуть потраченные деньги. Для издательства авансовый договор с коммерчески успешным автором – это гарантия, что его новый бестселлер не уйдет к конкурентам. По объективным причинам авторам-дебютантам на аванс рассчитывать не приходиться, потому что на старте никто не возьмется предсказывать, какие коммерческие бонусы ожидать от кота в мешке.

ОБЪЕМ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПРАВ. Вместе с книгой возникает множество вариантов ее использования. Ее можно издать в бумажном, электронном и аудио формате. Можно продать права на переводы, экранизации, театральные постановки, компьютерные игры. Если книга стала брендом, на ее основе могут организовывать фестивали, создавать музеи, строить гостиничные и туристические объекты. Список возможностей безграничен. И прибыль от околокнижных проектов может превышать издательские гонорары в разы. Но вы их получите только в том случае, если не повторите ошибку авторов суперуспешной серии «Анжелика».  Анн и Серж Голон передали издательству все возможные права на свои тексты и проиграли. Чтобы представить масштаб возможных потерь, приведу только одну цифру: права на экранизацию произведения известного писателя в России стоят от 20 до 200 тысяч долларов.

Вот коротко о главном я рассказала, но не хочется заканчивать на этой неутешительной для дебютантов ноте. Ведь мои расчеты показывают, что писательский минимум в рублевом эквиваленте в разы ниже прожиточного, и при среднем везении начинающий автор может надеяться на 50 тысяч в год.  Чтобы моя колонка не превратилась в реквием по мечте, расскажу о счастливых случаях.

Самый яркий пример последних лет – это, конечно, первый роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».  Для меня это образец правильной судьбы сильного текста. Рукопись сначала оценило ведущее российское агентство «Elkost», потом серьезное издательство «Редакция Елены Шубиной». В первый год роман собрал все престижные литературные премии (для справки размер «Большой книги» - 3 миллиона рублей), права на экранизацию купил телеканал «Россия», книгу перевели на три десятка языков и поставили в нескольких театрах. На сегодня общий тираж «Зулейхи» уже больше 175 тысяч, роман третий год держится в списках бестселлеров. А Гузель Яхина все эти годы разъезжает по стране с презентациями и пишет новый роман «Дети мои», который, кстати, выходит в мае стартовым тиражом в 60 тысяч экземпляров (для сравнения стартовый тираж последнего Пелевина – 50 тысяч). Результат не только фантастический, но и правильный.

Для скептиков приведу еще один, белее реалистичный, пример – мой любимый писатель Алексей Иванов. 13 лет он работал в стол без надежды на публикацию. За это время были написаны несколько фантастических повестей и романы «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Сердце пармы».  В 2003 году Иванову удалось пробиться в издательство и понеслось... Друг за другом были изданы все написанные произведения, и почти сразу проданы права на экранизации «Географа», «Сердца пармы» и «Золото бунта». Сегодня общий тираж книг Иванова более полутора миллионов экземпляров.

Главный вывод из этих историй: лучше писать, чем считать. Шанс выпадает не всем, но быть готовым к нему – того стоит.

Автор: Юлия Зайцева


Возврат к списку