комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Краткий гид по книжно-феминистскому активизму в России

Краткий гид по книжно-феминистскому активизму в России 17.09.2018

Зачем феминистки меняют в библиотеке портреты писателей на портреты писательниц, клеят самодельные журналы и почему «ФемИнфотека» располагается в бывшем кухонном помещении? «Горький» выяснил, как сегодня развиваются феминистские книжные инициативы и для чего они нужны.

Литературный труд не раз выступал в истории как средство эмансипации и объединения женщин. Например, издательская артель Марии Трубниковой и Надежды Стасовой появилась уже в 1863 году: предполагалось, что женщины будут от начала и до конца самостоятельно делать книги и тем самым зарабатывать на жизнь. Артель просуществовала около десяти лет и стала заметным явлением в женском движении.

Спустя 150 лет ситуация изменилась, но книжная сфера по-прежнему остается важным для феминистских высказываний местом. 2010-е годы, особенно вторая их половина, показали, что можно говорить о новом движении, которое пока только набирает обороты. Сегодня книжный фем-активизм существует в самых разнообразных формах: лекции, ридинг-группы, выставки, библиотеки, специализирующиеся на феминистской тематике, издательства (No Kidding Press), отдельные книжные серии, а также блогерство и ведение телеграм-каналов. По просьбе «Горького» участницы движения рассказали о своих проектах и целях.

Активизм

Дарья Ширяева, организатор круглого стола «Сообщество/текст/книга: феминизм в современной книжной культуре» на прошедшем недавно книжном фестивале «Ревизия»

Еще несколько лет назад сложно было представить, что в русскоязычной книжной культуре может появиться самостоятельное феминистское поле — и вот 2018-м мы видим курсы для писательниц, феминистское издательство, зин-воркшопы. Феминисткам пора обозначить свое место в литературном поле, отрефлексировать процессы в современной культуре, и круглый стол в рамках фестиваля «Ревизия» был организован именно с этой целью.

Невозможно говорить о современной книжной культуре без обсуждения феминистской повестки, для которой актуальны критический пересмотр практик и техник (коллективного) чтения и письма, проблематизация создания текста, его оформления и публикации, будь то создание медиа-ресурсов, зинов, книг и т. д. Феминистская повестка не только переформатирует существующие интеллектуальные и профессиональные среды, но и формирует независимые, неинституциональные сообщества читательниц и читателей.

Вовлечение в эти сообщества не только свидетельствует о стремлении «разобраться в (гендерном) вопросе», но и позволяет создавать полифонические пространства диалога, познавательных и активистских практик — мы наблюдаем эти процессы как общую тенденцию в современной книжной культуре, в которой феминистские дискурсы занимают особое место.

Феминистская оптика пересматривает отношения власти, политизирует личное, расширяет или даже ломает границы застывшей картины мира, открывая более широкий доступ к образовательным практикам. Развитие другой, современной интеллектуальной культуры может основываться только на принципиально отличном познавательном опыте. Поэтому в современной городской книжной культуре возникают «общие места», где феминистские сообщества перестают быть маргинальными и существуют на равных с прочими.

Александра Лаврова, бывшая сотрудница Библиотеки им. Добролюбова, куратор выставки «Авторки»

Идею выставки «Авторки» подало само пространство, в котором мне тогда довелось работать, — помещение библиотеки, построенной в 1950-х годах и оформленной в неоклассицистическом стиле. Главный зал библиотеки представлял собой пантеон русских/советских писателей, тех, кого должен ценить каждый советский ребенок (библиотека была детской). На колоннах зала висели портреты Пушкина и Толстого, Некрасова и Маяковского, Тургенева и Лермонтова, и при этом не было ни одной женщины — в стране, где женщины номинально получили все права и свободы значительно раньше, чем во многих других странах. Идея заменить эти портреты на женские пришла мне почти сразу, как я увидела все это, но саму акцию решено было приурочить к 8 марта. Это же госучреждение, там очень любят, чтобы все было приурочено к каким-то датам.

Многие реагировали скептически, когда я сказала, что заменю все портреты писателей (их было чуть больше тридцати) портретами отечественных писательниц тех же эпох: возникали сомнения, что наберется достаточное количество. Но как только я начала копаться в материалах, очень быстро стало ясно, что писательницы были, их было много, многие были достаточно успешны как в социальном, так и в коммерческом планах. Что самое интересное, многие их тексты актуальны по сей день, читаются вполне себе бодренько. Моя фаворитка — Софья Ковалевская, гениальная ученая, написавшая несколько повестей, каждая из которых достойна внимания.

«ФемИнфотека»

Участницы «ФемИнфотеки»

«ФемИнфотека» — это горизонтальный активистский проект квир-феминисток. Наш коллектив образовался в 2016 году, нашлось место в Открытом пространстве на ул. Достоевского, 34, где наша библиотека смогла разместиться, — нам выделили целую кухню, так что с марта 2016 года мы располагаемся в бывшей кухне, что уже само по себе символично. На сегодняшний день «ФемИнфотека» — труд семи лет, коллектив из пяти человек, собрание из более чем 400 книг и более чем 300 зинов.

Идея нашей библиотеки — собирать и распространять феминистские тексты, тексты о гендере, о сексуальности, будь то книги, журналы, брошюры или зины. Пополнение фондов нашей библиотеки — проявление солидарности между активистками из разных городов, разных стран и разных поколений. Мы не берем с читательниц денег, не спрашиваем документов и пытаемся сделать книги максимально доступными для всех. У нас практически нет средств на покупку книг, мы не получаем финансирования, за аренду помещения не платим, большую часть изданий нам приносили читательницы из дома, дарили новинки, присылали свои зины. Это, как нам кажется, доказывает нам самим в первую очередь, что запрос на такую деятельность есть, люди хотят читать и делиться прочитанным. Нам очень важно понимать, что мы занимаемся так называемым инфраструктурным социальным активизмом, создаем альтернативную городскую среду.

Зачем? Ну, во-первых, у нас очень уютно! Во-вторых, тут вы можете увидеть, сколько прекрасных людей писали замечательные книжки, сколько невероятных биографий есть в разделе Herstory. Книги нашего фонда далеко не только феминистские исследования. Это и научно-популярная литература, и художественная, и детская — просто альтернативная литература, которую теперь можно не выискивать, а просто приходить, брать и читать.

Фемзины

Таня Егорова, участница коллектива феминистской библиотеки «ФемИнфотека», соорганизатор круглого стола «Сообщество/текст/книга: феминизм в современной книжной культуре»

В «ФемИнфотеке» мы издали два переводных зина: о феминистской самозащите и, можно сказать, об альтернативном правосудии — о модели ответственности сообщества в домашнем насилии.

Время от времени продолжаем клеить зины дома и на мероприятиях, собираем коллекцию. Я люблю поспорить о том, нужны ли кому-то зины в цифровую эпоху. Люблю, когда появляются новые интернет-каналы. И люблю, когда мне протягивают самодельный журнал. Зины как аналоги газет и журналов, конечно, отмирают. С одной стороны, они уходят в нишу DIY-культуры — как кассеты, например. С другой — образуют новый, модный сектор. Сейчас появляется все больше художественных зинов: с фотографиями, с комиксами.

Но и в том и в ином положении за зинами остается важная функция — быть маргинальной, а значит, радикальной и смелой формой высказывания. Сферой, в которой не нужно, чтобы твои слова одобрили. Где можно говорить о чем хочется и как хочется. Для феминистских текстов это как раз то, что нужно.

Курсы для писательниц

Настя Житинская, куратор проекта «Write Like a Grrrl Russia»

Изначально, присоединившись к проекту «Write like a Grrrl», я видела в нем только писательские курсы. Я давно работаю в издательстве, передо мной проходит много разных текстов, написанных по-разному, поэтому, став кураторкой, я считала своей задачей повышение литературного мастерства участниц и развитие у них интереса к литературе.

«Write like a Grrrl» закладывает базу для написания текстов. Мы проходим проработку персонажей, диалогов, сеттинга, пишем вместе с нуля, то есть это настоящие писательские курсы, что для меня было очень важно. Но курирование WLAG многое изменило и в моей голове. Я встретила множество прекрасных женщин, у которых и так все нормально с любовью к литературе, но в них сидит страх писать и показывать кому-то свои тексты. Оказалось, что объединяющим элементом для нас становится не какая-то уже написанная литература, образцы для подражания, а именно наши ненаписанные тексты, которые сидят внутри, просятся на бумагу, но мы боимся их записать.

Расхожая фраза «у каждого человека есть история для рассказа» на занятиях становятся реальностью. Очень важно дать своим историям волю, но для этого нужна решимость. На занятиях в группе, где мы обсуждаем тексты и много смеемся, страх постепенно уходит.

Блоги

Мария Бурова, создательница телеграм-канала «Женщина пишет»

Я впервые называю свою деятельность активизмом, сама я не думала о ней в таком ключе. Мой канал появился потому, что хотелось иметь собственную площадку для высказывания. Я там сама себе издатель, главный редактор и журналист. Кроме того, хотелось понять: а что вообще пишут женщины? До этого я знала только одну великую писательницу — Джоан Роулинг. Долгое время она была единственной женщиной в моем топе, и не потому, что остальные были не так хороши, а потому, что я просто больше никого и не знала.

Мыслить в границах феминисткой повестки я начала после того самого твита «Медузы» о телочках. Разговоры о сексизме заполонили мою ленту в фейсбуке, и, переходя по бесконечным ссылкам, уже даже не относящимся напрямую к этой теме, я поняла, что достаточно долго размышляла в том же направлении. Когда я решила завести собственный телеграм-канал (в мае 2017 года), я понимала, что он будет, во-первых, о книжках, во-вторых — о книжках, написанных женщинами.

Гендерное неравенство в книжном бизнесе для меня тогда и сейчас совершенно очевидно. Я понимаю, что телеграм-канал не самый быстрый способ свергнуть патриархат, но зато это самый быстрый способ увидеть, что хорошие писательницы существуют и их много, а также что волнует их буквально все. За год существования канала я узнала о стольких чудесных, актуальных, робких и яростных писательницах, что сама себе иногда завидую. Не было еще такой темы, на которую я бы не могла порекомендовать книгу, написанную женщиной. Женщинам есть что сказать и в научном, и в художественном мире.

Издательские инициативы

Мария Нестеренко, редактор серии «Ѳ» (издательство Common Place)

Весной 2018 года независимое издательство Common Place запустило серию «Ѳ» («ретрофеминистский проект», по удачному выражению критика Игоря Гулина), в которой выпускаются забытые писательницы XIX — начала XX веков. Идея серии возникла в попытке ответить на вопрос, почему до 1917 года в истории русской литературы так мало женских имен. Мы не настолько самоуверенны, чтобы претендовать на «переписывание канона», в чем часто обвиняют подобные проекты, мы всего лишь хотим показать, что женское письмо в России имеет более давнюю традицию, чем принято думать. Нас интересуют и собственно феминистские тексты, и те, в которых осмысляется специфически женский опыт.

Так, например, широкому читателю почти неизвестна женская литературная критика XIX века. В сборнике «Авторицы и поэтки» мы попытались собрать такие тексты, и получился целый корпус статей, целый список имен. Первой книгой, вышедшей в серии, стал роман Любови Копыловой «Одеяло из лоскутьев». Снова процитирую Гулина: «Во-первых, она и правда абсолютно забытый автор. Во-вторых, ее роман очень хорошо подходит под оптику феминисткой истории литературы. Дает возможность увидеть женское творчество как одновременно описание опыта эмансипации и ее осуществление самим моментом письма; как перенастройку разом мужских моделей существования в социуме и моделей устройства текста».

Сейчас готовится к печати роман Натальи Венкстерен «Аничкина революция» — его опубликовали единожды в 1928 году, и он почти тут же был запрещен. Также близка к завершению большая работа над собранием текстов критика Елены Колтоновской, крайне влиятельной в 1920-е и полностью забытой сегодня.

Источник: gorky.media

Источник фото: аккаунт alpinabook


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати:

Я посмотрел, оказывается, травка так называлась – заря. Пучок зари. Это имеет какое-то значение? Никакого! Источник

Юрий Буйда, писатель:

Помню, что многие стеснялись покупать единственную куриную ногу, а я пришел как-то в магазин и говорю: «Мне одну ногу!» Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

«Два богача» Иван Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как писать хайку на русском языке

Как писать хайку на русском языке

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Анекдот про книги

Анекдот про книги

Умирает старый профессор. Лежит на диванчике, в кабинете, у диванчика — его старый фронтовой друг. Профессор голову приподнимает, показывает на книжные полки, висящие над рабочим столом. «Это всё, — говорит, — книги, которые я написал».

Почему художественная литература лучше учебников по управлению

Почему художественная литература лучше учебников по управлению

Выдающиеся писатели являют пример гениальных менеджеров, способных управлять собой и другими. У Николая Лескова был огромный опыт работы в коммерческих фирмах, Оноре де Бальзак знал про экономику Европы, деньги и разорение не меньше, чем менеджеры с дипломом MBA...

Гоголь. Мистика в книгах, в жизни и в смерти

Гоголь. Мистика в книгах, в жизни и в смерти

Фигура Гоголя заметно выделяется на фоне русских писателей. И не только странной причёской. Николай Васильевич – один из самых больших оригиналов своего века. Его жизнь и творчество напитаны таинственностью, сверхъестественным. А какие мистические фильмы про нег...

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

О манипуляциях известного телеведущего и крупнейшего издательства страны с книгой Федоры Яшиной «Богоубийцы, или, Колдуй баба сказал дед доставая пистолет», и как подобные манипуляции сказываются на Литературе в целом. Материал публикуется без купюр.

Литература в цифрах

400 рублей

стоимость услуги бета-ридера за 1 а.л. Источник

Менее 45 кг

Величина подушевого потребления бумаги для печати, в 2016 году Источник

6 месяцев

Столько времени занимает процесс допечатной работы над детской книгой Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина