комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия ЗайцеваЮлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Над пропастью

24 Янв 2018

Пару месяцев назад в российском прокате почти никем не замеченный прошел отличный фильм «За пропастью во ржи». Это кино из разряда must-see для тех, кто упорно и самоотверженно пробивается к писательству. Я не специалист в биографии великого Сэлинджера, поэтому не буду судить о совпадении героя с реальным автором. Это и не важно, потому что фильм, по большому счету, не о Сэлинджере, а о писательстве как судьбе. И самые точные слова в нем произносят Уитт Бернетт, университетский профессор «Creative writing» , и маркетолог издательства «Little Brown». И эти слова актуальны на сто процентов. Опыт писателя Алексея Иванова, о котором я знаю предельно подробно, позволяет мне об этом судить.

ПИСАТЬ ИЛИ ПУБЛИКОВАТЬСЯ?

Молодой Сэлинджер поступает на литературный курс к профессору Бернетту, и, конечно, законно мечтает о публикации. К счастью, преподаватель работает главным редактором журнала «Story» и первый же опус начинающего писателя попадает по адресу. Удача, о которой мечтают многие. Ведь ни для кого не секрет, что рукописи, которые попали в издательство самотеком, скорее всего после положенных пяти недель отфутболят назад автору-дебютанту вместе с вежливым отказом на красивом фирменном бланке. И не факт, что ваш текст перед этим кто-то прочел. Вот вам только один из немногих примеров из биографии Иванова. На семинар молодых писателей в Малеевку он привез рукопись романа «Географ глобус пропил». Иванов спутал порядок страниц в середине, чтобы проверить прочитают ее или нет. Расчет был такой: прочитавший автоматически сложит листы по порядку. «Географ» так и вернулся к автору с перепутанными страницами. Однако это не помешало метрам раскритиковать Иванова за незнание жизни подростков.

Сэлинджеру повезло больше: он получил издателя и учителя в одном лице. Его текст прочитали внимательно, с «красной ручкой» - и не взяли. «Научитесь принимать отказ. Это один из важнейших уроков в карьере писателя», - сказал профессор. Сэлинджер получил несколько писем с отказами и, отчаявшийся, снова пришел к Бернетту. В их коротком диалоге, на мой взгляд, и есть ключ к писательству:

- О, твое первое письмо с отказом! Поставь его в рамочку.

- И что мне делать!??

- Ты – писатель. Сам как думаешь?

- Написать другой рассказ?

- Да, а после написать еще один, а затем еще один…

Писатель поверяется не публикациями, а самим фактом письма. Фотограф – тот, кто все время снимает, архитектор – тот, кто все время рисует здания, писатель - тот, кто бесконечно придумывает истории. И первый шаг к писательству – это не публикация, а понимание того, что ты не можешь не сочинять сюжеты.

Мистер Бернетт внушает Сэлинджеру: «Тебя все равно могут не опубликовать. И ты можешь всю свою жизнь провести, получая отказы. Готов ли ты всю жизнь посвятить написанию историй, зная, что ничего не получишь взамен? Если ответ на этот вопрос – нет, то тебе следует заняться чем-то другим, потому что ты не писатель».

Сэлинджер принес своему учителю много историй прежде, чем тот, наконец, вручил ему журнал «Story» c опубликованным текстом:

- Теперь, когда ты полностью посвятил себя своему ремеслу, я думаю, пора опубликовать тебя.

- Это первая история, которую я вам дал!

- Она мне сразу понравилась, но я должен был убедиться, что ты настоящий писатель.

Иванов прошел похожую школу. В студенчестве он ошивался в редакции журнала «Уральский следопыт», помогал главному редактору В.И. Бугрову: разбирал самотек, составлял викторины. Как-то принес и свою фантастическую повесть. Шли месяцы, а его рукопись Бугров не читал, тогда Иванов забирал ее, обдумывал снова, решал, что все плохо, и писал следующую повесть. Снова приносил ее в журнал и снова забирал, непрочитанную. Редактор прочитал только пятую рукопись. Так в «Уральском следопыте» были опубликованы две повести: первая из принесенных Ивановым и последняя.

Но для Иванова, к сожалению, это не стало началом успешной карьеры. Его следующие тексты, ожидая публикации, пролежали в столе 13 лет. За это время, получая отказы от издательств, он написал три романа: «Общагу-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Сердце пармы». Алексей признался потом, что пятисотстраничный кирпич «Сердца пармы» он писал только для себя, уже не надеясь, что его когда-нибудь опубликуют. Сегодня это известные всем бестселлеры, которые изучают в университетах, переводят и экранизируют. Этот растянувшийся на 13 лет урок Иванова был скорее трагичен, чем необходим. Для судьбы хватило бы и лайт-варианта, Но лучшей иллюстрации к диалогу Сэлинджера и профессора сложно придумать:

- Зачем тебе это? Публиковаться?

- Нет… быть писателем.

БОЛЬШЕ СЛОВ.

Сэлинджер начал с рассказов. И историю Холфилда собирался публиковать в «Нью-Йоркере» как рассказ. Если бы не дальновидный Бернетт, в золотом списке мировой классики не было бы гениального теста «Над пропастью во ржи». Профессор убедил Сэлинджера, что знаменитый подросток в красной бейсболке заслуживает романа.

-Ты должен продолжать писать про Холдена, но уже не в рассказах. Я думаю, Холден Колфилд – это роман.

- Нет… Я не смогу написать роман. Я стайер, а не спринтер. 

- Ты так говоришь потому, что ленивый.

- Роман – это много слов.

- Всего лишь больше слов.

Страх замахнуться на книгу знаком многим начинающим авторам. Они боятся потратить время и быть отвергнутыми – и разменивают серьезные темы в коротких текстах. Им кажется, что сначала нужно добиться того, чтобы тебя признали писателем и гарантировали публикацию всех твоих текстов, а уж потом… Между тем любой издатель вам подтвердит, что у рукописи романа больше шансов на публикацию, чем у собрания коротких историй. Издательство не ваш восторженный читатель. Оно, прежде всего, расчетливая коммерческая структура. И каждый автор для него – это бизнес-проект. А для того, чтобы запустить этот проект, издатель должен поверить, что перед ним не случайный человек, который, кроме всего прочего, блестяще владеет словом (этим сегодня может похвастаться любой популярный блоггер из соцсетей). Мечта любого издателя - найти автора, который будет до конца жизни предъявлять по одной книге в год. Только тогда издатель захочет вкладываться в дизайн, полиграфию и рекламу. Роман, а еще лучше два романа, - это ваш стопудовый аргумент, что писательство в вашей жизни не случайное хобби, и на ваше творчество стоит потратиться.

Иванов очень часто рассказывает в интервью, что стал профессиональным писателем еще и потому, что был готов к шансу. Когда он, наконец, добился публикации романа «Географ глобус пропил», у него в столе уже лежали «Общага-на-Крови» и «Сердце пармы». Все три книги вышли почти одновременно, это привлекло большой интерес критики. И об Иванове сразу заговорили как о профессиональном авторе.

ОПУБЛИКОВАТЬ ИЛИ НАПЕЧАТАТЬ?

Сэлинджер как «проект» был запущен издательством «Little Brown». До публикации рукописи его пригласили на маркетинговое совещание, чтобы определить рекламную стратегию книги. Разговоры о дистрибуции повергли автора в уныние. «Никакой рекламы я не хочу», - упрямо твердил Сэлинджер. Он считал, что книга должна подействовать на читателя сама по себе. И в ответ получил от книжных зубров железный аргумент, который изменил его мнение:

- Она не подействует, если ее не прочтут. Ты хочешь опубликовать книгу или напечатать? Потому что, если второе, то я советую напечатать несколько сотен копий и рассылать ее друзьям.

«Опубликовать или напечатать?» - это ключевой вопрос почти каждого дебютанта, пробивающего себе дорогу в издательства . И здесь надо понять главную вещь: издательство нужно автору не для того, чтобы книга вышла из типографии. Вы и сами можете взять небольшой кредит, нанять дизайнера, редактора и корректора и заказать в типографии красивую книжку. Но что существенно переменится в вашей жизни с ее появлением? Между вами и широкой аудиторией останется все та же пропасть. Большинство подобных историй заканчиваются одинаково: на Новый год все друзья получают томик с автографом, пятьдесят экземпляров чудом удается продать через местный книжный, а остальные двадцать коробок годами захламляют вам лоджию. Потому что вы получили книжку, успокоились и не узнали про главную магию издательского договора. Вместе с издательством вы автоматически получаете его маркетинговый отдел, который будет ломать голову над промоушеном, а, главное, систему распространения. Издательства владеют сетями книжных по всей стране или хотя бы давно и успешно с ними сотрудничают. И они сделают все, чтобы ваша книга там оказалась. А это уже неплохой шанс воспарить над пропастью и попасть прямо в руки влюбленных читателей.

Автор: Юлия Зайцева


Возврат к списку

Комментарии

24.01.2018 | Владимир:
А я все думал, иди на этот фильм или нет. Отзывы весьма противоречивые. Но теперь пойду.
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад
26.02.2018 | Шара:
Когда-то давно в 2000-х годах Иванов принимал участие в передаче "Школа злословия" очень он там был смешной и закомплексованный. Девушки его порвали. Попытался найти это видео в сети - оказалось его везде удалили. Не возможно найти. Неужели Иванов так застеснялся, что заставил всех подчистить тот срам?! Если кто знает, где посмотреть дайте, пожалуйста, ссылочку
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад


Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Ирина Балахонова, гл. редактор издательства «Самокат»:

Люди вокруг живут трудно. И им хочется книг, которые создавали бы у них ощущение комфорта. Они совершенно не желают переживать напряжение еще и во время чтения. Они хотят, чтобы книги их развлекали. Источник

Юрий Поляков, писатель:

К несчастью, литературный процесс находится под контролем Роспечати. Ею руководят люди уважаемые, но не скрывающие, что они либералы образца 1991 года, снисходительно относящиеся к традиционному направлению, а к патриотическому - с серьёзным предубеждением. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Бобтейл Тамерлана» Сергей Скляров

Сны лучше не контролировать. Гонится за тобой чудовище, стреляют в упор враги, или вдруг проваливаешься и летишь в пропасть,- никогда не задумывайся над причинами и последствиями этих грез. Тогда, скорей всего, сон забудется сразу по пробуждении.

«Чкалов» Алексей Рыков

В поисках очередной идеи я пролистывал военные журналы. В журнале “Звезда” мне попалась статья c кричащим заголовком “Гибель Чкалова - преднамеренное убийство”. В ней, её автор - Вадим Никонов, излагал истинную суть дела гибели легендарного лётчика. Хоть эта статья и не отвечала критериям моего поиска, я начал её читать и не заметил,...

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

«Все хорошее в жизни — от любви»: Денис Драгунский рассказывает о знаменитом отце

«Все хорошее в жизни — от любви»: Денис Драгунский рассказывает о знаменитом отце

Денис Драгунский — про Нью-Йорк, актерскую карьеру, клоунаду, реальных героев в нереальных историях автора «Денискиных рассказов».

Известно, что Атос, Портос и Арамис - это прозвища. Как же звали знаменитых мушкетёров на самом деле?

Известно, что Атос, Портос и Арамис - это прозвища. Как же звали знаменитых мушкетёров на самом деле?

Попробуем выяснить. Эти люди - не выдумка Александра Дюма, они существовали на самом деле. Более того - романные прозвища мушкетёров как раз и были образованы от их настоящих имён!

Какие книги популярны среди заключённых?

Какие книги популярны среди заключённых?

«Преступление и наказание» — самая популярная книга в исправительных колониях. В Карелии решили составить топ-10 книг, которые пользуются спросом у заключённых. На 1-м месте — роман Достоевского, на 2-м — «Вий», тройку лидеров зам...

Скрытая реклама в романе «Евгений Онегин»

Скрытая реклама в романе «Евгений Онегин»

На страницах романа «Евгений Онегин» Александр Пушкин упоминал «бренды», популярные в России начала XIX века. Вспоминаем фирмы, продукцией и услугами которых пользовались русские аристократы.

Литература в цифрах

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

85 %

Доля оставшаяся от Татьяны Толстой в сборнике ее прозы переведенной на английский язык Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

К родине склоняясь головою

Национальный писатель стоит в центре бед своего народа и говорит его голосом. Народ и государство – не одно и то же. Государство (система власти, «машина для подавления») и начальство (правящий класс) – не одно и то же. Национальные писатели будут всегда, поку...

О художественности

Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Алексей Иванов закончил новый роман

Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Русская проза глазами доктора Хауса

«Мы не врачи, мы боль», утверждал классик.
Тем не менее, легко найти аналогии между медицинскими и литературными специальностями.

Литература и сгущёнка

«Пища духовная», «литературный фастфуд», «лавбургер (с кровью)», «проглотил книгу за пару часов»… Всё это, конечно, страшная пошлятина. Людей, которые говорят «вкусная деталь», нужно сечь розгами. Однако прав писатель, сравнивший мир с супермаркетом. Современное литературное поле уж точно ...

Интервью

Литературные мероприятия

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Современная перуанская поэзия в Библиотеке иностранной литературы

Выставка организована по случаю 100-летия выхода в свет «Черных герольдов», сборника стихов Сесара Вальехо, возможно, са...

2 дек. Вечер памяти Юрия Казакова

На вечере соберутся родные Юрия Казакова, его друзья, почитатели таланта. Будут звучать стихи и музыка.

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Проект рассказывает про историю творческого объединения ЛЕФ, возникшего в 1923 году, главными принципами ...

Опубликована Декларация РГБ о работе с обязательным экземпляром печатного издания в электронной форме

Опубликована Декларация РГБ о работе с обязательным экземпляром печатного издания в электронной форме

В принятой Российской государственной библиотекой Декларации разъясняются важнейшие принципы работы РГБ как оп...

Новости издательств

Видео

Новости книжных магазинов

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс открыт для всех столичных магазинов, независимо от размера торговой площади и товарооборота. Участниками ко...

Рецензии на книги

5 коротких рецензий на заметные фантастические книги осени

5 коротких рецензий на заметные фантастические книги осени

Рецензия на книгу «Доплыть до грота» Татьяны Михеевой

Рецензия на книгу «Доплыть до грота» Татьяны Михеевой

Конечно, эта книга – не о среднестатистических подростках. О самых лучших из них. Тех, которые чувствуют эту жизнь во всей ее полноте. И от этого им тяжело ее проживать. Так тяжело, что они бросаются навстречу ей, не помня себя. Они не могут иначе. И оттого он...

Рецензия на книгу «Пищеблок» Алексей Иванова

Рецензия на книгу «Пищеблок» Алексей Иванова

Предыдущий роман Алексея Иванова, масштабный по замыслу и блестящий по исполнению «Тобол», очевидно, кроился по лекалам роскошного телесериала в лучших традициях канала HBO. Новая же книга писателя, «Пищеблок», напротив, наводит на мысли о бюджетной отечествен...

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Повесть-сказка Ксении Букши похожа на «Затоваренную бочкотару» (ровно полвека их разделяет): тоже прихотливо ритмизированная проза, такие же фантазии, гиперболы сны, набор типических персонажей с неимоверными монологами и биографиями, метафора и энциклопедия р...

Детская литература

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Конкурс «Новая книга» объявил о начале приема заявок в X сезоне

Конкурс «Новая книга» объявил о начале приема заявок в X сезоне

Сообщается, что за 10 лет своей истории конкурс «Новая детская книга» вырос во многих отношениях. Организаторы приняли решение расширить возрастные границы аудитории расс...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда, с которой познакомился по переписке. Ещё до появления массового Интернета, ...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

Мнение Валерия Румянцева

Дождёмся ли мы нового Достоевского?

Анализируя современный литературный процесс,  большинство критиков, каждый на свой лад, «мусолят» шедевры (так и хочется это слово взять в кавычки) 25-30  литераторов, имена...

Где же новые Гоголи, Щедрины и Крыловы?

Когда Н.А. Некрасов принёс рукопись «Бедных людей» В.Г. Белинскому, восклицая с порога: «Новый Гоголь явился!», великий критик  скептически заметил: «У вас Гоголи-то как грибы растут», но и ...

Сон в зимнюю ночь

Интересный сон приснился мне сегодня. Будто нахожусь я в Москве возле Большого театра, где проходит Всероссийская конференция писателей и читателей на тему «Есть ли будущее у русской литературы?». И с...

Народ и власть в поэзии сопротивления

Тему народа и власти в русской поэзии мы  встречаем у Г.Р. Державина и В.А. Жуковского, но с новой силой она «зазвучала»  в творчестве А.С. Пушкина. Не будем цитировать его многочи...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина