Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Не тэгайте писателей, им больно!

Примета времени: писатели просят не тэгать их в ссылках на негативные рецензии (подробности здесь https://bit.ly/2BhtrXQ; имеются и отечественные прецеденты). Мол, одно дело быть раскритикованным в New York Times самой Митико Какутани и совсем другое — терпеть злобного ноунейма из фейсбука. Дескать, это всё равно что в дотвиттерные времена вырвать плохую рецензию, которую вы написали в газете, и отправить ее прямиком домой автору. И так далее, и так далее.

Примета времени: писатели просят не тэгать их в ссылках на негативные рецензии (подробности здесь https://bit.ly/2BhtrXQ; имеются и отечественные прецеденты). Мол, одно дело быть раскритикованным в New York Times самой Митико Какутани и совсем другое — терпеть злобного ноунейма из фейсбука. Дескать, это всё равно что в дотвиттерные времена вырвать плохую рецензию, которую вы написали в газете, и отправить ее прямиком домой автору. И так далее, и так далее.

Этот крик души еще раз подтвержает очевидное: главная фигура в современном литературном процессе — не писатель и не издатель, а читатель. Он голосует рублем, он же ворует книги в пиратских библиотеках да еще — мало ему — панибратствует с обкраденным автором в соцсетях. Жанр «письмо в редакцию» исчез, но передовые колхозники с их «не читал, но осуждаю» никуда не делись, и теперь они действуют напрямую.

Но и в писательском гневе различимо некое лукавство. Правда в том, что писатели — самые одинокие люди на свете. Правда и в том, что плохая реклама — тоже реклама, и подейственнее комплиментов. Теперь сложите дважды два и подумайте: так ли недовольны авторы, встречая своё имя в негативном контексте? (Да, кстати, писатели тоже могут высказываться в комментах к этой заметке!)

Увы, современный писатель просто не может себе позволить быть отшельником: он, как муха в паутине, влипает в Паутину с большой буквы, он постоянно в перекрестье фэйсбука, твиттера, вконтакте и чего-там-еще. Если писателя нет в соцсетях, его нет нигде, вот такая грустная истина.

И раз уж мы заговорили про отшельников… Помните слова Сэлинджера, что хороший писатель — это тот писатель, которому хочется позвонить после того, как дочитаешь его книжку? Вот они и сбылись — наоборот. Вот и встретились два одиночества. Короче, всё просто. Ищешь любимого автора в фейсбуке, стучишься в личку, молчит, стучишься еще раз, и пока он, еще ничего не понимающий, наивный, заспанный, открывает дверь и дружелюбно щурится на свет, ловким движением выливаешь ему на голову ведро специально припасенных, концентрированных помоев.

Автор: Сергей Оробий



Материалы по теме:

Возврат к списку