Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Дважды два никогда не четыре

Случись задаться вопросом «Какую бы книжку почитать?» — и тут же из воздуха материализуется ласково улыбающийся критик: «Если вы читали N и вам зашло, то попробуйте также Z». Возможно, советчик и в самом деле думает, что желает до...

читать далее

Пиастры, пиастры!

Можно ли заработать литературоведением? Ещё как! Но редко. В пятом, что ли, классе проходили «Робинзона Крузо». Учительница решила разбавить надуманную романтику прозой жизни. — Знаете ли вы, дети, — сказала она, — что у Робинзо...

читать далее

Язык дятла

Из всех книжных трендов последних лет самым осмысленным мне кажется мода на чтение книг в кратком изложении. Библиотеки с такими книгами появились совсем недавно, но уже доказали, что речь идет об особом и притом очень нужном инте...

читать далее

Лавандовый раф и ирландский виски

В 2019 году книжки совсем уже не «источник знаний», но инструмент общения. Чтение в гиперинформационные мультимедийные времена может быть только частным проектом, ну и еще — смазкой для социальных механизмов, явленных в инстаграме...

читать далее

Русский жанр: взболтать, но не смешивать

Скажу коротко на необъятную тему. Повод дал Дмитрий Быков, не разделивший симпатий к творчеству нынешних нобелевских лауреатов:

читать далее

Апокалипсис в сентябре

Деревенщики сделали всё, чтобы войти в XXI век с самым что ни на есть спорным имиджем. Их, однако, всё равно можно (а иногда, наверное, нужно) перечитывать, но в другом контексте. Прежде всего, забыв об авторах, не читая их лукаву...

читать далее

Идеальная невстреча

Мы говорим: книга нашла своего благодарного читателя. Я знаю случай, когда книга идеально НЕ нашла своего читателя.

читать далее

Цитата и парадигма

На прошедшей «Прямой линии» президент неточно процитировал Пелевина, пошутив, что вместо коммунизма в СССР провели Олимпийские игры. Это вызвало некоторое оживление в кругах читающей публики. Хотя были эпизоды и поярче...

читать далее

Слова под дождём

Гуляю по парку, кормлю белок, думаю о разном. В парке стоит букроссинговый шкаф, в нём разрозненные тусклые тома, оставленные белкам по принципу «чего не жалко» — апофеоз интеллектуального сиротства. Люблю их, ненужные, рассматрив...

читать далее

Хорошая новость для Софьи Андреевны

Вас тоже раздражает, когда приятель, вместо того чтобы напечатать пару фраз, записывает три минуты мычания — «голосовое сообщение»? А сами, небось, не прочь послушать очередной выпуск подкаста вместо пары десятков страниц романа? ...

читать далее

Влипание

Парень, которого заперли в стеклянном кубе на семь дней, чтобы он там смотрел все сезоны «Игры престолов», — это герой нашего времени!

читать далее

Жить по Тютчеву

Эпоха перемен: древние китайцы считали ее проклятием, русские поэты — благом: «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые!». Но лучше всего перемены заметны не тому, кто посетил сей мир, а тому, кто его проспал, как знамен...

читать далее

Толстому некого зафрендить в Instagram

В 1990 году тираж журнала «Новый мир» был около 2,5 миллиона экземпляров. Сегодня 2,5 млн подписчиков в Instagram — это далеко не топовые строчки. Самая читающая страна стала самой подглядывающей, но писатели, даже сменив Болдино ...

читать далее

Не тэгайте писателей, им больно!

Примета времени: писатели просят не тэгать их в ссылках на негативные рецензии (подробности здесь https://bit.ly/2BhtrXQ; имеются и отечественные прецеденты). Мол, одно дело быть раскритикованным в New York Times самой Митико Каку...

читать далее

Злоба года

Все хотят казаться остроумными, но не у всех хватает терпения, и если жанр года — некролог, то дискурс года — спор, перебранка, или, как назвал это Шендерович, sratch. Дело не только в политике

читать далее

Прожарка Шкловского

В передаче «Прожарка» на ТНТ Гарик Мартиросян, отвечая дразнившим его юмористам, вдруг вспоминает Шкловского:

читать далее

Самые страшные книги

Хорошей прозы в этом году было много, но всё-таки 2018-й стал годом нон-фикшн, а со временем интерес к невымышленным историям будет только расти. Оно и понятно: наука движется вперед семимильными шагами, каждый день новые открытия...

читать далее

Русская проза глазами доктора Хауса

«Мы не врачи, мы боль», утверждал классик.
Тем не менее, легко найти аналогии между медицинскими и литературными специальностями.

читать далее

Литература и сгущёнка

«Пища духовная», «литературный фастфуд», «лавбургер (с кровью)», «проглотил книгу за пару часов»… Всё это, конечно, страшная пошлятина. Людей, которые говорят «вкусная деталь», нужно сечь розгами. Однако прав писатель, сравнивший ...

читать далее

Поедатели шляп

Рассказывая учителям о современной литературе, замечаю такую особенность: после лекции подходят слушатели, задают вопросы, благодарят и – переходят вдруг на доверительный полушёпот: – Скажите, вот есть такая книжка писателя NN, я...

читать далее

Им идёт даже твиттер

Старшее поколение сетует, что рецензии становятся всё короче, критики – торопливее, а вдумчивый анализ подменяется пересказом фабулы. Однако некоторые книжки задуманы так хорошо, что им идёт даже твиттер.

читать далее

История двух андроидов

У Господа Бога, наблюдающего за нами с небес, на каждую страну свои планы. И вот он сидит на облаке и думает: пусть Америка будет про конституцию, законы и пр, Англия — про державность, а Россия — про литературу.

читать далее

С точки зрения бога

С литературоведческой точки зрения поставить себя на место бога можно двумя способами. Либо Он принципиально вмешивается в сюжет, спускаясь с неба на сцену. Этот приём знали уже древние греки, называя его «бог из машины» и не прощ...

читать далее

Каренина в муравейнике

Проще всего предсказывать не на пять, а на сто лет вперёд, а интереснее всего — про судьбы искусства, пути которого неисповедимы. Однако некоторые тенденции ясны и сегодня. В том числе главная: человечество всё быстрее превращаетс...

читать далее

В поисках утраченного понедельника

На календаре снова 27 июля, и это хороший повод телепортироваться в ту книгу — может, лучшую у Стругацких, потому что самую добрую. Это будет настоящее путешествие во времени, в другую эпоху, от которой «Понедельник» неотделим — у...

читать далее

Травмы на производстве

Из всех текстов Шкловского я больше всего люблю проходные, на злобу дня. Сам автор их если и не любил, то ценил: в книжке «Подёнщина» он рассуждает о том, что время умнее нас, и подёнщина, которую нам заказывают, бывает важнее, че...

читать далее

Кот раздора

Роман Григория Служителя «Дни Савелия» едва успел поступить в продажу, а уже вызвал противоположные оценки: одним очень понравился (например, Евгению Водолазкину, который и открыл этого автора), другим очень не понравился (наприме...

читать далее

Последний шахид

150 лет назад, 4 июля 1868 года, на Рижском взморье утонул Дмитрий Писарев. Так закончилась эпоха великих критиков, сходивших с ума по литературе и сводящих по ней с ума других.

читать далее

Пуаро против айфона

Один за другим вышли два бестселлера, в которых следствие ведёт компьютер. Сначала «iPhuck10» Пелевина, потом «Происхождение» Брауна. Ах да, ещё в триллере Глуховского «Текст» герой перевоплощается в убитую им жертву благодаря айф...

читать далее

Памятник нерукотворный

Июнь — время государственных экзаменов. В моём университете китайские студенты защищают дипломные работы. Половина посвящена творчеству местного поэта Петра Степановича Комарова. Комаров (1911-1949) — дальневосточный поэт, прозаик...

читать далее