комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Виктор Пронин о рецепте идеального криминального романа

Виктор Пронин о рецепте идеального криминального романа 24.09.2018

– Вы, можно сказать, начинали свою «детективную» карьеру в журналистике. В том числе работали в журнале «Человек и закон» и знаменитом «Огоньке». Расскажите немного об этом опыте.

– Я начинал свою журналистскую деятельность на Украине. После окончания Горного института получил направление на завод «Запорожсталь», но проработал там совсем недолго.

В то время я серьёзно занимался фотографией. И мой друг собрал мои снимки и отнёс их в редакцию «Комсомолец Запорожья» – меня тут же приняли фотокорреспондентом. Я бросил «Запорожсталь» и ушёл в газету на ставку 70 рублей.

Ну вы представляете себе, что такое было заниматься фотографией в те годы: проявитель, закрепитель – всё нужно было делать вручную. Я выдержал год и ушёл. Уехал в город Днепропетровск, где через некоторое время меня взяли в газету «Молодой ленинец», но уже в качестве литературного сотрудника. В этой же газете я женился, моя будущая супруга работала там фотокором…

Там я тоже продержался недолго. Меня выгнали за фельетон. Его подписали в печать все – от завотдела до главного редактора, он был опубликован. А когда в обкоме фельетон не понравился и нужно было принимать меры, кого выгнали? Молодого сотрудника.

И тут судьба начала вмешиваться в мои беды. В тот же день главный редактор днепропетровского издательства, которое находилось в этом же здании, узнав, что меня выгнали за фельетон, взял меня на работу, в отдел производственной литературы…

Потом в моей жизни был Сахалин. Я приехал туда по вызову друга – он работал на Сахалинском телевидении.

На дворе был декабрь. У меня в кармане было 20 копеек. Друг, который меня вызвал, уехал в командировку на Курилы и завяз там до весны. Я оказался один.

Но уже на следующее утро вышел на работу в главную газету полуострова – «Советский Сахалин»! Я пришёл прямо к главному редактору. Вошёл в приёмную, обратился к секретарю, мол, так и так, мне к главному. Она, не поднимая головы, махнула за спину, дескать, дверь там, заходи. Это сейчас, чтобы попасть к главному редактору газеты, нужно заранее договариваться, созваниваться – тогда всё было проще.

Я зашёл. В глубине кабинета сидел Василий Ильич Парамошкин. На мне был какой-то замызганный свитерок, который связала жена из старых ниток, к тому же я ухитрился надеть его навыворот... И так пришёл к главному редактору первой газеты Сахалина. Он сидел и тяжело вздыхал, так ему мучительно скучно было меня слушать. Мы оба прекрасно знали, чем кончится наш разговор: он пожмёт мне руку, пожелает успехов, и я выйду несолоно хлебавши… И тут он от нечего делать спросил у меня: «А какое у вас образование?» Когда узнал, что окончил я горный институт и специальность у меня – шахтостроительная, помолчал немного и нажал кнопку. Вошла секретарша. Парамошкин ей: «Зина, наш новый сотрудник – Пронин Виктор Алексеевич – сегодня вечером улетает в командировку в город Углегорск. Ночным рейсом. Значит так: отведи его в бухгалтерию. Командировочные, подъёмные, гостиничные – все деньги, которые ему положены, он должен получить». Мне выдали кучу денег! Я тут же почти все их отправил в Днепропетровск моим брошенным юной жене и малолетней дочке.

И трёх месяцев не прошло, как я стал журналистом № 1. Я ещё не вернулся из первой командировки из Углегорска, а газета уже опубликовала три моих подвала о проблемах угольной промышленности Сахалина. Я шёл в аэропорт, отдавал материал пилоту, курьер из редакции получал его, Парамошкин тут же отправлял текст в набор – и наутро он выходил…

Власти отреагировали почти мгновенно: Москва выделила деньги на подъём угольной промышленности Сахалина. Мне дали квартиру, я смог вызвать на полуостров жену с ребёнком…

На Сахалине я написал и свою первую криминальную повесть. И уже когда мы с супругой переехали в Москву, я послал её в новый журнал «Человек и закон». Меня вызвали в редакцию, поговорили со мной, мою повесть не взяли (и правильно сделали), но взяли меня. Моя задача была писать очерки в журнал – чтобы в каждом номере был очерк на криминальную тему. Я был к тому времени уже почти тёртый калач, так что работа пошла хорошо… Материала для очерков было столько, что хватило на целую повесть 80–90 страниц – её давали в нескольких номерах. Таким образом я и «застолбил» свой жанр… Там же нащупал такую тонкость, как нравственная сторона преступления. И тексты сразу нашли отклик у читателей: каждое утро около моего стола стоял огромный мешок писем.

Потом главного редактора журнала «Человек и закон» перевели в «Огонёк» заместителем главного. И он пригласил меня с собой. Я полгода маялся, потому что уже привык к «Человеку и закону», там-то мне было хорошо. Наконец он уговорил меня. И тут открылись такие перспективы!..

В «Огоньке» меня полюбили. Я продолжил писать криминальные очерки, а потом и повести. Специально под меня был создан отдел морали и права, мне дали кабинет… По соседству был, кстати, кабинет Юрия Полякова. Он тогда был завотделом литературы журнала «Смена». Там мы с ним и познакомились…

Но… Через семь лет я снова написал заявление об уходе. Сейчас об этом вспоминаю с тихим ужасом. Из «Огонька» нельзя было уходить ни в коем случае!.. Но я подал заявление и ушёл. На вольные хлеба. И пошли детективы.

Это как раз было начало 90-х. Я не бездельничал: брал три путёвки на всю зиму в Переделкино – и возвращался весной с новым романом. Первый назывался «Не утонет в речке мяч». Но издательство подумало-подумало, и… назвало этот роман «Банда». Тираж разошёлся за одну неделю. 50 тысяч экземпляров! Сейчас этот тираж выглядит фантастическим… А второй тираж был 150 тысяч! Вот когда начался мой бум…

– А как вы думаете, почему роман был так популярен? Почему так понравился людям?

– Думаю, здесь сработала школа «Человека и закона». На первый взгляд всё как в обычном детективе. Например, убийство. Но кого убили – неважно. Кто убил – неважно. Важно, как вообще такое могло случиться. В первую очередь я ставил нравственные вопросы, которых, как оказалось, читателям не хватало.

– В одном из своих интервью вы сказали, что роман «Падай, ты убит» – лучший из всех, что вы написали и при этом – самый недооценённый. Почему?

– Он недооценён, потому что попадал не в те руки. Название будто бы предполагает детективное содержание, которого там нет и близко. На самом деле название – родом из детства. Я застал послевоенные годы, и мы, мальчишки, играли в войнушку. Нашими винтовками были стебли подсолнечника, а иногда и настоящие автоматы, которые валялись повсюду... Мы ползали с ними и кричали: «Пиф-паф! Падай, ты убит!»

Этот роман больше автобиографический: о том, как я вселялся в полуразваленный дом в Москве, как его ремонтировал, какие гости ко мне приезжали… Там есть мистика – такая «мистика всерьёз», черты магического реализма, хорошая чертовщина… Я считаю, это моя лучшая книга. Но она попадала в руки любителям детектива, а им это не интересно…

Я смирился, но у меня появилась мечта – написать продолжение под названием «Вставай, ты жив». А однажды я подумал: в издательстве «У Никитских ворот» вышло пять томов моих записных книжек. Вот эти пять томов и есть вторая часть романа! «Вставай, ты жив»…

– По многим вашим книгам были сняты фильмы. Как вы оцениваете экранизации своих произведений? Они вам нравятся?

– Да. К «Ворошиловскому стрелку» и «Гражданину начальнику» у меня претензий нет: кое к чему я мог бы, конечно, придраться, сказать, что один-два персонажа не того типажа, но это был бы просто каприз.

Что касается «Ворошиловского стрелка», то у меня была даже мысль переписать эту повесть с учётом того, что появилось в фильме. Например, в фильме есть сцена приезда матери-челночницы, которой у меня нет…

Помню, была одна большая отрицательная рецензия в газете «Советская Россия». Её автор – Рустам Вахитов – сопоставлял книгу и фильм – и отдавал предпочтение книге. Скажем, анализируя образ главной героини, отмечал: в фильме она в короткой юбочке, в распахнутой кофточке, в романе же, напротив, одета очень скромно: в джинсы, в рубашку мужского покроя… И всё в таком духе. Ну что я могу сказать? Мне она и в юбчонке нравилась! Я не придал этому значения. По-моему, фильм совершенно не исказил идею книги: герои мои, события мои, диалоги мои, результаты – мои. Чего мне ещё капризничать перед такой глыбой, как Говорухин?

Кстати, я не предлагал свой текст Говорухину: он сам меня нашёл. Пригласил к себе, сказал так осторожно: мол, мы подумываем экранизировать… Вы не против? Конечно, я был не против! Спросил про сценарий, а он ответил: «Стоп! О сценарии забудьте. Сценарий будут писать профессионалы». Я считаю, что он поступил очень правильно! Авторы произведений обычно тетёшкаются со своими героями, а режиссёру нужно жёсткое с ними обращение. Так что сценарий писали Юрий Поляков, Александр Бородянский и сам Говорухин.

– Если бы вас попросили создать рецепт отличного детектива, какими были бы три основных ингредиента?

– Во-первых, надо писать всерьёз. В детективах не нужны хохмочки – это не повод для дурачеств.

Во-вторых, в своём приговоре надо всегда идти до конца. Автору нужно иметь мужество нажать на курок! Если ты пообещал читателю выстрел – выстрели! Это ещё Чехов завещал...

И, в-третьих, автор должен быть самим собой. Не надо никем притворяться, пытаться выглядеть лучше, чем ты есть. Я никогда не кривляюсь в романах. Не надо бояться событий, к которым ты сам подвёл героев. У автора не должна дрогнуть рука. И к самой затее писать детективы нужно относиться всерьёз.

Беседу вела Валерия Галкина
Фото: Дмитрий Рожков

Источник: godliteratury.ru


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Алексей Иванов, писатель:

Наши критики лучше писателя умеют писать романы, лучше режиссёра снимать фильмы, лучше врачей делать операции. Я бы нашим критикам посоветовал меньше учить и больше учиться самим. Источник

Олег Дивов, писатель:

Я двадцать лет в этом бизнесе, есличо. Вы спросите: а как отличить качественный текст от недоделанного? Читайте медленно, дорогие мои. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

Литература в картинках

Теплое местечко для неугодных гениев Посмотреть полный размер

Теплое местечко для неугодных гениев

- Эй, вамбат! У тебя из зада гениальный поэт/писатель торчит.
- Ну, это нормально. Гораздо хуже, когда гениев в зад загоняют и даже головы высунуть не дают. Источник фото
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Авторы словаря уральского языка о том, зачем собирать современный местный говор

Авторы словаря уральского языка о том, зачем собирать современный местный говор

Выпускники Уральского архитектурного университета Иван Золотухин и Ольга Паниковская, уехав из Екатеринбурга, начали собирать слова и выражения, свойственные уральцам. Такие, как «ватокат», «вывезти коляску», «выхватить»...

Татьяна Черниговская: Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу

Татьяна Черниговская: Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу

Известный нейролингвист Татьяна Черниговская считает: важно линейное чтение - от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.

Чтение как проблема. Что происходит с читателем прозы

Чтение как проблема. Что происходит с читателем прозы

Проблем на самом деле две: и чтения, и письма. Наверняка есть люди, которые пишут чаще (и больше), чем говорят. И это вовсе не писатели, а рядовые пользователи интернета. С его приходом письмо стало простым актом коммуни...

Литература в цифрах

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

11 книг

было у отчима Леонида Юзефовича - 10 томов энциклопедии машиностроения и «Война и мир» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

27 февр. Пушкин и приключения байронического героя в России

На встрече слушателям будет рассказано о становлении и эволюции типа романтического героя в отечественной литературе, а ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

Встречи с писателями

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

1 февр. Галина Юзефович

Галина Юзефович расскажет, как сориентироваться в современном литературном пространстве без каких-либо канонов и ориентиров.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина