комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Вадим Челак, иллюстратор детской литературы: «Я смог сохранить впечатления из детства»

Вадим Челак, иллюстратор детской литературы: «Я смог сохранить впечатления из детства» 13.05.2015

Вадим Георгиевич Челак – известный иллюстратор детской литературы. Оформил более 30 книг, в числе которых: «Конек-Горбунок» П. Ершова, серии книг о Мэри Поппинс П. Трэверс, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Распе и др. Его замечательные рисунки на книжных страницах не только украшают издание, но и дают читателю возможность визуально ощутить пространство, где происходит книжное действо, увлекают его пристальнее следить за сюжетом вплоть до самого финала. И все это благодаря глубокому пониманию текста, силе воображения, точности воспроизведения авторского замысла, а еще таланту и профессионализму художника.

О месте книжной иллюстрации в жизни художника пошел разговор с Вадимом Челаком.

– Вадим, Ваш папа был известным художником-маринистом, а Вы работаете в книжной иллюстрации. Объясните, пожалуйста, свой выбор.

– Я всегда любил разглядывать картинки в книжках, представлял, что сам нарисовал бы на той или иной странице. Еще в школе преподаватель предложил мне проиллюстрировать стихи про древних животных. Мне было очень интересно этим заниматься. И этот интерес не пропал.

– А как Вы работаете над книгой? Образы главных героев, обстановка, в которой разворачивается действие – все это быстро возникает? Как озарение? Или приходится долго искать, выбирая разные варианты?

– Обычно видение героев появляется в процессе чтения, основная идея оформления тоже приходит быстро. Но порой приходится и переделывать изначально придуманное, от чего-то отказываться.

– Вероятно, из-за трений с издателями? Вам ведь приходится учитывать их пожелания?

– Безусловно. Хотя иной раз эти пожелания бывают просто нелепыми. Помню, в середине 1990-х в одном издательстве (не буду его называть), указывая на мой рисунок, где были изображены три человека, мне сказали, что так делать нельзя. Рисовать лучше двоих или четырех, только потому, что трое обычно собираются с целью напиться. И вот чтобы у читателей не возникали подобные ассоциации…

– А как же «Три поросенка»?

– (Смеется в ответ.) Сейчас стало легче работать. Издатели более адекватно реагируют, прислушиваются к чужому мнению, охотнее идут на компромисс.

– А были такие случаи, когда текст, предложенный издателем, не понравился?

– Да, такое бывало. Читаю и понимаю, что это – не мой материал, не моя история.

– И тогда отказываетесь от работы?

– Не всегда. Иногда, если издатель уговаривает, да и автор – уважаемый мною человек, то соглашаюсь. Тут мне больше помогают профессиональные навыки, а не душевный порыв, который обычно сопровождает работу над «желанным материалом».

– Вероятно, «Ветер в ивах» Кеннета Грэма был таким желанным материалом?

– С этой книгой все было непросто. Как-то вечером я случайно услышал отрывок незнакомой сказки по радио. Мне очень понравился текст, и я стал искать первоисточник. Поскольку имена главных героев мне удалось запомнить, я легко нашел эту книгу в Интернете. Удивительно, что я читал сказку Грэма уже будучи взрослым и при этом понимал, что давно не получал такого удовольствия от текста. Книга мне очень понравилась, я сразу начал рисовать и был по-настоящему увлечен этой работой. Правда, потом пришлось самому искать издателя, показывая всем уже готовые иллюстрации. В итоге их приняли в издательстве «Лабиринт».

–- В наше время многие художники создают иллюстрации с помощью компьютера, так легче выбрать нужный оттенок, быстро изменить картинку… А Вы используете компьютер?

– Нет.

– Большинство книг, которые Вы иллюстрировали, являются классикой детской литературы, то есть они уже неоднократно издавались в другом оформлении. К примеру, сказку «Ветер в ивах» иллюстрировали такие известные художники, как Эрнест Шепард и Роберт Ингпен. Это обстоятельство усложняет работу? Вы знакомитесь с иллюстрациями своих предшественников?

– Безусловно! Мне интересно посмотреть, как это делали другие. Но не хочется ни повторяться, ни копировать кого-то.

– В 1993 году в русском переводе вышла книга Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», ее тогда издали с рисунками эстонского художника, друга писателя, Эдгара Вальтера. Его образы накситраллей известны во всем мире и были использованы и в одноименном мультфильме. У меня есть эта книга, мы с детьми ее очень любим и вряд ли примиримся с другим видением героев. Но недавно вышло переиздание этой сказки с Вашими иллюстрациями. Зачем понадобилось создавать «русских накситраллей»?

– Я видел книгу, о которой Вы говорите. Она замечательная. И рисунки очень хорошие. Почему издатели решили заказать новые иллюстрации, а не выкупить права у Э. Вальтера, я не знаю. У них свои причины, разные обстоятельства или какие-то коммерческие соображения. Что касается меня, то я над этой книгой работал с удовольствием.

– Вы иллюстрировали «Робинзона Крузо» Д. Дефо и сказку С. Прокофьевой «Приключения плюшевого тигра». Согласитесь, эти книги предназначены для читателей разного возраста. Вам легко переключаться на детскую аудиторию и в чем Вы видите ее специфику?

 – Мне нетрудно ощутить себя в детском возрасте, и это помогает мне в работе. Наверное, я смог сохранить впечатления из детства. Сейчас хочу по-новому оформить книгу Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Вспоминаю, как читал ее в детстве, что в ней мне особенно нравилось. От этого и отталкиваюсь.

– Беатрис Поттер постоянно требовала от издателей приглушать тона, не делать ее рисунки слишком яркими. А Вы когда-либо выступали с подобными пожеланиями?

– Я тоже против чрезмерной яркости и потому очень люблю рисовать акварелью. Хотя этот материал капризный: он не прощает ошибок. Иногда применяю гуашь, но редко. Тут надо учитывать, что последнее слово всегда остается за издателем.

– Многие художники (к примеру, В. Сутеев, А. Лаптев и та же Б. Поттер) иллюстрировали собственные произведения. А Л. Владимирский, который оформлял все сказки А. Волкова про «Изумрудный город», сам взялся писать их продолжение. Вы не испытываете тяги к художественному слову?

– Испытываю и даже придумываю всякие истории, но не для детей, а для взрослых. Но это не для публикации, скорее, для узкого круга близких людей.

– Вам приходилось работать с современными отечественными авторами, которые еще не успели стать классиками подобно Софье Прокофьевой?

– Да, как раз сейчас заканчиваю работу над книгой «Серёжик» Елены Ракитиной для издательства «Речь». Мне понравилась эта сказка, ее герои мне показались очень симпатичными. А еще мне было бы интересно поработать над книгой украинского писателя Юрия Лигуна «Салапапон и Мздыря». Смешная книжка про озорных выдумщиков. Я прочел эту историю в прошлом году, когда принимал участие в работе жюри V конкурса «Новая детская книга», проводимого издательством «РОСМЭН».

– Вы делаете одну книгу, а потом приступаете к другой? Или в работе может быть сразу несколько книг?

– Обычно занимаюсь сразу несколькими проектами, так интереснее и я так привык.

– Киевский художник Владислав Ерко после триумфального выхода книги «Снежная королева» получил много приглашений поработать за рубежом. А Вы получаете приглашения от иностранных издательств?

– Пока ни одного не получил. Может, все впереди?

– А как Вы относитесь к критике?

– С профессиональной критикой моих работ я как-то не встречался, хотя мне, конечно, интересно мнение моих коллег и друзей. Еще читаю отзывы в Интернете о книгах, которые я иллюстрировал. Мне кажется, эти отзывы пишут люди неравнодушные.

– Какие книги, прочитанные Вами в детстве, стали любимыми?

 – Самыми любимыми были книги Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна» и «Приключения Тома Сойера». Тогда их было трудно достать. В библиотеке на них в очередь записывались. Одна книга была у меня, а вторая – у моего друга. Мы ими постоянно обменивались. Их так часто перечитывали сами и давали другим, что они истрепались в пух и прах. Потом с удовольствием читал романы Фенимора Купера про индейцев. Никогда не забуду замечательный рассказ «Нелло и Патраш», который написала английская писательница Мария Луиза де ла Раме под псевдонимом Уида. К сожалению, эта книжка очень давно не переиздавалась, и у нас о ней мало кто знает. Книга про мальчика Нелло и его верного пса по кличке Патраш была написана в 1872 году. В мире она известна под названием «A Dog of Flanders» («Фландрийский пес») и представляет собой роман для детей объемом около 300 страниц. В СССР роман целиком не издавался. В настоящее время эта книга очень популярна в Японии, где по ней уже сняли мультфильм, и на Филиппинах. Еще помню, какое завораживающее впечатление производили на меня иллюстрации к книге Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», ребенком я мог часами их рассматривать. Но сам роман так до сих пор и не прочел.

– А какие книги Вы читаете своему сыну?

– Теперь он сам все читает. Хочется, конечно, повлиять на его выбор, чтобы не прошел мимо той или иной замечательной книги. Но сделать это без нажима, без обязаловки. Сначала я ему рассказываю, что есть такая книжка о том-то и о том-то. Пересказываю некоторые фрагменты, чтобы его заинтересовать. А когда этот интерес появляется, он сам берет книгу и читает. 

– Расскажите, пожалуйста, о счастливых моментах, связанных с Вашей профессиональной деятельностью.

– В 2013 году на Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге книга «Робинзон Крузо» издательства «РОСМЭН» с моими иллюстрациями получила от Международной конфедерации союза художников специальный диплом премии «Лучшие книги года» за высокохудожественное оформление. Для меня такая оценка моей работы была неожиданной и очень приятной. Это, конечно, счастливый момент.

Еще вспоминается одно замечательное событие, которое произошло благодаря издательству «Лабиринт». Для сказки «Ветер в ивах» с моими рисунками они выбрали перевод И. Токмаковой. Так, по счастливой случайности, я познакомился с прекрасным детским автором, Ириной Петровной Токмаковой. Помню, когда учился в первом классе, прочел ее книжку «Аля, Кляксич и Буква “А”». Это была первая большая книга, которую я самостоятельно прочитал. И вот я оказался в гостях у Ирины Петровны, для меня она – человек-легенда. О такой встрече я и мечтать не мог, но она произошла. И это для меня счастье.

– Ваши детские мечты сбылись?

– В основном – да. Причем одна такая детская мечта осуществилась совсем недавно. Я принял участие в создании мультипликационного фильма «Таинственные черепки» о детстве Агаты Кристи. Сейчас этот мультфильм принимает участие в конкурсной программе фестиваля в Суздале.

– А как Вы попали в анимацию?

– Однажды на книжной выставке ко мне обратился режиссер Дмитрий Семёнов и предложил поработать над фильмом. Очевидно, он посмотрел мои иллюстрации, и они ему понравились. Я сразу согласился, потому что давно об этом мечтал. Помню, когда учился в пятом классе, всерьез увлекся мультфильмами. Регулярно ходил в кинотеатр «Баррикады», где в то время показывали японские полнометражные анимационные фильмы и сборники наших советских мультиков. А потом на уроках (если мне было скучно) рисовал на уголках страниц учебников героев выдуманных мною историй. Было очень интересно увидеть в развитии свой короткий сюжет. С удовольствием наблюдал, как мой рисунок оживает и начинает двигаться. Кстати, в одном учебнике удавалось уместить четыре маленькие серии. Никогда не забуду, какое сильное впечатление произвела на меня экскурсия на киностудию «Союзмультфильм». И хотя анимация – очень трудоемкая и сложная вещь, заниматься ею бесконечно интересно.

– Каким проектом увлечены в настоящее время?

– Работаю над книгой американской писательницы Мэри Додж «Серебряные коньки» для издательства «Лабиринт».

– Желаем Вам удачи и творческих успехов!

– Спасибо!

Беседовала Марина Зубкова

Источник: Читаем вместе


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Роман Сенчин, писатель:

Хозяин, как известно, барин, но хочется заметить, что «публики» у русской литературы почти уже не осталось Источник

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати:

Я посмотрел, оказывается, травка так называлась – заря. Пучок зари. Это имеет какое-то значение? Никакого! Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

«Два богача» Иван Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Литература в картинках

«Список абонентов московской телефонной сети» 1928 года Посмотреть полный размер

«Список абонентов московской телефонной сети» 1928 года

Справочник выставлен на торги в «Литфонде». Были времена, когда номера телефонов известных писателей мог узнать любой человек. И позвонить...
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Писатель, Павел Басинский об архивных делах выпускников и преподавателей Литературного института

Писатель, Павел Басинский об архивных делах выпускников и преподавателей Литературного института

В архиве Литературного института десятилетиями хранятся "дела" выпускников и преподавателей этого единственного в мире вуза, где готовят писателей. Интересно листать, например, "дела" преподавателей и студентов Литературного института советской эпохи.

Роман Сенчин — о том, чем опасна для писателя и читателя уничижительная критика

Роман Сенчин — о том, чем опасна для писателя и читателя уничижительная критика

Всё громче и настойчивее звучат голоса: писатели измельчали, читать нечего. В прошлый раз такие разговоры велись в конце 1990-х — самом начале 2000-х. Но потом появилась целая, не побоюсь этого высокопарного слова, плеяда молодых писателей, а главное — у них наш...

Как писатель антисталинист получил Сталинскую премию

Как писатель антисталинист получил Сталинскую премию

Про Анатолия Рыбакова (1911 – 1998), который, как утверждают, был крепкий, профессиональный беллетрист и не только.

Как писать хайку на русском языке

Как писать хайку на русском языке

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Анекдот про книги

Анекдот про книги

Умирает старый профессор. Лежит на диванчике, в кабинете, у диванчика — его старый фронтовой друг. Профессор голову приподнимает, показывает на книжные полки, висящие над рабочим столом. «Это всё, — говорит, — книги, которые я написал».

Литература в цифрах

400 рублей

стоимость услуги бета-ридера за 1 а.л. Источник

Менее 45 кг

Величина подушевого потребления бумаги для печати, в 2016 году Источник

6 месяцев

Столько времени занимает процесс допечатной работы над детской книгой Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина