Интернет-магазина onix-boox
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Сергей Шаргунов: Тот, кто любит хорошую литературу, тот и натолкнется на Катаева

Сергей Шаргунов: Тот, кто любит хорошую литературу, тот и натолкнется на Катаева 20.12.2017

Биографические книги создаются по-разному. Кто-то берется, потому что герой - предмет научного интереса. Кто-то потому что так сложилось. А "Катаев"?

Сергей Шаргунов: По влюбленности, которая не проходит.

Ваша инициатива?

Сергей Шаргунов: Меня заказы не интересуют. Стало обидно, что нет полноценной, полнокровной книги о нем: Катаев писатель недооцененный и сегодня полузабытый. В советское время выходили лакированные монографии, его подавали только красным и правоверным, в постсоветское - появлялись скандальные версии, о нем рассказывали как об исключительно белом. Но по правде все сложнее, и, увы, не было серьезного исследования его огромной жизни, включая те самые драматические события… О том, что с ним проходило на самом деле, не знали даже ближайшие родственники - дети и жена. Катаев - это история века: отвага и страх, трагедии и взлеты, благородство и малодушие. И судьба человека, который хотел одного - хорошо писать, и умудрялся всегда. Захотелось узнать о нем, так мало изученном, все и рассказать предельно честно.

Насколько я знаю, уже были подступы к ЖЗЛ, Ира Лукьянова долго собирала материалы и готовила книгу о Катаеве.

Еще интервью Сергея Шаргунова

Сергей Шаргунов: И не она одна! К Ире я отношусь с большой теплотой, мы с ней разговаривали, сверяли какие-то свои представления. Свою книгу она еще не написала, надеюсь, что напишет. Я благодарен всем, кто занимается нашей литературой двадцатого века. У меня к Валентину Петровичу есть еще и личное отношение.

Вы родились в 80-и, он умер в 86-м…

Сергей Шаргунов: Мама лично знала Катаева. Они жили в Лаврушинском переулке в одном писательском доме. Он дружил с моими предками, с бабушкой, с дедушкой. Много воспоминаний, в том числе и семейных. Благодарен его детям - тем самым Жене и Павлику из "Цветика-семицветика", внучке Тине… Особенно благодарен племяннице его второй жены, прекрасной Людмиле Коваленко, которая в свои 90 лет, поблескивая бриллиантом кольца, "подаренного Валей", и затягиваясь сигаретой, рассказывала, как он гулял с ней по нэпманской Москве, и верблюд на Страстном бульваре оплевал его с ног до головы, и он бежал по бульвару. Она предоставила мне уникальный материал, который есть в книге - это никогда не печатавшиеся письма Мандельштама, Зощенко, Олеши, Ильфа, Петрова... Поэтому мне было важно не солгать ни единой фразой, и не допустить ни единой неточности.  Это достоверная история, но и, надеюсь, история увлекательная. ЖЗЛ, кроме всего прочего, это строгий жанр, хотя…

Без мистики, чувствую, не обошлось?

Сергей Шаргунов: Мне как-то приснился сон, будто бы я оказался в старой редакции "Юности". И в полумгле рассветной летаю под серыми плафонами, и вдруг сталкиваюсь с тенью Катаева, и он жилисто и тряско пожимает мне руку.

Вдохновляюще!

Сергей Шаргунов: Вообще, признаюсь вам, так втянулся, что уже стал как-то связывать свою судьбу с Катаевым. Перед принятием одного важного решения специально съездил на Новодевичье, с цветком, прямо на его могилу.

Ответил?

Сергей Шаргунов: Не берусь судить. В любом случае связь с Катаевым не прерывается после написания книги. Я мысленно продолжаю эту книгу писать, особенно во сне. Что-то добавлять, обдумывать. Например, связку Катаев - Набоков. Вспыхивают неожиданные переклички, появляются новые мысли. Так что книга на самом деле дополняется. Катаев не отпускает. Огромная жизнь, 90 лет.  Огромный XX век, от Николая II до Горбачева. Жизнь, полная красок и событий. И волшебной литературы.

Катаев был такой... нетрадиционный, неканонический советский писатель, вроде и признанный, но всегда в тени.

Сергей Шаргунов:"Вездесущий затворник", сказал о нем Евтушенко. С одной стороны, он находился в эпицентре истории и литературы. Он был одним из главных людей, входил в руководящую пятерку Союза писателей, был главредом яркого журнала. Он был одним из популярнейших писателей, ключевых. Но при этом в самые лютые годы уклонялся от участия в травле, не составлял письма с требованием расправ, и вообще, держался на отдалении от власти. Хотя были и так сказать неблаговидные поступки, я пишу о них подробно, и вообще, главная задача книги - показать контекст, прорисовать не только героя, но и фон эпохи: литературный и общественный. Это не житие святого Валентина, не умалчиваю ни о чем, что можно посчитать отрицательным, но важно и то, что Катаев много помогал писателям - один из немногих деньгами Мандельштаму, хлопотал за арестованных...

Это отголоски метаний в Гражданскую?

Сергей Шаргунов: Он дважды был белым. И красным тоже. При реконструкции  биографии становится понятно, что это не его стремление приспосабливаться, таковы были танцы истории. В Одессе власть менялась бесконечно. Он искренний человек, ушел из гимназии на фронт в Первую мировую добровольцем. Но когда все стало гибнуть и крошиться, он уже не хотел воевать. Прежде всего, он прирожденный писатель. И ключ к его участию в Гражданской войне - мобилизация. Это не он рвался - его просто забирали на фронт. Вы же помните дневники Муромцевой, воспоминания Бунина, когда и Багрицкий, и Олеша, и Катаев, после того как на недолгое время в 19-м красные отобрали у белых Одессу, выступали на литературных собраниях, и в этом был и азарт, и вера в передел мира. То время невозможно понять, исходя из каких-то шаблонных представлений. И больше того, такое поведение спасло ему жизнь потом, потому что когда он был в Одесской ЧК и ждал расстрела, вспомнилось то, как он выступал на тех литературных вечерах. И его избавитель и спаситель Яков Бельский просто помнил Катаева по этим выступлениям. Но  да, был белогвардейский десант, и был бронепоезд "Новороссия", с которого офицер Катаев косил петлюровцев. И он бы отплыл с Иваном Буниным, со своим учителем в Константинополь, если бы его самого не скосил тиф.

Почему же все-таки недооцененный и полузабытый?

Сергей Шаргунов: Катаеву не могут простить его независимость. Главное - не эта искрометная биография, не эти войны, ранения, сражения. Не дружба с Есениным и Маяковским. Ни то, что он придумал фабулу "12 стульев". И даже не то, что он выпустил всех шестидесятников из журнала "Юность". Все дело в его удивительном сильном одиноком даре, который и был главным в его жизни. Он искренне хотел возиться с красками. Это писатель удивительный по пластике изображения, по умению подать предмет, вещь, человека. По своему тонкому и точному стилю. Прежде всего, художник. Он рисовал словами. И это основное в его судьбе. Поэтому в каком-то смысле он прожил все равно не свою жизнь. Потому что ему приходилось при любых перепадах атмосферного давления эпохи сосуществовать с ней.

"Прожить не свою жизнь" - в известной степени фигура речи. Человек всегда проживает свою жизнь. Мы не знаем, кем бы он стал в эмиграции.

Сергей Шаргунов: Да, фигура речи и загадочная фигура героя времени. Но он много раз об этом размышлял. Набоков, как рассказывал мне Евтушенко, сказал Белле Ахмадулиной: "А, может быть, мне надо было остаться. Вот я бы остался, жил бы здесь. Да, пускай я бы прошел через лагерь. Но вдруг бы я выжил и вышел совсем другим писателем? Какой бы опыт я вынес из всего этого?" И Катаев размышлял: "А каким бы стал я? Если бы я все-таки уплыл…" И, возможно, это тоже была бы не совсем своя жизнь, с лишениями… У него есть знаменитая повесть "Кубик" суперэстетская, где он - богатый и успешный господин-эмигрант: тоже вариант, учитывая его удивительную жизнестойкость. Катаева сложно оспорить как художника, и кто-то хотел бы поставить ему плохую отметку по поведению. Он не строил из себя святошу, был способен на эпатаж, иногда бравировал показным роскошеством и цинизмом, подчеркивая свою одинокость, но был точно не грешнее других. И, если огрублять, эстетика его волновала больше, чем проблематика.

Искусство для искусства.

Сергей Шаргунов: Можно сказать и так. Музыка была ему важна. Он блистательно умел сочетать изобразительное и повествовательное. За эстетизм Катаеву доставалось сызмальства. Если почитать критику - почти не было хвалебных текстов. Им всегда были недовольны. Он лет с десяти начал печататься, но всегда получал по полной. И в последние годы ему доставалось, обвиняли в модернизме, в раскованности. В излишней свободе. "Вертер…", повесть о зверствах в Одессе в 1920-м, испугался печатать "Новый мир", но продавил катаевский покровитель Суслов. Повесть было запрещено обсуждать, по приказу Андропова не вышла ни одна рецензия, драматичная коллизия.

Что от него останется, кроме "Цветика-семицветика"?

Сергей Шаргунов: Провокационный во многом вопрос. Конечно, от Катаева останется его мовистская проза: "Святой клодец", "Алмазный мой венец", "Трава забвения", "Уже написан Вертер", "Сухой лиман", "Разбитая жизнь, или вошебный рог Оберона"... Но и рассказы, такие, как "Отец", "Отче наш", "Фиалка". На мой взгляд, будут возвращаться и к "Белеет парус одинокий", и к "Растратчикам", и не только… Его будут читать, потому что это превосходная проза. На мой взгляд, в плане красок и стилистики, и живописности, лучший советский писатель. Поэтому любой ценящий литературу человек не сможет пройти мимо. Катаева замолчать все равно невозможно. Более того, еще придет время большего внимания к Катаеву, и те, кто сейчас еще юн, мал, будут, подрастая, открывать эти книги, и удивляться.

Если родители и учителя их не открывали, то как дети откроют?

Сергей Шаргунов: Чувство прекрасного, и чувство ужасного, и музыка, она никуда не пропадает. Поэтому тот, кто любит хорошую литературу, тот и натолкнется на Катаева, и прочитает, и увидит. В том числе и не отпускавшую его сквозную тему - отсроченной казни. Ведь он был... однажды расстрелянный. Он снова и снова прокручивал этот сюжет,  не мог избавиться от экзистенциального потрясения, связанного с несостоявшимся расстрелом. Возможно, истоки его отшельничества здесь.

"Мода на Катаева" - утопия?

Сергей Шаргунов: Катаев - бездонный мир. Это и Хлебников, живший у него в Мыльниковом переулке, и друг по "Гудку" Булгаков, чья сестра чуть не стала женой Катаева. Это Ильф и брат Петров, которых он, по сути, устроил в литературе. Он благодетель многих, включая Багрицкого, которого перетащил в Москву. Это Есенин, с которым они в хмельной товарищеской драке катились по крутой лестнице поэта Асеева. И Маяковский, который свой последний вечер провел у Катаева. Мандельштам, Пастернак, Бабель, Зощенко, Горький, Фадеев, Шолохов, Алексей Толстой, Шкловский, и, конечно, самый близкий друг, собрат-соперник Юрий Олеша… Евтушенко, Вознесенский, Аксенов и даже Валентин Распутин… После выхода "Алмазного венца" кто-то пытался обвинить автора в подтасовке событий или в фамильярности, но при внимательном и глубинном анализе, оказывается, что Катаев ничего не придумал. Получилось очаровательно-искристо, но с вызовом, шокировавшим многих.

Про современную литературу, не хочу сказать, тусовку, про современную литературную среду, обстановку кто-то "Алмазный венец" напишет?

Сергей Шаргунов: Хороший вопрос. Смотря кто, как говорится, доползет до того времени, когда они будут интересными. Может быть, Роман Сенчин, или Захар Прилепин, или Алиса Ганиева будут интересны читателям, спустя долгое время - какими мы были когда-то юными, как все общались, как познакомились, как потом нас метала жизнь?... Кто знает.

Когда пошли в политику, понимали, чем рискуете?

Сергей Шаргунов: Просто решил для себя, что буду независимым человеком, всегда буду поступать по совести. Главная моя задача - что-то  делать для людей. Политика - слово пошлое. Я  пытаюсь помогать людям, защищать бедных, униженных, оскорбленных, заключенных, тех, у кого отнимают последнее жилье, кого морозят, не включая отопление, лишают школ, больниц, библиотек, книжных магазинов… В разные времена были разные депутаты. На самом деле, был и парламент с Евтушенко и Беловым. Конечно, не хватает творческих и интеллектуальных людей рядом.

Новый опыт и новые сюжеты?

Сергей Шаргунов: Сюжеты приносят поездки в Сибирь. Может быть, появится прозаический текст, связанный с этими впечатлениями. Сам опыт депутатства отчасти кафкианский, проза из этого тоже уже появилась. Скоро выйдет новая книга.

Вопрос, который я задаю всем, связанный с круглой датой. У вас не возникает ощущения, что мы только и делаем, что разбираемся, подводим итоги, влезаем в чужие шкуры, а выводов не получается?

Сергей Шаргунов: Чем глубже изучаешь историю, тем сложнее картина, которая открывается. Та самая полифония, которая была так важна Пушкину, когда он писал историю пугачевского бунта, "Капитанскую дочку", где у всех своя правда. И у Петруши. И у родителей Маши. И у Пугачева. И у царицы. Только так можно воспринимать думающему и чувствующему человеку нашу историю. Через упрощение ни к чему не придешь.

Поэтому выводы невозможны?

Сергей Шаргунов: Во все времена надо стремиться к человеческому достоинству, к деланию добрых дел, и к тому, чтобы развивать тот талант, который у тебя есть. Урок судьбы Катаева - это и урок истории. Всего хватало. И темная камера, где его чуть не расстреляли, и зал в Кремле, где ему повесили "Золотую звезду". Я писал свою книгу, любя героя, но максимально беспристрастно. Сейчас в дефиците равновесие!.. Заходишь, например, в "Фейсбук" и столько оголтелости со всех сторон. Не знаю, от чего. От беспомощности, от бессилия или, наоборот, от беснования. Общество больно.

Безнадежно?

Сергей Шаргунов: Возможно взаимное врачевание. Людей может собирать устремленность в будущее, солидарность во взаимопомощи, понимание важности человеческих принципов. Хорошая литература и серьезные исследования - это тоже то, что всегда выше любой схватки.

А вообще, хочется ходить как Диоген, со свечой среди бела дня, и говорить: "Ищу человека". Настолько всем не хватает здравого смысла. И, кстати, самоиронии.

Самоиронии... тогда  спрошу про "Цветик-Семицветик" - что загадаете?

Сергей Шаргунов: Чтобы сбылось, об этом нельзя рассказывать. Но - загадал, только что, разговаривая с вами.

Источник: Российская газета


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Алексей Горшенин: Кормилец Джек

Номинация на Вторую литературную премию «Лит-ра на скорую руку».

У геолога Илюхина была собака — кобель породы сибирская лайка. Красавец-пес! Сам весь белый, а спина черная, словно попоной ее кто прикрыл. И черные чулочки на лапах. А сзади хвост бубликом. А уж ...

читать далее...

Сергей Истомин: Записки маленького мальчика

Номинация на Вторую литературную премию «Лит-ра на скорую руку».

- Так не доставайся же ты никому! – громко крикнув, я со всей дури треснул кларнетом по табуретке.

Кларнет, жалобно всхлипнув, взял фальшивую ноту и развалился на части. Две мои сестры суммарно старше...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Тяжелый труд литературных критиков Посмотреть полный размер

Тяжелый труд литературных критиков

Спасибо, писателям и критикам за их жемчужины ;)
Автора рисунка нам, к сожалению, выяснить не удалось. Источник
Вторая литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Молодёжный взгляд на произведения лауреатов литературной премии «Большая книга»

Молодёжный взгляд на произведения лауреатов литературной премии «Большая книга»

Произведения лауреатов литературной премии «Большая книга» за прошлый год уже оценило экспертное сообщество, за них проголосовали читатели на просторах интернета, на них написано много рецензий. Мнение сформировано. Теперь по итогам премиального сезона «БК»-2017 высказываются студенты Института журналистики и литературного творчества.

Стивен Кинг подвел итоги года

Стивен Кинг подвел итоги года

Маэстро ужасов рассказал, какие книги у него выходят в 2018 году, почему «Оно» получило такой успех и что не так с «Темной башней».

Как стать писателем: рассказывает Маргарет Этвуд

Как стать писателем: рассказывает Маргарет Этвуд

Выдержки из эссе канадской писательницы Маргарет Этвуд «Выбор профессии: „Кем ты себя воображаешь?“» в переводе Екатерины Скрылевой

История успеха Терновского Геннадия

История успеха Терновского Геннадия

Не все авторы самиздата пропадают в безвестности: есть и успешные авторские кейсы. Таков, например, Геннадий Терновский и его книга «Окраплённые» – лидер продаж на Bookscriptor. Будучи майором спецназа и актером, Терновский решил попробовать себя в писательском деле и рассказать людям о том, что сам знает лучше всего – нашей армии и специфике служб...

Классическая литература - краткое содержание

Классическая литература - краткое содержание

В двух словах о классике - от французской до японской.

Литература в цифрах

8-14 лет

Возраст детей, которые были напуганы до усрачки Тимом Карри  Источник

150

Рекомендованное количество строк при оформлении подборки для участия в «Филатов фест-2018»  Источник

13

Количество детективов вошедших в список «Лучшие детективы 2017 года» Источник

Прямая речь

Евгений Водолазкин, писатель:

От такого контраста можно было потерять рассудок. Мне кажется, он его и потерял. Источник

Сергей Оробий, критик, литературовед:

Права на литературное наследство - это ведь не итоги приватизации, могут быть и пересмотрены. Источник

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Книги года

Книг я прочитал в этом году какое-то невообразимое количество. Но издали-то еще больше. Многое не попало в поле зрения по техническим причинам и из-за элементарной нехватки времени. Поэтому это список моего читательского лучшего, того что я держал в ...

Манифест барской литературы

Говорят, Маканин был очень умный. Может и так, смотря какой меркой мерить. Каждый обычно пользуется своей. Для одного - умный, для другого – так.
Я вот, сколько ни читал Маканина, «очень» не заметил. Умные-то мы все. А вот которых «очень» всегда было...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Нечитатель – это профессия

В начале декабря Московский центр «Благосфера» объявил об открытии Книжного клуба. Подвести итоги юбилейного 17-го и нарисовать перспективы 18-го пригласили хорошо всем известных активистов книжного мира. Этот дримтим профессионалов обозначил главные проблемы в секторе анали...

Писатель должен быть голодным?

Меня как продюсера от литературы иногда приглашают на круглые столы и дискуссии на книжные темы. Основной пафос выступлений, как правило, упаднический: сложно издавать, невозможно издаваться, нельзя прожить на авторские гонорары, страна не читает, писатели бедствуют, культур...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Демонтаж памятника

Есть мнение, что еженедельное писание колонок, регулярное ведение рубрики и прочая поденная литературная работа рано или поздно грозит исхалтуриванием. Есть мнение обратное, и его сформулировал Виктор Шкловский, со дня рождения которого сегодня исполняется 125 лет.

Литература и сгущёнка

«Пища духовная», «литературный фастфуд», «лавбургер (с кровью)», «проглотил книгу за пару часов»… Всё это, конечно, страшная пошлятина. Людей, которые говорят «вкусная деталь», нужно сечь розгами. Однако прав писатель, сравнивший мир с супермаркетом. Современное литературное поле уж точно строится по законам «Ашана».

Интервью

Литературные мероприятия

19 янв. «История возникновения книгопечатания и печатные техники прошлого»

Лекция художника-графика Антона Астапова.

Авангард в книжной иллюстрации 1920—1930-х годов. Часть вторая

Авангардные искания воплотились в советской детской книге, превратив её в явление мирового масштаба. В детскую книгу в те годы шаг...

В Библиотеке для молодёжи пройдет музыкально-поэтический вечер к 80-летию Владимира Высоцкого

31 января в 19:00 в зале “Музыкальный подвал” Российской государственной библиотеки для молодёжи пройдёт музыкально-поэтический ве...

Встречи с писателями

16 янв. Андрей Битов

Андрей Битов представит новую книгу «Арион. От Михайловского до Болдинской осени»

19 дек. Мария Метлицкая

Мария Метлицкая встретится с читателями и представит свою новую книгу «Его женщина».

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Лучшая проза 2017 года

Лучшая проза 2017 года

По версии «ЛитРес», сервиса электронных книг №1 в России.

Лучшие детективы 2017 года

Лучшие детективы 2017 года

По версии «ЛитРес», сервиса электронных книг №1 в России.

Лучшим книжным Москвы признан «Библио-Глобус»

Лучшим книжным Москвы признан «Библио-Глобус»

«Библио-Глобус» во второй раз стал победителем голосования «Лучший книжный магазин Москвы» по мнению участников проекта «Активный гражданин». Всего в голосовании по этому вопросу принял...

ТОП 100 книг уходящего года

ТОП 100 книг уходящего года

По версии «ЛитРес», сервиса электронных книг №1 в России.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В Библиотеке для молодёжи пройдет музыкально-поэтический вечер к 80-летию Владимира Высоцкого

В Библиотеке для молодёжи пройдет музыкально-поэтический вечер к 80-летию Владимира Высоцкого

31 января в 19:00 в зале “Музыкальный подвал” Российской государственной библиотеки для молодёжи пройдёт музыкально-поэтический ве...

27 дек. «Нам не дано предугадать» Лекция

27 дек. «Нам не дано предугадать» Лекция

Лекция о Федоре Ивановиче Тютчеве пройдет в библиотеке №58. Гости узнают о творчестве и судьбе поэта, услышат его лучшие стихотвор...

Новости издательств

«Просвещение» подало иск на 3,7 млрд рублей к компании, входящей в «Эксмо-АСТ» за обложку учебника

«Просвещение» подало иск на 3,7 млрд рублей к компании, входящей в «Эксмо-АСТ» за обложку учебника

Также «Просвещение» требует признать учебники «Вентана-Граф» контрафактными и уничтожить весь тираж.

О планах Издательства Ивана Лимбаха на 2018 год

О планах Издательства Ивана Лимбаха на 2018 год

В этом году издательство поставило на полку 21 новую книгу и допечатало 7 бестселлеров. 2017 год оказался богат яркими событиями и...

Распродажа Издательства Ивана Лимбаха и издательства Клаудберри

Распродажа Издательства Ивана Лимбаха и издательства Клаудберри

Распродажа пройдет в книжном магазине Primus Versus и продлится до 17 декабря.

Издательство «Фантом-пресс» отметило 25-летие

Издательство «Фантом-пресс» отметило 25-летие

За 25 лет работы «Фантом-пресс» издало свыше 500 книг более чем 250 авторов. Среди них: Хью Лори, Стивен Фрай, Марек Соболь, Джона...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Коронация зверя» Валерия Бочкова

Рецензия на книгу «Коронация зверя» Валерия Бочкова

Роман как исторически достаточно молодой жанр - вещество горячее, дымящееся, и его традиционность, граничащая с традиционализмом, и его сугубо личное (авторское) новаторство, граничащее с "выходом за рамки", могут иной раз начать сами диктовать автору свою волю,...

Рецензия на книгу «Стриптиз на 115-й дороге» Вадима Месяца

Рецензия на книгу «Стриптиз на 115-й дороге» Вадима Месяца

Обманчивым было бы думать, что автор сибарит, жизнелюб и весельчак. Этот глаз, эта память подмечают и крепко держат и то, что держать внутри себя опасно - настоящие трагедии; тогда текст превращается в невероятие почти шаламовское, граничащее с гротеском театр...

Рецензия на книгу «Охота за тенью» Якоба Ведельсбю

Рецензия на книгу «Охота за тенью» Якоба Ведельсбю

Атмосфера нового романа датчанина Якоба Ведельсбю «Охота за тенью» сначала кажется удобно-узнаваемой из-за насыщенности не только описаниями комфортных и традиционных европейских реалий, но и психологическими портретами знакомых европейских типажей. Типичное мышление...

Рецензия на книгу «Дети декабря» Платона Беседина

Рецензия на книгу «Дети декабря» Платона Беседина

Не побоимся начального трюизма: книга эта о людях, - как, впрочем, и все книги на свете. Вдумайтесь, книг не о людях очень мало; мало кто из писателей избирает поприще Виталия Бианки или Джеральда Даррела, но и зоологи-биологи поселяют животных по соседству с ...

Детская литература

РГГУ приглашает старшеклассников принять участие в олимпиадах по русскому языку и литературе

РГГУ приглашает старшеклассников принять участие в олимпиадах по русскому языку и литературе

Регистрация для участия в отборочном этапе олимпиад ведется по 14 января 2018 г.

Российские школьники стали лучшими в мире по чтению

Российские школьники стали лучшими в мире по чтению

Российские четвероклассники заняли первое место в международном мониторинге грамотности чтения Progress in International Reading Literacy Study.Средний результат наших учеников — 581 балл, что почти на 13 очков выше, чем в предыдущей волне исследования...

XI Фестиваль-конкурс «Дети читают русскую классику»

XI Фестиваль-конкурс «Дети читают русскую классику»

Фестиваль пройдёт в феврале-апреле 2018 года. Основной целью фестиваля-конкурса является приобщение детей и молодёжи к освоению русской классической литературы, обучению чтению, культуре русской речи, раскрытию и развитию творческих сп...

Если ваш ребенок хочет стать писателем

Если ваш ребенок хочет стать писателем

Три книги, которые заставят бурлить детскую фантазию, а главное – они хороши, как для самостоятельной работы, так и для сочинительства в компании (мам, пап, бабушек, дедушек, друзей и одноклассников).

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Как я убил ящурку» автор SEBASTIAN KNIGHT

Я сидел в парке Дзержинского (ныне Останкинский) за негустым кустиком с выпученными от страха глазами. Что я делал там сидя и, с выпученными глазами, ранней весной? Неправильно, я не срал, как вскрикнуло большинство. Хотя сидеть в парке в тёплую погоду и срать под кустами, несомненно, занятие достойное и мной всячески поощряемое, приятно осознавать, что минут через семь, подслеповатая старушка наступит в едва курящиеся какашки прохудившимся ботинком, или маленькая девочка с размаху упадёт лицом в обманчиво окаменевшую лепёху. Я просто сидел и боялся. далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80- тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда, с которой познакомился по переписке. Ещё до появления массового Интернета, чтобы освоить английский язык, я стал членом “International Pen Friends” и в мой почтовый ящик начали приходить письма со всего мира. Одно из них было от американки Бренды. далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Ищете бета-ридера? Я тот, кто вам нужен!

Предлагаю писателям услуги бета-ридера. Стоимость - 1 а.л. = 400 р. Работаю по предоплате в 50% от полной стоимости. далее...

Отдам Пелевина и Рубину

С вас чашка кофе в кафе. Если Вы девушка - кофе с меня ;) далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов