комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Ольга Славникова: Я до сих пор не знаю, как делается проза

Ольга Славникова: Я до сих пор не знаю, как делается проза 05.08.2018

2016 год стал последним для известной премии «Дебют», на месте которой тут же возникла новая крупная премия для молодых авторов - «Лицей». В начале июня этого года на Красной площади состоялось объявление финалистов второго сезона «Лицея», общий призовой фонд составил 4,8 млн рублей. Тем временем многолетний координатор «Дебюта» Ольга Славникова тоже на месте не сидит: ее роман «Прыжок в длину», вышедший после продолжительного перерыва, хорошо прозвучал в критике, готовится новая книга, и, кроме того, много сил отнимает преподавание. Об отношении к новой премии, а также о тенденциях, пришедших на смену «Дебюту», о готовящемся романе и особенностях мастерской прозы писатель лауреат премии «Русский Букер» Ольга Славникова рассказала в интервью «Учительской газете».

- Ольга Александровна, премию «Лицей» критики называют торжеством консервативного тренда, пришедшим на смену «инновативному» «Дебюту». Разделяете ли вы это мнение?

- Заметим, что ни организаторы «Дебюта», ни организаторы «Лицея» за авторов не пишут, но имеют дело с теми работами, которые поступают на конкурс. Когда начинался «Дебют», на дворе была другая эпоха. Те, кто приходил тогда в литературу, упивались свободой, наступившей после соцреализма. Радикальные эксперименты виделись и в значительной мере были залогом успеха. Сейчас время стоячее, и чем больше постправды в новостях, тем сильнее у литературы тяга к «жизни в формах самой жизни». Еще, наверное, влияет Фейсбук с его бесконечной констатацией простых повседневных реалий. Отсюда консервативное «дневниковое» мышление. Я думаю, тут мало что зависит от политики премии. Эксперты в «Лицее» профессиональные, и, если вдруг возникнет подлинно новаторский текст, его вряд ли оставят без внимания.

- А воспринимаете ли вы эту премию как законную преемницу «Дебюта»?

- «Лицей» образовался тогда, когда «Дебют» встал на паузу. Да, модель новой премии во многом повторила модель «Дебюта» и за отсутствием последнего заняла нишу. Но все произошедшее связано не с литературной, а с экономической ситуацией. Фонд «Поколение», поддерживавший «Дебют» шестнадцать лет, из-за кризиса сократил программы. Я попыталась найти другое финансирование, но потенциальные партнеры вдруг передумали. Тогда я решила, что не могу превращать поиск денег для «Дебюта» в свой образ жизни. Если партнер найдется сам, обе премии вполне могут существовать параллельно.

Другие интервью Ольги Славниковой

- Насколько изменился ваш распорядок дня в связи с переменами? Удалось ли сосредоточиться на новых прозаических замыслах?

- Изменился в первую очередь распорядок года. Когда шел конкурс «Дебюта», все летние месяцы и сентябрь были посвящены исключительно координации работы экспертов и чтению рукописей. Это была жесткая микроволновка для мозга: ни единого выходного, ни единого просвета, даже пару недель на море я проводила, уткнувшись в монитор. Теперь этого сверхнапряжения нет, нагрузка распределена более равномерно. Работы меньше не стало: у меня и мастерские, и коучинги. Но навык тайм-менеджмента, отточенный в «Дебюте», позволяет выкраивать драгоценные утра на прозу. Да, новые замыслы растут. Задача - не дать новым идеям перебить ход романа, который пишу давно.

- Новый роман «2050», насколько мне известно, будет посвящен изоляции России от остального мира. Как продвигается работа? Влияет ли на сюжет внешнеполитическая обстановка?

- Кажется, я опять влезла в историю, как с романом «2017», изданным в 2006‑м: мои читатели через некоторое время смогут проверить мои футурологические гипотезы. И азартно, и страшновато, конечно. Роман об изоляции России я начала писать в 2012‑м, когда никакой изоляции еще не было. Теперь многое приходится перерабатывать с учетом реальных, уже случившихся событий. Однако если в 2014‑м грянули политические неожиданности, то теперь они, похоже, закончились. С победой постправды международная обстановка стала, на удивление, предсказуемой. Человеческое бескорыстное вранье неисчерпаемо в своем разнообразии, а вранье корыстное ограничено целями, которые всем понятны. Легко представить, до какого примитива дойдут новостные блоки, взятые из головы. Никогда власти предержащие не были хорошими драматургами. Но само по себе международное шоу - благодатное поле для художественного исследования. Чем я и занимаюсь с большим удовольствием.

- Вы также активно занимаетесь мастерской современной прозы в Creative Writing School. Чем ваш курс отличается от курсов коллег-прозаиков Марины Степновой, Майи Кучерской, Алисы Ганиевой? Как «разделяете» обязанности?

- Разделения обязанностей не существует, курс индивидуален и определяется личностью преподавателя. Про себя могу сказать, что работаю со слушателями на результат, то есть на создание готового текста и на его публикацию. Надеюсь, через год-другой у моих студентов начнут выходить книги. Я, как преподаватель, очень амбициозна и готова вкладывать много труда в осуществление этих амбиций. Например, каждый слушатель по ходу мастерских получает дополнительные индивидуальные консультации, а структура домашних заданий ориентирована прежде всего на личный творческий проект студента: на будущий роман или цикл рассказов.

- Ваши семинары скорее живой диалог или совместный разбор рукописей?

- Разбор рукописей - это как раз индивидуальная работа с теми, у кого уже есть хотя бы пара рассказов или пара романных глав. По ходу мастерских мы делаем эскизы, как их делает живописец, прежде чем взяться за большое полотно. Эскизы предваряет теоретическая лекция: по использованию детали, например, или по композиционным приемам в крупной и малой прозаической форме. Эскизные тексты мы разбираем на общем обсуждении, а потом, при удаче, они идут в копилку будущих книг. Но диалог ведется и во время лекции: я предлагаю сразу задавать вопросы, и бывает, что беседа продолжается и в вестибюле, и в соседнем кафе. Всегда не хватает времени, если честно.

- Недавно коллега-прозаик признался, что никогда не даст свою рукопись на оценку такому же прозаику: мол, он же неизбежно «почувствует во мне конкурента». Палка о двух концах: с одной стороны, собственное участие в любой деятельности помогает лучше оценить плоды чужих трудов, с другой - отсутствие амбиций привносит долю здравой отстраненности в оценке. Преподаватель Ольга Славникова часто опирается на опыт Славниковой-прозаика? Неизбежна ли абсолютизация собственного опыта или, напротив, исключена?

- Я никого не затачиваю «под Славникову», если вы об этом. Напротив, сразу объясняю: все, кто сидит передо мной в аудитории, - все разные. То, что при моем типе письма есть достижение, для любого из студентов может оказаться неорганичным. Например, он минималист в языке. Или хочет писать детектив. У всех, конечно, есть родственники в литературе: на занятиях мы пишем эскизы - подражания близким авторам, как вот начинающие живописцы копируют полотна мастеров. Так постигается «с руки» техника мазка, и не только. Всего три человека за два года взяли в качестве образца мой текст. Но есть и другой мой опыт - опыт жизни с таким отягощением, как писательский талант. Как не сломаться, не бросить все, если роман застрял? Как организовать жизнь, чтобы оставалось время на прозу? Как пережить уничижительную рецензию? В моем случае роль преподавателя еще и роль «бывалого». Писатель, представляющий свое произведение, уязвим, легко становится жертвой манипуляций. Мы на занятиях сканируем некоторых критиков, разбираем их манипулятивные приемы, цели и интересы. Говорим и о конкуренции, в том числе недобросовестной. О том, как не бояться, не завидовать, не засорять тот тонкий инструментарий, каким пишется проза.

- «Проза» - это когда я не понимаю, как это сделано», - признавались вы. Как автору найти баланс между нелюбимой вами «технологичностью» и собственным продуктивным непониманием замысла?

- Первоначально замысел - это облако, некое бесформенное сгущение. Писатель не видит, что там, внутри, но знает: там что-то есть. Постепенно из мглы высвобождаются части будущей прозы: герой, диалог, иногда просто жест, тень жеста. Это пока продуктивное непонимание, в нем романист проводит несколько месяцев. Но когда высвобожденных - прописанных - частей становится достаточно, наступает стадия монтажа. И вот здесь уже нужны технологии: надо знать, как ладятся друг к другу эпизоды, где делается сильное ударение, как можно справиться с агрессией излишков. Главное - у писателя всегда есть невидимый соавтор. Кто он, неизвестно. Он, судя по всему, знает, как делается проза. Я не знаю до сих пор.

- Как, неужели не даете вашим подопечным какие-то общие советы по написанию прозы?..

- Да, общее понятие о техниках есть, мы об этом говорим, но применение техник - дело очень индивидуальное. Интуитивно можно до многого дойти самому, но это путь затратный. Иные забираются в такие сюжетные тупики, что застревают там, как незадачливый турист застревает в сужающемся пещерном лазе - ни туда и ни сюда. Нельзя рассчитать писательское озарение, но расчет помогает избегать ошибок, которые делают почти все начинающие авторы. Да и не начинающие тоже.

- Роман «Прыжок в длину» называют мастерским как раз в смысле применения техник. Сергей Сиротин сравнивает вас с королем языковых метафор Юрием Олешей, Анна Жучкова в другой рецензии, напротив, радуется избавлению от метафор в новом романе. Для чего нужны метафоры и сравнения вашему стилю?

- Кажется, будто метафора, вообще любая дополнительная краска - это излишество, замедляющее чтение, заслоняющее, собственно, «про что». Без излишеств можно было бы и обойтись в принципе. На самом деле метафора - это ускорение, кратчайший путь между словом и смыслом. Как-то на мастерских я попросила студентов взять простейшую метафору и передать то, что она содержит, другими словами. Вместо одной фразы получался минимум абзац. Метафора для меня - наилучший смыслоуловитель. Если, конечно, не отказываться от глубоких погружений, не стелить деревянных мостков над объемами трудновыразимого. Я люблю метафору еще и за то, что она оживляет вещи, может что угодно превратить во что угодно. Метафора - моя волшебная палочка.

- О романе много говорили в прессе не только в связи с метафорами. Людмила Вязмитинова рассуждает о «традициях метафизического реализма», Ольга Бугославская - о переосмыслении «евангельской идеи самопожертвования»… Вы довольны рецепцией книги? Как, если обобщить, восприняла роман публика?

- Я благодарна всем критикам за прочтение, даже за прочтение «вверх ногами», как это произошло с отдельными коллегами, увидевшими в романе многовато некрасоты и на слово «морозы» ждущими рифмы «розы», никак не иначе. Извините, что ржавые, натруженные, искривленные предметы видятся мне выразительнее букетика в вазочке. Конечно, Людмила Вязмитинова и Ольга Бугославская на много порядков глубже, они увидели то, что и для меня стало новым ракурсом. А вообще роману еще предстоит быть прочитанным. Пока снята поверхность, самые понятные слои, а на большее у читателей, в том числе профессиональных, просто не хватило времени. Реакция на новинку должна быть оперативной, а роман не глотается, встает комом в горле, и собственные неприятные ощущения критик принимает за свойства прозы. Подождем, я человек терпеливый. Роман проявится постепенно, станут видны связи, водяные знаки. А я тем временем еще роман напишу.

Источник: Учительская газета


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Александр Снегирёв, писатель:

На глаза часто попадаются некие дайджесты образов Пушкина, его персонажей, и белочка всегда присутствует Источник

Алексей Иванов, писатель:

Я много думал об этом, но так и не решил, здоровая или нездоровая любовь у российского читателя к историческим романам. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Флешмоб» Народ Россеяныч Терпелкин

В большом, красивом загородном доме, обнесённом высоченным забором, все шло так, как обычно бывает, когда президент приезжал. Случалось это не часто, но весь персонал готовился и ждал приезда хозяина, каждый день. Хозяин приехал тихо, без шума и гама. Что удивительно, приехал с доктором. Но после обеда доктор уехал. А вечером прибыл Премьер-министр, а за...

Сергей Оробий: «Пушкин и Белкин»

В гостиной сидели двое: хозяин дома — смуглый, кучерявый тип с насмешливо-надменным лицом, и его гость — суетливый низенький господин в поношенном сюртуке.
— Помилуйте, Александр Сергеевич, — прижимая пухлые руки к груди, говорил господин в сюртуке. — Я продал вам пять блестящих сюжетов и достоверно знаю, что вы уже готовы их напечатать в дорогом столичном...

Литература в картинках

Акция! Реклама по Вашей цене!

Любопытное из мира литературы

13 распространенных ошибок в рецензировании книг

13 распространенных ошибок в рецензировании книг

Перевод статьи Джея Фернандес. Сообщается, что статья ориентирована больше на критика-профессионала (то есть того, кто этим зарабатывает), тем не менее и любителям писать заметки "для себя" найдётся пара дельных советов.

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

О манипуляциях известного телеведущего и крупнейшего издательства страны с книгой Федоры Яшиной «Богоубийцы, или, Колдуй баба сказал дед доставая пистолет», и как подобные манипуляции сказываются на Литературе в целом. Матери...

Чем полезно чтение

Чем полезно чтение

Крупнейшее издательство в РФ рассказывает прописные банальности. Но, вдруг кто не знает ;)

Почему Россия вылетела из клуба «научно-фантастических держав» и зачем туда стремится Китай

Почему Россия вылетела из клуба «научно-фантастических держав» и зачем туда стремится Китай

Расцвет научной фантастики пришелся на ХХ век, и вклад русских и советских писателей в это явление был очень весом. Популярность жанра в стране базировалась на мощной основе — научно-техническом прогрессе, освоении космоса, ш...

Литература в цифрах

5 лет

Срок по истечении которого, по планам господина Новикова, «Эксмо-АСТ» должно войти топ-10 европейских издательств. Источник

4032

Такое количество страниц в полном собрании сочинений Агаты Кристи о мисс Марпл. Издание занимает второе место среди самых объемных книг. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

«Деятели искусства и душевные расстройства»: лекция Дмитрия Воденникова в поддержку подопечных ПНИ

10 июля в библиотеке им. Достоевского пройдёт лекция поэта и эссеиста Дмитрия Воденникова о художниках с ментальными рас...

Более 30 бесплатных литературных экскурсий пройдут в Москве в июне

В рамках экскурсий желающие смогут познакомиться с жизнью и творчеством Льва Толстого, Сергея Есенина, Михаила Булгакова...

Встречи с писателями

5 июня. Роман Сенчин и Евгения Некрасова

Прозаики Роман Сенчин и Евгения Некрасова поговорят о современности в литературе.

В Москву приезжает писатель Алексей Иванов

С 31 мая по 2 июня писатель, сценарист и культуролог Алексей Иванов, примет участие в нескольких мероприятиях.

7 июня. Сергей Лукьяненко

Сергей Лукьяненко представит новую книгу «Порог».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Поздравляем Библиотекарей с профессиональным праздником! ;)

Поздравляем Библиотекарей с профессиональным праздником! ;)

27 мая 1995 года в России был подписан указ «Об установлении общероссийского дня библиотек». Выбранная для&nbs...

Летняя читальня Библиотеки им. Н.А. Некрасова уже работает в Саду Баумана

Летняя читальня Библиотеки им. Н.А. Некрасова уже работает в Саду Баумана

В читальне можно получить читательский билет. Брать на дом книги с полок и заказывать книги из фонда библиоте...

С 23-27 мая во всех библиотеках Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные Общероссийскому дню библиотек

С 23-27 мая во всех библиотеках Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные Общероссийскому дню библиотек

В эти дни взрослым посетителям представится уникальная возможность освоить азы профессии библиотекаря и соверш...

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров (МЦД) в этом году присоединится к акции «Библионочь...

Новости издательств

В издательстве «Аванта+» вышло новое издание сказок А.С. Пушкина. С комментариями члена Координационного совета Гильдии словесников

В издательстве «Аванта+» вышло новое издание сказок А.С. Пушкина. С комментариями члена Координационного совета Гильдии словесников

Утверждают, что комментирования издания школьной классики очень нужны, причём с комментариями живыми...

Издательский Дом Мещерякова с 1 по 6 июня примет участие в книжном фестивале

Издательский Дом Мещерякова с 1 по 6 июня примет участие в книжном фестивале

Фестиваль «Красная площадь» приурочен ко дню рождения А.С.Пушкина и Дню русского языка.

Издательство «Розовый Жираф»: Мы участвуем в трех книжных ярмарках в трех разных городах: в Москве, в Питере и в Перми

Издательство «Розовый Жираф»: Мы участвуем в трех книжных ярмарках в трех разных городах: в Москве, в Питере и в Перми

Издательство приглашает на свои стенды, чтобы обсудить книги, рассказать про издательские планы и пр...

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На...

Видео

Новости книжных магазинов

Лучшая художественная проза мая

Лучшая художественная проза мая

По версии Литрес, сервиса электронных книг №1 в России.

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Конец всех сказок» автор Lexеич

Деда разбудили странные звуки, доносившиеся откуда-то со двора. Кряхтя и морщась, он сполз с топчана, сунул ноги в галоши с обрезанными задниками и поковылял к выходу.

Скребущие звуки доносились из открытой двери амбара. Дед, пригнувшись, вошёл туда. Ему открылся вид на монументальный зад бабки, обтянутый застиранной ситцевой...

далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

Детская литература

Спасти детские издания можно, если ввести систему подписного сертификата

Спасти детские издания можно, если ввести систему подписного сертификата

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблемам детских и юношеских изданий. Их остается в стране все меньше и меньше, они испытывают серьезные экономические трудности, эффективной поддержки со стороны государства практически н...

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

Трансляция финала начнется в 20:00. Посмотреть его смогут все желающие.

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

7 апреля участники конкурса юных чтецов «Живая классика» соревновались за возможность отправиться в мае в знаменитый лагерь Артек. Из 15 выступающих, которые были отобраны на предварительно прошедших школьных и районных этапах конкурса, по...

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

Мероприятие намечено на сентябрь 2021 года. Утверждают, что это будет первая полноценная ярмарка детской литературы и это будет отдельная ярмарка, «не привязанная» по времени к «взрослой» ММКВЯ.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина