Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Интервью

Олег Новиков о том, как вырастить читающее поколение и поддержать российских писателей

Олег Новиков о том, как вырастить читающее поколение и поддержать российских писателей 10.10.2016

В 2016 году россияне стали больше интересоваться книжной продукцией. Об этом в рамках отраслевой конференции Российского книжного союза «Книжный рынок — 2016» заявил Олег Новиков, Член Правления Российского книжного союза, Генеральный директор издательской группы «Эксмо-АСТ».

Обозреватель «Известий» встретилась с Олегом Евгеньевичем и задал несколько вопросов.

— В вашем докладе сказано, что в первой половине 2016-го книжный рынок «физически вырос» по сравнению с прошлым годом. Это означает, что россияне больше стали покупать и, соответственно, читать?

— Рынок физических экземпляров вырос незначительно — на уровне 1–2%, то есть в пределах погрешности. Другое дело, что начиная с 2010 года рынок падал на 10–15% в год и для нас такая тенденция — уже некий шаг вперед. 

С другой стороны, покупки нельзя отождествлять с чтением. Не всё, что покупается, впоследствии читается. Огромный объем книг в последние годы потребляется с пиратских сайтов. Люди накачивают себе впрок, на будущее… Тем не менее нам кажется, что тренд снижения интереса к чтению если не переломился, то по крайней мере затормозился.

— Ваша компания ведет исследования, что именно читают?

Другие интервью Олега Новикова

— Да, мы привлекаем социологов, заказываемый ежегодные опросы. В последние годы растет продажа детских книг. Очевидно, что детям стали читать больше. Хорошая динамика по современной прозе. По остальной художественной литературе по-прежнему идет падение, за исключением классики. Спрос на хорошую классическую литературу стабилен, несмотря на то что она имеется в бесплатном доступе на электронных ресурсах. Далее идет нон-фикшн: мемуары, биографии... Эти позиции тоже немного подросли.

— Остальные ниши книжного рынка пребывают в состоянии падения?

— Ну или в некой стагнации. В первую очередь это жанровое чтение во всех разновидностях: фантастика, остросюжетная литература, сентиментальные романы. Нестабильно ведет себя прикладная литература: книги по кулинарии, домоводству, растениеводству. По другим разделам — эзотерике, медицине — ситуация более или менее стабильная. Нет роста, но нет и падения.

— Фантастика уходит из топа? Интересная тенденция.

— Это связано с тем, что потребление переходит на электронные носители, в том числе с пиратских сайтов. И второе — мужчины, которые раньше были активными сторонниками такой литературы, всё меньше читают. Если женщины читают стабильно, то количество читающих мужчин ежегодно снижается — они переключаются на телесериалы, компьютерные игры. Но нас больше всего волнуют дети. Подрастающее поколение — это и сегодняшние, и будущие наши читатели.

— Есть опасность не досчитаться этого контингента?

— Более чем реальная. Люди, которые выросли в 1960–1980-е годы, генетически не могут не читать. В поколении, становление которого пришлось на 1990-е, многие не читают. Я недавно был на заседании оргкомитета по поддержке литературы и чтения, и один из участников рассказал, как во ВГИКе на вступительном экзамене молодой человек признался, что в жизни не прочел ни одной книжки.

— Какие меры вы принимаете, чтобы таких «читателей» стало меньше?

— Ничто так не продвигает чтение, как хорошая интересная книга. Если мы донесли ее до читателя и ему понравилось, он обязательно купит следующую. Ассортимент и качество наших изданий, по-моему, удовлетворяют самым разнообразным потребностям. Даже есть проблема выбора. Безусловно, сегодня важна работа во всем спектре — от книжных ярмарок и фестивалей до социальных сетей. Люди обсуждают новые издания, рекомендуют друг другу, что нужно почитать детям.

— И что советуют? Классику, новых авторов?

— Проблема в том, что родители знают авторов, которых сами читали, и им тяжело ориентироваться в потоке новых. Молодые литераторы не доходят до читателя. Но если мы  не будем их продвигать, у нас никогда не появится новых Корнеев Чуковских и Агний Барто.

Порой нападают на писателей жанровой литературы, говорят: «Как это можно читать?». Но я знаю многих людей, у которых дети начинали читать с Донцовой, а потом расширяли спектр своих читательских интересов. Я тоже начинал читать с Дюма. Это хорошая, но жанровая литература.

— Донцова и Дюма — сопоставимые величины?

— Сейчас — нет. И по объему продаж, и по спросу Донцова сегодня, конечно, намного более популярна. 

— В вашем докладе сказано, что улучшилось положение с легальной электронной продукцией. Сегодня попробовала скачать новую книжку. У самой не получилось, но компьютерный гуру сделал это без проблем.

— Объем потребления электронных книг с пиратских сайтов — приблизительно 90% от всего оборота. Просто зайти и скачать книгу нельзя, но для знающего человека, как свидетельствует ваш случай, это не трудно. Поэтому полностью мы эту проблему не решим, пока существенно не поменяем законодательство. В Европе пользователь отвечает за пиратское скачивание — это и штрафы, и даже уголовное преследование. У нас законодательство значительно либеральнее. Оно позволяет бороться только с источниками — пиратскими сайтами. 

— В обыденном сознании пиратство скорее благо — что плохого, если люди бесплатно почитают хорошие книжки?

— Главный минус этой ситуации даже не в потерях издателей. Проблема в том, что пиратство угрожает российским писателям. Когда они перестают получать доход, то, как люди талантливые, уходят заниматься чем-то другим: писать сценарии, преподавать… В первую очередь уходят самые талантливые и востребованные.

— Есть ли альтернатива пиратству, помимо законодательных ограничений?

— Качественный сервис — лучшая альтернатива. Удобно, доступно, разумно по цене.
Электронные книги у нас в среднем в два раза дешевле, чем бумажные. На Западе — одна и та же цена. Издателей можно понять: интеллектуальный продукт стоит столько, сколько стоит. Тем не менее наши писатели с пониманием относятся к такой ситуации. И доля электронных книг растет. Сегодня они составляют уже 2% от общего рынка. Надеемся, что года через три-четыре мы выйдем на уровень 7–8%, а это уже цифры европейских стран.

— Какие жанры первыми окончательно покинут бумагу?

— Сентиментальная, остросюжетная и жанровая литература. То, что хочется прочитать как можно скорее. Здесь и сейчас в один клик получаешь только что вышедшую книгу. Так было с последним романом Пелевина: в первый день мы зафиксировали 3 тыс. электронных продаж. Сегодня художественная литература — это 20% рынка. 

— А что, по-вашему, никогда не перейдет в электронный формат?

— Безусловно, то, что называется «книга–подарок». Издания по здоровью, кулинарии, справочники, энциклопедии... Плюс жанры, в которых важен не только текст, но и тактильные, визуальные ощущения. В частности, детские книги. А также издания, которые мы относим к разряду вечных. Электронные носители размагничиваются, а бумажная книга как стояла на полке, так и стоит. 

— Если позволите, личный вопрос. Вас называют книжным царем. А сами вы кем себя считаете?

— Я человек, который всю сознательную жизнь работает с книгами. Я служу книге, а она помогает мне и моим коллегам развиваться. 

— Можете назвать книги, которые помогли вам в развитии? 

— Я уже упомянул Дюма, могу вспомнить Джека Лондона. Безусловно, это Лев и Алексей Толстые. Роман «Петр Первый» — один из моих любимых. Позже читал книги, посвященные формированию личности, — например, Карнеги. Считаю, что у нас в стране есть авторы, которыми мы можем гордиться. Станут ли они такими же классиками, как их предшественники, покажет время. Но Улицкая — один из сильнейших писателей нашего времени. С удовольствием читаю Пелевина, нахожу в этом некий симбиоз текста и идеи литературы. Последним открытием для меня стал Евгений Водолазкин. Ну и, конечно, Захар Прилепин.

— Каково соотношение коммерции и просветительства в рамках вашей книжной империи?

— Наш бизнес носит социальный характер, и невозможно отделить одно от другого. Коммерческий результат дает востребованная книга. А наш профессионализм заключается в том, чтобы донести ее до читателя. 

Справка «Известий»

Олег Евгеньевич Новиков (род. 1968, Москва) — издатель, путешественник, генеральный директор крупнейшего российского издательства «Эксмо», совладелец компаний «Новый книжный — Буквоед», издательства «Манн, Иванов и Фербер» и председатель совета директоров Тверского полиграфического комбината. Занимает пост вице-президента Российского книжного союза и общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Источник: Известия


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку