комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Нина Щербак, прозаик, сценарист: Одно из самых главных достоинств сегодняшнего времени – осознание, что мы все разные и думаем, чувствуем по-разному

Нина Щербак, прозаик, сценарист: Одно из самых главных достоинств сегодняшнего времени – осознание, что мы все разные и думаем, чувствуем по-разному 27.11.2018

Нина Феликсовна, расскажите о последних изданиях?

Из последнего вышли монографии о русской литературе и об англоязычной и пост-колониальной литературе, сборник статей о кинематографии и литературе, но вам, наверное, будет интереснее книга, которую мы готовим для издательства «АСТ», а именно издание трех повестей Антуана Экзюпери. Это иллюстрированное издание, будут комментарии к трем повестям, «Маленький Принц», «Ночной полет» и «Планета людей».

Невероятная личность этот Экзюпери. Происходил из аристократической семьи, был пилотом в 20-30-е годы сначала в гражданской авиации, потом служил для военной. Летал над пустыней в Аргентину, Африку, работал корреспондентом в Испании и в России. Несколько раз терпел аварии и снова поднимался в воздух.

Меня больше всего поразила даже не история с Россией, как он приезжал суда и потом писал статьи о гибели знаменитого самолета «Максим Горький», оснащенного по последнему слову техники, и не его встречи с русской аристократией в Париже, но его ощущения по поводу предвоенной эпохи. Это так точно воссоздает то время. Один эпизод был, когда он решил слетать к другу в Германию, пообедать на Рейне. Он был таким бравым и смелым пилотом, что просто впрыгнул в самолет и полетел, собирался выбрать себе сам место посадки, а потом его, конечно, остановили, но он снова сделал нарушение, и уже был практически арестован, пока представители посольства, многие из них его друзья, его не высвободили.

Так вот Экзюпери пишет о том, что во Франции тоже назревает ощущение террора, предвоенного ужаса, он практически предсказывает будущность Франции, тем более, что он видел ее самоуправство в колониях. От этого боль и ощущение несправедливости. Поразительно и то, что, будучи смельчаком, пилотом он конечно же, как многие в то время, включая музыкантов и представителей культуры, исповедует ницшеанство, свободу мысли, ее силу, идею сверхчеловека, но будучи образованным и умным человеком, конечно делает оговорку, что, подобно Паскалю, живет сердцем, понимая те опасности анти-христианства «по ту сторону добра и зла», которые таит в себе такая идеология.

Намного более известен «Маленький принц»?

Да, встреча людей в пустыне, единственном месте, где человек может себя по-настоящему проявить по отношению к другому человеку. Ощущение одиночества того времени, и такое удивительно и беззащитное обращение: «Нарисуй мне барашка».

Экзюпери, кстати, хотел попросить своего друга и коллегу сделать иллюстрации, но ничего не получилось, они были какие-то «не те», пошловатые, резкие, тогда он взял и нарисовал все сам. Супруга Экзюпери Консуэло была потрясающей женщиной. Она знала всех писателей, художников сюрреалистов. Они часто не жили вместе, но были без памяти друг в друга влюблены. В какой-то момент (а для того времени это было большим исключением) решили быть друг другу всегда преданны.

А еще какие-нибудь издания вы готовите?

Очень люблю Владимира Набокова, конечно, поэтому статьи о нем входят в одну из монографий, «Феномен чтения, преодоление времени». И последнее время как-то болею все больше пост-колониальной литературой.

Вышла монография о ней на двух языках «Искатели жемчуга. Pearl fishers”. Там самое интересное, как всегда, впрочем – этапы становления, витки истории.

Есть ведь свои собственные теоретики пост-колониально литературы, они и определяют, что с ней происходило.

Так вот интересен не этап подавления, ассимиляции, а этап «ответа империи», когда авторы начинают спорить с принятыми нормами и навязанными ценностями. Как спорят? Очень серьезно спорят! Например, доказывают, что им больше не хочется терпеть оппозиции «белые-черные», что им нравится совершенно не то, что, например, писатель Конрад в свое время пропагандировал, как путешествие по реке Конго, а на самом деле рассказывая об этом, сидя на корабле на реке Темзе и взирая на богатых английский аристократов!

А вот знаменитая писательница доминиканского происхождения Джин Рис создала роман «Широкое Саргассово море», где подробно написала, что первая жена мистера Рочестера (роман классики английской литературы «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте) на самом деле была не сумасшедшей, и не стоило ее английской писательнице Бронте сжигать в доме мистера Рочестера на чердаке!

Роман воссоздает жизнь этой креолки, у которой, ведь, и правда, была бы и была - своя судьба, которую вовсе не следовало, по мнению писательницы (да и многих критиков!) так обижать. Обидела ее, правда, Шарлотта Бронте, та самая, которая создавала образ самого привлекательного принца эпохи, но что же делать, когда и, правда, первая жена у него была уж не таким монстром! Иронично звучит, конечно, как можно всерьез оскорбиться за персонаж! Но почему бы и нет!

Может быть, на мой, и не только на мой взгляд, это очень удачная попытка противостоять навязыванию ценностей. И проявляется это во всем.

В чем именно?

К примеру, в том, что не позволительно оказывается оставлять и поныне пресловутые бинарные оппозиции. Хорошо – плохо, высокий – низкий, даже – мужчина – женщина. Говорю «даже», потому что очень часто этот вопрос все равно интерпретируется своеобразно, и часто так, как будто мы живем в каменном веке. Это ведь вопрос гендера. Но даже этот хорошо изученный вопрос часто вызывает удивление и подозрения.

Что такое гендер – я недавно спросила одного ученого, и удивилась ответу, - гендер это ведь не «мужское», «женское», или еще какое-то – «боже упаси!» реализуемое в обществе, а гендер - это совокупность идентичности, отношение ко всем окружающим, к людям старше, младше, к мужчинам, к женщинам, к детям, отношения в любви, отношения и самоидентификация на работе, в браке, в других преломлениях или социальных институтах.

Это может быть, например, не «мужское – женское», а, как написала одна исследовательница, «two spirits», вообще - асексуальное, или наоборот, очень даже. Также и с вопросом пост-колониальной литературы. Ее представителям совершенно не хотелось слушать, как правящие классы их объясняют или изображают в литературе или устном научном творчестве. При это изображение ведь может быть совершенно не обидным, но надуманным, даже иногда высокопарным или идеализированным. И это тоже не нравится.

Так, например, японский писатель К. Исигуро рисовал в свое время Великобританию, писал о ее дворецких в старинных домах, о понятии достоинства, и так далее, о сдержанности. Японец увидел и полюбил в Англии то, что там если и было – то очень давно. Я тоже, кстати, так отношусь к английской культуре, это несколько придуманный миф, но это и реальность культуры, памяти, того, что несет в себе эта культура, искусство, литература, и так далее.

Вам не кажется, что это очень книжно?

Кажется! Так я ведь занимаюсь литературой! Одно из самых главных достоинств сегодняшнего времени – осознание, что мы все разные и думаем, чувствуем по-разному. То, что было лет пятьдесят назад – все общее, похожее, установка на это (даже не о жизни, а опять-таки в научных теориях, моде на них!), сменилось сегодня полным многообразием, его приятием.

Вот я недавно читала, что есть такая замечательная тенденция в литературе – быть «на потребу!», «быть только услугой». Да, это так. Литература сегодня больше не воспитывает. Но имеется в виду те книги, которые очень-очень хорошо продаются, или которые стоят в метро для того, чтобы не было скучно ехать.

Но есть ведь и другая литература. Мои студенты, например, читают классику! А очень многие любит смотреть Т. А. Черниговскую. А Зинаида Гиппиус читала на ночь по два детектива, чтобы хорошо спать! Ну и что! Мы видим и понимаем мир через призму только нашего сознания, вне сознания нет ничего, по большому счету, наверное, сегодня это уже общепризнанно. Для меня без фантазии, без полета, без безумия ничего и нет.

Способности мозга и сознания не ограничены, можно такие удивительные вещи совершать, осознавать, и, по-прежнему, - только невозможное стоит усилий. Но конечно же это все не впрямую, и не по собственной воле. Вот в науке, например, всегда - власть ума, а для трансцендентного, - совершенно не так. «Дух святой познается сердцем»,

Еще какие-нибудь публикации?

Да. Выйдет моя книга «И ее чувство снега» (фантазия-экспромт). Это повесть, и она снова об играх сознания, воспоминаниях. Аллюзии на датского писателя и на Шопена в названии, наверное, потому что там много нежности к жизни, отчаяния, конечно, ну и гендерно-женских вопросов, ну или проблем, если хотите! Лучше и здоровее назвать – задач!

Сюжет не так затейлив. Героиня много работает, и также безудержно любит. Это мой вечный спор с сегодняшним временем. Я отлично понимаю, что бесконечные книги о любви – несколько не то что старомодно, конечно – нет, но вызывающе слащаво потому что наше время несколько ушло от времен серебряного века. Любовь, конечно, это не пылкие страсти, это поиск своего жизненного пути, но моя героиня верит в эту возможность только посредством сильных чувств.

Я недавно ездила очень много в командировки, в Англию, Португалию, Швейцарию, Чехию и, наконец, в Австрию. Так вот в поезде в Австрии познакомилась с оперной певицей из Риги, которая дивно рассказывала мне о своей работе курсовой, о цензуре, о музыкантах во времена Второй мировой войны, о том, что такое художники и певцы. Очень умная девушка. И вот она мне сказала еще раз очень точно, проговорила эту мысль: у людей искусства очень большой диапазон чувств и эмоций. В других профессиях это не так важно, иногда даже вредно. Эти качества совершенно не очерчивают хорошего человека (склонного быть положительным!), но вот необходимы. Я ее спрашиваю, а у людей не искусства – так? На что она мне очень мудро отвечает – по-разному. Любовь, конечно, не эмоции, а глубина, понимание, способность услышать для чего ты здесь.

Вот моя героиня этому и учится в книге. По большому счету, моя героиня считает, что те люди, которые ей встречаются на жизненном пути, одинаково важны.

Общество и традиция диктует опять-таки оппозиции – «свой-чужой», «ближний круг-дальний круг», а на самом деле, как она считает, все происходит совершенно не так, по другим законам. Любовь дается, конечно же не нами, это трансцендентное понятие, оно совершенно не зависит от нашего желания часто. И это удивительно прекрасно, и в общем-то только ради этого и стоит жить. Наверное, повесть об этом.

Нина Щербак. "И ее чувство снега (фантазия - экспромт", Монреаль, 2018


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Эдуард Веркин, писатель:

Но ничего хорошего в этом нет, это связано с обстоятельствами, а не с вдохновением. Лучше от таких форсажей держаться подальше и работать спокойно. Что касается вдохновения, то это всегда спринтер, его хватает на рассказ, для крупных вещей нужны усидчивость и терпение. Источник

Марина Степнова, писательница:

Несмотря на то что Литинститут всегда был очень странным местом, учили там прекрасно – просто желающих учиться было не очень много. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Бобтейл Тамерлана» Сергей Скляров

Сны лучше не контролировать. Гонится за тобой чудовище, стреляют в упор враги, или вдруг проваливаешься и летишь в пропасть,- никогда не задумывайся над причинами и последствиями этих грез. Тогда, скорей всего, сон забудется сразу по пробуждении.

«Чкалов» Алексей Рыков

В поисках очередной идеи я пролистывал военные журналы. В журнале “Звезда” мне попалась статья c кричащим заголовком “Гибель Чкалова - преднамеренное убийство”. В ней, её автор - Вадим Никонов, излагал истинную суть дела гибели легендарного лётчика. Хоть эта статья и не отвечала критериям моего поиска, я начал её читать и не заметил,...

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Британская исследовательница советской детской литературы Фрэнсис Сэддингтон поделилась своими открытиями

Британская исследовательница советской детской литературы Фрэнсис Сэддингтон поделилась своими открытиями

За четыре года работы над самым грандиозным исследованием в своей жизни Фрэнсис Сэддингтон прочитала шестьсот семьдесят детских книг, изданных в Советском Союзе в двадцатые и тридцатые годы прошлого века. Ради «Бармалея» и «Тараканища» Чуковского она ездила в Голландию, ради «Цир...

2018: Космическая одиссея. 50 лет спустя. История создания и успеха великого романа

2018: Космическая одиссея. 50 лет спустя. История создания и успеха великого романа

В этом году одному из главных феноменов в истории научной фантастики исполняется 50 лет. Ровно полвека назад, в 1968 году весь мир узнал сразу о двух культурных явлениях под названием «2001: Космическая одиссея»: фильме Стэнли Кубрика и романе Артура Кларка. «Космическая одиссея»...

Запутался в указаниях: почему из детективщиков выходят плохие историки

Запутался в указаниях: почему из детективщиков выходят плохие историки

Борис Акунин в шестой раз безуспешно пытается рассуждать об истории отечества

Поэты рассказывают, как они пишут свои стихи

Поэты рассказывают, как они пишут свои стихи

Процесс создания стихов часто кажется чем-то средним между магией и случайностью — на самом же деле все гораздо интереснее. «Афиша Daily» продолжает расспрашивать современных поэтов о том, как, где и зачем они пишут стихи.

Литература в цифрах

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

85 %

Доля оставшаяся от Татьяны Толстой в сборнике ее прозы переведенной на английский язык Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Современная перуанская поэзия в Библиотеке иностранной литературы

Выставка организована по случаю 100-летия выхода в свет «Черных герольдов», сборника стихов Сесара Вальехо, возможно, са...

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

6 дек. Вечер Бориса Евсеева и Максима Замшева в библиотеке Боголюбова

Борис Евсеев и Максим Замшев прочтут свои произведения. Кроме того, актеры представят небольшую инсценировку текста Бориса Евсеев...

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Проект рассказывает про историю творческого объединения ЛЕФ, возникшего в 1923 году, главными принципами ...

Новости издательств

Видео

Новости книжных магазинов

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс открыт для всех столичных магазинов, независимо от размера торговой площади и товарооборота. Участниками ко...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина