Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Майя Кучерская: Гений может придумать десятки других людей, все равно вынимая их из себя, но это не клоны, не матрешки, это каждый раз не похожие на него люди

Майя Кучерская: Гений может придумать десятки других людей, все равно вынимая их из себя, но это не клоны, не матрешки, это каждый раз не похожие на него люди 09.03.2016

О новой книге «Сглотнула рыба их... Беседы о счастье», о чувствах, женщинах, гениях и школе писательского мастерства.

— Совсем недавно у вас вышла книга «„Сглотнула рыба их..." Беседы о счастье», в соавторстве с Татьяной Борисовной Ойзерской. Каков ее жанр? Расскажите поподробнее.

— Жанр беседы — древний, освященный еще Платоном. В этой книге я больше задаю вопросы, а Татьяна Борисовна отвечает на них, хотя иногда я позволяю себе некоторые размышления или вставки в виде небольших рассказов. Это книга о том, до каких пределов и как можно управлять собственным счастьем. Я прекрасно понимаю, что художественное высказывание действует сильней, но в данном случае мне захотелось перейти на публицистику, потому что очень уж это поле — непаханное. Русские представления о счастье проникнуты фатализмом или верой в Провидение. Идеи о том, что стать счастливым — в наших силах, надо только понять некоторые не слишком сложные вещи и законы, для русского уха звучит ново, если не кощунственно. Хотя противоречия между волей Провидения и сознательным движениям к счастью — никакого. Вот и захотелось для начала просто поднять этот вопрос, поговорить об этом.

— Недаром название книги вызывает ассоциации не столько с Платоном, сколько с просветительской традицией.

— Ассоциации совершенно правильные: эта книга — одновременно социальный и просветительский проект. В России очень не хватает просвещения в области психологии. У нас довольно вульгарные представления о том, что это такое и для чего нужна эта наука, между тем как психология — одна из самых утилитарных областей, снабжающих нас набором полезных инструментов, которые помогают строить отношения с другим, с собой, с миром. Это то, что нужно знать каждому, как правила гигиены, например. Поэтому я и Татьяна Ойзерская среди прочего много говорим о том, что психологическое знание необходимо растворить в нашей повседневности. Наша книга — шаг в эту сторону.

— Как долго вы работали над книгой?

— Примерно год, для меня это чудовищно быстро, но тут ведь половину книги написала не я.

— Кому адресованы «Беседы...»?

— Надеюсь, «Беседы о счастье» — все же для людей молодых, в любви новичков. Сначала мне хотелось написать книгу для тех, у кого уже есть семья. Но Татьяна Борисовна, практикующий психолог, убедила меня в том, что человеческие связи гораздо разнообразней, что не всякие отношений вписываются в семейные, вот и получилась книга об отношениях — всяких, в том числе об их отсутствии, кстати.

— Недавно вы запустили новый проект. Расскажите о Creative Writing School.

— Это школа, которую мы открыли год назад с моей коллегой, Натальей Осиповой. Я много лет работала «читателем газет», критиком, читала много книг, преимущественно русских. Эти книги напоминали инвалидное царство: у того ножки нет, у этого с ручками проблема, у этого красиво вылепленная голова, но рахитичное тело. Авторы не умеют работать с композицией, диалогами, построением образа. То есть большинству наших писателей не хватает школы: им не поставили руки, они не знают основ литературной грамоты. Вот мне мы и открыли школу. У нас работают мастерские по самым разным темам и жанрам, поэзия, проза, автобиография, научпоп, живем мы в библиотеке им. Тургенева, в Москве. Хотя только что и онлайн-школа открылась, для всех.

— Вам интересно заниматься этим совсем новым и в России, и для вас лично делом?

— Меня не покидает ощущение захватывающей игры от этого проекта. Нет расстояния между замыслом и реализацией. Придумал — сделал. Вот только что мы придумали сразу два совсем новых проекта: грузинский и парижский. В Париже художник Елена Авинова и Наталья Осипова, недавно создавшие замечательный графический роман по «Шинели» Гоголя, будут учить сочинять и рисовать графические романы. Мастерская в Грузии связана с гением места. Я там буду вести мастерскую по прозе на тему «свой — чужой», где мы будем обсуждать, как рассказывать об опыте другого, а поэт и переводчик Максим Амелин будет работать с поэтами и переводить окружающую красоту на язык поэзии.

— Чего хотят люди, принимающие участие в мастерских? Кто они?

— Это люди достаточно молодые, с высшим образованием, которые, как правило, не были профессионально связаны с литературой, но всегда мечтали писать. Им интересно говорить про то, как устроен текст, как работает слово, приемы, и осваивать новое для себя дело. Они хотят литературного общения и, если угодно, личностного роста. Словом, это люди, которым нравится двигаться вперед.

— Вам достаточно часто задают вопрос об автобиографичности ваших книг. Вопрос несколько наивный, потому что любой художественный текст в той или иной степени автобиографичен. Но читая ваши книги, все-таки невольно ловишь себя на желании сопоставить реальную Майю Кучерскую и персонажа. Это сознательный прием или подобное происходит помимо вашей воли?

— Я думаю, степень автобиографичности текста прямо зависит от степени таланта автора. Гений (например, Толстой, Достоевский) может придумать десятки других людей, все равно вынимая их из себя, но это не клоны, не матрешки, это каждый раз не похожие на него люди. Михаил Бахтин об этом писал, в связи с Достоевским: Достоевский умел описать множество самых разных людей и сознаний. Когда все герои похожи на автора, значит, с автором что-то не так. Но мне до поры до времени была очень важна достоверность, боялась сфальшивить, вот я и старалась писать только о том, что знаю доподлинно. Так было вначале. Но вот, например, «Тетя Мотя» — наполовину исторический роман. О том, чего не знала совсем — жизни гимназистки, Нижегородской ярмарке, сортах чая. И чтобы узнать, ходила с удовольствием в архивы, книжки о чаеводстве читала. То есть естественное движение, по-моему, все же туда — от своего опыта к чужому. Вообще, может быть, и смысл творчества и заключается в том, чтобы выйти за пределы себя.

— Вы говорите, что автобиографичность зависит от дарования. Но есть, например, такие вещи, как повесть Гандлевского «Трепанация черепа», героя которой велик соблазн полностью отождествить с автором, или Довлатов, у которого зазор между рассказчиком и автором очень маленький...

— «Трепанацию черепа» очень люблю, но замечу, что вторая прозаическая вещь Гандлевского «НРЗБ» — не такая яркая. Потому что она уже не совсем о себе. Сергей Гандлевский — большой поэт, лирика — его призвание, вот и «Трепанация черепа» удалась, потому что — это лирическая проза. Что до Довлатова, в малых дозах — да, но от сквозного чтения — всегда ощущение déjà vu. Довлатов по первому своему дару журналист, репортер, но он сделал громадный скачок из документальной реальности в художественную. И все же мне было бы интересней думать о Довлатове, если бы я знала, что у него были попытки выйти за рамки своей биографии и написать о других жизнях и странах, об устройстве этого мира. Но поставь рядом Довлатова и Чехова... У всех свои пределы.

— Вы работаете в жанрах, скажем так, разной длины: рассказы, повести, романы. От чего зависит выбор?

— Больше всего я тяготею к крошечной истории. Мне нравится нарисовать без отрыва пера виньетку и идти дальше. Так написаны «Современный патерик» и рассказы из новой книги. Миниатюра — очень емкая форма. Но понятно, ограниченная, для некоторых задач она не годится.

— Расскажите о сборнике рассказов «Плач по уехавшей учительнице рисования». Тексты, вошедшие в книгу, очень разные по своей природе...

— Они были написаны в разное время, это отчет за 20 лет. Там есть рассказы, написанные в 24 года, в Лос-Анджелесе, есть недавние, есть несколько экспериментальных: я попыталась написать историю от имени младенца, например. Этот сборник — лаборатория и сейчас мне немного жаль читателя, потому что любой читатель — ребенок, желающий, чтобы ему рассказывали понятные и внятные истории. Он должен очень меня любить, чтобы с восторгом следить за тем, как в пробирках что-то бурлит и вспыхивает, но что — не всегда понятно.

— В ваших произведениях главные герои, как правило, женщины. И в современной русской литературе это, скорее, исключение. Вам так не кажется?

— Наше общество по-прежнему консервативно, писательской профессией, по преимуществу, заведуют мужчины, «высокой литературой» уж точно (так что наших детективщиц выносим за скобки) в отличие от Италии, Франции, Британии — там авторов-женщин — великое множество. А кто может создать полноценный женский образ? Женщинам это проще, но их в литературе слишком мало, вот и оказываешься исключением.

— Удавалось же это писателям-мужчинам раньше, например, в XIX столетии...

— Редко, только титанам, вроде Льва Николаевича. Даже у Достоевского женщины — странные существа. Либо истерички, либо хромоножки. И все же я бы не абсолютизировала и не видела в этом признак именно сегодняшней литературной ситуации. Образ женщины еще и ограничивает писателя. Что лучше всего умеет женщина? Любить. Поэтому женщина — это всегда про чувства. А если хочется рассказать про исторические потрясения, войны, сражения, политические интриги? Обычно в компаниях с героинями сделать это сложней.

Источник: rara-rara.ru


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

obozrenie: Записки препода. От литературы к литературе

Только что я закончил писать программу нового курса по зарубежной литературе, который буду читать с сентября. Весной я закончил преподавать курс по русской литературе. Это обзорные курсы. Многое туда не вошло. Я просто разрывался, но количество часов ограничено и пришлось выбирать. 

Я люблю преподавать. Люблю это ощущение от контакта со студентами, люблю быть с ними больше собеседником. Это очень важно для меня в преподавании. И студенты у меня были замечательные, умные, пытливые ... 

читать далее...

Публикуйте свои рассказы и стихи на lit-ra.info

Прямая речь

Сергей Морозов, критик:

Вообще эта ненароком оброненная Веркиным фраза «у людей денег много», наверное, и есть самое фантастическое в «ЧЯПе». Какие здесь могут быть «новые горизонты»? Самое время говорить о задержке развития. Источник

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб»:

Писатель - это один из самых рискованных выборов профессии. Никаких гарантий. В России - вероятно - около 50 человек живет писательскими доходами. Источник

Интересное на сайте

Литература в картинках

Много читаешь? Это хорошо. Посмотреть полный размер

Много читаешь? Это хорошо.

По-настоящему интересной личностью, ты станешь, когда от тебя можно будет узнать что-то, чего нельзя прочитать в книгах. (Фраза из кинофильма «Умница Уилл Хантинг»)
Автор рисунка: Selcuk Demirel

Литература в цифрах

16 лет

Время на протяжении которого Борис Акунин читает только документальную прозу Источник

3 500 000 рублей

Сумма, которую заработал в 2015 году Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Источник

С 09:00 до 24:00

Часы работы книжного магазина «Москва» Источник

6

Количество стран в которых книжная индустрия вполне жива. На книжные рынки этих стран приходится 2/3 всего мирового оборота рынка. Источник

Lit-ra.info рекомендует

30-я, юбилейная Московская международная книжная выставка-ярмарка пройдет с 6 по 10 сентября 2017 года в павильоне №75 ВДНХ

Любопытное

Сергей Шаргунов: Что есть основа нашей культуры

Сергей Шаргунов: Что есть основа нашей культуры

Часто можно услышать: нам якобы больше не нужны библиотеки — "наследие совка" — или нужно их максимально сократить. Неужели? А взамен? Да и книжные тоже не особо нужны. Ведь теперь будто бы все переходят на электронные носители.

Денис Драгунский об этнических штампах в советской литературе

Денис Драгунский об этнических штампах в советской литературе

Вообще-то это заслуживает особого исследования. Напр., образ еврея с 1920-х до 1970-х. Вначале это был положительный, даже героический персонаж, Левинсон в «Разгроме», Маргулиес во «Время, вперед!». Далее еврей практически исчез.

10 фактов с пресс-конференции Джорджа Р.Р.Мартина

10 фактов с пресс-конференции Джорджа Р.Р.Мартина

Задавать самые интересные вопросы главному фантазеру современности было запрещено. Но, кое-что выяснить удалось.

Станет ли мир лучше, если читать русских классиков?

Станет ли мир лучше, если читать русских классиков?

В краеугольных томах российских писателей рассказывается о том, что люди одновременно кошмарны и прекрасны; о том, что мы очень мало знаем друг о друге; и о том, почему так часто в России все катилось к черту. Кроме того, они представляют собой прекрасный пример то...

Колонка Сергея Морозова

О чем не знал Джордж Мартин

О чем не знал Джордж Мартин

В воскресенье завершился очередной сезон фантастической премии «Новые горизонты». Победу присудили Эдуарду  Веркину (повесть «ЧЯП»). В его чествовании принял участие один из самых известных современных писателей-фантастов Джордж Мартин. Понятно, что американец, текст Веркина не читал, положился целиком на решение жюри. Однако у нас в отличие от иноязычного Мартина возможность ознакомиться с повестью имеется, а значит, есть повод еще раз поговорить о премиальной литературе и фантастике.

Читают все!

Россия – страна читающая. Спорить с этим невозможно. Но чтение вообще – это умение обращаться с буквами, безотносительно к тому, что они обозначают. Поэтому читателей в абстрактном смысле у нас много. Одни, гурманы наскальности, читают надписи на заборах, в подъездах и в общественных туалетах. Другие - таблички на дверях начальников и в медучреждениях. Карточку свою больничную читают. Инструкции (очень узкий круг). Договора, бумаги на подпись (здесь еще больше исключений). Газеты, журналы, и всякие там интернеты. Учебники, конспекты лекций перед экзаменами, шпоры, прямо во время сдачи. Даже в компьютерных играх читать приходится («Соберите Жезл Всевластья. Для этого Вам потребуется…»).

Колонка Сергея Оробия

Дети лейтенанта Шмидта

Дети лейтенанта Шмидта

Как известно, если среди актеров распределяются все роли «Горя от ума», с таким составом можно сыграть весь театральный репертуар. Русская литература (которая и есть наше общее горе от ума) тоже предлагает устойчивый набор амплуа.

Идеальный сериал

На этой неделе все будут вспоминать Блумсдэй, хотя неделя куда богаче на литературные поводы. Есть о чем поговорить: 15 июня Бекки Шарп и Эмилия Седли покинули пансион мисс Пинкертон, 16-го Леопольд Блум отправился на долгую прогулку, а 17-го Печорин убил на дуэли Грушницкого.

Секта

Июнь богат на литературные даты, и главная среди них - пушкинская.

Литературный fuck

«Целые жанры сегодня, не говоря об отдельных произведениях, специально создаются под срач в фейсбуке», заметил намедни Алексей Колобродов. По воле «библиотечного ангела» этому суждению сразу же нашлась рифма - в новой книге Натальи Ивановой «Такова литературная жизнь»: «Главным в литературе 1987-го был, конечно же, прорыв публицистики и ее влияние на все жанры без исключения».

Интервью

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Теперь в «Подписных изданиях» два зала, два балкона, много мест для чтения и работы и одна любовь — книги. Приходите к ним в гости, они очень старались сделать ...

Лучшие книги июля

Лучшие книги июля

По версии ЛитРес – мегамаркета электронных книг №1 в России.

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Только для держателей клубной карты в эти дни с 9.00 до 22.00 действует скидка 25%.

Литературные мероприятия

2 сент. Лекция Бориса Куприянова «Литература как насилие»

В 16:00. В рамках книжного фестиваля «Книжный Двор».

28 авг. Книжный клуб «В ожидании Кафки» проведет обсуждение книги Евгения Водолазкина «Авиатор»

Роман «Авиатор» называли самой ожидаемой книгой 2016 года. Он получил вторую премию «Большой книги» и множество положительных отзывов. Но что ска...

10 авг. Авторское право: просто о сложном

Встреча с командой издательского сервиса Ridero посвящена авторскому праву. Вебинар проведет руководитель юридической службы Ridero Анна Бессмерт...

Еще мероприятия...

Встречи с писателями

6 сент. Евгений Водолазкин и Ксения Букша

В ходе встречи авторы представят сборник «В Питере жить», а также новую книгу Ксении Букши «Рамка» ответят на ваши вопросы и проведут...

28 авг. Людмила Петрушевская

Людмила Стефановна представит свою новую книгу «Странствия по поводу смерти», ответит на ваши вопросы и проведёт автограф-сессию!

24 авг. Дарья Донцова

Дарья Донцова представит детскую серию книг «Сказки Прекрасной Долины».

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В РГБ открыт доступ к базе данных научного цитирования Scopus

В РГБ открыт доступ к базе данных научного цитирования Scopus

В читальных залах РГБ открыт доступ к крупнейшей в мире базе данных научного цитирования Scopus издательской корпорации Elsevier. База данных содержит наукометрическую, библиографическую и реферативную информацию по всем отраслям научного знания.

Библиотека № 76 им. М.Ю. Лермонтова открывает литературно-просветительский ЭЛ’Клуб для читателей 6-12 лет

Библиотека № 76 им. М.Ю. Лермонтова открывает литературно-просветительский ЭЛ’Клуб для читателей 6-12 лет

Клуб предназначен для всестороннего литературного и культурного развития детей в поддержку родителям и школе.

Идет регистрация на ежегодное совещание директоров библиотек Российской Федерации, обслуживающих детей - 2017

Идет регистрация на ежегодное совещание директоров библиотек Российской Федерации, обслуживающих детей - 2017

Совещание пройдет 19-21 сентября 2017 года. Среди участников совещания – руководители детских, детско-юношеских, публичных библиотек, представители органов государственной власти, учреждений культуры и образования, СМИ. «Формируя будущее: развитие и продвижение детского чтения». Тема совещания «Форм...

Новости издательств

Издательство Ивана Лимбаха: В августе у нас выйдет три новинки: проза, дневник и биография

Издательство Ивана Лимбаха: В августе у нас выйдет три новинки: проза, дневник и биография

Эрнан Ривера Летельер «Искусство воскрешения», Валерий Дымшиц «Из Венеции: Дневник временно местного», Патрик Барбье «Полина Виардо». Подробнее о книгах:

RIDERO: С 24 июля все электронные книги, читатели смогут купить не только в привычных интернет-магазинах, но и прямо на страничке книги в Ridero

RIDERO: С 24 июля все электронные книги, читатели смогут купить не только в привычных интернет-магазинах, но и прямо на страничке книги в Ridero

Весной сервис уже открыл прямые продажи бумажных книг с сайта Ridero, а теперь запускает продажи электронных книг!

«Просвещение» подало иск к издательству «Экзамен»

«Просвещение» подало иск к издательству «Экзамен»

Сумма требований составила 63,4 млн руб., сообщается, что спор будет рассмотрен в конце августа.

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Загадочность женщины выдумана поэтами. Прекрасная незнакомка, «то ли девочка, то ли видение» - эстетически привлекательный образ, широко растиражированный во многих текстах, превратившийся в нечто унылое и избитое. Инерция восприятия столь велика, что «Переход...

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

В Великобритании выход «Белгравии» Джулиана Феллоуза, создателя «Аббатства Даунтон», с самого начала был обставлен разнообразной мультимедийной «заманухой», в которой некоторые англоязычные критики разглядели долгожданный прорыв книгоиздательства в XXI век. Ка...

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

В основе «Поста» лежит очень важная и страшная тема — самоубийство. Мы никогда не задумываемся, что творится в душе у окружающих нас людей. Даже самые близкие, те, с кем мы живем под одной крышей, таят свою боль, помыслы, желания глубоко внутри себя.

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

События приводят нас в небольшую скандинавскую деревушку. В одном из домов обнаруживают убитую женщину, которая еще в подростковом возрасте перестала говорить. За пару лет до этого в этом же доме был зверски убит ее отец. Через неделю в соседском доме пропадае...

Детская литература

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

По версии Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара.

Библиотека № 76 им. М.Ю. Лермонтова открывает литературно-просветительский ЭЛ’Клуб для читателей 6-12 лет

Библиотека № 76 им. М.Ю. Лермонтова открывает литературно-просветительский ЭЛ’Клуб для читателей 6-12 лет

Клуб предназначен для всестороннего литературного и культурного развития детей в поддержку родителям и школе.

«В нашем лесу» Наталья Риттина

«В нашем лесу» Наталья Риттина

Злым волшебникам в сказке не место

Наши дети давно привыкли к изобилию эмоций. Они живут в калейдоскопе стремительных событий, ярких красок и громких звуков, где всё происходит здесь ...

Аудиокниги для школьников по произведениям русских классиков

Аудиокниги для школьников по произведениям русских классиков

Для учащихся 5–11-х классов портал «Культура.РФ» и фирма «Мелодия» подготовили подборки сочинений русских классиков в аудиоформате.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в самом расцвете старушечьих сил, можно сказать, и крякнула. Казалось бы, семьдесят три всего – в трамвае хоть с пяти утра на костылях фехтуй, скамейки под домом на вылет проперживай, а по выходным хрючево для внука кашеварь – не жизнь, а малина. И тут такая неприятность с косой… далее...

«Январь» автор Нематрос

Антон сделал музыку громче и выбросил бычок в окно. Погода была ясная и ветреная. «Мороз и солнце…», - процитировал он мысленно Пушкина и оперативно поднял стекло, пока ледяной воздух не наполнил салон. Виктор на заднем сиденье дегустировал пиво, а Валерий Робертович на переднем ковырял в носу. Валерием Робертовичем он был только по паспорту, а по жизни – Валера-Дрыщ. Впрочем, сопли свои он не растирал по салону, а аккуратно упаковывал во влажные салфетки  и скалдировал в бардачке. далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

Ищете бета-ридера? Я тот, кто вам нужен!

Предлагаю писателям услуги бета-ридера. Стоимость - 1 а.л. = 400 р. Работаю по предоплате в 50% от полной стоимости. далее...

Отдам Пелевина и Рубину

С вас чашка кофе в кафе. Если Вы девушка - кофе с меня ;) далее...

Продам две монографии Лукова В.В.

Предотвращение террора «сверху» и «снизу» - тема двух монографий Лукова В.В. далее...

Государственный литературный музей ищет художника-графического дизайнера

Работа строго в офисе музея (метро Баррикадная) в указанное время. Удаленный доступ не рассматривается. далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина