комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Марина Каменева, ген. директор магазина «Москва» об искусстве продаж и инструментах влияния на современного читателя

Марина Каменева, ген. директор магазина «Москва» об искусстве продаж и инструментах влияния на современного читателя 26.09.2018

Структура книжного ритейла меняется. Независимым магазинам всё труднее выдерживать конкуренцию с федеральными сетями. Заметно перестраивается ассортиментная матрица: в регионах уже до половины товаров приходится на некнижные группы. При этом расширяются продажи книг в непрофильных магазинах, в супермаркетах и через Интернет, а книжные превращаются в культурные центры, где можно пообщаться, выпить кофе, посмотреть кино. Но среди российских мономагазинов сохранились и успешно работают уникальные точки книжного притяжения. Безусловно, «Москва» является одной из них, воспитывая своего читателя уже на протяжении 60 лет.

— Марина Ниловна, позвольте поздравить в Вашем лице коллектив и постоянных покупателей книжного магазина «Москва» с 60-летним юбилеем. Расскажите о его истории. Какие этапы, на Ваш взгляд, были ключевыми в развитии магазина?

— Само открытие книжного магазина в 1958 г. в годы оттепели — знамение времени. Расширялся спектр книгоиздания, стали больше печатать зарубежных книг, в литературу, в поэзию пришло замечательное поколение шестидесятников. И появился новый магазин, где все эти книги важно было представить. Следующий этап — реконструкция магазина к московской Олимпиаде в 1980-м. Украшали Тверскую, центр Москвы, и эти изменения коснулись, естественно, нашего магазина. Он тем и отличается от других, что находится в самом сердце столицы, на главной её улице, в сотнях метров от Кремля. «Москва» — достопримечательность города, неотъемлемая часть его истории.

Затем наступили 90-е. Я возглавила магазин в 1991 г., за 60 лет его существования став третьим по счёту директором. В это время шёл процесс демонополизации отрасли, произошла приватизация магазинов в системе «Москниги». Всё было для нас неизведанным: абсолютно новый путь в экономике, иные подходы к управлению предприятием, мы всему учились на ходу. Годы были очень непростые, и мы пережили все сложности, которые были характерны для «лихих 90-х».

Ещё один рубеж — это 50-летие магазина в 2008 г. В жизни предприятия, как и в человеческой жизни, это время переосмысления того, что сделано. С одной стороны, полвека в бизнесе означают твою стабильность на рынке. Но с другой — это проверка на способность меняться. Выросло новое поколение покупателей, появились иные технологии. И последующие 10 лет мы пытались не останавливаться на достигнутом, ничего не упустить, не опоздать.

— Очевидно, что у читателей «Москвы» иные предпочтения, нежели в среднем по рынку. Каковы особенности покупательской социологии, «портрета» Ваших сегодняшних клиентов? Как менялись их предпочтения в книгах и книжных сервисах? Какова статистика посещаемости магазина?

— Да, Вы совершенно правы. Читатель у нас особенный. Поэтому бестселлеры книжного магазина «Москва» часто отличаются от тех книг, что читают и покупают в целом по России. Более 90% наших покупателей — люди с высшим или незаконченным высшим образованием, в основном от 18 до 56 лет. 75% — это постоянные покупатели магазина, поэтому мы всегда должны искать что-то новое — и книги, и форму их представления, чтобы и удивить, и привлечь наших покупателей. Кроме того, среди них много известных людей: писателей, политиков, руководителей медиа, учёных, звёзд театра и шоу-бизнеса. Это лидеры мнений, нужно соответствовать их запросам и вкусам, поэтому, как я часто повторяю, надо быть первыми или лучшими, держать марку.

Количество людей, посещающих наш магазин, сократилось по сравнению с 2000-ми, когда эта цифра достигала в день до 10 тыс. На динамику продаж влияют разные факторы: и макроэкономика, и мода, и появление новых бестселлеров в определённых тематиках. В кризис люди меньше стали ездить за границу — упали продажи путеводителей. Но при этом один-два бестселлера могут вызвать интерес к той или иной теме. Яркие книги таких авторов, как Митио Каку, Стивен Хокинг и др., повысили интерес читателей к разделам естествознания, популярной физики. Растут продажи в тематиках истории и психологии.

А вот детская литература за последние 10 лет в рейтинге нашего магазина переместилась с шестого места на второе. Несмотря на продолжающийся кризис, покупают достаточно дорогие детские книги: на детях люди не экономят и большинство родителей предпочитают приучать малышей к хорошей иллюстрированной книге. Гаджеты её пока не заменили.

Что же касается запросов наших покупателей в отношении услуг, то они не меняются, а растут! Мы стараемся, чтобы навигация и в зале, и в нашем интернет-магазине была понятна покупателю; чтобы наши консультанты были настоящими экспертами в своей области. Сейчас и я, и мои сотрудники много работаем над внедрением новых технологий в онлайн-торговле и соцсетях.

— Не один год Вы возглавляли АСКР. Как оцениваете современное состояние книжной розницы в столице и регионах? Какие факторы оказывают на неё наибольшее влияние? В чём, на Ваш взгляд, потенциал и основные риски?

— Я уже говорила о влиянии экономического кризиса на книжный бизнес. Наиболее уязвимы, конечно, регионы, в которых нет нефтегазовых компаний или крупных работающих предприятий. Это менее заметно в городах-миллионниках, в Москве и Санкт-Петербурге, но и здесь мы видим падение покупательной способности. Второй фактор риска для книжной розницы — это стремительное развитие технологий. 50–60% молодёжи делают теперь покупки с мобильных телефонов и вообще не ходят в магазины. Особенно это будет влиять на посещаемость магазинов как раз в больших городах, учитывая сложность поездок, да и их стоимость. Покупка в Интернете экономит и время, и деньги. А в чём наш потенциал? Он, безусловно, остаётся в рекомендательных сервисах, в удобстве навигации, в знаниях, которыми обладают консультанты-эксперты, и в значимости личного, непосредственного контакта с покупателем. Как обсуждалось на форуме Online Retail Russia 2018, даже специалисты интернет-магазинов оценили конкурентное преимущество офлайн-торговли и находятся в поиске новых форм живого контакта со своими клиентами.

— Как оцениваете тенденции на зарубежном книжном рынке и в России? В чём национальные особенности? Каковы перспективы российского ритейла по сравнению с западным?

— Я думаю, что сходства здесь больше, чем различий. Зарубежный книжный рынок тоже чувствует влияние экономического кризиса. Закрываются независимые магазины и даже крупные сети. В этой ситуации, так же как и у нас, стабильнее всего чувствует себя сектор детской литературы. Но у них значительно быстрее развиваются продажи электронных книг. В России этому препятствуют, в частности, существующие пиратские сайты, дающие возможность бесплатно скачать книгу.

Недавняя наша гостья из Италии рассказала, что у них растёт потребление аудиокниг, у нас этот сегмент просто стабилен. Но на западном рынке у книжной отрасли есть и значительные преимущества — во многих странах её поддерживает государство. В некоторых из них нет НДС на книги, а также давно функционируют программы поддержки чтения, которые из года в год финансируются государством.

— Российское книгораспространение переживает непростые времена. Как в такой ситуации поддерживать интерес к чтению, как обеспечить книгами население?

— Нам всем, книжному сообществу в целом, удалось добиться немалого в Год литературы (2014) для возрождения интереса к книге. Вот уже четвёртый раз с огромным успехом прошёл книжный фестиваль «Красная площадь». По инициативе РКС проводится конкурс «Самый читающий регион России», благодаря которому мы узнали о многих интереснейших книжных проектах. Произошло сближение библиотек и книжной торговли. Здесь я могу привести в пример наше сотрудничество с Российской государственной детской библиотекой. Мы вместе принимали участие в подготовке Концепции государственной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Вместе представляли детские книги и программы на фестивале «Красная площадь», организовывали два года подряд праздник Международный день книгодарения, который набирает популярность в нашей стране. Наконец, с РГДБ и РЖД осуществили проект «Библиотека юного путешественника». Цель её — создать детские библиотеки в поездах. Мы привлекли к этому проекту почти 40 издательств. Это пример столь важной консолидации разных участников отрасли в пропаганде чтения: издательств, библиотеки и книжного магазина.

Что же касается обеспечения населения книгами, то я не раз повторяла: для нашей страны с её действительно огромной территорией единственная возможность — доставка цифрового контента, электронных книг и печать по требованию. Это самое важное, что можно сделать, для того чтобы население удалённых районов (какие книжные магазины на Крайнем Севере?!) продолжало читать. Этим надо обязательно всерьёз заниматься!

— Что необходимо предпринять для облегчения ситуации? Только ли маловероятное уменьшение ставки НДС или корректировка арендной платы помогут в этом сегменте?

— Безусловно, законодательные инициативы — существенная часть поддержки отрасли, но не менее важно чётко прописать механизм осуществления и финансирования этих программ на местах. Моё личное мнение: НДС и арендная плата не изменят ситуацию или помогут лишь отчасти. Речь должна идти о стратегическом взгляде руководства государства на развитие нашего общества в области культуры и образования, ведь книга — основа духовного потенциала нации. К сожалению, часто многое зависит от человека: где у губернатора или мэра есть понимание значимости книги, всё идёт замечательно. А в другом регионе ситуация совершенно противоположная. Но это не должно зависеть от человеческого фактора! Я бы при назначении или выборах на высокий пост обязательно интересовалась, какие книги человек читает, потому что это очень важная характеристика. Помните, как у Высоцкого в песне: «…значит, нужные книги ты в детстве читал».

— Не могу не вспомнить Ваш замечательный проект — магазин на Воздвиженке, который, к сожалению, пришлось закрыть как раз из-за вопросов экономики и коммерческой аренды. Тогда, в 2016 г., прекратили существование почти 20 муниципальных магазинов. Сейчас городская политика в отношении книжных как-то изменилась?

— У муниципальных магазинов аренда некоммерческая, так что это другая история, а в целом по России книжные магазины в основном частные. Поэтому Ваш вопрос лучше задать муниципальным магазинам.

— Каковы основные показатели товарооборота книжного магазина «Москва»? Какую долю сегодня занимают книги, какова динамика этого показателя по сравнению с прошлым годом? Что стало хитом продаж последнего полугодия? — В целом в 2018 г. мы идём по показателям прошлого года, что свидетельствует о стабильности. Книги дают нам примерно 87% оборота, поэтому мы остаёмся в полном смысле слова книжным магазином. Абсолютным лидером в этом полугодии у нас стала вторая часть «Приключений Эраста Фандорина в ХХ веке» Бориса Акунина. Из новинок также в десятке лучших «Рестарт» Ирины Хакамады и «Дети мои» Гюзель Яхиной. Интересный факт: в первой пятёрке рейтинга также книги, вышедшие в 2017 г., причём не произведения художественной литературы, а издания non-fiction: «Тонкое искусства пофигизма» М. Мэнсона, «Хочу и буду» М. Лабковского и «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Н. Харари.

— Не секрет, что особую роль в привлечении покупателя играет активное взаимодействие издателя и магазина. Как меняется формат работы с поставщиками? Какова сейчас роль и доля оптовых книготорговых компаний во взаимодействии с Вашим магазином?

— У нас многолетние налаженные отношения с нашими партнёрами. Основа их — доверие. Напомню, что мы были первыми, кто дал доступ поставщикам в режиме онлайн к цифрам их продаж в нашем магазине. Мне даже говорили руководители издательств, что они свой рабочий день заканчивают посещением личного кабинета на нашем сайте, чтобы посмотреть продажи в «Москве».

Что касается новинок и бестселлеров, то тут мы тесно взаимодействуем с издательствами. Они проводят обзоры специально для продавцов и отдельно для топ-менеджмента магазина. На этих встречах уже выделяются книги, которые имеют потенциал для нашего магазина, рождаются идеи их совместного продвижения. Кроме того, есть ещё ассортиментное совещание, в котором принимаю участие и я лично. Мы обсуждаем предложения издательств по приоритетному продвижению тех или иных книг. Главным фактором в принятии решения для нас является покупательский спрос. Работа с рядовым ассортиментом строится по системе автозаказа, основанного на скорости продаж той или иной книги.

Если говорить об изменениях, то сейчас, как никогда, важен ценовой фактор, поэтому мы ведём целенаправленную работу с издательствами, для того чтобы наши реализационные цены были сопоставимы с предложением не только крупных офлайн-магазинов, но и конкурентов в Интернете. Оптовые книготорговые компании, в том числе дистрибуторы иностранных издательств, составляют в нашем обороте 9%. Основная роль их в том, чтобы, объединяя продукцию небольших издательств, осуществлять своевременные и регулярные поставки в книжные магазины. Но есть и такие компании, которые одновременно являются и консолидаторами, и магазинами. Выкупая полностью тиражи некрупных издательств, они становятся дополнительным звеном и в результате сильно повышается цена книг в рознице.

Учитывая в условиях кризиса важность цены для покупателя, мы стараемся брать книги напрямую у издательств, но если другой возможности нет, то получаем их через оптовые структуры.

— Какова ассортиментная политика магазина в отношении региональных издателей?

— Вся наша ассортиментная политика строится на основе изучения спроса наших покупателей. Если книга, выпущенная в региональном издательстве, востребованна, то мы её находим и берём либо напрямую, либо через оптовые структуры. Мы успешно продавали книги, вышедшие в Алтайском крае: собрание сочинений В.М. Шукшина, биографии актёра Валерия Золотухина и кинорежиссёра Ивана Пырьева, а также книги дальневосточного издательства «Рубеж». Но чаще всего региональные издательства выпускают краеведческую литературу, она всё же более интересна жителям этих мест.

— В «Москве» проводятся сотни презентационных мероприятий в год. Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее яркие и эффективные?

— Вряд ли я Вас удивлю, если скажу, что наиболее успешными являются встречи с медийными персонами, имеющими большое количество поклонников, или оригинальные мероприятия, в которых самим читателям интересно принимать участие. Самыми массовыми и эффективными за последнее время стали презентации книг Ирины Хакамады, Алексея Венедиктова, Алёны Долецкой. А в 2017 г. мы провели очередную «Книжную бессонницу» (праздник, придуманный «Москвой» и организуемый уже 18 лет подряд) в форме литературных чтений, посвящённых 85-летию Роберта Рождественского.

Это был уникальный проект. Празднику в магазине предшествовал флэшмоб в Сети «Мы все шестидесятники». Сотни людей приняли в нём участие. Пользователи выкладывали в Сети фотографии 1960-х гг., где запечатлены их родные и близкие; слайд-шоу из этих фото мы показывали на празднике, а участников награждали призами. Центральной фигурой мероприятия в офлайне стал замечательный актёр, друг нашего магазина и человек, по-настоящему любящий книги, — Максим Аверин. Пришло огромное число людей (запись на чтение стихов нам пришлось закрыть уже через несколько часов после объявления о ней в сетях). Это производило невероятное впечатление: более ста человек всех возрастов: от семи до семидесяти — читали свои любимые стихи Роберта Ивановича. Почётным гостем стала дочь поэта, известный фотограф и писатель Екатерина Рождественская.

— «Москва» всегда одной из первых активно внедряет инновационные технологии: от информационных терминалов, навигации и поиска до рекомендательных сервисов. А каков современный тренд в обслуживании покупателей? Какой инновационный опыт других магазинов, в том числе иностранных, Вам представляется наиболее интересным?

— Во всех сферах основным трендом является персонификация. Мы уже четыре года назад провели специальный опрос, позволивший нам определить, когда, по каким темам и сколько раз в месяц каждый из покупателей, ответивших на анкету, хочет получать информационную рассылку.

Ещё одна форма персонификации, которую мы используем в офлайне, — это личные рекомендации сотрудников. Одно дело, когда перед вами безымянная выкладка книг. Другое — если это предлагает конкретный человек, чей портрет вы даже на плакате видите. Он придумал концепцию выкладки и название, подобрал ассортимент, и поэтому вам это становится интересно. Сейчас хорошие продажи дают выкладки «Книги, которые стоят бессонной ночи» и «Грёзы и кошмары человечества».

Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что много лет назад мы, конечно, учились у зарубежных коллег. Я посетила десятки книжных магазинов в Европе, Америке, Австралии. Но за рубежом люди более инертны. Может быть, потому что у них более стабильные условия для ведения бизнеса. Поэтому на определённом этапе мы стали генерировать собственные идеи, которые теперь с удовольствием перенимают западные коллеги. Мы первыми стали продавать электронные книги и на сайте, и в торговом зале, что когда-то вызвало удивление и даже шок на Западе; ввели подарочные книжные сертификаты с чипом; предложили покупателям уникальные наборы «книга плюс». Вы вспоминали наш магазин на Воздвиженке — его посетили книжники из многих стран и все говорили, что это магазин высочайшего современного уровня.

— Какие инструменты продвижения Вы используете для своего развития? Какую роль играют программы кросс-маркетинга, работа с соцсетями?

— В современном маркетинге есть понятие omni channel, что, в частности, означает согласованную коммуникацию с клиентом по всем каналам. Именно так мы и стараемся действовать. Сайт, Instagram, работа в сетях (в штате есть даже специалист по SMM), информационные рассылки и оригинальные выкладки и витрины — всё это должно, взаимодействуя, привлекать покупателя к товару или акции. У нас есть постоянные партнёры по кросс-маркетингу, например театр «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана и Итальянский институт культуры, с которыми работаем уже не первый год.

— Как развивается собственный интернет-магазин? Рассматриваете ли Вы онлайн-продажи как драйвер развития?

— Мы открывали наш интернет-магазин вначале лишь как дополнительную услугу по доставке, но время и растущая конкуренция продиктовали иной подход. Мы полностью перестроили сайт под интернет-продажи. Например, не просто визуально модернизировали его, но и сделали адаптивную вёрстку, т.е. теперь выбирать и покупать книги на нашем сайте можно с любого гаджета. Это очень важно, так как мобильный трафик в мире неуклонно растёт. Мы перестроили бизнес-процесс заказа и покупки в Интернете, и он стал удобнее и проще для покупателей. Наконец, мы существенно расширили географию нашей доставки: теперь наши книги можно получить и в России, и по всему миру.

— Каковы Ваши прогнозы по развитию книжного ритейла на ближайшие 5–10 лет? Останется печатная книга предметом массового спроса и источником информации или станет предметом роскоши? Кто и зачем будет ходить в книжные магазины?

— Я думаю, что учебную и специальную литературу, энциклопедии будут издавать и читать в электронном формате. Но печатная книга, безусловно, останется там, где её трудно заменить: в сегментах богато иллюстрированных подарочных книг, эксклюзивных изданий и детской литературы. Наверное, найдутся и любители художественной литературы, которые предпочтут в иных случаях читать книгу в бумажном варианте.

— Общаясь с коллегами, знаю, что крайне сложна ситуация с квалифицированными кадрами. Что, на Ваш взгляд, следует предпринимать для привлечения молодёжи в отрасль и стимулирования работающих специалистов повышать профессиональный уровень? Какова кадровая политика магазина «Москва»? Кто приходит к Вам на работу, кого берёте? В свете реформирования образовательного законодательства стало возможным открытие базовых кафедр на профильных предприятиях, в нашей отрасли такая работа ведётся на базе «Библио-Глобуса». Планирует ли «Москва» подобную практику?

— Сейчас очень интересное время. Для нового покупателя важно, чтобы человек, встречающий его в зале, был открытым, свободным и готовым помочь решить его проблемы. Многие из тех, кто приходит к нам в магазин на работу, именно таковы. А информационные технологии позволяют сейчас найти нужную книгу или автора за несколько секунд. Кроме того, современный книжный магазин — это компания, где работают маркетологи, мерчендайзеры, дизайнеры, фотографы, специалисты по SMM, т.е. изменилась кадровая структура. Поэтому на работу могут приходить и люди с непрофильным образованием. Конечно, удручают те изменения, что происходят в образовательной сфере в нашей отрасли. Закрылся книготорговый колледж, Московский государственный университет печати стал частью Московского политехнического университета. Но открывать собственные учебные заведения мы не собираемся, всё же каждый должен заниматься своим делом.

— Знаю, что Вы коллекционируете фигурки читателей. Сколько экспонатов в коллекции? Какая фигурка самая любимая?

— Коллекция без конца пополняется, нет времени сосчитать. А любимая статуэтка действительно есть. Это музыкальная фигурка «Клоун». Он грустный и милый. Я всё думаю, какую книгу он читает?.. Может быть, мою любимую — «Глазами клоуна» Генриха Бёлля…

— Каковы Ваши читательские предпочтения по жанрам и форматам?

— Я в юности любила героев-романтиков, которых находила в книгах Александра Грина, Джека Лондона, Хэмингуэя. Всегда возвращаюсь к поэзии Серебряного века и «шестидесятников». Среди современных авторов мне нравятся такие непохожие по стилю Евгений Водолазкин, Юрий Буйда и Михаил Шишкин. Не буду скрывать: по-прежнему люблю бумажную книгу, шелест страниц, их ощущение в руках. А ещё люблю книги удобного формата, потому что читаю везде: в дороге, в поезде, в самолёте…

— Спасибо!

Источник: www.unkniga.ru


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Владимир Сорокин, писатель:

Наблюдение за этим процессом необъяснимым образом меня расслабляет и помогает пополнить запасы энергии. Источник

Ирина Балахонова, гл. редактор издательства «Самокат»:

Люди вокруг живут трудно. И им хочется книг, которые создавали бы у них ощущение комфорта. Они совершенно не желают переживать напряжение еще и во время чтения. Они хотят, чтобы книги их развлекали. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Бобтейл Тамерлана» Сергей Скляров

Сны лучше не контролировать. Гонится за тобой чудовище, стреляют в упор враги, или вдруг проваливаешься и летишь в пропасть,- никогда не задумывайся над причинами и последствиями этих грез. Тогда, скорей всего, сон забудется сразу по пробуждении.

«Чкалов» Алексей Рыков

В поисках очередной идеи я пролистывал военные журналы. В журнале “Звезда” мне попалась статья c кричащим заголовком “Гибель Чкалова - преднамеренное убийство”. В ней, её автор - Вадим Никонов, излагал истинную суть дела гибели легендарного лётчика. Хоть эта статья и не отвечала критериям моего поиска, я начал её читать и не заметил,...

Литература в картинках

Лев Толстой Посмотреть полный размер

Лев Толстой

Даже Льва Толстого можно перевернуть так, что получится неожиданно ;)
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Не только страна Нарния. Каким мы еще не знаем Клайва Стейплза Льюиса

Не только страна Нарния. Каким мы еще не знаем Клайва Стейплза Льюиса

29 ноября, исполнилось 120 лет со дня рождения Клайва Льюиса. На улице его родного североирландского Белфаста сейчас стоит памятник с узнаваемым сюжетом: писатель открывает дверь платяного шкафа, приглашая всех нас вслед за героям...

Об академических орфографических ресурсах в интернете

Об академических орфографических ресурсах в интернете

Специалисты Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН разработали три веб-ресурса, отражающих современную орфографическую норму 200000 слов.

«Все хорошее в жизни — от любви»: Денис Драгунский рассказывает о знаменитом отце

«Все хорошее в жизни — от любви»: Денис Драгунский рассказывает о знаменитом отце

Денис Драгунский — про Нью-Йорк, актерскую карьеру, клоунаду, реальных героев в нереальных историях автора «Денискиных рассказов».

Известно, что Атос, Портос и Арамис - это прозвища. Как же звали знаменитых мушкетёров на самом деле?

Известно, что Атос, Портос и Арамис - это прозвища. Как же звали знаменитых мушкетёров на самом деле?

Попробуем выяснить. Эти люди - не выдумка Александра Дюма, они существовали на самом деле. Более того - романные прозвища мушкетёров как раз и были образованы от их настоящих имён!

Литература в цифрах

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

85 %

Доля оставшаяся от Татьяны Толстой в сборнике ее прозы переведенной на английский язык Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

К родине склоняясь головою

Национальный писатель стоит в центре бед своего народа и говорит его голосом. Народ и государство – не одно и то же. Государство (система власти, «машина для подавления») и начальство (правящий класс) – не одно и то же. Национальные писатели будут всегда, поку...

О художественности

Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Алексей Иванов закончил новый роман

Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Русская проза глазами доктора Хауса

«Мы не врачи, мы боль», утверждал классик.
Тем не менее, легко найти аналогии между медицинскими и литературными специальностями.

Литература и сгущёнка

«Пища духовная», «литературный фастфуд», «лавбургер (с кровью)», «проглотил книгу за пару часов»… Всё это, конечно, страшная пошлятина. Людей, которые говорят «вкусная деталь», нужно сечь розгами. Однако прав писатель, сравнивший мир с супермаркетом. Современное литературное поле уж точно ...

Интервью

Литературные мероприятия

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Современная перуанская поэзия в Библиотеке иностранной литературы

Выставка организована по случаю 100-летия выхода в свет «Черных герольдов», сборника стихов Сесара Вальехо, возможно, са...

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Проект рассказывает про историю творческого объединения ЛЕФ, возникшего в 1923 году, главными принципами ...

Новости издательств

Видео

Новости книжных магазинов

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс открыт для всех столичных магазинов, независимо от размера торговой площади и товарооборота. Участниками ко...

Рецензии на книги

5 коротких рецензий на заметные фантастические книги осени

5 коротких рецензий на заметные фантастические книги осени

Рецензия на книгу «Доплыть до грота» Татьяны Михеевой

Рецензия на книгу «Доплыть до грота» Татьяны Михеевой

Конечно, эта книга – не о среднестатистических подростках. О самых лучших из них. Тех, которые чувствуют эту жизнь во всей ее полноте. И от этого им тяжело ее проживать. Так тяжело, что они бросаются навстречу ей, не помня себя. Они не могут иначе. И оттого он...

Рецензия на книгу «Пищеблок» Алексей Иванова

Рецензия на книгу «Пищеблок» Алексей Иванова

Предыдущий роман Алексея Иванова, масштабный по замыслу и блестящий по исполнению «Тобол», очевидно, кроился по лекалам роскошного телесериала в лучших традициях канала HBO. Новая же книга писателя, «Пищеблок», напротив, наводит на мысли о бюджетной отечествен...

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Повесть-сказка Ксении Букши похожа на «Затоваренную бочкотару» (ровно полвека их разделяет): тоже прихотливо ритмизированная проза, такие же фантазии, гиперболы сны, набор типических персонажей с неимоверными монологами и биографиями, метафора и энциклопедия р...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kn...

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда, с которой познакомился по переписке. Ещё до появления массового Интернета, ...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

Мнение Валерия Румянцева

Дождёмся ли мы нового Достоевского?

Анализируя современный литературный процесс,  большинство критиков, каждый на свой лад, «мусолят» шедевры (так и хочется это слово взять в кавычки) 25-30  литераторов, имена...

Где же новые Гоголи, Щедрины и Крыловы?

Когда Н.А. Некрасов принёс рукопись «Бедных людей» В.Г. Белинскому, восклицая с порога: «Новый Гоголь явился!», великий критик  скептически заметил: «У вас Гоголи-то как грибы растут», но и ...

Сон в зимнюю ночь

Интересный сон приснился мне сегодня. Будто нахожусь я в Москве возле Большого театра, где проходит Всероссийская конференция писателей и читателей на тему «Есть ли будущее у русской литературы?». И с...

Народ и власть в поэзии сопротивления

Тему народа и власти в русской поэзии мы  встречаем у Г.Р. Державина и В.А. Жуковского, но с новой силой она «зазвучала»  в творчестве А.С. Пушкина. Не будем цитировать его многочи...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина