комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Максим Амелин: Современную поэзию еще долго не будут понимать

Максим Амелин: Современную поэзию еще долго не будут понимать 01.04.2016

Поэт, переводчик, издатель и руководитель майской поэтической мастерской Creative Writing School Максим Амелин о том, что происходит в современной поэзии, как правильно переводить стихи и чем прикладная поэзия отличается от великой.

Максим, недавно у Вас прошла презентация учебника «Поэзия». На ней Вы говорили, что большинство людей сейчас – в том числе многие учителя литературы – поэзию, особенно современную, совсем не понимают. С чем это связано?

Это связано, с одной стороны, с отсутствием интереса. Но так происходило всегда – интерес запаздывает примерно на 30 лет. Сейчас в высшей школе и в университетах, в лучшем случае, царит «Московское время» [поэтическая группа, образованная в 1970х годах и выпускавшая одноименный литературный альманах – прим.ред.]. То есть, то, что было актуально для самих поэтов в 70-е, теперь, наконец, дошло и до школы. Потому что школа – это один из самых консервативных институтов. Она и не должна находиться на переднем плане. Знания о поэзии в школе кончаются примерно на шестидесятниках. И Бродский заодно. Потому что Бродский нобелевский лауреат, как без него.

Но при этом запрос на поэзию есть?

Конечно, есть. Вот, Бродского же читают. И при этом многие не хотят никого другого. Возможно, какие-то вещи быстрее становятся каноническими явлениями – Бродскому повезло. В целом современную поэзию еще долго не будут понимать. И тут ничего не поделать. Нельзя опередить время, нельзя родить преждевременно, за пять дней, можно только за 9 месяцев. И пока люди будут так же читать Фета. Потому что современные стихи нельзя так же разобрать, как и классические. Современные стихи устроены по-другому.

Но читают же современного Быкова?

Потому что Быков всеохватен и пишет во всех жанрах. Он пытается усидеть на всех стульях: и писатель, и критик, и эссеист, и поэт. Но его социальный фельетон исполнен в старых формах, на «рыбы» Серебряного века. Быков слишком хорошо знает поэзию, и, к сожалению, не умеет забывать.

Вы будете руководить мастерской поэзии на майском интенсиве CWS в Грузии. Что там будет происходить, как будет устроена поэтическая мастерская?

Поэтическая мастерская будет устроена очень сложно. Во-первых, у нас будет небольшой историко-литературный экскурс – как и откуда Кавказ и Грузия появляются в русской поэзии. Грузинский текст в русской поэзии довольно богат, и в его контекст хотелось бы погрузить и участников мастерской. Во-вторых, важная вещь для поэта – это владение элементарными, формальными вещами. Если художник не знает, как растирать краски, то я уж не говорю про «Джоконду» или «Охотников на снегу», он не сможет даже «Черный квадрат» нарисовать. А у современных пишущих – пытающихся писать – стихи на подготовительном этапе «растирания красок» часто возникают трудности. Как раз таким ученикам будет дан, заодно, в шутку, небольшой технический курс разных форм поэтического устройства. И, в-третьих, перевод.

То есть для поэта умение переводить жизненно необходимо?

Все великие поэты переводили, это нормально. Более того, эта практика, наверное, будет в ближайшее время востребована, поскольку сейчас наступает период национальных языков. А так как я долго занимался переводами, то я могу многое рассказать и на простых примерах показать, как это делается. На мастерской мы сможем перевести как современные, так и классические грузинские стихотворения, а потом сравнить свои результаты с уже известными переводами, которые делали в свое время Пастернак, Заболоцкий, другие поэты. Это интересный и полезный опыт.

Что, как Вам кажется, самое сложное в переводе?

Найти стилистический эквивалент внутри русского языка. В русском же нет единого литературного языка – у каждого автора своя поэтика.

При этом в любом переводе, как мне кажется, должен оставаться чужеродный звук. Перевод должен говорить немного с акцентом, чтобы было ясно, что это иностранное, а не русское стихотворение. Иначе непонятно, а что это вдруг оно обрусело? Было, скажем, с носом, в кепке, а стало голубоглазым блондином в треухе. Это неправильно, русские стихи пусть русские пишут. 

Что входит в «технический курс», который Вы приготовили для участников мастерской?

Метрика, ритмика. Ведь на самом деле в любом стихе важен колон – единица измерения фразы. Она, как у Бродского, может не совпадать с метрической единицей, со строкой, а может совпадать. Еще есть такая вещь, как инерция стиха. В классическом стихе она всегда присутствует. Если не знать, как ее разрушить, то все попадает в одно и то же – «я помню чудное мгновенье / Невы державное теченье / кто написал стихотворенье?» – и не происходит индивидуализации.

Но все-таки поэт это не только техник, но и творец.

Тем не менее, без этой техники ничего хорошего не получается. Для поэта же главное – выразительность. Его дело выразить то, что он хочет сказать, и чтобы это было выражено наиболее точно, ярко, убедительно.

Но помимо выразительности должна быть идея? Или эмоциональный отклик, который находит в стихотворении читатель?

Какие идеи, о чем Вы говорите. Ты просто должен читателя чем-то зацепить. Как я и говорил, выразить мысль ярко и убедительно. 

А что насчет современных поэтов, которые популярны в социальных сетях, та же Вера Полозкова? Зачем этим поэтам учиться стройности, логике стихотворения, если они уже и так зацепили читателя?

Вот как раз у Веры Полозковой все в порядке со стройностью. Другой вопрос, что, на мой взгляд, это поэзия прикладная, поэзия уже готовых форм.

То есть, можно назвать это плохой поэзией?

Почему плохой? Существуют поэты-песенники, это целая профессия. Есть еще детская поэзия, и она тоже прикладная. Так же и Вера. Только это стихи, адресованные не детям, а другой социальной группе. А фактура ее стиха - это во многом фактура стиха Бродского. Вот и все, ничего плохого.

Все-таки сквозит в термине «прикладная поэзия» что-то негативно-снисходительное. Этих поэтов потом не будут изучать в школе?

Конечно, нет. Вот Северянина кто изучает, кто его знает? Хотя у него есть интересные приемы, особенно в раннем творчестве.

Есть ли сейчас вообще не прикладные поэты?

Конечно, есть. Только они сидят тихо и не прикладываются. Варится бульон, а что из этого бульона выварится, станет ясно через 50 лет. Не раньше, к сожалению. Другой вопрос, что публику надо воспитывать, потому что иначе большинство так и будет ломиться на более понятные вещи, хоть в долговременной перспективе в поэзии выживают, наоборот, более сложные тексты. 

Беседовала Мария Николаева

Источник: Creative Writing School


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Алексей Сальников, писатель:

...сами определяют мужчин или женщин на роль потенциальных сексуальных партнеров. Все знакомые мне женщины так делают. Источник

Юрий Поляков, писатель:

Мы не смогли создать творческий союз, и на данный момент в России нет писательского сообщества, которое бы оказывало влияние на духовно-информационный процесс. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Дорога в ад, или Путешествие из Хабаровска в Биробиджан» Сергей Скляров

В летнюю субботу на Хабаровском автовокзале не протолкнуться. От касс, словно змеи, тянутся и извиваются очереди желающих уехать подальше от этого места, кто-то от жары, кто-то от дождей, от бешенных цен, от жены, от бандитов, от кредитов, от себя, от этих чертовых очередей. Вот и мне нужен билет до Биробиджана на 303-й автобус.

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

Литература в картинках

Цензура расцвела. С содроганием ожидаем ягодки Посмотреть полный размер

Цензура расцвела. С содроганием ожидаем ягодки

Путин подписал законы о наказании за неуважение к власти и фейковые новости. По этому поводу аккаунт yoshkinkrot осмелился вспомнить классику благо за это пока не штрафуют.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

ЕГЭ по русскому языку: чья ошибка?

ЕГЭ по русскому языку: чья ошибка?

Министерство просвещения часто делает заявления о необходимости уходить от натаскивания на ЕГЭ, менять его процедуру, в обществе звучат громкие возгласы о необходимости отмены ЕГЭ… Однако параллельно всё новые и новые оценивающие процедуры (всер...

Сколько книг России нужно?

Сколько книг России нужно?

Книжный рынок в России в целом остается стабильным. Хотя общий тираж изданных книг в сравнении с 2017 годом сократился на 8, 3%, количество наименований осталось практически тем же: 116, 9 тыс. в 2018-м против 117, 4 тыс. в 2017-м. Издатели такж...

Какие литературные пророчества великого фантаста и «отца стимпанка» Жюля Верна сбылись за 150 лет

Какие литературные пророчества великого фантаста и «отца стимпанка» Жюля Верна сбылись за 150 лет

Научной фантастикой обычно называют истории, в которых описывают, какие технологии могут существовать в будущем, и что они будут означать для людей того времени. Хотя термин «научная фантастика» не использовался до 1930-х годов, как жанр он нача...

Евгений Замятин. Я, «Мы» и остальные действующие лица

Евгений Замятин. Я, «Мы» и остальные действующие лица

У музы этого писателя было два крыла: одно от Икара, второе от самолёта. Хотя в основной профессии инженера он проектировал ледоколы! Сказочник, джентльмен, алхимик, бунтарь, первооткрыватель антиутопической русской фантастики и строгий хранител...

Литература в цифрах

1915 год

Год, когда Владимир Маяковский вошел в семью Бриков. Источник

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

22 марта. Молодёжный поэтический слэм РГБМ: турнир регионов

Первый межрегиональный турнир Молодёжного литературного слэма РГБМ пройдет в рамках Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО. В...

Новый проект конкурса юных чтецов «Живая классика» и издательства «Просвещение» по записи аудиокниг для слепых и слабовидящих детей

Презентация проекта в Москве состоится 11 марта в школе № 1 (ул. Мытищинская, 3) в 14.30. Участники Всероссийского конку...

28 февраля. Презентация сборника рассказов о бессмертии

В сборник вошли произведения лауреатов премии «Будущее время». Презентация пройдет в формате публичной дискуссии на тему...

Встречи с писателями

20 марта. Михаил Веллер

Встреча с писателем Михаилом Веллером пройдет в рамках проекта «АРТ-Резиденция».

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

20 марта. Михаил Веллер

20 марта. Михаил Веллер

Встреча с писателем Михаилом Веллером пройдет в рамках проекта «АРТ-Резиденция».

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

«Общество распространения полезных книг» подготовило репринт книги Уильяма Мак-Говерна о его тайном путешествии в Тибет

«Общество распространения полезных книг» подготовило репринт книги Уильяма Мак-Говерна о его тайном путешествии в Тибет

Книга повествует о том, как замаскировавшийся авантюрист вместе со своим слугой по имени Сатана проникают в закрытую для европейце...

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

Видео

Новости книжных магазинов

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с нарушением зрения и другими ограниченными возможностями здоровья.

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина