комиссия-по-конопле.рф
Интернет-магазина onix-boox
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Интервью Владимира Харитонова, исполнительного директора Ассоциации интернет-издателей

Интервью Владимира Харитонова, исполнительного директора Ассоциации интернет-издателей 23.03.2016

Рассказал от чего зависит цена на книги и по какой причине электронные книги иногда стоят дороже бумажных, как новые технологии самиздата меняют книжную индустрию и почему говорить о конце эпохи бумажной книги ещё слишком рано.

- Владимир, сегодня многие издатели и владельцы книготорговых сетей отмечают небывалый за последние годы интерес покупателей к книгам в бумажном переплете. Некоторые эксперты даже заговорили о возрождении бумажной книги, хотя ещё недавно только ленивый не предрекал скорую смерть «бумаге». На Ваш взгляд, чем можно объяснить нынешний интерес читателей к бумажным книгам?

- Если руководствоваться официальной статистикой, то никакого всплеска интереса к бумажной книге нет. Наоборот, наблюдается спад выпуска и продаж книг, который продолжается с 2003 года. За 13 лет средний тираж выпускаемых в России книг снизился с 9 до почти 4 тысяч экземпляров.

- А почему в таком случае некоторые российские издатели заявляют, что за последние 2-3 года у них значительно выросли продажи бумажных книг?

- Да, я знаю, что у небольших издателей сейчас наблюдается всплеск читательского интереса и, наверное, даже рост продаж бумажных книг. Но это говорит лишь о том, что независимые издатели научились лучше приспосабливаться к читательским интересам и работать с разными читательскими аудиториями. Ведь раньше издатели не знали, кому они продают свои книги, потому что закупками книг занимались оптовики, а распространением – магазины. Издатели совершенно не знали свою читательскую аудиторию, они владели информацией лишь о том, какие книги продаются хорошо, а какие – нет. А сегодня функция издателя изменилась (или, по крайней мере, начала меняться), так как издатель может уже напрямую общаться с читателями и продавать им свои книги, минуя посредников. Поэтому, конечно, у некоторых издателей в последние годы наблюдается рост продаж книг в бумажном переплёте, но этот рост возможен только на небольших тиражах.

- В прошлом году владельцы книготорговой сети Waterstones также - впервые за много лет - зафиксировали рост продаж бумажных книг, который к осени 2015 года составил почти 5%. Как Вы думаете, чем спровоцирован прошлогодний рост на книги в бумажном переплете?

- Двумя обстоятельствами: электронные книги из-за политики крупнейших издательств стали дороже книг в обложке. Кроме того, появился и неожиданно стал крайне популярным жанр книг-раскрасок для взрослых. Формально, это конечно, книги, причем с миллионными тиражами. Но не думаю, что это должно сильно радовать.

- А кризис как-то влияет на продажи бумажных книг?

- В кризис возвращается интерес к книгам вообще, потому что книги, во-первых, это недорогой способ развлечения, а, во-вторых, у людей появляется больше времени, чтобы что-то узнавать и над чем-то задуматься.

- А что сегодня происходит на рынке электронных книг? Сколько в среднем в год продаётся книг в электронном формате в нашей стране?

- В прошлом году было продано электронных книг приблизительно на 3 млрд рублей (это примерно 3% всего книжного рынка). При примерной средней цене в 150 рублей получается 20 млн экземпляров. Надо заметить, впрочем, что немалую долю рынка занимают сервисы, которые позволяют читать неограниченное количество книг за абонентскую плату. Там нельзя посчитать «продажи». На них приходится примерно 10% рынка.

- Бытует мнение, что цены на электронные книги сильно завышены, есть даже люди, считающие, что книги в электронном формате должны быть бесплатными, что Вы об этом думаете?

- Цены на электронные книги в каждой стране очень разные. В США, например, книги крупных издательств могут стоить даже дороже, чем издания в обложке (хотя и дешевле книг в переплете). И это, кстати, в последние два года повлияло на то, что у крупных издательств, таких как Penguin Random House, Simon & Schuster, HarperCollins и Hachette Book Group идёт спад продаж электронных книг. Потому что покупатели предпочитают покупать бумажные книги из-за того, что электронные слишком дорогие. Что же касается самой цены, то у обывателей есть такая иллюзия: электронную книгу не надо печатать, поэтому она ничего не стоит. Но стоимость печати вместе с бумагой, типографией и т.д. составляет не более 15% от розничной цены за книгу. Остальное – редакционные расходы, авторский гонорар, расходы по вёрстке, расходы на логистику, маркетинг, но самое главное, наценка магазина – в среднем она составляет 70%, а бывает и 100-150% к отпускной цене издателя. Самая низкая наценка в Москве, насколько мне известно, в магазине «Фаланстер» - 37% к реальной стоимости книги. Что касается России, то у нас электронные книги довольно дешёвые – в 2-2,5 раза дешевле бумажной книги.

- А есть ли в нашей стране издательства, которые занимаются выпуском только электронных книг?

- Российских издательств, которые выпускают исключительно электронные книги, я не знаю. Но знаю русскоязычные издательство из Латвии, которые выпускают только книги в электронном формате. Но, вообще, только на электронных продажах, которые составляют сегодня порядка 3-4% от общего оборота рынка, издателям фокусироваться достаточно сложно – на это не прожить. Бумажных книг всё равно продаётся больше, поэтому чисто электронного производства издатели пока не могут себе позволить.

- А самиздатовская платформа Ridero популярна среди русскоязычных авторов? Это же тоже своего рода интернет-издательство, выпускающее в основном электронные книги.

- Конечно, есть огромное количество самопубликующихся авторов, которые по разным причинам не хотят связываться с «традиционными» издателями (или издатели не желают работать с ними), но всё равно мечтают издать свою книжку (хотя бы в электронном виде), чтобы её можно было выставить на OZON, например. Согласно статистике книжной палаты, в прошлом году с помощью сервиса Ridero было издано порядка 4 тысяч книг. И если бы книги, изданные с помощью этого сервиса, учитывались как стандартные издания, то Ridero было бы на втором месте после крупнейшего в России издательского холдинга «Эксмо-АСТ».

- А к самой идее «самостоятельного издания книг без посредников», как Вы относитесь? На Ваш взгляд, не отражается ли это на качестве издаваемых книг?

- Во-первых, на том же Ridero можно заказать дополнительные платные услуги корректора, редактора, дизайнера, и многие этим пользуются. Отчасти на этом Ridero и зарабатывает. Во-вторых, самиздатовские книги были всегда. Например, в XVIII в Англии самиздат был обычным делом: автор приходил в типографию и заказывал тираж своей книги. Как мы можем догадаться, никто его не спрашивал: а все ли запятые в вашем тексте на своём месте? Или другой пример – первый том своей семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст издал за свой счёт, поскольку ни один издатель не хотел его печатать, - Пруста тогда никто ещё не знал. И я подозреваю, если бы Джоан Роулинг – ныне один из самых популярных авторов в мире – не была бы такой настойчивой, то и она бы пошла по такому же пути. Ведь ей отказало, если не ошибаюсь, дюжина издателей, прежде чем кто-то таки решился издать её первую книгу. Возвращаясь к вопросу о качестве книг, то здесь всё довольно относительно. Понятно, что на протяжении столетий издатели считали себя неким «фильтром качества», но, к сожалению, не все книги, которые сегодня выходят в издательствах, отвечают высоким стандартам качества, это относится и к качеству текста, и дизайну книг. То же самое можно сказать о Ridero – далеко не все книги, изданные с помощью подобных сервисов, низкого качества. 

- И в завершении, что в ближайшие годы будет происходить на книжном рынке? Продолжится ли рост электронного книгопроизводства, и «умрёт» ли бумажная книга?

- В ближайшие годы большинство книг будут продаваться по-прежнему в бумажном виде, но производство «бумаги» год от года будет снижаться, а производство электронных книг, наоборот, будет увеличиваться. Сегодня рост продаж книг в электронном формате составляет примерно 100% в год, то есть их производство ежегодно увеличивается в два раза. Возможно, спустя какое-то время рынок стабилизируется, но потом всё равно возобновиться рост, потому что за электронной книгой дальнее будущее. Говорить о смерти бумажной книги пока не приходится, потому что для этого должно смениться как минимум два поколения, которые окончательно привыкнут к электронной книге. Это очень долгий процесс. Однако появления одной только новой технологии ещё маловато для того, чтобы произошёл большой переворот в книжной индустрии. Гораздо важнее, чтобы сами книги остались, а будут они бумажные или электронные – не так важно. Дело в том, что год от года растёт количество людей, которые не читают книг вообще. Если верить данным ВЦИОМ, 36% россиян старше 16 лет за последний год не прочли ни одной книги.

Вопросы: Вадим Любимов

Источник: www.obshestvo.net


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Алексей Рыков: Наркоман

Победитель Третьей литературной премии «Лит-ра на скорую руку».

Отец молча курил, уставившись в окно, как будто всё происходящее его совершенно не касалось. Будто это не его сына вчера еле откачали с передозом. Впрочем, так было всегда. Отец молча курил, а мать плакала и ругалась, пытаясь хоть как-то донести до сына правду жизни.

читать далее...

Василий Тихов: Колодец

Номинация на Третью литературную премию «Лит-ра на скорую руку».

«Какого херувима согласился с этими уродами в тайгу пойти – на два дня – думал почти вслух Валера, с трудом вытаскивая классные ботинки техсостава ВВС из зарослей не то недоспевшей клюквы, не то перезревшей заячьей капусты – Нажрались, бросили меня одного без палатки, спичек и жратвы – одного, суки»…

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Обмен книгами по-прежнему не в тренде Посмотреть полный размер

Обмен книгами по-прежнему не в тренде

Торговцы книгами ликуют ;)
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Писатели, которые вели себя с женщинами как настоящие негодяи

Писатели, которые вели себя с женщинами как настоящие негодяи

Как Экзюпери, Кафка и Хемингуэй превратили в катастрофу свою личную жизнь

Коварные женщины в жизни известных писателей

Коварные женщины в жизни известных писателей

Эти женщины хитростью нашли путь к сердцам великих и смогли удержать их подле себя. Им посвящали стихи и романы, из-за них напивались и впадали в депрессию, а они твердо шли к своей цели, поднимались по карьерной и социальной лестнице, меняли любовников, становились знаменитыми.

Русская феминистская поэзия: Заметки на полях

Русская феминистская поэзия: Заметки на полях

Современная феминистская поэзия на русском языке создаётся медленно и с трудом. Когда редакторы и критики задают вопрос, почему в России нет своей Элис Уокер или Нины Марии Донован, хочется ответить вопросом на вопрос: а это случайно не вы, полупрезрительно усмехаясь, выкидывали в мусорку «слишком бабские», «агрессивные», «непонятные», «странно для...

От любви до ненависти: громкие ссоры писателей

От любви до ненависти: громкие ссоры писателей

Вести себя как уличная шпана могут и вполне интеллигентные люди с хорошим образованием и отменными манерами, дай только повод. Мы решили вспомнить, кто из писателей ссорился со своими собратьями по перу и к чему это приводило. Истории нашлись весьма занятные!

Литература в цифрах

145 лет

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Толстого находится в школьной программе. Источник

10

именно такое количество фатальных ошибок совершают начинающие писатели по мнению издательства «Перо» Источник

Прямая речь

Сергей Чупринин, главный редактор журнала «Знамя»:

Безусловно, жюри разных премий совершают одну ошибку за другой. Источник

Сергей Оробий, критик:

Акунин – частный доктор, какой эта должность была до революции: важный, солидный, знающий себе цену, не всегда верно определяющий диагноз, но умеющий заговорить больному зубы. Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

И как их слово отзовётся?

Наши  дети  не  читают  современную  поэзию.  И  это  факт,  и  никуда  от  него  не  деться.  Споры  о  причинах  этого  не  смолкают  уже  много  лет.  Не  будем  ввязываться  в  спор,  а  просто  попробуем  понять,  насколько  интересна  современная  поэзия  той  части  молодёжи,  которая  ещё  с...

Почему нет нового Пушкина?

В литературной жизни есть много вопросов, которые одновременно волнуют и писателей, и читателей, и издателей, и литературоведов, и литературных критиков. И один из них - «Почему нет нового Пушкина?». Эту тему активно обсуждают литераторы и читатели, в том числе и в Интернете.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Над пропастью

Пару месяцев назад в российском прокате почти никем не замеченный прошел отличный фильм «За пропастью во ржи». Это кино из разряда must-see для тех, кто упорно и самоотверженно пробивается к писательству. Я не специалист в биографии великого Сэлинджера, поэтому не буду судит...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Полка (не та, другая)

Речь пойдёт не о сапрыкинской «Полке» (о ней ещё напишем), а о персональной. На полке стоит то, что время от времени перечитываешь. Но в этом и проблема: мы оказались в культуре, которая ориентирует не на перечитывание, а скорее на недочитывание – да и читают все разное (если хотите, назовите это «кризисом чтения»).

Хармс как звук

Вышел новый альбом Леонида Федорова «Постоянство веселья и грязи». Он сделан на тексты Даниила Хармса, и мы притворимся, что это повод для литературной колонки, хотя любой поклонник «АукцЫона» поймет уловку: нет музыканта менее «литературного», чем Федоров.

Интервью

Литературные мероприятия

Встречи с писателями

25 апр. Анна и Сергей Литвиновы

Авторы презентуют роман «Джульетта стреляет первой» и проведут автограф-сессию!

21 апр. Ольга Славникова

Встреча на тему «О чем писать?» - столкновение поколений, душевные муки и судьбы интеллигенции, проблемы взросления и старости. Ес...

21 апр. Лидия Сычева и Евгений Москвин

Встреча с Лидией Сычевой, пройдет в формате авторского чтения художественной прозы и активной беседы о книгах, творчестве и жизни ...

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Книги, которые читают в культурной столице

Книги, которые читают в культурной столице

Санкт-Петербургский дом книги опубликовал рейтинг продаж книг. ТОП-10 книг художественной литературы ,  ТОП-10 книг бизнес литературы, ТОП-10 нау...

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

«Словарь новейших иностранных слов», «Словарь поэтический иносказаний Пушкина», «Слитно? Раздельно? Через дефис?», «Этно...

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

Де-факто заведение прекратило работу еще год назад и оставалась только вывеска. Часть фондов была отправлена в Библиотеку иностранной...

«Магия книги» - такова тема акции «Библионочь» в Российской государственной библиотеке для молодёжи

«Магия книги» - такова тема акции «Библионочь» в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Программа Библиотеки для молодёжи в этом году состоит из более чем 20 мероприятий и активностей. Все мероприятия будут беспла...

Новости издательств

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Сообщается, что издательство будет специализироваться на русской и переводной прозе, как современной, так и той, которая уже ...

Итоги работы издательства «МИФ» от Генерального директора Артёма Степанова

Итоги работы издательства «МИФ» от Генерального директора Артёма Степанова

Выручка издательства за прошлый год составила 1,3 млрд рублей (на 24 % больше, чем в 2016 г.), притом что компания полностью распр...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

До знакомства с рукописью романа «Дорогая, я дома» мне вообще не приходилось слышать об её авторе Дмитрии Петровском (кстати, был такой поэт-футурист, его полный тёзка, но это к слову). Тем интереснее неожиданно находить в лонглисте такие жемчужины. Как вы уже...

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Назвать этот роман историческим не поворачивается язык. Перед нами метаистория – по Даниилу Андрееву – первичная плазма бытия, бесконечное сегодня, не позволяющее сознанию вырваться из текущего потока и возвыситься над ним, дабы обрести осмысление и ясность.

Рецензия на книгу «Трансабсурд: страсти по Тексту» С. Рейнгольда

Рецензия на книгу «Трансабсурд: страсти по Тексту» С. Рейнгольда

Трансабсурд как свобода от абсурда и свиста? И на поле литературной критики подчас вскипают страсти. Провозглашаются неслыханные цели – например, преодолеть эпоху абсурда.

Рецензия на книгу «Заземление» Александра Мелихова

Рецензия на книгу «Заземление» Александра Мелихова

Надо сказать, что Мелихов один из немногих современных авторов (и из этих немногих определенно самый яркий), кто остается беззаветно предан психологической школе великой русской литературы. Читать Мелихова интересно не благодаря перипетиям изощренного сюжета и...

Детская литература

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Малоизвестная сказка «Одолеем Бармалея!» представлена в фонде Президентской библиотеки.

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Сообщается, что цель издательства - создавать книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание и просто позволят проводить больше времени вместе с ребенком.&nbs...

В РФ создадут серию мультфильмов по отечественной литературной классике

В РФ создадут серию мультфильмов по отечественной литературной классике

Министерство культуры и Министерство образования и науки РФ работают над экранизацией произведений русской литературы. Об этом во вторник сообщила директор департамента кинематографии Минкул...

Игорь Олейников получил самую престижную премию в области детской литературы в мире

Игорь Олейников получил самую престижную премию в области детской литературы в мире

Международный совет по детской книге объявил победителей на соискание Премии имени Ханса Кристиана Андерсена 2018 года, самой престижной премии в области детской литературы в мире. Им стал с...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял, не замечая,
Рядом два таджика что-то ели,
Черными еблищами качая
В такт колесам, едущим в туннеле.

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов