комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Интервью с руководителем Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаилом Сеславинским

Интервью с руководителем Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаилом Сеславинским 22.11.2016

– Наш журнал в этом году работает над проектом, который называется «Читающий – значит успешный». Редакция решила обратиться к вам, Михаил Вадимович, как к известному библиофилу, собирателю книг, знатоку книжного дела, чтобы поговорить о чтении. Хотелось бы начать разговор с вопроса о роли чтения в вашей жизни.

– Не хочется говорить банальности, но понятно, что так же, как «все мы вышли из Гоголевской шинели», – все мы вышли из родительского книжного шкафа.

То есть, книжный шкаф с корешками книг, которые присутствуют в жизни ребенка, – это матрица, которая затем передается из поколения в поколение.

Если такого шкафа нет, то и матрицы нет.

Если ребенок не знает, что такое библиотека, если он никогда не заходил в читальный зал с мамой или папой, самостоятельно, с подругой, другом, школьной учительницей (это уже не так важно) и не поговорил с библиотекарем, не подошел к книжной полке и не научился выбирать какую-то книжку, то этой матрицы тоже не существует.

Я рос в обычной семье – провинциальная интеллигенция. Для обычной семьи было нормально, что в трехкомнатной квартире стояло шесть книжных шкафов, и я еще был записан в три или четыре библиотеки.

Очень жалею о том, что в библиотеках была строгая градация по возрасту, и уже будучи способным в 3-м классе читать серьезные произведения – в библиотеке я не мог добраться до полок с литературой, которая предназначена для школьников среднего и старшего школьного возраста.

Эти книги мне выдавать не полагалось. Но это, пожалуй, был единственный дефект советских библиотек. Ну, кроме, конечно, еще дефицита популярных книг как таковых.

Обращаясь в прошлое, я не могу сказать, что что-то стало переломным моментом в моей жизни. Что вот я прочитал какую-то книгу – и жизнь для меня предстала в других красках, я по-другому стал воспринимать окружающий нас мир. Нет, все это, конечно, накапливалось-накапливалось-накапливалось незаметным приращением багажа.

И сейчас вот уже, когда я достиг 50-летнего возраста, я понимаю, что этот вот мир, книжный мир – это одна из самых надежных платформ, которые существуют в моей жизни. Она меня всегда будет поддерживать, она всегда будет со мной, и от любых житейских, политических или деловых невзгод я всегда могу быстро юркнуть в эту норку и оказаться в другом мире, который предназначен только для меня.

Если говорить о каких-то литературных предпочтениях, то, как и у многих других, с возрастом у меня в большей степени развился интерес к мемуарной литературе. Сейчас я читаю замечательные воспоминания Николая и Марины Чуковских, это большой том.

Николай Корнеевич Чуковский – человек с неординарной судьбой, сын Корнея Ивановича Чуковского, которому вроде бы все говорило в пользу того, что он навсегда останется в тени своего отца.

Отчасти, конечно, это и произошло в массовом сознании, но, тем не менее, будучи литературно одаренным человеком, он в очень юном возрасте вошел в литературный мир сначала Петрограда, а потом и Москвы, нашей страны в целом; он прекрасно владел пером, написал много книг.

Я помню, опять-таки из детства, его прекрасную книжку «Водители фрегатов», и он оставил чудесные воспоминания как раз об эпохе уходящего Серебряного века, о литературной жизни Москвы и Петербурга, Москвы и Ленинграда 20‑х – 30-х годов.

– С одной стороны, говорить о важности чтения – это банальность, а с другой, к сожалению, есть серьезные проблемы с чтением: насколько мы знаем, в настоящее время в нашей стране уровень чтения не очень высокий.

– Вы знаете, действительно, банальность. Наверное, потому что это точно так же, как, я помню, у нас в школе (я заканчивал физико-математическую школу) висело прекрасное изречение выдающегося полководца Суворова «Математика – гимнастика ума».

Точно так же, говоря о чтении, мы говорим не только о получении какого-то набора знаний, не только о получении удовольствия, но и об общечеловеческом развитии. Это происходит незаметно.

Нельзя сказать, прочитав 50 страниц какого-то текста: «Я стал совсем другим человеком». Так же, как нельзя это сказать, выйдя с какой-то лекции или после обучения в школе с понедельника по пятницу или с понедельника по субботу.

Все это происходит незаметно. И понятно, что без чтения, особенно без чтения в детском и подростковом возрасте, человек становится совершенно другой личностью. Но, вот, что он неуспешный, если не читающий – наверное, в XXI веке это уже неактуально.

Мне кажется, сейчас уже это совсем не так.

Я вспоминаю забавную историю из своего студенческого времени, когда одна моя знакомая девочка, рассказывая о мальчике, который за ней ухаживал, говорила в ответ на вопрос, как у них развиваются отношения: «Ну вот, приглашал вчера кататься на велосипеде, а я ему говорю: «Мастера и Маргариту» не прочитал – не поеду с тобой кататься». Ну, наверное, эта максима не должна существовать в человеческих взаимоотношениях, и она уже не очень работает в эпоху цифровой революции. Потому что люди самые разные, профессии разные.

Я не так давно разговаривал с одним моим знакомым инженером, у которого хорошая работа, и он мне сказал фразу, от которой у меня остатки волос встали дыбом. «Я уже не помню, – сказал он мне, – когда я последний раз прочитал художественную книжку. Наверное, в школе».

Но у нас по статистике почти 45 процентов населения ответило, что за последний год они не прочитали ни одной книги. Однако, мы не можем сказать, что эти 45 процентов все неудачники и неуспешные люди. Наверное, не так. Они другие, у них другое мировосприятие. Они, с моей точки зрения, живут в более бедном мире и потеряли колоссальные возможности, которые дает книжка, которые дает чтение. Но сказать, что у них у всех не сложилась карьера – наверное, неправильно.

– Михаил Вадимович, вы же не будете отрицать, что многие выдающиеся ученые, инженеры, конструкторы были очень разносторонними личностями. Кто-то помимо основного дела больше литературой увлекался, кто-то – живописью, кто-то – музыкой. Да, они жили своим главным делом, но при этом выходили за его рамки. А с другой стороны, на мой взгляд, это признак того, что у человека нестандартное мышление, что человек может находить какие-то варианты, которые человек более зауженного мышления не найдет. И мне кажется, что во многом это связано с тем, что люди в детстве действительно много читали, и у них за счет чтения развивалось образное мышление.

– Равно как и за счет рисования, безусловно, оно может развиваться, равно как и за счет занятия многими другими науками. И очевидно, что гармонично развитый человек, который знает иностранный язык, который занимался математикой, может написать небольшой стишок, в четыре строчки, нарисовать какую-нибудь картину, и разбирающийся в искусстве, литературе и всем прочем – более интеллектуальный, более разносторонний, но, опять-таки, это разные вещи. Потому что – карьера.

Понимаете, вы даете завышенные рамки, наверное. Карьера может быть у слесаря? Может быть, конечно. Может быть прекрасный слесарь, золотые руки. Которого ценят на производстве, на которого идет охота и которого пытаются переманить с одного завода на другой. И таких профессий довольно много. Поэтому я бы не делил население, не ставил бы между людьми барьер, деля их на читающих и нечитающих. Кроме того, книга находится в совершенно другой конкурентной ситуации. Все те примеры, которые вы приводите – они относятся к XX веку.

Книга в XX веке находилась в принципиально другой конкурентной среде. Это я все говорю, будучи действительно книжником до мозга костей и человеком, не желающим жить в мире, где отсутствуют книги. Но у меня с возрастом, может быть, такая буддистская философия проникла в мозг. И поэтому я пытаюсь более-менее гармонично воспринимать все явления, которые происходят в нашей жизни.

В XX веке мало что могло соперничать с книгой. Да, отчасти кинематограф, но не так много, если мы говорим о Советском Союзе, выходило кинофильмов на экраны, которые отрывали от книжки в течение года. Да, отчасти телевидение, но если тоже вспомнить Советский Союз, это турнир по хоккею на приз газеты «Известия», чемпионат мира по фигурному катанию, «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Электроника».

В совокупности свободного времени человека это были неконкурентноспособные траты времени по сравнению с книгой, которая постоянно присутствовала в жизни и рядом стояла на полке. А сейчас, в XXI веке, ситуация принципиально другая.

В сутках осталось столько же времени – 24 часа, человек 7–8 часов, хорошо, пусть 6 отводит на сон. Но человек продолжает работать, человек продолжает учиться (так же, как и мы учились), дети еще больше загружены, и получается, что оставшиеся 2–3–4–5 часов (у кого как) свободного времени, скорее всего все-таки 2 часа, которые человек может посвятить общению с книгой, эти 2 часа делятся еще на Интернет, социальные сети, общение и, конечно, книге трудно выдержать эту конкуренцию.

Тем более, это я не устаю повторять, что уже формирование-то произошло в 10–12 лет. Потому что, когда вы брали или я брал книжку в руки, или когда нам читали ее родители – мы кроме «Приключения Электроника» и «Малыша и Карлсона» ничего не посмотрели.

А нынешний ребенок к этому времени уже посмотрел несколько десятков голливудских блокбастеров, он уже сидит в «ВКонтакте», он уже освоил полмира с помощью интернета, и него нет уже этих эмоциональных реакций. Это общая беда, и уже к 14–16 годам этот подросток, этот юноша или эта девушка, входит в мир принципиально другим человеком.

– Вы, конечно же, знаете, что одна из проблем современных молодых людей состоит в неумении читать длинные тексты. Это относится отнюдь не только к России; в первую очередь, это было отмечено на Западе и названо клиповым сознанием. Это проблема и нашего журнала: мы пишем о проблемах науки, но в маленьком тексте на полстраницы не расскажешь о сущности какого-то открытия или каких-то научных исследований. У молодежи пользуются популярностью журналы, в которых маленький текстик на полстраницы и 2–3 фотографии. Но ведь проблема клипового сознания шире. Молодым людям придется вступить во взрослую жизнь. Им придется читать должностные инструкции, правила, наставления, уставы и так далее. А это длинные сложные документы. Они не смогут изучить их.

– Ну конечно, потому что все начинают воспринимать мир через клиповое мышление и сверкания экрана смартфона. На экране смартфона все очень емко, четко, ясно и понятно, фотография-текстик, фотография-текстик.

– Но сущностные вещи-то так не воспримешь.

– Да, понятно, но вопрос же не в этом. Мы говорим о реалиях мира, в котором живет человек.

Смартфон – это реалия. И когда человек в течение дня на этот экран смотрит сотни раз, то, конечно, его мозг приспосабливается к этому мышлению, вот в чем проблема. Мозг приспосабливается, и получается, что мозг должен перестроиться, когда человек переходит к урокам или к серьезной литературе, или к научной работе. И процент людей, у которых мозг может это более или менее удачно делать, наверное, не такой большой, но его, может быть, еще и не посчитали. Понятно, что это не 100 процентов.

– Возвращаясь к ситуации с чтением, хотелось привести слова Патриарха Кирилла, сказанные в мае этого года. В частности, такую цитату: «… наши дети и молодежь читают все меньше и меньше». Вы уже сказали о причинах, но он-то видит их в том, что неправильно поставлено преподавание литературы в школах, что мало литературы, и есть серьезный вопрос о том, какой должна быть та литература, которая для детей обязательна. Что-то по этому поводу вы могли бы сказать?

– Ну, работа преподавателя словесности на самом деле одна из самых сложных школьных профессий, с моей точки зрения. Хотя я знаю, что многие иные преподаватели иных предметов, наоборот, как-то снисходительно относятся к преподаванию литературы и считают, что это достаточно легкое дело.

Почему же трудное?

Потому что кроме знаний преподаватель литературы имеет дело с душой и сердцем. А все остальные школьные предметы ставят целью выучить какой-то набор знаний, развить логику мышления, ну, собственно говоря, и все. Да, и получить какие-то оценки, сдать экзамены. А литература должна еще проникнуть в сердце и душу, надо уметь разговаривать с детьми, надо уметь с ними обсуждать проблемы.

– И эту душу иметь, очевидно…

– Да, и эту душу иметь. И это совершенно другая материя. Хотя, конечно, преподаватели русского языка и литературы – такие же люди, как и все остальные, и понятно, что часть учителей, преподающих словесность, делают это формально.

Раз они делают это формально, значит, эта часть жизни уходит из обихода школьников. Я смотрю на курс школьной литературы, и, конечно, сколько людей – столько и мнений, и тут, наверно, не надо следовать вкусовщине, но считаю, что очень важно, чтобы в курсе школьной литературы были именно те книжки, которые детям было бы интересно пообсуждать с учителем.

Чтобы было за что зацепиться. Накануне прошлых летних каникул я взял у дочки список литературы для 7-го класса. Древний Рим и Средневековье. Что, казалось бы, нам, людям, прошедшим через классическую советскую школу, было бы естественно почитать по этой теме? Ну, наверное, «Спартак», ну, наверное, какую-то там научно-популярную литературу «Последние дни Помпеи». Но 7-й класс, хочу напомнить, что это 6‑й по советской школе. Надо ли детям давать в числе художественной литературы, например, «Камо грядеши» Сенкевича и «Крестоносцы» в 12 лет? Мне кажется, что всего лишь 3 процентам, наверное.

– Ну, да, небольшой части, но не всем.

Я уж не говорю про «Энеиду», я уж не говорю про Гая Юлия Цезаря «Записки о галльской войне». Я уж не говорю про скандинавские саги, которые мне было бы трудно читать, и про многие другие вещи. Зачем это все давать ребенку? Зачем ему вообще давать список литературы из 30–40 позиций? Что мы хотим? То есть каждому учителю, что в школе, что в институте, логично задать вопрос: друзья мои, когда вы вот это вот составляете, вы как-то подумайте, что вы хотите вообще.

У меня сплошь и рядом ощущение, что учитель просто хочет нагрузить ребенка и продемонстрировать, как важен его предмет. Эти же проблемы есть и в институте. Никогда ни один преподаватель не задумывается о том, а сколько еще нагрузки от других преподавателей ложится на ребенка.

Для него важен свой предмет, он хочет дать побольше, поглубже, пошире, и в результате вызывает отвращение к своему предмету. Благими намерениями выстлана дорога в ад.

– Михаил Вадимович, ну все-таки…

– Дайте ребенку список литературы из 5–10 книжек, он все равно 10 книжек по истории не прочитает за лето. Потому что у него еще список по литературе есть. Он не прочитает такого количества книжек. Дайте из 10 – пусть он выберет из них 3–5. Примерно намекните ему, что. Зачем же давать 40 наименований?

– Если говорить о литературе, и не о 7-м классе, а вообще о школе. Все-таки, должны школьники прочитать, скажем, роман «Война и мир», один из романов Достоевского, какие-то произведения Чехова?

– Ну, конечно.

– Тот же роман «Мастер и Маргарита»?

– Конечно, должны прочитать. Все классические произведения, с моей точки зрения. Я считаю, что был очень неплохой курс, основанный на классической литературе в советской школе.

Не так много произведений, которые оттуда надо убрать потому, что они несли идеологическую нагрузку. Да, наверное, «Мать» Алексея Максимовича Горького, несмотря на то, что это сильное произведение, – в XXI веке я бы не ставил в курс школьной литературы.

Моя точка зрения.

Да, наверное, «Былое и думы» Александра Ивановича Герцена, несмотря на то, что это серьезное произведение, – можно не ставить в курс школьной литературы. Но что касается Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, великую советскую литературу, то… я даже не очень понимаю, что оттуда выкидывать.

– Михаил Вадимович, известный литературовед Мариэтта Омаровна Чудакова поделилась с нами своими заметками (читайте в этом номере журнала – прим. ред.), в которых рассказывается о том, что дети, это 2-й или 3-й класс, часто не могут выучить классические стихотворения, потому что не понимают значение старых слов, например, слова «сени». Они не знают, что это такое. И когда попытались выяснить, почему эти слова представляют для них проблему, – оказалось, что это связано с тем, что если они читают или им читают, то сейчас это больше переводные произведения, тот же «Гарри Поттера».

А там таких слов и в помине нет. То бишь, получается, что современное чтение, если оно ориентировано на переводные произведения, отрывает детей от корней русского языка.

– Мне кажется, это дело десятое, абсолютно дело десятое. Потому что я тоже многие слова, многие смыслы не понимал в каких-то классических текстах, и ничего сложного сейчас набрать в интернете и посмотреть, что это значит. 2-й – 3-й класс уже сидит в интернете.

У Пушкина в «Евгении Онегине» есть такие строчки: в день Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три, им квас как воздух был потребен, и за столом у них в гостях носили блюда по чинам. Что такое «на пучок зари»? Ну, никто не ответит. Я посмотрел, оказывается, травка так называлась – заря. Пучок зари. Это имеет какое-то значение? Никакого!

– Скажите, в свете того, что уже прозвучало, все-таки надо ли что-то менять, чтобы повышать интерес к чтению? Или пусть все идет, как идет?

– Конечно, надо. Не просто что-то делать, а навалиться всеми силами. Но нет никаких простых рецептов. Их не существует. Это стандартный вопрос, который задается постоянно. Невозможно сказать «раз-два-три-четыре-пять», и все станет хорошо.

Это гигантская работа, в которой должны принимать участие и родители, и школа, и все государственные органы, которые так или иначе соприкасаются с гуманитарной сферой, в том числе тем, чем занимаемся мы: поддержкой книгоиздания, проведением мероприятий.

Потому что без «экшена» какого-то, без вот такой вот развлекательной нагрузки отчасти – жить в современном мире уже невозможно. Точно так же, как и мы, все музеи для того, чтобы привлечь аудиторию в музейные залы, постоянно занимаются привлечением людей на выставки.

Точно так же такого рода мероприятиями занимаемся и мы. Это и книжные фестивали, это и какие-то программы в средствах массовой информации. Но этим же должны заниматься и книжные магазины, которые стремительно пустеют, что греха таить. Но все-таки ключевое звено – это, конечно, школы и родители.

Разговор вел Игорь Харичев

Источник: «Сайт журнала «Знание-сила»»


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Номинация на Четвертую литературную премию «Лит-ра на скорую руку» - «Инородная власть».

Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем,...

читать далее...

Сумин Виктор: «Из телеинтервью»

Номинация на Четвертую литературную премию «Лит-ра на скорую руку» - «Инородная власть».

…А как живётся нам в глубинке,
Тем, кто окончил пед и мед?
Отвечу я вам по старинке,
Вы лишь запикайте ответ!

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Читать, или спортом заниматься? Посмотреть полный размер

Читать, или спортом заниматься?

Выбор за тобой ;) Автор картинки: Лоуренс Шварцвальд Источник
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как в русской литературе появился детективный жанр?

Как в русской литературе появился детективный жанр?

Отвечает Евгений Жаринов, доктор филологических наук, профессор.

Почему «Пушкин — наше всё»?

Почему «Пушкин — наше всё»?

Рассказывает Галина Седова, доктор филологических наук, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина.

Петрушевская Людмила Стефановна: По поводу работы на компьютере СТОЯ

Петрушевская Людмила Стефановна: По поводу работы на компьютере СТОЯ

Я и работаю, и смотрю на экран компьютера стоя уже много лет. Читаю в недавней газете, что глава Аpple Тим Кук «заставляет своих подчиненных трудиться стоя». Там появились столы, высоту к-рых можно регулировать. Кук сказал, что рабочее место должно облегчать работу людей. И что р...

Антон Чехов. Особые приметы

Антон Чехов. Особые приметы

О Чехове-писателе каждый знает ещё со школьной скамьи, но о Чехове-человеке с его слабостями и привязанностями известно мало: в СССР все письма писателя и воспоминания современников выходили с купюрами. Мало кто знает, что Чехов не любил кошек, содержал дома ручного мангуста по к...

Александр Пушкин. Особые приметы

Александр Пушкин. Особые приметы

О деталях биографии широко известного и всеми любимого поэта, о которых, как утверждает АиФ, некоторые даже не догадывались.

Литература в цифрах

2,6 млрд. рублей

Суммарная задолженность полиграфического комплекса «Экстра М», который, по сообщениям СМИ, признан банкротом Источник

5–8%

размер роялти, предлагаемый традиционными издателями начинающим авторам, тогда как на электронных платформах эта сумма может достигать 30% Источник

Прямая речь

Алексей Варламов, ректор Литинститута:

Хорошую книгу не достанешь, в хорошее кино не попадешь, на хороший спектакль – тем более. Хочется увидеть весь мир – а мир закрыт. Источник

Сергей Оробий, литературный критик:

В сущности, коммунизм в Советском Союзе наступил в 1965 году — но в отдельно взятой книге. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Такой интересный «русский мир»

Русский мир – Владимир Войнович, Андрей Дементьев, Евгений Евтушенко. Василий Фёдоров, Борис Ручьёв, Людмила Татьяничева – это никакой не русский мир. Например, я на Урале общалась с выпускниками литкурсов (!), и они от меня ВПЕРВЫЕ услышали имена Владилена М...

Кавалеры звания «Герои культуры»

Я как-то пропустила, что Минкульт наградил писателя Чурова (а вы не знали, что это большой писатель?! у нас и Мединский лауреат премии Пикуля! да в любого чиновника ткни – это большой ученый и обязательно писатель! и благотворитель, да, это обязательно, как...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Каренина в муравейнике

Проще всего предсказывать не на пять, а на сто лет вперёд, а интереснее всего — про судьбы искусства, пути которого неисповедимы. Однако некоторые тенденции ясны и сегодня. В том числе главная: человечество всё быстрее превращается в интернет-муравейник...

В поисках утраченного понедельника

На календаре снова 27 июля, и это хороший повод телепортироваться в ту книгу — может, лучшую у Стругацких, потому что самую добрую. Это будет настоящее путешествие во времени, в другую эпоху, от которой «Понедельник» неотделим — увы или к счастью.

Интервью

Литературные мероприятия

16 авг. Комикс в России. Цикл лекций «Четыре беседы о комиксах»

Особенности истории и специфики бытования комикса в нашей стране рассмотрим на примерах отечественного комикса разных периодов в ж...

13 авг. Лекция «Маяковский и европейский киноавангард»

Лекция построена на материале парижских поездок Маяковского и сопоставлении фильмов Рене Клера, которые, вероятно, были знакомы Ма...

III Международный литературный фестиваль «ТАБУРЕТКА»

25 августа в городском парке им. Сергея Бровцева пройдет литературный фестиваль «Табуретка». Посещение фестиваля – отличный шанс п...

Встречи с писателями

31 июля. Екатерина Рождественская

Екатерина представит свою новую книгу «Девочка с Патриарших»

19 июня. Алекс Дубас и Наринэ Абгарян

Публичные чтения проекта «17 страница». Алекс Дубас, известный теле — и радиоведущий, писатель и журналист, путешественник и шоуме...

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

21 июля. Книжный фримаркет и сэйл в «Ходасевиче»

21 июля. Книжный фримаркет и сэйл в «Ходасевиче»

Приносите и забирайте сколько угодно книг совершенно бесплатно. Начало в субботу, в 12:00.

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

Для того, чтобы получить доступ к 100000 электронных книг, нужно иметь читательский билет Библиотеки иностранной литературы. Билет можно оформить онлайн или в о...

«Корней Иванович» закрывается

«Корней Иванович» закрывается

Книжный магазин закрывается спустя четыре года после открытия. Основная причина - налоги, аренда. Широкую известность магазин получил благодаря фестивалю д...

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В Московской области создана губернская библиотека

В Московской области создана губернская библиотека

Московская губернская универсальная библиотека образована в результате объединения Московской областной государственной ...

Стал известен победитель конкурса «Лучший библиотекарь города Москвы - 2018»

Стал известен победитель конкурса «Лучший библиотекарь города Москвы - 2018»

Первое место в конкурсе занял Илья Старков с проектом «Электронекрасовка», который раскрывает оцифрованные фонды Библиотеки им. Н....

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

Для того, чтобы получить доступ к 100000 электронных книг, нужно иметь читательский билет Библиотеки иностранной литературы. Билет...

Национальная электронная библиотека подготовила подборку изданий по каллиграфии и чистописанию

Национальная электронная библиотека подготовила подборку изданий по каллиграфии и чистописанию

В подборке собраны издания по искусству каллиграфии, прописи и пособия для обучения письму из фондов РНБ. Они будут полезны н...

Новости издательств

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

Идет подготовка к запуску экранизации «Часодеев», и мы ищем актеров на роли Василисы и Ника в тизере!

Издательству «Альпина» 20 лет

Издательству «Альпина» 20 лет

Издательство приготовило интересные подарки, а также продают 20 главных своих книг книги со скидкой 20 %.

Издательство «Азбука-Аттикус»: Новые книги второй половины июля — начала августа 2018

Издательство «Азбука-Аттикус»: Новые книги второй половины июля — начала августа 2018

В списке представлена художественная литература, нон-фикшн, литература для детей. Всего более сорока книг.

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Апрель

Фишка в том, что если книга продаваема, то издатель напечатает ее сам и деньги автора ему не нужны, а если не продаваема, то для издательства это лишнее время. Мы не зарабатываем на печати, наш бизнес – монетизация прав.

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Романы Алексея Макушинского – идеальная взлетная площадка для моих фантазий. Я прочитал их все: и ранний, не совсем зрелый «Макс» и превосходный «Город в долине» и обласканный критикой и премиями роман «Пароход в Аргентину», и вот последний, «Остановленный ми...

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Перед нами книга, написанная в жанре «магического реализма». Здесь мы найдем массу отсылок к Толкиену («малорослый народец» -- прямая аллюзия к хоббитам, а уж главный герой, который берет с собой в путь носовой платок, сразу вызывает ассоциацию с Бильбо, котор...

Рецензия на книгу «Отдел» Алексея Сальникова

Рецензия на книгу «Отдел» Алексея Сальникова

«Отдел» – это некое современное адаптированное возрождение ранней милицейской фантастики Василия Головачева и Олега Дивова. Только ситуация с 1990-х коренным образом изменилась, да и герои задают сами себе больше вопросов, пытаясь разобраться не только в возни...

Рецензия на книгу «Время Березовского» Петра Авена

Рецензия на книгу «Время Березовского» Петра Авена

Книга Петра Авена «Время Березовского» написана с целью осмыслить крутые перемены, происшедшие в России с момента ее перехода от «развитого социализма» к капитализму. В качестве ее вполне достойного «прототипа» можно считать вышедшую 10 лет назад в русском пер...

Детская литература

Открыта регистрация на конкурс чтецов «Живая Классика» 2019

Открыта регистрация на конкурс чтецов «Живая Классика» 2019

Сообщается, что конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный детский, литературный проект в России.

Конкурс сочинений «Роль Московской Городской Думы в жизни столицы»

Конкурс сочинений «Роль Московской Городской Думы в жизни столицы»

К участию приглашаются учащиеся 8–11-х классов образовательных организаций.

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

Идет подготовка к запуску экранизации «Часодеев», и мы ищем актеров на роли Василисы и Ника в тизере!

Издательство «Детская литература»: представила свой аккаунт в instagram

Издательство «Детская литература»: представила свой аккаунт в instagram

Новинки, переиздания, загадки и живое общение. Предлагают подписаться.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить...

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов