комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Интервью с Маэль Гавэ и Леонидом Шкуровичем

Интервью с Маэль Гавэ и Леонидом Шкуровичем 13.04.2015

Маэль Гавэ, экс-директор и акционер OZON GROUP и Леонид Шкурович, генеральный директор издательской группы «Азбука-Аттикус» о том сколько важны взаимопонимание, открытость и доверие в книжном бизнесе.

– В последние годы рынок бумажной книги испытывает определенные трудности и по причине инфраструктурных проблем, и в связи со спадом интереса к книге в обществе. Как Вы оцениваете итоги развития книжных онлайн-продаж в России в 2014 году?

– Маэль Гавэ: Онлайн-канал хорошо растет. В 2014 году OZON.ru вырос на 15 % в книгах, и мы довольны темпом роста, хотя в целом книжный рынок можно назвать стагнирующим. Если в денежном выражении он стабилен, то в объемном продолжается падение. И одной из значимых причин этой ситуации, на мой взгляд, является сокращение книжного выпуска. Если мы сравним 2013 и 2014 годы, то увидим снижение количества названий примерно на 7 %, а суммарного тиража – на 10 %. И самый «страдающий» жанр – это художественная литература, где снижение выпуска по названиям составило примерно 15 %, а по тиражам – на уровне 25 % в сравнении с предыдущим годом. Конечно, среди издателей есть исключения, которые расширяют количество выпускаемых названий книг. И «Азбука-Аттикус» – одно из этих исключений.

– Леонид Шкурович: В 2014 году продажи художественной литературы выросли у нас на 35 %. Мы не только нарастили количество наименований, но и вышли в новые для нас высокоценовые ниши, т.е. предлагаем более дорогие издания, еще более качественный контент, изготовленный с использованием передовых полиграфических технологий. Конечно, тактильные, материальные параметры изданий сложно передать через витрину интернет-магазина, хотя OZON.ru и совершенствует постоянно инструменты описания продукта. И, наверное, бывает так, что покупатели «щупают» наши книги в офлайн-магазине, а затем заказывают их на OZON.ru. OZON.ru обеспечивает доступ к этим товарам по очень конкурентным ценам и с комфортными условиями доставки.

– Какова динамика доли онлайн-канала в продажах ИГ «Азбука-Аттикус»?

– Л. Ш.: В 2013 году мы оценивали эту долю примерно в 11 %, а сегодня можно уверенно говорить о ее росте в полтора раза, до 17 %. Мы жизненно заинтересованы в онлайн-сегменте. Он не только важен благодаря растущим продажам, но и идеален с точки зрения ключевых для бизнеса факторов, таких как оборачиваемость, прозрачность, качество и разнообразие маркетинга. Фактически через этот канал мы напрямую взаимодействуем с целевой аудиторией, что позволяет нам гибко принимать и корректировать ассортиментные и ценовые решения. А это в свою очередь дает немедленный результат в интернет-канале. Ведь если книги сделаны с учетом реальных потребностей читателя / покупателя, то в онлайне они с особенно высокой степенью вероятности обречены на успех.

– Каковы на сегодняшний день тематические предпочтения интернет-читателей? Есть ли какие‑то сдвиги в спросе и с чем они коррелируются?

– М. Г.: На мой взгляд, есть прямая корреляция между объемом продаж и количеством книг, которое производит издательство. Например, в художественной литературе просто стало меньше наименований, и это очень сильно повлияло на продажи в 2014 году. Но если говорить о жанрах, у нас очень хорошо работает все, что касается детской литературы, воспитания и психологии детей. Это просто бомба! Также у нас очень хорошо продаются школьная литература… и комиксы, что для меня стало большой неожиданностью. Комиксы – это достаточно новый для многих читателей сегмент, 
и здесь, видимо, срабатывает еще и эффект новизны, но он реально очень хорошо растет. Если говорить о «страдающих» разделах, то помимо художественной литературы спад отмечается и в деловой. И здесь, я думаю, скорее всего, микс причин: и качество книг, которые сейчас выходят, и состояние экономики России – люди чуть меньше заинтересованы в предпринимательстве…

– Безусловно, текущая ситуация требует от издателя очень ответственного отбора новых проектов. Как Вы считаете, какие тематические ниши будут находиться в текущем году в зоне риска, а какие, наоборот, выглядят перспективными для ИГ «Азбука-Аттикус»?

– Л. Ш.: Маэль уже назвала комиксы. И мы как раз являемся одним из основных поставщиков продукции в этом сегменте. Наши комиксы (или графические романы) очень здорово совпали с аудиторией онлайн-канала, и, кстати, OZON.ru 
занимает в наших продажах литературы этого сегмента высокую, прямо скажем, критическую долю в самом хорошем смысле. Для нас очень важно, что при реализации такой инвестиционноемкой программы, как графические романы, мы работаем со столь эффективным с точки зрения экономических показателей партнером. Мы постарались взять все лучшее, что было создано в американской комикс-индустрии за последние 50 лет, в том числе ultimate editions со всеми бонусами и дополнительными материалами, и получили возможность выпустить для российской аудитории абсолютные премиум-издания классических графических романов. Мы действительно взяли курс на самое высокое качество, не поскупились на полиграфию на одном из лучших российских полиграфических предприятий «Парето-Принт», поэкспериментировали и на европейских типографиях, где объективно печатники более внимательны к тому, что от них хочет издатель. Судя по всему, российский потребитель оценил наши усилия и не испугался высоких цен.

Даже в сегодняшних экономических условиях мы собираемся продолжать выпуск коллекционных ultimate editions, ну и, конечно, наиболее успешных серийных линеек.

Что касается деловой литературы, то, безусловно, соглашусь с Маэль: пошаговые инструкции по организации и ведению бизнеса на сегодняшний день в сильной степени актуальность потеряли. Как правило, это очень толковые книги ведущих западных гуру, но сейчас день они у нас не работают. Мы в настоящее время делаем серьезный уклон в сторону не практических, а пограничных с другими областями знаний книг о бизнесе, подобных, скажем, «Черному лебедю» Нассима Талеба.

– М. Г.: Если можно, я добавлю один комментарий. Существует миф, что, приобретая книги онлайн, покупатель не может их потрогать, и из‑за этого ему непринципиально качество. На самом деле это не так. Качество фотографий, представленных на сайте, уже позволяет понять, насколько хороша та или иная книга. Кроме того, есть еще и отзывы, ведь люди, покупая и читая книги, очень часто потом комментируют, причем не только текст, но и качество издания. Поэтому мы очень много работаем с издательствами, объясняя, что и в Интернете ценится качество и что, производя хорошие книги и продавая их немного дороже, можно генерировать спрос, которого по‑другому бы и не было. И нам намного проще промотировать качественный продукт.

– И сегодняшние технологии продвижения книги на рынке позволяют представить книгу в онлайне не хуже, чем в офлайне…

– М. Г.: Я бы сказала даже, что лучше.

– Л. Ш.: Я все время поражался активности англоязычных читателей на Amazon.com. В русском же Интернете почему‑то люди мало писали отзывы, несмотря на специальные поощряющие программы. И сейчас ситуация, на мой взгляд, принципиально переломилась. Очень радует, что на OZON.ru стало действительно много отзывов. На большинство заметных книг – десятки и сотни, причем любопытно, что в половине из них обсуждают качество бумаги, переплета, суперобложки, печати, то есть именно то, что нельзя «потрогать» онлайн.

– И все‑таки сокращения издательского портфеля в этом году вряд ли удастся избежать. Какая динамика прогнозируется для ИГ «Азбука-Аттикус» в 2015 году?

– Л. Ш.: Мы вынуждены срезáть до минимума премиум-проекты по кулинарии, стилю жизни, интерьеру. Уже вторая половина 2014 года показала, что в этих сегментах рынка произошел драматический спад. Это, как правило, полиграфически сложные и дорогие книги, на которых сегодня потребитель вынужден экономить. В детской литературе основательно сокращаем производство за рубежом и ищем возможности производить этот объем на российской полиграфической базе. В художественной литературе у нас объективно будет меньше новинок, думаю на 10–15 %, то есть мы тоже пополним ряды тех издателей, которые разочаровывают OZON.ru, не обеспечивая необходимое количество новых наименований. Я понимаю, что для онлайн-канала именно новинки генерируют трафик и покупки. Одновременно возникает ощущение какой‑то всеобщей заторможенности, из‑за которой презентовать новинки сейчас становится тяжелей и дороже, при том что вполне успешно продается уже выведенный на рынок и зарекомендовавший себя продукт. Мы чувствуем этот тренд и, в общем, не в силах ему сопротивляться. Наши текущие финансовые ресурсы мы более активно, чем раньше, пускаем на воспроизводство наиболее успешных наших позиций.

Рынок ждет от нас поддержки наших стабильных хитов…

– По итогам двух первых месяцев 2015 года мы видим рост цен на книги в пределах 15–20 % в разных издательствах. Как это сказалось на спросе в OZON.ru?

– М. Г.: Действительно, прайс-листы показывали рост от 10 до 20 % в зависимости от издательства. А если говорить о книгах, которые мы покупаем за рубежом, то рост составил 80–100 %. Естественно, это влияет на спрос. Не секрет, что чем дороже, тем сложнее продавать. Тем не менее мы с нашими партнерами-издательствами много работали над разными методиками продвижения книг. И те издательства, которые продолжают активно развивать промопрограммы, на самом деле видят даже рост спроса. Так, в прошлом году OZON.ru внедрил новую программу лояльности, которая возвращает клиенту 5 % стоимости купленной книги на пользовательский счет. Мы называем это баллами, которые могут быть потрачены в зачет следующей покупки. И издатели, желающие привлечь особое внимание к какому‑то проекту, могут, например, удвоить количество баллов за него. Это очень хорошо работает. Кроме того, совсем недавно мы завершили очередную акцию «4‑я книга за рубль». Она действительно очень сильно помогает спросу. Так что, хотя цена влияет на покупательскую способность, тем не менее когда есть хорошие книги, нормальное продвижение, то и люди всё еще покупают, и покупают немало.

– Насколько повысились цены с начала года в ИГ «Аттикус-Азбука»?

– Л. Ш.: Конечно, у нас есть некоторые товарные запасы с прошлого года, то есть книги более длительного жизненного цикла, и здесь мы подходим к индексации цен весьма консервативно, но по новинкам фронт-листа рост цен уже составил 15–20 %. Это неизбежно. Ведь выросли в цене не только валютозависимые составляющие, связанные с авторскими правами. Российские типографии на сегодняшний день повысили цены в среднем на 15–20 %, «бумажники» – уже почти на 35 %, и процесс роста цен вовсю продолжается. У целлюлозно-бумажных комбинатов бюджеты привязаны к курсам валют и есть экономическая альтернатива. Они могут продавать целлюлозу на международный рынок по мировым ценам и не делать из нее бумагу, неся финансовые риски, связанные с реализацией этой бумаги в России. И вполне естественно, что ЦБК сокращают производство бумаги для российского рынка и повышают на нее цены, закладывая в них возросшие риски и повысившуюся стоимость заемного капитала. Как ни печально, но для них это вполне обоснованные решения, и те регулирующие меры в отношении сдерживания цены на бумагу, которые сейчас обсуждаются в правительстве, вряд ли принесут реальный результат.

– Каков Ваш прогноз по цене на книгу к концу года?

– Л. Ш.: Мы же не знаем, как будет развиваться макроэкономическая ситуация… Скажите мне, какая будет цена на нефть, и я вам скажу, как будет меняться цена на книгу. И еще мне будет, конечно, полезно и интересно учесть прогноз политической ситуации. Если мы исходим из того, что ситуация стабилизировалась, курс валют достиг пика, и Центробанк в дальнейшем начнет системно снижать базовую ставку, то, с высокой степенью вероятности, цена на книгу зафиксируется на уровне в 20 % выше, чем в 2014 году.

– И в связи с этим готово ли издательство переключаться на выпуск более дешевых изданий?

– Л. Ш.: В первую очередь мы инвестируем в те направления издательской программы, которые, по нашим оценкам, позволят нам достигнуть максимальной маржинальности и оборачиваемости. Это не всегда означает повышение цен. Сегодня мы стараемся отказаться от избыточных полиграфических решений, которые повышают себестоимость книги, но не будут оценены потребителем. При этом мы не хотим снижать качество продукта – не имеем на это права. Ведь если мы начнем делать исключительно убогие книги на плохой бумаге, то перестанем быть интересны читателю. Он и без нас знает, где добыть контент. Мы ни в коем случае не предлагаем контент – мы предлагаем книги. И собираемся именно на этом сосредоточиться в дальнейшем. Мы внимательно следим за реакцией потребителя на то, что делаем сейчас, и будем тщательно выбирать тот путь, который выглядит самым привлекательным со всех сторон.

– Какие антикризисные программы вырабатывает OZON.ru в текущих условиях? Что меняется в политике компании?

– М. Г.: Вообще мы верим в долгосрочные стратегии и отсутствие резких движений. Рубль упал, все страшно, поэтому давайте поменяем стратегию – это не совсем похоже на OZON.ru. У нас есть пятилетний план, есть бюджет на год и есть список мер, которые мы все равно собирались реализовать. Сейчас мы очень внимательно следим за тем, чтобы транслировать клиенту правильную цену. Это ключевой вопрос для книжного рынка. Мы много работаем и над эффективностью, контролируя, например, уровень стока. Но мы действительно в OZON.ru считаем, что реально хорошо переживут эти времена те компании, которые думают о долгосрочном и принимают меры, направленные на то, что произойдет не завтра утром, а через год, два, три. И клиенты это ценят, потому что они не любят резких скачков и изменений ассортимента. Это важно и для сотрудников, потому что они тоже хотят стабильности. В основном в бизнесе, и особенно в России, слово «стабильность» – это очень важно.

– Каков средний срок оборачиваемости книги, реализации тиража?

– Л. Ш.: Действительно, срок реализации тиража имеет тенденцию к увеличению, но к онлайн-сегменту это относится в наименьшей степени. OZON.ru динамичен, технологичен, тонко чувствует потребителя, хотя, конечно, и здесь мы считаем реальным ускорить оборачиваемость дистрибуционного цикла. А значит, будем еще активнее поддерживать маркетинговые акции, которые связаны с повышением качества сервиса и со снижением конечной цены для потребителя. Я согласен с Маэль в том, что сегодня особенно важны стабильность и последовательность и нет места решениям, которые противоречат предыдущему опыту и приложенным усилиям. Наше стремление к оптимизации экономических показателей никак не должно задевать интересы наших добрых парт­неров и любимых читателей.

– Вы совершенно правы, говоря о важности маркетинговых вложений, их эффек­тивности, особенно в кризис. Как будут расставлены акценты в этом году? Какие маркетинговые решения будут более эффективными для интернет-по­купателя?

– М. Г.: Мы сейчас много работаем над тем, что называется мерчендайзингом, т.е. как представлена книга на сайте – картинка, текст, первые страницы, как в целом оформлен книжный раздел, что мы там показываем клиенту, какие книги и как мы рекомендуем. Эта интерактивная часть в онлайне очень важна. Кроме того, мы развиваем программы лояльности, делаем адресные предложения самым лояльным клиентам и стараемся предоставлять издателям больше информации о том, как ведут себя посетители сайта. То есть на что реагируют читатели, какие книги они смотрят, но потом почему‑то не покупают или кладут в корзину, но потом не возвращаются. Подробно описывая онлайн-поведение клиента, мы видим, как он выбирает ту или иную книгу. Мне кажется, что для издательства это достаточно важные данные, позволяющие правильно отбирать ассортимент, формировать издательский портфель. На мой взгляд, одна из главнейших задач издательства – понять, в какие книги стоит инвестировать, а в какие нет.

– «Азбука-Аттикус» пользуется этими данными? И какие выводы для себя сделала?

– Л. Ш.: Мы начали тщательнее описывать наш продукт, создаем качественные изображения книг, снимая их в 3D для большей реалистичности, записываем много книжных трейлеров. Стараемся весь этот цикл описания завершать как можно раньше и заранее предоставлять информацию нашим партнерам, чтобы им было легко и удобно поставить нашу книгу в правильный раздел, снабдить ее точной маркетинговой информацией и собрать солидные предзаказы. В OZON.ru это работает.

Кризис кризисом, но мы не собираемся снижать ни маркетинговые бюджеты, ни прямые рекламные затраты. Мы именно сейчас промотируем два новых проекта, у нас работает реклама в метро, на радиостанциях и задействован мощный информационный партнер – медиахолдинг «Афиша». В кинотеатре «Пионер» ротируются промоклипы, а совместно с OZON.ru мы делаем программу интернет-продвижения.

Что мы от этого рассчитываем получить? Именно то, что нам сегодня жизненно необходимо: оборачиваемость, большой тираж.

И хотя почти неизбежно в этом году мы про­играем в количестве наименований, но мы рассчитываем нарастить средний тираж за счет активного маркетинга и еще более активного партнерства с лидерами книжного рынка и информационного пространства.

Мы не видим перспектив в простейшей экономии: меньше печатать – быстрее продавать… Это тупиковый путь и удивительная наивность. Если вчера ты печатал 5000‑ный тираж и продавал его полгода, то это совсем не значит, что, напечатав сегодня 3000‑ный тираж, ты продашь его за 3 месяца. Понятно, что в каждом случае нужна предметная оценка на основе объективных данных, а не с позиции издательских амбиций.

– Онлайн-дистрибуция печатных книг – это прежде всего физическая доставка, а с учетом огромной территории РФ это серьезная программа вложений. Расскажите об этом поподробнее…

– М. Г.: В OZON.ru мы иногда шутим, что являемся службой доставки, которая имеет сайт. Мы доставляем до Камчатки, и, естественно, это требует большого количества складов, пунктов выдачи заказов, людей, которые все это курируют. Мы вложили уже достаточно большие деньги и в прошлом году привлекли дополнительные ресурсы. Сейчас у OZON.ru чуть больше 1300 пунктов выдачи заказов в России, и мы продолжаем расти. Как и в случае открытия магазина, здесь важно правильно оценить возможности города, региона, найти правильное место, арендную ставку и нанять правильных людей.

– Каковы на сегодняшний день сроки доставки книги?

– М. Г.: На самом деле это вопрос не только количества километров, но и близости к городу-миллионнику. Если заказываете в Москве, то мы вам доставляем на следующий день, если в Хабаровске, то это время полета плюс один день на рассортировку. Но если вы живете, условно говоря, в 60 километрах от Хабаровска, то сразу же период доставки удлиняется из‑за отсутствия ежедневных рейсов грузовиков в ваш населенный пункт.

– И как это все влияет на конечную сто­имость книги для потребителя?

– М. Г.: Мы очень прозрачны. Это наш принцип. Покупатель должен понимать, за что он платит. Поэтому стоимость книги на витрине одна и та же по всей России, плюс мы показываем клиенту, сколько стоит доставка. Поскольку наш главный склад находится в Твери, то, естественно, доставка дешевле в Москву, чем на Камчатку. Но стоимость доставки зависит еще и от количества купленных вами книг и от того, насколько быстро вы хотите их получить. Естественно, покупка одной книги невыгодна. Заказывайте несколько, участвуйте в акции «4‑я книга за рубль» – не проблема.

– С точки зрения огромной российской территории насколько перспективен, на Ваш взгляд, новый проект Т8 на базе технологии print-on-demand?

– Л. Ш.: Наверняка я не всё знаю о проекте Т8, но пока не чувствую синергии данной технологии с моделью маркетинга, реализуемой ИГ «Азбука-Аттикус». Мы предлагаем книгу со всем комплексом тактильных, дизайнерских, полиграфических изысков. В этом смысле технология print-on-demand на сегодняшний день никак не удовлетворяет нас с точки зрения облика конечного продукта. Кроме того, каждая наша книга содержит множество объектов авторского права. К тому же для работы с print-on-demand в автоматизированном режиме в распоряжении всех участников процесса должна находиться безупречно отлаженная система управления правами. То, что я вижу на сегодняшний день, имеет много нестыковок. И это дополнительно располагает к пессимизму.

– М. Г.: А мы оптимисты. Мы думаем, что есть разные категории книг. Есть качественные продукты, для которых сегодняшнего уровня print-on-demand недостаточно. Но есть еще то, что мы называем «лонгтайм», т.е. книги, которые мы будем печатать и продавать по 1–2 экземпляра в год. Для всех таких книг и для маленьких издательств, которые не имеют достаточного рабочего капитала, эта технология может быть реально полезной.

Мы сотрудничаем с Т8, и, по нашей оценке, продажи в прошлом году выросли на 90 % в сравнении с 2013 годом. Так что мы оптимистично настроены и рассматриваем это как дополнительное предложение для покупателя, а не как замену основного ассортимента. Кстати, ассор­тимент, предлагаемый издательствами для print-on-demand, иначе и не продается. И чем большее количество наименований здесь предлагается, тем выше продажи. Поэтому мы достаточно много общаемся с маленькими издательствами, объясняя им значимость расширения наименований для print-on-demand. Эта технология может влиять не только на рабочий капитал, но и на стоимость доставки, существенно снижая ее. А значит, это должно быть выгодно для всех: для издательств, для OZON.ru и для покупателей. Но я думаю, что это не завтра произойдет.

– Л. Ш.: Каждый должен выбирать то направление, в котором он видит себя наиболее успешным. Для компании «Азбука-Аттикус» – это создание интересного инновационного продукта и с точки зрения контента, и с точки зрения дизайна. Из анонсов Т8 ключевой инициативой на 2015 год фактически является self publishing – «Опубликуй свою книгу, опубликуй книгу своего ребенка». Нам тут ловить нечего.

– В 2014 году OZON.ru купил пакет акций крупнейшего российского агрегатора «ЛитРес». Чем было вызвано такое решение?

– М. Г.: Ориентируясь на зарубежные тренды, мы понимаем, что рано или поздно книги будут чаще читаться на планшетах, чем на бумаге. Поэтому мы решили сделать шаг в этом направлении. Естественно, в России остается проблема значительного количества нелегальных скачиваний, но, с другой стороны, государство все больше движется в направлении регулирования этой области. Мы думаем, что постепенно рынок электронной книги сформируется, и решили, что нам нужно тоже быть там. Пришли, посмотрели и увидели «ЛитРес».

– То есть если сегодня это пока лишь дополнительная услуга, то завтра это уже может стать бизнесом?

– Л. Ш.: Это уже бизнес, хотя продажи электронного контента пока незначительно больше 1 % от объема книжного рынка. У нас порядка 1000 оцифрованных книг, и многие держатся в топах «ЛитРеса». Мы очень довольны этим сотрудничеством, оно уже дает заметный результат. Например, книга «До встречи с тобой» Джоджо Мойес продана нами в 2014 году тиражом более 100 000 экземпляров, из них в электронном формате – почти 25 000. Понятно, что цена другая, но все равно это серьезная цифра, указывающая на тренд. Я верю, что в 2015 году с учетом произошедших изменений в законодательстве в этом канале будет существенный рост. Тот доход, который мы сегодня получаем от продажи электронных книг, для нас важен, и мы не готовы от него отказаться. Так что, повторюсь, для нас это безо всяких сомнений бизнес.

– Как Вы оцениваете перспективы книжной отрасли на ближайший период?

– М. Г.: Мы считаем, что экземплярный объем книжного рынка будет, к сожалению, падать, оставаясь стабильным в денежном выражении. С точки зрения онлайн-канала мы большие оптимисты. Как я уже отмечала, в 2014 году OZON.ru подрос по книжным оборотам, хотя действительно доля книг у нас постепенно снижается, поскольку наши клиенты всё больше и больше покупают товаров для дома, для детей, для спорта из 3,5 млн ассортимента на OZON.ru. Эти категории очень быстро растут. Но и книги для нас очень важны, мы уделяем им большое внимание и в целом довольны продажами.

– Л. Ш.: Я не сомневаюсь, что мы с читателем заинтересованы друг в друге. И нам есть чем взаимно украсить нашу жизнь. Но на первый план сейчас выходят макроэкономические вопросы, и прежде всего стоимость капитала, который безумно подорожал. Это серьезный барьер для развития любой отрасли и каждого бизнеса. Не думаю, что книжники сумеют сами по себе найти философский камень. Ближайшие годы для отрасли обещают быть невероятно тяжелыми.

Источник: bookind.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Лев Оборин, поэт и литературный критик:

фактический монополизм объединившихся АСТ и «Эксмо»: несмотря на то что там работают настоящие профессионалы, ситуация, когда очень большой процент книжного рынка держит фактически один издательский дом, не слишком полезна. Источник

Олег Радзинский, писатель

Поймите: я был не очень умный, тщеславный, литературный мальчик, который хотел быть писателем, потому что ничего другого в нашей семье не ценилось. Источник

Победители премии «Инородная власть»

Премия посвящена увеличению пенсионного возраста и налогового бремени

Сергей Скляров: «Долбанем»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени в номинации «Лучшее произведение по мнению читателей»...

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих ...

Татков Олег: «Спецкомандировка»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени в номинации «Лучшее произведение по мнению правозащитного...

Литература в картинках

Если очень стараться - обязательно получится! Посмотреть полный размер

Если очень стараться - обязательно получится!

В конце 2011 года художник Юрий Данич нарисовал комиксы о воображаемом диалоге Путина и Достоевского на тему "Бесов". Источник
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как писатели и критики стали самыми влиятельными людьми в России и при чем здесь реформы Александра II

Как писатели и критики стали самыми влиятельными людьми в России и при чем здесь реформы Александра II

В конце 1869 года Федор Михайлович Достоевский прочел в газетах о громком уголовном преступлении: 22-летний нигилист и революционер Сергей Нечаев из-за политических разногласий убил своего товарища. Благодаря этой новости окончательно сложился замысел романа «...

8 запретных фраз о детском чтении

8 запретных фраз о детском чтении

Что вы говорите своим детям, когда видите их с книгой в руках? Или, наоборот, не можете заставить сесть за чтение? Юлия Кузнецова, автор книги «Расчитайка», поделилась своей коллекцией родительских фраз, которые, по ее мнению, только мешают ребенку полюбить чи...

Как стать писателем: рассказывает Маргарет Этвуд

Как стать писателем: рассказывает Маргарет Этвуд

Выдержки из эссе канадской писательницы Маргарет Этвуд «Выбор профессии: „Кем ты себя воображаешь?“» в переводе Екатерины Скрылевой

Глаголы, употребление которых недопустимо

Глаголы, употребление которых недопустимо

Судя по комментариям пользователей под этим постом Пензенской областной библиотеки имени Лермонтова даже библиотекари не всегда до конца в курсе ;) Но все равно любопытно.

18+: запрет на сцены насилия выходит боком

18+: запрет на сцены насилия выходит боком

Старшеклассникам не продают классику из-за маркировки «18+», а детям до 12 запрещают смотреть диснеевские мультики. Спустя шесть лет после вступления в силу закона о возрастном цензе механизм оценки по-прежнему дает сбой. Почему детям не продают Есенина и Маяк...

Литература в цифрах

7–10 процентов

Ежегодный рост книжного рынка, который ожидает Олег Новиков, президент издательской группы «Эксмо-АСТ».Источник

8-14 лет

Возраст детей, которые были напуганы до усрачки Тимом Карри  Источник

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

К родине склоняясь головою

Национальный писатель стоит в центре бед своего народа и говорит его голосом. Народ и государство – не одно и то же. Государство (система власти, «машина для подавления») и начальство (правящий класс) – не одно и то же. Национальные писатели будут всегда, поку...

О художественности

Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Алексей Иванов закончил новый роман

Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Литература и сгущёнка

«Пища духовная», «литературный фастфуд», «лавбургер (с кровью)», «проглотил книгу за пару часов»… Всё это, конечно, страшная пошлятина. Людей, которые говорят «вкусная деталь», нужно сечь розгами. Однако прав писатель, сравнивший мир с супермаркетом. Современное литературное поле уж точно ...

Поедатели шляп

Рассказывая учителям о современной литературе, замечаю такую особенность: после лекции подходят слушатели, задают вопросы, благодарят и – переходят вдруг на доверительный полушёпот: – Скажите, вот есть такая книжка писателя NN, я проглотил(а) за ночь, оторваться не мог(ла)… а она правда

Интервью

Литературные мероприятия

Книжный магазин вне времени и пространства

30 ноября, издательство Ad Marginem организует на ярмарке non/fiction20 дискуссию «Книжный магазин вне времени и простра...

15 ноября в Чеховском культурном центре Библиотеки им. А.П. Чехова состоится открытие «Фестиваля современной поэзии и книжного дизайна»

Оформление современных поэтических сборников никогда не делалось конвейерным методом по единому заданному лекалу. Подобн...

Встречи с писателями

15-19 нояб. Алекей Иванов в Москве

Известный писатель и сценарист Алексей Иванов приезжает в Москву с 15 по 19 ноября. Визит приурочен к премьере сериала «Ненастье»&...

15 нояб. Алексей Иванов

Режиссёр Сергей Урсуляк прочитает отрывки из романа «Ненастье» Алексея Иванова и обсудит с его автором ненастные 90-е в кино и в л...

14 нояб. Дмитрий Глуховский

Тема встречи: «Литература: между механикой и магией».

Книжные новинки

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Открыто народное голосование Третьего фестиваля буктрейлеров «Чтение вдохновляет!»

Открыто народное голосование Третьего фестиваля буктрейлеров «Чтение вдохновляет!»

Профессиональное жюри уже приступило к оценке поступивших на конкурс работ. Но обладателя приза зрительских си...

Российская государственная детская библиотека стала участником проекта «ЛитРес: библиотека»

Российская государственная детская библиотека стала участником проекта «ЛитРес: библиотека»

В рамках проекта компания ЛитРес предоставляет читателям РГДБ бесплатный доступ к электронным издани...

8 нояб. Петр Алешковский

8 нояб. Петр Алешковский

РГБМ проводит цикл встреч с авторами книг, вошедших в короткий список «Премии Читателя-2018».

10 ноября 2018 года Российская государственная библиотека открывает для посещения уникальные коллекции, расположенные в Химкинском комплексе РГБ

10 ноября 2018 года Российская государственная библиотека открывает для посещения уникальные коллекции, расположенные в Химкинском комплексе РГБ

Гости Библиодня смогут пройти с экскурсией по зданию комплекса и осмотреть редкости из фонда газет и диссертац...

Новости издательств

Книжный магазин вне времени и пространства

Книжный магазин вне времени и пространства

30 ноября, издательство Ad Marginem организует на ярмарке non/fiction20 дискуссию «Книжный магазин вне времени и пространства» с у...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Неизвестное ранее произведение Марка Твена выходит в России

Неизвестное ранее произведение Марка Твена выходит в России

В октябре книга «Похищение принца Олеомаргарина» выйдет на русском языке в издательстве «Самокат».

Видео

Новости книжных магазинов

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс открыт для всех столичных магазинов, независимо от размера торговой площади и товарооборота. Участниками ко...

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

Управляющая московским филиалом «Порядка слов», Оксана Васякина, сообщила, что магазин закрывается из-за проблем с ...

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Повесть-сказка Ксении Букши похожа на «Затоваренную бочкотару» (ровно полвека их разделяет): тоже прихотливо ритмизированная проза, такие же фантазии, гиперболы сны, набор типических персонажей с неимоверными монологами и биографиями, метафора и энциклопедия р...

Рецензия на книгу «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина

Рецензия на книгу «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина

Танюша и Федюша учились в одном классе, но так и не смогли открыть друг другу свое сердце. Им предстоит многое пройти, прежде чем они наконец смогут разобраться в своих чувствах. Перед вами самый короткий пересказ нового романа Виктора Пелевина. Хотите подробн...

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Романы Алексея Макушинского – идеальная взлетная площадка для моих фантазий. Я прочитал их все: и ранний, не совсем зрелый «Макс» и превосходный «Город в долине» и обласканный критикой и премиями роман «Пароход в Аргентину», и вот последний, «Остановленный ми...

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Перед нами книга, написанная в жанре «магического реализма». Здесь мы найдем массу отсылок к Толкиену («малорослый народец» -- прямая аллюзия к хоббитам, а уж главный герой, который берет с собой в путь носовой платок, сразу вызывает ассоциацию с Бильбо, котор...

Детская литература

Гильдия словесников опубликовала список литературы, который поможет школьникам и учителям в подготовке к тематическим направлениям сочинения

Гильдия словесников опубликовала список литературы, который поможет школьникам и учителям в подготовке к тематическим направлениям сочинения

В декабре 2018 года 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение. Разумеется, этот список неполный и не претендует на универсальность, однако и 11-классник, и учит...

Литературный марафон Google-чтения пройдет 10 декабря

Литературный марафон Google-чтения пройдет 10 декабря

Марафон пройдет при поддержке киностудии «Союзмультфильм». В этом году Google-чтения посвящены сказкам, и их будут читать не только известные актеры: все желающие могут п...

На Урале отметят 80-летие писателя Владислава Крапивина

На Урале отметят 80-летие писателя Владислава Крапивина

Театрализованной программой «Летящие сказки» и музыкальным вечером по произведениям писателя Владислава Крапивина отметят в Свердловской областной библиотеке для дет...

Всероссийский фестиваль детской книги

Всероссийский фестиваль детской книги

26 октября – 28 октября 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоится V Всероссийский фестиваль детской книги. Ежегодно в фестивале принимает у...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить...

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина