комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Галина Юзефович: Меня раздражает миф о нечитающей молодежи

Галина Юзефович: Меня раздражает миф о нечитающей молодежи 21.03.2019

Утверждают, что Галина Юзефович самая востребованная из современных литературных критиков в России: на ее лекции приходят толпы, ее статьи собираются в успешные книги, а в Москве только что открылось книжное кафе, где выбор книг построен на ее рекомендациях. А еще Галина мать двоих школьников, изучающих в том числе и литературу. В эксклюзивном интервью «Учительской газете» она рассказала о том, как может измениться подход к этому школьному предмету, а также почему литературные премии утрачивают связь с реальностью.

- Галина Леонидовна, будучи специалистом по литературе, вы сталкиваетесь с тем, как литературу преподают вашим детям. Что не так с тем, как в школе сегодня рассказывают о литературе?

- Мне кажется, что не все тексты русской классики приспособлены для чтения очень юными людьми.

Более того, мне кажется, что желание запихнуть побольше сложной классики в школьную программу базируется на недоверии к людям. Кажется, что, если ты сейчас в человека не запихнешь «Войну и мир», он никогда больше ее не прочитает. А как же жить в стране, где треть населения не читала «Войну и мир»?

На самом деле, мне кажется, это приводит к обратному результату: люди на всю жизнь травмируются сложными, непонятными, не предназначенными для них текстами, и в результате вместо того, чтобы как-то интегрировать и полюбить этот канон, они его отторгают.

- С другой стороны, часто говорят, что для того, чтобы создать новый канон, нужно разрушить старый.

- А мне кажется, что школа вообще не должна опираться на канон. Проблема гораздо более глубинная, и в первую очередь нужно понять, зачем школе литература вообще.

С одной стороны, дети вроде как должны научиться анализировать текст.

C другой - в них нужно запихнуть немного Чехова, а то как же они проживут, сиротинушки, без Чехова-то!

С третьей и еще чуть-чуть сверху - они должны получать от литературы удовольствие, а если не получают, то что-то с этими детьми не так, нужно их как-то вылечить... Все это вместе делает школьную программу крайне противоречивой. Проблема не в том, что какие-то тексты в ней плохие, а в том, что не решили, зачем это надо. И пока не решат, хорошо не будет.

Другие интервью Галины Юзефович

- Есть тексты, которые, на ваш взгляд, глубоко устарели и должны уйти совсем в архив?

- Дело даже не в том, что они устарели, просто не все можно прочитать в 16 лет. Я, например, глубоко убеждена, что читать ребенком рассказы Чехова, кроме «Каштанки» или юмористических, Антоши Чехонте, бессмысленно, они рассчитаны на совершенно другую механику восприятия.

Единственная нормальная реакция, которую выдает условный 15‑летний человек на условного «Ионыча»: «Со мной этого вообще никогда не случится. Это не про меня. Это просто история про плохого, бессмысленного человека». И потом люди живут с убеждением, что Чехов - это тоска. А некоторые тексты русской классики, напротив, вполне нормально читаются молодым человеком. Какой-нибудь «Герой нашего времени» отлично идет в 14 или 15 лет.

- Часто жалуются, что в школьной программе нет зарубежной литературы, и современной литературы тоже нет. Допустим, у вас есть возможность предложить школьникам разных возрастов какие-то важные зарубежные и современные книги. Что бы вы предложили?

- Если говорить о литературе спе­ци­фи­чески подростковой, я, например, считаю, что роман «Дающий» Лоис Лоури - очень полезная книга. Это история про мир будущего, в котором люди победили агрессию. Полностью. Они живут абсолютно единым, счастливым, гармоничным коллективом. Но за то, чтобы победить агрессию, им пришлось отказаться от любви и прочих ярких и сильных эмоций. И эта полемика о том, чем ты готов заплатить, чтобы жить в мире, очень важная тема для ребенка 10, 11, 12 лет.

Если говорить о травматических сюжетах, то роман Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», который взрослому человеку читать, наверное, бессмысленно, - отличная книга, чтобы впервые поговорить с детьми о холокосте и вообще о том, что подобного масштаба трагедии - это не всегда вопрос какой-то индивидуальной вины и ответственности. Роман Исигуро «Не отпускай меня» - прекрасное чтение для 15‑16 лет: мне кажется, что в этом возрасте понимание и принятие собственных ограничений - одна из важнейших и вместе с тем самых болезненных тем.

- То есть книги, которые помогают поговорить о важных вещах.

- Да, мне кажется, что это правильный подход, потому что чтение в сегодняшнем мире не исключительно самоценно. Оно живет внутри какого-то широкого социального спектра. И книга, которая становится триггером какой-то важной глубинной дискуссии, которая как-то меняет ребенка, - это правильная, нужная книга. Ну а кроме того, это почти всегда такая книга, которую класс будет обсуждать, которая вызовет живую, настоящую эмоцию и, извините за штамп, вполне может разбудить в ребенке любовь к чтению.

- Да, но и вообще заинтересованные дети - это здорово. Помните, мы с вами были в лицее №31 в Челябинске, где дети, совершенно не гуманитарии, оказались прекрасно подготовлены к разговору. Что нужно сделать, чтобы такие школы не были исключением?

- Этого я не знаю. Точнее, я знаю теорию. Есть два подхода к повышению качества образования выпускников, их перспективности и потенциальной успешности.

Первый - это «берем лучших». У 31‑й школы в Челябинске очень жесткий конкурс, к ним действительно проходят самые мотивированные, продвинутые, одаренные дети, получается такая платоновская академия. И есть второй метод - брать всех кого угодно, то есть полная инклюзия, просто по месту жительства. И понятно, что в первом случае всем хорошо. Легко привлечь хороших учителей, которым будет хотеться работать с умными ребятами.

А второй случай посложнее, когда набрали всех подряд: и интеллигентных детей, и соседских гопников. Но есть методики, которые позволяют с этим работать.

У меня есть друг, который занимается как раз этой инклюзивной в самом широком смысле слова системой образования. Он говорит, что там должны быть не меньше трети от обязательных предметов дополнительные занятия. То есть детей надо держать в школе долго. Они должны там торчать с утра до ночи. И должна включиться социальная динамика, при которой допуск к этим дополнительным занятиям становится элементом престижа, а если тебя не взяли на дополнительные занятия по психологии, то это значит, ты недостаточно крут и надо поднажать. И соответственно запускается внутренняя конкуренция, элитарность не приносится снаружи, а создается изнутри.

На выходе результат одинаковый, хотя второй вариант построить гораздо сложнее, но и гораздо нужнее на самом деле для нашей страны.

- Что вы сейчас преподаете? Какие читаете курсы?

- Сейчас мы вместе с моей коллегой Таней Трофимовой делаем курс «Великие русские книги» в совместном бакалавриате Высшей школы экономики и Российской экономической школы. Великие русские книги мы выбрали очень специфичным образом - взяли те, которые хорошо высвечивают общественно-политическую и экономическую жизнь своего времени. Таня делает XIX век и первую половину XX, а я вторую половину XX века: Довлатов, Аксенов, Пелевин...

Я хочу показать, например, почему «Generation П» - важный исторический источник. Может быть, его не очень интересно сегодня читать, он сильно устарел, нынешнее же поколение не помнит, например, что когда-то не было храма Христа Спасителя. Поэтому все шутки про «солидный Господь для солидных господ» уже непонятны. Но я хочу показать, как литература взаимодействует со своей эпохой, пародирует ее, рассказывает о ней. Таня делает то же самое с XIX веком, вот сейчас они читали «Поэта и гражданина» Некрасова. Это полезная практика, потому что у очень многих людей, в том числе и гуманитарных, есть ощущение, что литература - это такая башня из слоновой кости, которая как-то сама по себе растет.

А кроме того, я преподаю в магистратуре Вышки по творческому письму, там мой курс называется «Нобелевский роман». Понятно, что термин «роман» здесь довольно условный. Так, мы разбирали книгу рассказов Элис Манро, в которой она очень необычным образом уходит от традиционного сюжета. Думать о том, как пишут другие, как они используют классические приемы и как их деконструируют, мне кажется, совершенно необходимо для человека, который думает что-то писать сам…

- Есть два противоположных мифа: первый, что молодежь не читает, а второй, что Россия - самая читающая страна. Какой из них вас больше раздражает, а какой больше соответствует истине?

- Знаете, миф о том, что Россия - самая читающая страна, это уже такая пыльная «вчерашка», что к нему сегодня редко апеллируют. А вот про то, что молодежь не читает, - это да, мне кажется, это очень вредное представление, потому что оно автоматом означает, что для молодежи можно не писать, что ее вообще можно не учитывать.

В результате это приводит к тому, что у нас ниша серьезной, качественной, глубокой литературы для молодого читателя пустовата, никто не учитывает, что молодым нужны, например, книжки про них самих. Так что миф о нечитающей молодежи меня совершенно точно раздражает гораздо больше. Другое дело, что очень многое из того, что читает молодежь, - книжки «селф-хелп», комиксы, литература young adult - просто не воспринимается взрослыми как «чтение». Логика тут примерно такая: «Молодой? Читай классику! Не хочешь? Бездуховное чудовище, молодежь не читает!»

- Вы вместе с Анастасией Мещеряковой открыли кафе «Кофе пью и читаю». Сама идея объединить кафе и книжный магазин очень естественная. Но она апеллирует к определенному образу жизни. К тем, кто ходит в кафе, может позволить себе потратить время на то, чтобы просто посидеть с книгой. А если поставить, например, буккроссинг на почте или в МФЦ?

- Это не будет работать. Ведь наша идея в «Кофе пью и читаю» очень простая, она построена вокруг моего персонального бренда. Это ужасно глупо звучит, но это книжки, на которых буквально стоит штамп «прочитано Галей Юзефович, мин нет». Я много раз проводила опросы, кто откуда узнает о книгах. Люди узнают о книгах от других людей - буквально «друг посоветовал». Причем, как правило, у человека есть один-два таких друга. Вот есть еще я - такой всеобщий друг, который советует книги.

Толстые журналы в этом качестве работают плохо: они безличны, у них нет персональной привязанности. И буккроссинг - это безликая конструкция. Чаще всего туда выносят то, что самим не нужно. Я вот, например, вынесла в буккроссинг всю советскую классику, которой у меня было много.

- Что вас, Галина Леонидовна, обрадовало и разочаровало в последнем премиальном сезоне - от закрытия «Русского Букера» до ситуации с английским «Букером»?

- У меня есть смутное, интуитивное пока не мнение даже, а ощущение: литературные премии перестали вообще с чем-то коррелировать. Их время прошло, по крайней мере, они уже не могут всерьез определять читательские вкусы и предпочтения. Тому есть множество причин: постоянно растет число новых книг (а их суммарный тираж, напротив, понемногу снижается), аудитории дробятся и распадаются, а членов жюри начинает волновать в первую очередь общественная повестка порой в ущерб литературному качеству.

Причин много, а результат один: читатель перестает ориентироваться на выбор премий. В этом году после самого неудачного сезона за всю историю своего существования британский «Букер» лишился спонсора, он, конечно, найдет нового, но сам факт очень показателен. Кончина «Русского Букера» была предопределена страннейшими решениями последних лет, и у него в отличие от британского тезки шансов на воскрешение нет.

Премия «Большая книга» ничего больше не открывает, в лучшем случае фиксирует очевидное, и на том большое спасибо. Нобелевка выходит из комы, но пока непонятно, какой она будет в этом своем посмертном существовании. Словом, мое предварительное впечатление - премии умирают, причем происходит это по всему миру. Небыстро, но, как мне кажется, неотвратимо. Но в принципе это нормально: одни институты умирают, другие рождаются. Посмотрим, что придет на смену премиям, уверена, оно уже где-то есть, просто нам пока не видно.

Источник: Учительская газета


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Александр Снегирёв, писатель:

На глаза часто попадаются некие дайджесты образов Пушкина, его персонажей, и белочка всегда присутствует Источник

Алексей Иванов, писатель:

Я много думал об этом, но так и не решил, здоровая или нездоровая любовь у российского читателя к историческим романам. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Флешмоб» Народ Россеяныч Терпелкин

В большом, красивом загородном доме, обнесённом высоченным забором, все шло так, как обычно бывает, когда президент приезжал. Случалось это не часто, но весь персонал готовился и ждал приезда хозяина, каждый день. Хозяин приехал тихо, без шума и гама. Что удивительно, приехал с доктором. Но после обеда доктор уехал. А вечером прибыл Премьер-министр, а за...

Сергей Оробий: «Пушкин и Белкин»

В гостиной сидели двое: хозяин дома — смуглый, кучерявый тип с насмешливо-надменным лицом, и его гость — суетливый низенький господин в поношенном сюртуке.
— Помилуйте, Александр Сергеевич, — прижимая пухлые руки к груди, говорил господин в сюртуке. — Я продал вам пять блестящих сюжетов и достоверно знаю, что вы уже готовы их напечатать в дорогом столичном...

Литература в картинках

Акция! Реклама по Вашей цене!

Любопытное из мира литературы

13 распространенных ошибок в рецензировании книг

13 распространенных ошибок в рецензировании книг

Перевод статьи Джея Фернандес. Сообщается, что статья ориентирована больше на критика-профессионала (то есть того, кто этим зарабатывает), тем не менее и любителям писать заметки "для себя" найдётся пара дельных советов.

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

О манипуляциях известного телеведущего и крупнейшего издательства страны с книгой Федоры Яшиной «Богоубийцы, или, Колдуй баба сказал дед доставая пистолет», и как подобные манипуляции сказываются на Литературе в целом. Матери...

Чем полезно чтение

Чем полезно чтение

Крупнейшее издательство в РФ рассказывает прописные банальности. Но, вдруг кто не знает ;)

Почему Россия вылетела из клуба «научно-фантастических держав» и зачем туда стремится Китай

Почему Россия вылетела из клуба «научно-фантастических держав» и зачем туда стремится Китай

Расцвет научной фантастики пришелся на ХХ век, и вклад русских и советских писателей в это явление был очень весом. Популярность жанра в стране базировалась на мощной основе — научно-техническом прогрессе, освоении космоса, ш...

Литература в цифрах

5 лет

Срок по истечении которого, по планам господина Новикова, «Эксмо-АСТ» должно войти топ-10 европейских издательств. Источник

4032

Такое количество страниц в полном собрании сочинений Агаты Кристи о мисс Марпл. Издание занимает второе место среди самых объемных книг. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

«Деятели искусства и душевные расстройства»: лекция Дмитрия Воденникова в поддержку подопечных ПНИ

10 июля в библиотеке им. Достоевского пройдёт лекция поэта и эссеиста Дмитрия Воденникова о художниках с ментальными рас...

Более 30 бесплатных литературных экскурсий пройдут в Москве в июне

В рамках экскурсий желающие смогут познакомиться с жизнью и творчеством Льва Толстого, Сергея Есенина, Михаила Булгакова...

Встречи с писателями

5 июня. Роман Сенчин и Евгения Некрасова

Прозаики Роман Сенчин и Евгения Некрасова поговорят о современности в литературе.

В Москву приезжает писатель Алексей Иванов

С 31 мая по 2 июня писатель, сценарист и культуролог Алексей Иванов, примет участие в нескольких мероприятиях.

7 июня. Сергей Лукьяненко

Сергей Лукьяненко представит новую книгу «Порог».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Поздравляем Библиотекарей с профессиональным праздником! ;)

Поздравляем Библиотекарей с профессиональным праздником! ;)

27 мая 1995 года в России был подписан указ «Об установлении общероссийского дня библиотек». Выбранная для&nbs...

Летняя читальня Библиотеки им. Н.А. Некрасова уже работает в Саду Баумана

Летняя читальня Библиотеки им. Н.А. Некрасова уже работает в Саду Баумана

В читальне можно получить читательский билет. Брать на дом книги с полок и заказывать книги из фонда библиоте...

С 23-27 мая во всех библиотеках Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные Общероссийскому дню библиотек

С 23-27 мая во всех библиотеках Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные Общероссийскому дню библиотек

В эти дни взрослым посетителям представится уникальная возможность освоить азы профессии библиотекаря и соверш...

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров (МЦД) в этом году присоединится к акции «Библионочь...

Новости издательств

В издательстве «Аванта+» вышло новое издание сказок А.С. Пушкина. С комментариями члена Координационного совета Гильдии словесников

В издательстве «Аванта+» вышло новое издание сказок А.С. Пушкина. С комментариями члена Координационного совета Гильдии словесников

Утверждают, что комментирования издания школьной классики очень нужны, причём с комментариями живыми...

Издательский Дом Мещерякова с 1 по 6 июня примет участие в книжном фестивале

Издательский Дом Мещерякова с 1 по 6 июня примет участие в книжном фестивале

Фестиваль «Красная площадь» приурочен ко дню рождения А.С.Пушкина и Дню русского языка.

Издательство «Розовый Жираф»: Мы участвуем в трех книжных ярмарках в трех разных городах: в Москве, в Питере и в Перми

Издательство «Розовый Жираф»: Мы участвуем в трех книжных ярмарках в трех разных городах: в Москве, в Питере и в Перми

Издательство приглашает на свои стенды, чтобы обсудить книги, рассказать про издательские планы и пр...

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На...

Видео

Новости книжных магазинов

Лучшая художественная проза мая

Лучшая художественная проза мая

По версии Литрес, сервиса электронных книг №1 в России.

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Конец всех сказок» автор Lexеич

Деда разбудили странные звуки, доносившиеся откуда-то со двора. Кряхтя и морщась, он сполз с топчана, сунул ноги в галоши с обрезанными задниками и поковылял к выходу.

Скребущие звуки доносились из открытой двери амбара. Дед, пригнувшись, вошёл туда. Ему открылся вид на монументальный зад бабки, обтянутый застиранной ситцевой...

далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

Детская литература

Спасти детские издания можно, если ввести систему подписного сертификата

Спасти детские издания можно, если ввести систему подписного сертификата

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблемам детских и юношеских изданий. Их остается в стране все меньше и меньше, они испытывают серьезные экономические трудности, эффективной поддержки со стороны государства практически н...

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

Трансляция финала начнется в 20:00. Посмотреть его смогут все желающие.

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

7 апреля участники конкурса юных чтецов «Живая классика» соревновались за возможность отправиться в мае в знаменитый лагерь Артек. Из 15 выступающих, которые были отобраны на предварительно прошедших школьных и районных этапах конкурса, по...

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

Мероприятие намечено на сентябрь 2021 года. Утверждают, что это будет первая полноценная ярмарка детской литературы и это будет отдельная ярмарка, «не привязанная» по времени к «взрослой» ММКВЯ.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина