комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Дмитрий Быков: «Современной поэзии нечего делать в школьной программе»

Дмитрий Быков: «Современной поэзии нечего делать в школьной программе» 26.04.2018

В интервью, данном эксклюзивно для Textura, Дмитрий Быков, которого расспросили как педагога о необходимости изучения современной поэзии, оказался довольно категоричен. Об аргументации такой позиции, о том, есть ли у современного педагога задачи в этом смысле, и о «революционных изменениях», которые «сопровождаются упрощением культурной сферы», с Быковым беседует Борис Кутенков.

– Дмитрий Львович, хватает ли времени Вам как педагогу на изучение современной поэзии? Какие имена непременно стоит включать в программу – а какие смело игнорировать?

– Я не изучаю современную поэзию. Я нахожусь внутри процесса. Допускаю, что в качестве педагога или журналиста я более любезен некоторым современникам, но вообще-то я и сам пишу стихи и не собираюсь прекращать этого занятия.

– Разумеется. И всё же – школьники-то Ваши изучают её с Вашей помощью?

– Современную поэзию ещё рано изучать – давайте сначала её напишем. Не думаю, что школьникам надо предлагать ценностные ориентиры в современной поэзии. Что захотят, то и прочтут. Кого-то заинтересует Оксимирон, кого-то – Родионов, ну и ради Бога.

– Вижу, что эта сфера не представляется Вам первостепенной в иерархии ценностей педагога. Неужели её изучение должно занимать минимальный процент времени в школьной программе?..

– Ответил выше. Современной поэзии, как и прозе, нечего делать в школьной программе. Давайте сначала время отфильтрует кого-то, как отфильтровало шестидесятников, – а мы будем изучать причины и механизмы такого отбора. По-моему, школьнику гораздо интересней и полезней потратить часть своего времени на зарубежную прозу, нежели на отечественную поэзию. Тут учитель ничем ему не поможет – всё зависит от его личного вкуса. Каково право учителя говорить: не читайте такого-то, читайте сякого-то? Это пространство личного выбора. Представьте себе учителя гимназии, который говорит: ну что такое Брюсов, читайте вон Бальмонта, а ещё лучше Фофанова! Мы имеем право навязывать школьнику (пусть не навязывать, пусть предлагать) только то, что уже стало частью канона. А в сегодняшнем мире пусть он ориентируется сам.

– А что для Вас «сегодняшний мир», как бы Вы обозначили границы современности?

– Современная поэзия для меня – всё, что написано с начала XXI века.

 Однако поэтический XX век интересен и важен не только первостепенными именами, но и поэтами второго и третьего ряда, да и просто малоизученными. В преподавании литературы же важно наведение мостов и погружение в контекст, на что просто не хватает времени… Как «вертеться» учителю в этой ситуации — учитывая стремительную маргинализацию гуманитарного знания и сокращение часов преподавания литературы в школе?

– Не знаю, о какой маргинализации гуманитарного знания идёт речь. Математики говорят о маргинализации математики, физики – о том, что физика сведена к оборонке… Нет знания, которое бы не маргинализовалось в тёмные эпохи. Гуманитариям ещё грех жаловаться – литература издаётся, читается, премируется, обсуждается и даже переводится. Если учителю не хватает времени на что-то действительно важное – это проблема учителя, и только. Существуют семинары, кружки, литературные студии. И вообще, ну как-то это совсем смешно, простите меня: учителю не хватает времени на преподавание поэтов второго и третьего ряда… Был такой старый школьный анекдот: мне бы ваши проблемы, господин учитель! Думаю, среди тех вопросов, которые насущно волнуют сегодняшнего учителя и школьника, изучение третьестепенных поэтов ХХ века на последнем месте.

– «Позиция зрителя: до поры до времени его ничто не касается. А потом он раз в сто лет обрушивает театр – лишь затем, чтобы выстроить новый, модернизированный», — говорите Вы в одном из интервью. Нет ли вероятности, что «модернизированный театр» вместо обрушенного будет изобретением трёхколёсного велосипеда?

– Ну и ничего страшного. Революционные изменения всегда сопровождаются некоторыми упрощениями в культурной сфере: до 1917 года – Андрей Белый, после 1917 года – Пильняк. Появляется новый, необразованный читатель. Он нуждается в литературе, которая была бы ему понятна. Новые слои приобщаются к культуре, приносят свою тематику, – а сложность прежней культуры, понятное дело, достигается лет через 30. На уровень Серебряного века русская литература стала постепенно выходить только к концу пятидесятых, к радости уцелевших. Сначала изобретают велосипед, потом автомобиль, а там и самолёт. Я не очень люблю революции, – вопрос в том, что эта система иначе не обновляется, ибо блокирует все возможности для эволюционных перемен. И, честное слово, из всех последствий революции трудности обучения стихам – тоже на последнем месте.

– Любители поэзии сейчас разделились, условно говоря, на адептов круга «Нового литературного обозрения» и «Воздуха» – и консервативный фланг, представленный журналом «Арион». А есть ещё неопочвенническое направление и набирающая вес культура рэп-баттлов… Участвуете ли Вы как педагог-словесник в этих дискуссиях и, если да, какую позицию занимаете?

– Я участвую в этих дискуссиях не как педагог-словесник, а как современный поэт. Обсуждать рэп-батлы с детьми я считаю полезным и приятным, но вне учебного процесса. В учебном процессе нам дай Бог обсудить рэп-батлы Маяковского с Северянином. Что касается «Воздуха» и «Ариона», я вообще не уверен, что детям нужно изучать столь микроскопические различия микроскопических явлений. Пусть читают это в свободное время, если заинтересуются. Какие «Воздух» и «Арион», если не всякий 11-классник отличит «Весы» от «Аполлона»?

 Современная поэзия сложная структура. Поверхностный, популяризаторский анализ (пусть и вне учебного процесса) может привести к банальному пересказу (с которым, по известной формуле Мандельштама, поэзия несоизмерима) или неверному пониманию авторских интенций… Учите ли Вы «читать Пушкина так, как он написан»  или используете методы заигрывания?

– Методы заигрывания – некорректная формулировка. Под неё легко подогнать что угодно. Учитель обязан быть интересным – это заигрывание или нет? По-моему, это профессиональный минимум. Современная поэзия – не такая уж сложная структура, не боги горшки обжигают, она гораздо проще семидесятнической и восьмидесятнической. Простота или сложность – вообще очень странные характеристики для поэзии. Кто проще – Хлебников или Драгомощенко? Что такое «читать Пушкина, как он написан» – я вообще не очень понимаю.

– Мариэтта Чудакова приводит в своём ФБ пример, когда «60 одиннадцатиклассников писали на олимпиаде о стихотворении Заболоцкого «Где-то в поле, возле Магадана…». 28 считают, что речь идет о Великой Отечественной войне. 5 колеблются между Гражданской, русско-японской, Первой мировой… » 15 понимают, что речь идет о лагерях, но примерно половина из них пишет, что иначе (!! — М.Ч.) страна не достигла бы благополучия и экономического процветания, во имя которых, как выяснилось, старики и умерли». Симптоматичен ли этот случай, по Вашему мнению? И, если да, какие способы просвещения наиболее актуальны – поездки по стране, открытые лекции, видеоблоги?

– Хороши все способы просвещения (кроме видеоблогов, которые обычно снимаются очень примитивно, неизобретательно). Да, многие старшеклассники понятия не имеют о российской истории. Отчасти понять их можно, потому что я, например, тоже плохо ориентируюсь в хронологии Пунических войн. Время, отделяющее нас от Советского Союза, вместило очень многое, перемены масштабны, и СССР для многих – Атлантида. То есть я не могу сказать, что это хорошо, – я только говорю, что это объяснимо. Детям кажется, что всё это не имеет отношения к их жизни. Задача учителя – объяснить, что имеет.

Источник: textura.club


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Наталья Бережная: «История на ночь»

Номинация на Четвертую литературную премию «Лит-ра на скорую руку» - «Инородная власть».

-Кто такие русские, мама?
Задавал вопрос малыш...
-Вот задумался, вот упрямый,
Поздний час, а ты не спишь!

Да и я не знаю ответа,
Только истина где-то есть!
Обитали когда-то... где-то...

читать далее...

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Номинация на Четвертую литературную премию «Лит-ра на скорую руку» - «Инородная власть».

Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем,...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Четвертая литературная премия «Лит-ра на скорую руку» Посмотреть полный размер

Четвертая литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Участвовать в премии могут произведения о злоупотреблениях, преступлениях, плохом поведении разных правителей, чиновников, начальников, командиров и т.д. Подробнее...
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как в русской литературе появился детективный жанр?

Как в русской литературе появился детективный жанр?

Отвечает Евгений Жаринов, доктор филологических наук, профессор.

Почему «Пушкин — наше всё»?

Почему «Пушкин — наше всё»?

Рассказывает Галина Седова, доктор филологических наук, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина.

Петрушевская Людмила Стефановна: По поводу работы на компьютере СТОЯ

Петрушевская Людмила Стефановна: По поводу работы на компьютере СТОЯ

Я и работаю, и смотрю на экран компьютера стоя уже много лет. Читаю в недавней газете, что глава Аpple Тим Кук «заставляет своих подчиненных трудиться стоя». Там появились столы, высоту к-рых можно регулировать. Кук сказал, что рабочее место должно облегчать работу людей. И что р...

Антон Чехов. Особые приметы

Антон Чехов. Особые приметы

О Чехове-писателе каждый знает ещё со школьной скамьи, но о Чехове-человеке с его слабостями и привязанностями известно мало: в СССР все письма писателя и воспоминания современников выходили с купюрами. Мало кто знает, что Чехов не любил кошек, содержал дома ручного мангуста по к...

Александр Пушкин. Особые приметы

Александр Пушкин. Особые приметы

О деталях биографии широко известного и всеми любимого поэта, о которых, как утверждает АиФ, некоторые даже не догадывались.

Литература в цифрах

2,6 млрд. рублей

Суммарная задолженность полиграфического комплекса «Экстра М», который, по сообщениям СМИ, признан банкротом Источник

5–8%

размер роялти, предлагаемый традиционными издателями начинающим авторам, тогда как на электронных платформах эта сумма может достигать 30% Источник

Прямая речь

Алексей Варламов, ректор Литинститута:

Хорошую книгу не достанешь, в хорошее кино не попадешь, на хороший спектакль – тем более. Хочется увидеть весь мир – а мир закрыт. Источник

Сергей Оробий, литературный критик:

В сущности, коммунизм в Советском Союзе наступил в 1965 году — но в отдельно взятой книге. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Такой интересный «русский мир»

Русский мир – Владимир Войнович, Андрей Дементьев, Евгений Евтушенко. Василий Фёдоров, Борис Ручьёв, Людмила Татьяничева – это никакой не русский мир. Например, я на Урале общалась с выпускниками литкурсов (!), и они от меня ВПЕРВЫЕ услышали имена Владилена М...

Кавалеры звания «Герои культуры»

Я как-то пропустила, что Минкульт наградил писателя Чурова (а вы не знали, что это большой писатель?! у нас и Мединский лауреат премии Пикуля! да в любого чиновника ткни – это большой ученый и обязательно писатель! и благотворитель, да, это обязательно, как...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

С точки зрения бога

С литературоведческой точки зрения поставить себя на место бога можно двумя способами. Либо Он принципиально вмешивается в сюжет, спускаясь с неба на сцену. Этот приём знали уже древние греки, называя его «бог из машины» и не прощая даже Еврипиду.

Каренина в муравейнике

Проще всего предсказывать не на пять, а на сто лет вперёд, а интереснее всего — про судьбы искусства, пути которого неисповедимы. Однако некоторые тенденции ясны и сегодня. В том числе главная: человечество всё быстрее превращается в интернет-муравейник...

Интервью

Литературные мероприятия

Библиотека искусств им. Боголюбова приглашает на четвертый вечер в рамках поэтического марафона «Да»

Марафон стартанёт 20 августа в 19:00.

16 авг. Комикс в России. Цикл лекций «Четыре беседы о комиксах»

Особенности истории и специфики бытования комикса в нашей стране рассмотрим на примерах отечественного комикса разных периодов в ж...

13 авг. Лекция «Маяковский и европейский киноавангард»

Лекция построена на материале парижских поездок Маяковского и сопоставлении фильмов Рене Клера, которые, вероятно, были знакомы Ма...

Встречи с писателями

31 июля. Екатерина Рождественская

Екатерина представит свою новую книгу «Девочка с Патриарших»

19 июня. Алекс Дубас и Наринэ Абгарян

Публичные чтения проекта «17 страница». Алекс Дубас, известный теле — и радиоведущий, писатель и журналист, путешественник и шоуме...

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

21 июля. Книжный фримаркет и сэйл в «Ходасевиче»

21 июля. Книжный фримаркет и сэйл в «Ходасевиче»

Приносите и забирайте сколько угодно книг совершенно бесплатно. Начало в субботу, в 12:00.

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

Для того, чтобы получить доступ к 100000 электронных книг, нужно иметь читательский билет Библиотеки иностранной литературы. Билет можно оформить онлайн или в о...

«Корней Иванович» закрывается

«Корней Иванович» закрывается

Книжный магазин закрывается спустя четыре года после открытия. Основная причина - налоги, аренда. Широкую известность магазин получил благодаря фестивалю д...

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В Московской области создана губернская библиотека

В Московской области создана губернская библиотека

Московская губернская универсальная библиотека образована в результате объединения Московской областной государственной ...

Стал известен победитель конкурса «Лучший библиотекарь города Москвы - 2018»

Стал известен победитель конкурса «Лучший библиотекарь города Москвы - 2018»

Первое место в конкурсе занял Илья Старков с проектом «Электронекрасовка», который раскрывает оцифрованные фонды Библиотеки им. Н....

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

Для того, чтобы получить доступ к 100000 электронных книг, нужно иметь читательский билет Библиотеки иностранной литературы. Билет...

Новости издательств

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

Идет подготовка к запуску экранизации «Часодеев», и мы ищем актеров на роли Василисы и Ника в тизере!

Издательству «Альпина» 20 лет

Издательству «Альпина» 20 лет

Издательство приготовило интересные подарки, а также продают 20 главных своих книг книги со скидкой 20 %.

Издательство «Азбука-Аттикус»: Новые книги второй половины июля — начала августа 2018

Издательство «Азбука-Аттикус»: Новые книги второй половины июля — начала августа 2018

В списке представлена художественная литература, нон-фикшн, литература для детей. Всего более сорока книг.

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Апрель

Фишка в том, что если книга продаваема, то издатель напечатает ее сам и деньги автора ему не нужны, а если не продаваема, то для издательства это лишнее время. Мы не зарабатываем на печати, наш бизнес – монетизация прав.

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Романы Алексея Макушинского – идеальная взлетная площадка для моих фантазий. Я прочитал их все: и ранний, не совсем зрелый «Макс» и превосходный «Город в долине» и обласканный критикой и премиями роман «Пароход в Аргентину», и вот последний, «Остановленный ми...

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Перед нами книга, написанная в жанре «магического реализма». Здесь мы найдем массу отсылок к Толкиену («малорослый народец» -- прямая аллюзия к хоббитам, а уж главный герой, который берет с собой в путь носовой платок, сразу вызывает ассоциацию с Бильбо, котор...

Рецензия на книгу «Отдел» Алексея Сальникова

Рецензия на книгу «Отдел» Алексея Сальникова

«Отдел» – это некое современное адаптированное возрождение ранней милицейской фантастики Василия Головачева и Олега Дивова. Только ситуация с 1990-х коренным образом изменилась, да и герои задают сами себе больше вопросов, пытаясь разобраться не только в возни...

Рецензия на книгу «Время Березовского» Петра Авена

Рецензия на книгу «Время Березовского» Петра Авена

Книга Петра Авена «Время Березовского» написана с целью осмыслить крутые перемены, происшедшие в России с момента ее перехода от «развитого социализма» к капитализму. В качестве ее вполне достойного «прототипа» можно считать вышедшую 10 лет назад в русском пер...

Детская литература

Открыта регистрация на конкурс чтецов «Живая Классика» 2019

Открыта регистрация на конкурс чтецов «Живая Классика» 2019

Сообщается, что конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный детский, литературный проект в России.

Конкурс сочинений «Роль Московской Городской Думы в жизни столицы»

Конкурс сочинений «Роль Московской Городской Думы в жизни столицы»

К участию приглашаются учащиеся 8–11-х классов образовательных организаций.

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

Идет подготовка к запуску экранизации «Часодеев», и мы ищем актеров на роли Василисы и Ника в тизере!

Издательство «Детская литература»: представила свой аккаунт в instagram

Издательство «Детская литература»: представила свой аккаунт в instagram

Новинки, переиздания, загадки и живое общение. Предлагают подписаться.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить...

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов