Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Борис Акунин: «В последние пару лет аудитория как-то повзрослела»

Борис Акунин: «В последние пару лет аудитория как-то повзрослела» 27.06.2016

Григорий Шалвович Чхартишвили, пишущий под псевдонимом «Борис Акунин», рассказал о будущем литературы, современном читателе и своих литературных «учителях».

- Были ли у Вас наставники: кто из известных людей является примером для Вас?

- Я много лет проработал в литературном журнале, редактируя чужие тексты, и много лет проработал переводчиком, переводя чужие тексты. Мне попадались всякие авторы: прекрасные, ужасные и средние. У прекрасных я учился тому, как надо писать. У ужасных – как не надо писать. У средних нельзя учиться совсем ничему, и их, увы, большинство. Как правило, они весьма профессиональны и абсолютно безжизненны. С другой стороны, «середняки» создают культурную почву, некий фон, на котором и заметны яркие дарования.

Перечислять всех моих литературных «учителей» получится очень долго. Назову только несколько имен. Мастер сюжетопостроения – Агата Кристи. Мастер наррации (то есть упругого текста, от которого трудно оторваться) – Сергей Довлатов. Мастер легкого, ненавязчивого философствования – Роберт Ван Гулик. Мастер поднимать настроение – Джером К. Джером. Мастер давить читателю на слезные железы – Роберт Пенн Уоррен. Ну и так далее.

- Как изменился современный читатель по сравнению с читателем прошлого поколения?

- Читатель меняется гораздо чаще, чем раз в поколение. На моей писательской памяти – а это неполные двадцать лет – вкусы аудитории поменялись минимум трижды. Я начинал в эпоху, когда все зачитывались трэшем с кровавыми кинжалами и роковыми блондинками на обложке.

Потом все усложнились, полюбили легкое чтиво с интеллектуальным прищуром (тут-то для меня и начались золотые времена, это мой любимый жанр). Сейчас, в последние пару лет, аудитория как-то повзрослела и посерьезнела, стала читать меньше беллетристики и больше нон-фикшна. Меня это радует, поскольку я тоже естественным образом дрейфую в эту сторону.

- Какой, на Ваш взгляд, должна быть литература в XXI веке?

Купить книги Бориса Акунина, а также читать его книги БЕСПЛАТНО, можно:

Купить книгу
Купить книгу
Купить книгу

- Пусть будет какой угодно, только не скучной. Я жду, что появятся новые, небывалые прежде жанры и способы письма – связанные с новыми возможностями, которые перед нами открывает электронная книга. Но об этом, насколько я понимаю, мы еще поговорим.

- Как в век цифровых технологий сделать бумажные книги привлекательными? Что Вы сами делаете в этом направлении? Какие из предпринятых мер оказались наиболее эффективными?

- Бумажная книга должна стать красивой. Чтобы человек понимал, почему он тратит деньги на этот тяжелый, неудобный предмет, когда удобнее и дешевле читать с мобильного устройства. Вот почему все мои книги иллюстрированы, и визуальная составляющая в них очень важна. Я настаиваю на том, чтобы издательства тратились на хорошую бумагу, нанимали лучших художников, мы подолгу возимся с каждой обложкой.

Книгу должно быть приятно взять в руки. Из-за этого мои книги дороже, это сказывается на тиражах, но все же я уверен, что именно в этом направлении нужно двигаться, если мы хотим сохранить бумажную книгу. Понимаете, электронную книгу на день рождения или на новый год не подаришь. А бумажную, если она красивая, можно – это артефакт.

- Какое влияние на литературу оказывают социальные сети (и оказывают ли)?

- Очень хорошее. Масса народу пробует перо, учится привлекать аудиторию. У кого-то начинает хорошо получаться, и появляются «звезды» соцсетей. Все они со временем станут писателями, я уверен. Жаль только, что «короткие» платформы вроде фейсбука или твиттера вытесняют блог. Но до конца, я полагаю, не вытеснят.

- Какой совет Вы бы дали начинающим авторам?

- Во-первых, решите для себя, действительно ли оно вам надо – быть писателем. Это очень непростая жизненная дорога и очень нелегкий хлеб (если вы собираетесь сделать писательство источником существования).

Во-вторых, проверьте, есть ли у вас способности. Напишите рассказ, посадите перед собой друзей и проверьте, как вас будут слушать. Если видите, что не можете удержать их внимание в течение 20 минут, завязывайте с этим делом.

- С чем бы Вы могли сравнить процесс писательского труда?

- Это не труд. Это способ существования. Способ постигать мир и себя через жонглирование словами, фантазиями, идеями. Ты вроде фокусника – достаешь кроликов из пустоты. То есть это зрителям кажется, что из пустоты. На самом деле из себя. И никогда не знаешь, какого достанешь – белого или черного. И достанешь ли. Может, они уже закончились?

- Расскажите, пожалуйста, о самых интересных случаях, которые натолкнули Вас на создание новых книг или персонажей.

- Недавно увидел на лондонской улице бородатого человека с очень бледным, необычным лицом. На лбу у него был нарисован глаз. Псих, наверно, или чудак, в Лондоне таких много, но это неважно. Его лицо потом долго стояло у меня перед глазами, в нем была спрятана какая-то история из другого времени. Это было такое, знаете, старинное лицо. Я мысленно надел на него берет с пером, треуголку, чалму. Потом русскую островерхую шапку с волчьей оторочкой – и вдруг увидел моего героя. Из следующей книги. Его будут звать Трехглазый. Очень интересный субъект. Потом расскажу. То есть напишу.

- Вы запустили новый интерактивный проект «Осьминог» - «литературную игру», где исход произведения зависит от читателя. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте: как у Вас появилась идея его создания, почему был выбран именно такой формат?

- Устал от серьезных книг, захотелось развлечься. Нашелся хороший издатель, готовый вложиться в этот эксперимент. Нашелся замечательно талантливый художник. Это книга, сюжет которой читатель как бы двигает сам, делая выбор между кодовыми вопросами. Кажется, что выбор очень простой, но на самом деле это не так. Включается некий подсознательный механизм, и в результате ты попадаешь в тот вариант и в ту концовку, которая соответствует твоему типу личности. Что-то вроде теста. И в конце человек получает заключение психолога: вы такой-то и такой-то. Плачьте. Или гордитесь.

- В прошлом году в своем блоге Вы писали, что 59 лет – это «прощание с глупой юностью», а 60 лет – пора зрелости. Можете ли Вы сейчас назвать себя зрелым? Что Вы вкладываете в это понятие?

- Ну, хотелось бы научиться ко всему относиться по-доброму и философски. Всех понимать и никого не осуждать. Не нервничать из-за чепухи. Не размениваться на мелочи, не суетиться. Поменьше обещать, но зато все обещанное исполнять. Пока не очень получается, но лучше, чем в 50 лет, и несравненно лучше, чем в 40.

- В какой эпохе Вы бы хотели жить?

- Я бы хотел пожить в разных эпохах, если можно. Хотя нынешняя меня в принципе устраивает. Она очень интересная – переломная, но без переломов. При желании вполне можно жить, не подличая и не унижаясь. Если готов за это платить, конечно.

- Было ли у вас когда-нибудь желание, как у Гоголя, сжечь свою книгу? Какая книга - Ваш самый «трудный ребенок»?

- Сжечь – нет, а вот стереть – да. Первый раз это произошло с романом «Любовница Смерти». Я перечитал рукопись и закручинился. То, чего я всегда больше всего боялся – средняя писанина. Имитация имитации. Надолго отложил, раза три потом переписывал. Все равно получилось так себе. Это был первый блин комом. Увы, не последний.

- В своем блоге Вы описывали любопытную игру: время от времени Вы наведываетесь в букинистические магазины, где продаются старые фотографии из семейных альбомов, и пытаетесь угадать, как сложилась судьба человека, изображенного на снимке. Есть ли у Вас еще подобные интеллектуальные забавы?

- Я полюбил старинные книги с записями и каракулями на полях. Стал такие коллекционировать. Иногда плачу бешеные деньги, зато потом много радости. Сижу, представляю человека, который читал эти страницы, думал над ними, записывал мысли. И ничего от него не осталось, только эти каляки на желтой бумаге.

- Какая антикварная книга из Вашей библиотеки самая любимая?

- Сейчас штудирую учебник по хирургии 1537 года издания. Там на обороте титула написано по-французски «Я принадлежу доктору Борсарию, хирургу и дантисту с улицы Конде». Кошмар и ужас, как тогдашние врачи представляли себе человеческое тело и что они с ним вытворяли. Вставить что ли куда-нибудь «доктора Борсария»?

- Вы как-то упоминали, что есть книги, которые изменили Ваше мировосприятие. Что это за книги?

- Это происходило много раз. Впервые в пять лет, когда я самостоятельно осилил повесть «Волшебная кисть». Ужасно захотелось владеть кистью, которой что ни нарисуешь – оно сразу оживает. Так и не избавился от этой мечты.

Источник: www.ozon.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Сергей Оробий: «Пушкин и Белкин»

В гостиной сидели двое: хозяин дома — смуглый, кучерявый тип с насмешливо-надменным лицом, и его гость — суетливый низенький господин в поношенном сюртуке.

— Помилуйте, Александр Сергеевич, — прижимая пухлые руки к груди, говорил господин в сюртуке. — Я продал вам пять блестящих сюжетов и достоверно знаю, что вы уже готовы их напечатать в дорогом столичном журнале. Тем не менее денег за них я еще не получил.

— Как же не получили, Иван Петрович? — лениво протянул хозяин. — Сто рублей были уплачены вам полгода назад, о том и расписка имеется.

читать далее...

Публикуйте свои рассказы и стихи на lit-ra.info

Литература в картинках

«Крутые чуваки»: Быков и Акунин Посмотреть полный размер

«Крутые чуваки»: Быков и Акунин

Евгений Родионов из Вологды рисует известных людей. Серия называется «Крутые чуваки»

Любопытное из мира литературы

Речь лауреата Литературной премии «Новые горизонты» Эдуарда Веркина: До горизонта и направо

Речь лауреата Литературной премии «Новые горизонты» Эдуарда Веркина: До горизонта и направо

Немалая часть действующих литературных премий обращаются все же к будущему. Задачей своей эти премии ставят открытие молодых да талантливых с последующим превращением в завтрашних классиков, прокладыв...

АРЗАМАС представил Хрестоматию андеграундной поэзии

АРЗАМАС представил Хрестоматию андеграундной поэзии

Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях советского литературного подполья 1960–80-х годов: кто они, чем жили, как писали, на кого повлияли, что у них читать — и з...

Самая популярная статья в «КИБЕРЛЕНИНКЕ»: Виды проституции в современном российском обществе

Самая популярная статья в «КИБЕРЛЕНИНКЕ»: Виды проституции в современном российском обществе

КиберЛенинка — это научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный ...

Шукшин, Прилепин и пародии на Гарри Поттера

Шукшин, Прилепин и пародии на Гарри Поттера

О новом комплекте учебников по литературе для 5–9-х классов.

Что читали москвичи в августе? Рейтинг взрослой литературы

Что читали москвичи в августе? Рейтинг взрослой литературы

Эти произведения уже долгое время на самых первых строчках. В Библиотеках Москвы вы можете взять все эти книги бесплатно.

Литература в цифрах

215 лет

прошло после смерти Александра-«бунтовщик похуже Пугачева»-Радищева. Источник

50 лет

Возраст, в котором руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский понял, что книжный мир – это одна из самых надежных платформ, которые существуют в его жизни Источник

3

На этой по счету минуте Светлане Алексиевич стало понятно, что это не интервью, а перебранка. Источник

Прямая речь

Юрий Буйда, писатель:

Разумеется, писателя там любят, сводят его с читателями и журналистами, но он там присутствует в роли коровы на съезде ветеринаров, которые не должны забывать, как корова выглядит... Источник

Эдвард Радзинский, писатель:

Нет, у меня очень много потребностей в быту, но никак не доходят руки до их воплощения в реальность. Я являюсь, наверное, самым ленивым по жизни человеком. Источник

Колонка Сергея Морозова

И все-таки ее нет

И все-таки ее нет

Литература у нас есть, читателя нет – пишет в «Российской газете» Павел Басинский. Заявление, конечно, абсурдное. Нет читателя, нет литературы. Литература без читателя называется очень просто – графомания. Вольно или невольно Басинский констатировал главную беду нашей так называемой словесности. Книжки у нас пишут не для читателя, а так, вообще, потому что руки есть, и программа Word, надо же в ней что-то делать.
Впрочем, даже в самом сетовании на нехватку читательского внимания есть нечто позитивное. Ну, наконец-то, хоть кто-то вспомнил о главном участнике литературного процесса. А то все сами да сами.

Критика ниже критики

Говорят, в критике нынче большие изменения. Раньше ходили сумрачные мужики с вилами и подымали на них зазевавшихся и нерадивых авторов на раз-два. Теперь времена иные. Критики – дамы, приятные во всех отношениях. Вместо стонов и криков страдающих авторов сплошная читательская радость, нескончаемый позитив.
«Скушай книжечку! Вот эту за маму, а эту за папу! О, какой умничка! Дай я тебя по головке поглажу!»
Вместо жесткого армрестлинга  критика и автора детский сад для младшей читательской группы. «А теперь, ребята, мы с вами почитаем интересную книжечку, которую написал один дядя! Садитесь поудобнее и слушайте!»

Колонка Сергея Оробия

Буквы оптом и в розницу

Буквы оптом и в розницу

Минувшим летом Марк Липовецкий опубликовал статью «Между Приговым и ЛЕФом: перформативная поэтика Романа Осминкина», в которой, помимо прочего, есть попытка (хм, «попытка»; ну, это мы, филологи, так сдержанно выражаемся) литературоведчески описать феномен фейсбука.

Радищев - русский Гришэм

В рецензии на прошлого Макьюэна («The Children Act») я рассуждал о том, что у нас нет такого жанра - «юридический триллер», нет своего Гришэма. Мол, у нас если и возникает тема закона, то в компании с благодатью, если и возникает тема суда, то – шемякина: реальность такая. Потом понял: как, по словам Льва Данилкина, любой экшн у нас - экшн по Евангелию, так и русский санспенс-триллер - не про земной суд, а про Страшный. Более того, тут речь о целой закономерности.

Наркобарон на все времена

Если и писать о чем-то, то о действительно важных вещах. Вы, конечно, помните, что именно в этот день, 8 сентября, Уолтер Уайт отпраздновал свое 50-летие, не подозревая, что на следующий день у него начнется совсем другая жизнь.

Интервью

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Теперь в «Подписных изданиях» два зала, два балкона, много мест для чтения и работы и одна любовь — книги. Приходите к ним в гости, они очень старались сделать ...

Лучшие книги июля

Лучшие книги июля

По версии ЛитРес – мегамаркета электронных книг №1 в России.

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Только для держателей клубной карты в эти дни с 9.00 до 22.00 действует скидка 25%.

Литературные мероприятия

25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

О произведениях Уильяма Фолкнера обычно вспоминают в контексте американского Юга, но в этот раз мы поговорим о его новеллах, посвя...

22 сент. «Рассказы про меня» — совместный проект Редакции Елены Шубиной и ресторана ДОМ 12

В проекте примет участие Денис Драгунский  —  известный прозаик, журналист, блогер, мастер короткого, энергичного рассказа, объем ...

19 сент. Клуб «Связующая нить»

Открытие нового клубного сезона 2017/18. Тема вечера – «Бабайки литературного института».

Встречи с писателями

21 сент. Дмитрий Быков

Дмитрий Быков представит свою новую книгу «Июнь».

22 сент. «Рассказы про меня» — совместный проект Редакции Елены Шубиной и ресторана ДОМ 12

В проекте примет участие Денис Драгунский  —  известный прозаик, журналист, блогер, мастер короткого, энергичного рассказа, объем ...

19, 20 и 25 сент. Леонид Парфёнов

В ходе встречи Леонид Парфёнов представит свою новую книгу «Намедни. 1931-1940. Наша эра», ответит на ваши вопросы и проведёт авто...

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

 21—22 сентября пройдёт Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи» (Молодёжная литература и молодёжное чтение)

21—22 сентября пройдёт Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи» (Молодёжная литература и молодёжное чтение)

Участникам предстоит не только вычленить понятие «молодёжная литература» и разобраться в том, что оно включает, понять, ...

 25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

О произведениях Уильяма Фолкнера обычно вспоминают в контексте американского Юга, но в этот раз мы поговорим о его новел...

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

14 сентября Гриша Пророков — журналист, создатель видеоблога Blitz and Chips, в котором он проблематизирует феномены поп...

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

Участвуют поэты и писатели: Глеб Шульпяков, Дмитрий Тонконогов, Вадим Муратханов, Ганна Шевченко, Мария Максимова, Елена...

Новости издательств

Новинки издательства «Планж». Осень-2017

Новинки издательства «Планж». Осень-2017

Жанры новинок разносторонние: роман о путешествиях, философско-фантастический роман, бизнес-роман, психологический роман, современ...

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

Информация о новом издательстве размещена на сайте АСТ и выдержана в игривом тоне: «Малыш Винки хочет все успеть. Ему важно, чтобы...

Медиа агентство «Творческие решения»: новые дорожки к читателям

Медиа агентство «Творческие решения»: новые дорожки к читателям

Издать книгу сегодня не проблема: множество издательств предлагает размещение книг по принципу print-on-demand, существуют десятки...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Загадочность женщины выдумана поэтами. Прекрасная незнакомка, «то ли девочка, то ли видение» - эстетически привлекательный образ, широко растиражированный во многих текстах, превратившийся в нечто унылое и избитое. Инерция восприятия столь велика, что «Переход...

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

В Великобритании выход «Белгравии» Джулиана Феллоуза, создателя «Аббатства Даунтон», с самого начала был обставлен разнообразной мультимедийной «заманухой», в которой некоторые англоязычные критики разглядели долгожданный прорыв книгоиздательства в XXI век. Ка...

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

В основе «Поста» лежит очень важная и страшная тема — самоубийство. Мы никогда не задумываемся, что творится в душе у окружающих нас людей. Даже самые близкие, те, с кем мы живем под одной крышей, таят свою боль, помыслы, желания глубоко внутри себя.

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

События приводят нас в небольшую скандинавскую деревушку. В одном из домов обнаруживают убитую женщину, которая еще в подростковом возрасте перестала говорить. За пару лет до этого в этом же доме был зверски убит ее отец. Через неделю в соседском доме пропадае...

Детская литература

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

Информация о новом издательстве размещена на сайте АСТ и выдержана в игривом тоне: «Малыш Винки хочет все успеть. Ему важно, чтобы дети слушали и читали перед сном чудесные сказки и зас...

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль пройдет с 11 по 30 сентября 2017 года в Центре Британской книги (Санкт-Петербург). В программе — выставка рисунков Квентина Блейка (друга и иллюстратора Даля), квесты, мастер-...

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

По версии Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в самом расцвете старушечьих сил, можно сказать, и крякнула. Казалось бы, семьдесят три всего – в трамвае хоть с пяти утра на костылях фехтуй, скамейки под домом на вылет проперживай, а по выходным хрючево для внука кашеварь – не жизнь, а малина. И тут такая неприятность с косой… далее...

«Январь» автор Нематрос

Антон сделал музыку громче и выбросил бычок в окно. Погода была ясная и ветреная. «Мороз и солнце…», - процитировал он мысленно Пушкина и оперативно поднял стекло, пока ледяной воздух не наполнил салон. Виктор на заднем сиденье дегустировал пиво, а Валерий Робертович на переднем ковырял в носу. Валерием Робертовичем он был только по паспорту, а по жизни – Валера-Дрыщ. Впрочем, сопли свои он не растирал по салону, а аккуратно упаковывал во влажные салфетки  и скалдировал в бардачке. далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

Ищете бета-ридера? Я тот, кто вам нужен!

Предлагаю писателям услуги бета-ридера. Стоимость - 1 а.л. = 400 р. Работаю по предоплате в 50% от полной стоимости. далее...

Отдам Пелевина и Рубину

С вас чашка кофе в кафе. Если Вы девушка - кофе с меня ;) далее...

Продам две монографии Лукова В.В.

Предотвращение террора «сверху» и «снизу» - тема двух монографий Лукова В.В. далее...

Государственный литературный музей ищет художника-графического дизайнера

Работа строго в офисе музея (метро Баррикадная) в указанное время. Удаленный доступ не рассматривается. далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина