Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Андрей Усачев: У меня есть проблема с расстановкой знаков препинания. И только недавно понял почему

Андрей Усачев: У меня есть проблема с расстановкой знаков препинания. И только недавно понял почему 17.04.2016

Автор тотального диктанта 2016 года рассказал о своем опыте участия в «Тотальном диктанте», поделился своими наблюдениями о современном подрастающем поколении и объяснил, почему в век компьютеров, готовых исправить любую ошибку, человеку важно оставаться грамотным.

Ваш текст будут диктовать по всему миру — волнуетесь? Каких результатов ждете, сами смогли бы написать диктант на отлично?

Андрей Усачев: Волнения я не испытываю, но не потому что это не волнительное событие, просто у меня большой опыт выступлений перед людьми. Я очень много выступаю перед детьми, и раз перед такой требовательной публикой не робею, то чего мне взрослых боятся. Ожидания… Я всегда надеюсь на лучшее. Даже если результаты будут не очень хорошие — это не важно. Гораздо важнее сам факт попытки. Если что-то получается не очень хорошо, нормального человека это задевает, и в следующий раз он захочет написать получше. Может, возьмется за учебник, залезет в справочники, откроет словарь Виноградова. Хочется думать, что наш народ грамотнее, чем мы о нем думаем.

Вы довольны конечным вариантом текста, ведь оригинальная версия была усложнена грамматически и орфографически?

Андрей Усачев: Текст, безусловно, усложнили, но члены экспертного совета отнеслись к нему очень бережно, постарались сохранить и мысли, и юмор.

Только в двух местах я попросил изменить какие-то конструкции, которые получились не совсем стилистически точными.

А вот юмор остался, а это вещь очень тонкая, достаточно изменить одно слово и шутка пропадает.

Считаете ли вы себя грамотным человеком? Нужно ли нам вообще быть грамотными, ведь есть Word, который все исправит.

Андрей Усачев: У меня есть проблема со знаками препинания. И только недавно я понял почему — в поэзии другое дыхание, другая ритмика. Паузы, цезуры создают ритмику поэтической речи, которая сильно отличается от ритмики прозаической, устной речи. Я сознательно ставлю где-то неправильные знаки препинания, потому что так слышу. Получается, в мышлении поэтов происходит некоторый программный сбой.

Но грамотными желательно быть всегда. Представьте, что завтра произошел какой-то сбой и мы остались без Word’а и интернета. А если вы окажетесь на необитаемом острове, надо же будет правильно написать на песке «Спасите!». Компьютерные программы, конечно, помогают, но и мешают одновременно. Человек расслабляется, когда ему красненьким помечают ошибки. С другой стороны, есть шанс, что человек задумается над тем, как правильно. К тому же писание, как и рисование хорошо развивают руку, а рука, как говорят психологи, учит мозг.

Говорят, что современное поколение скорее пойдет в кино, чем откроет новую книгу.

Андрей Усачев: Уйти от текста мы в любом случае не сможем, а в том, что детям и взрослым нравится картинки смотреть, нет ничего странного. Я и сам с большим удовольствием буду смотреть приключенческие фильмы, чем читать приключенческую книжку. В детстве очень любил Жюль Верна и Майн Рида, но всегда с нетерпением пролистывал описания природы, жаждал действия, той самой картинки. Сейчас мы за пару секунд можем посмотреть, как выглядит мексиканский кактус, и необязательно читать описание на двух страницах.

Чтение никуда не денется. Просто не надо грузить детей такими тяжелыми текстами, как «Преступление и наказание» или «Война и мир».

Но чтение никуда не денется. Просто не надо грузить детей такими тяжелыми текстами, как «Преступление и наказание» или «Война и мир». Обилие непонятных слов и проблем скорее приводит к отторжению. Каждому возрасту свое: малышам нужно много картинок, а с возрастом картинки должны постепенно вытесняться текстом.

Не могу не спросить про вашу «Веселую школу детских писателей». Вы довольны успехами своих учеников?

Андрей Усачев: Главное, чтобы ученики были довольны успехами писателей. Все происходит очень просто. В Российскую государственную детскую библиотеку приходят дети, иногда с родителями. Мы родителей с уроков не выгоняем, они наши старшие ученики. И писатели пытаются в форме урока рассказать о чем-нибудь увлекательном и интересном.

Смысл этой затеи в том, что писатели в российской традиции — это всегда человек просвещения.

Он не просто развлекает, а пытается сказать что-то важное. И мы предоставляем ему учительскую кафедру. У нас проходят уроки патриотизма, уроки смеха, уроки фантазии, уроки зоологии. Единственный нюанс — у нас не учителя ставят детям оценки, а ученики ставят педагогам оценки своими аплодисментами. Нашей затее уже два года, но пока не знаю, откроется ли школа в следующем году. Есть разные проблемы, и одна из главных — ограниченное количество учителей. Не каждый талантливый писатель может вести уроки. А ведь важно совместить качественный художественный материал и умение преподносить его детям.

Недавно на страницах «Российской газеты» разгорелся своеобразный спор между двумя писателями Дмитрием Быковым и Павлом Басинским. Быков настаивает на том, что растет поколение гениев, которое оставит нас всех далеко позади. На что Басинский возражает, что сегодня информация дается слишком легко, достаточно сказать: «О’кей, Гугл», а где же настоящие знания? А вы что думаете?

Андрей Усачев: На мой взгляд, одна позиция совсем не противоречит другой. Современные дети определенно более быстрые и значительно лучше информативно образованные. Но то, что быстро и легко дается, обычно так же быстро и забывается. Помните, как готовились к экзаменам — за три дня все выучили, сдали и тут же все забыли. Так что я готов согласиться с Басинским, что эти знания очень поверхностные. Но готов поддержать и Быкова в том, что современные дети действительно больше знают. Вопрос только в качестве этих знаний.

Когда ты дошел до библиотеки, нашел нужную книжку, прочитал ее, то полученную информацию уже не забудешь, потому что потратил на это свои силы и время. Дети больше знают — да, глубже — не уверен.

Другие интервью Андрея Усачева

Последний вопрос дежурный. Поделитесь вашими творческими планами?

Андрей Усачев: Надеюсь, в мае выйдет книжка «Этот древний, древний мир», по которой, собственно, и написан текст диктанта. Точнее сказать две книги: урок 1 и урок 2, объединенные общим названием.

Меня давно просили написать про умную собачку Соню, и в сентябре должна увидеть свет «Азбука собачки Сони» — такая азбука для безграмотных собачек. Сейчас эту книгу иллюстрируют.

А еще пытаюсь закончить пятую часть «Дедморозовки». Книга будет называться «Путешествие на айсберг», и надеюсь, что она выйдет в октябре.

Источник: Год Литературы


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Валерия Кузьмина: «Консервная банка»

Старая консервная банка одиноко лежала на мокрой грязной земле. Она была порядком примята и по краям острых неровных зубцов покрылась темной ржавчиной. Наверное, кто-то в походе неуклюже открыл ее большим ножом. Этикетка давно оторвалась с луженой стали, и случайным путникам предстояло лишь догадываться о ее прошлом содержимом. Впрочем, это только если они вообще замечали под ногами такую странную обитательницу здешних мест.

Угасал очередной пасмурный осенний день. Скучные серые тучи то, жадно облизываясь, с аппетитом поглощали больное ...

читать далее...

Публикуйте свои рассказы и стихи на lit-ra.info

Литература в картинках

Не читайте за рулём! Посмотреть полный размер

Не читайте за рулём!

Подумайте о близких. Фрагмент обложки книги «Death of Yesterday» M. C. Beaton

Любопытное из мира литературы

Что читали москвичи в августе? Рейтинг взрослой литературы

Что читали москвичи в августе? Рейтинг взрослой литературы

Эти произведения уже долгое время на самых первых строчках. В Библиотеках Москвы вы можете взять все эти книги бесплатно.

Можно ли надеяться на важные, кардинальные изменения в книжной отрасли?

Можно ли надеяться на важные, кардинальные изменения в книжной отрасли?

Мнение Сергея Александровича Филатова, президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, председателя Ассоциации литературно-художественных журналов, и Леонида Леонидовича Палько, ...

Литературный критик Сергей Морозов о длинном списке «Русского Букера»

Литературный критик Сергей Морозов о длинном списке «Русского Букера»

Пересмотрел вчерашний букеровский список. Сравнил с составом жюри. И подумал, что как-то у меня в голове не все укладывается. В жюри четыре человека. Соответственно четверть текстов из списка так или ...

«Роман — это такой мертвый отец. Мы все ходим вокруг этого трупа»

«Роман — это такой мертвый отец. Мы все ходим вокруг этого трупа»

Большой разговор с редакторами литературного журнала «Носорог».

Дмитрий Быков: о фентези, Генри Дарджере и мире Джорджа Мартина

Дмитрий Быков: о фентези, Генри Дарджере и мире Джорджа Мартина

Я, честно, взялся читать «Игру престолов» и даже посмотрел немножко. И меня всё время не покидало чувство, что я погружаюсь во что-то глубоко мне знакомое. И дело не в том, что Ланнистеры и Старки — э...

Литература в цифрах

IV том, 3 часть, 10 глава

Место в книге Льва Толстого «Война и мир», где реализован интересный парадокс: каждая удачная книга содержит автоописание Источник

Менее 10 млн руб

объем рынка самиздата в России, по оценке «Эксмо-АСТ» Источник

9

Количество факторов, позволяющее понять, что права именно на этот текст (книгу) можно будет превратить в деньги Источник

Прямая речь

Владимир Войнович, писатель:

На мой взгляд, интеллигенты – это хорошо воспитанные бедные люди. Те, кто за маленькую зарплату, почти задаром, учит, лечит, работает в библиотеке, музее. Источник

Сергей Анурьев, ген. дир. компании «ЛитРес»:

Даже картинки могут отвлекать, не случайно последние 100 лет книги для взрослых практически не иллюстрируются. Если бы читателю требовалось выстроить визуальный образ, то книги для взрослых были бы как у детей. Но очевидно, что такой потребности нет. Источник

Колонка Сергея Морозова

Критика ниже критики

Критика ниже критики

Говорят, в критике нынче большие изменения. Раньше ходили сумрачные мужики с вилами и подымали на них зазевавшихся и нерадивых авторов на раз-два. Теперь времена иные. Критики – дамы, приятные во всех отношениях. Вместо стонов и криков страдающих авторов сплошная читательская радость, нескончаемый позитив.
«Скушай книжечку! Вот эту за маму, а эту за папу! О, какой умничка! Дай я тебя по головке поглажу!»
Вместо жесткого армрестлинга  критика и автора детский сад для младшей читательской группы. «А теперь, ребята, мы с вами почитаем интересную книжечку, которую написал один дядя! Садитесь поудобнее и слушайте!»

Подвиг фантаста

Когда фантаст пишет о будущем – это нормально. Когда его интересует альтернативные сценарии развития уже известных событий, здесь тоже все понятно. Пораскинуть мозгами над вопросом «а если?» - вещь полезная. Попутно фантастика говорит о вечном. Люди любят и ненавидят, дружат и враждуют. Общества возникают и распадаются. Культура меняет свой облик. Явления своеобразные в каждую эпоху (фантастику интересует, как будет, или могло бы быть), но постоянные и повторяющиеся. Мимо не пройдешь, обязательно затронешь. Вечное, повторяющееся – это и есть та пуповина, которая связывает фантастику с литературой вообще. Поэтому истеричные выкрики «фантастика – это тоже литература», несущиеся уже с ...

Колонка Сергея Оробия

Радищев - русский Гришэм

Радищев - русский Гришэм

В рецензии на прошлого Макьюэна («The Children Act») я рассуждал о том, что у нас нет такого жанра - «юридический триллер», нет своего Гришэма. Мол, у нас если и возникает тема закона, то в компании с благодатью, если и возникает тема суда, то – шемякина: реальность такая. Потом понял: как, по словам Льва Данилкина, любой экшн у нас - экшн по Евангелию, так и русский санспенс-триллер - не про земной суд, а про Страшный. Более того, тут речь о целой закономерности.

Наркобарон на все времена

Если и писать о чем-то, то о действительно важных вещах. Вы, конечно, помните, что именно в этот день, 8 сентября, Уолтер Уайт отпраздновал свое 50-летие, не подозревая, что на следующий день у него начнется совсем другая жизнь.

Книги не для всех

Нынче критик должен советовать книги адресно, определенным читательским аудиториям, и в конце пятистрочной рецензии обязательна пометка: «для всех», «для интеллектуалов», «для любителей поржать». Предлагаю другую шкалу оценки: «книга не для…»

Интервью

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Теперь в «Подписных изданиях» два зала, два балкона, много мест для чтения и работы и одна любовь — книги. Приходите к ним в гости, они очень старались сделать ...

Лучшие книги июля

Лучшие книги июля

По версии ЛитРес – мегамаркета электронных книг №1 в России.

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Только для держателей клубной карты в эти дни с 9.00 до 22.00 действует скидка 25%.

Литературные мероприятия

19 сент. Клуб «Связующая нить»

Открытие нового клубного сезона 2017/18. Тема вечера – «Бабайки литературного института».

19 сентября политолог Екатерина Шульман читает свои любимые стихи в проекте «Стихи про меня»

Проект «Стихи про меня в Доме 12» начался в 2014 году. Он посвящен писателю и журналисту Петру Вайлю.

15 сент. Литературная дискуссия: Владимир Сорокин «Очередь»

Обсуждение литературно-культурного контекста произведения и истоков концептуализма и соц-арта в русской литературе.

Встречи с писателями

19 сент. Леонид Парфёнов

В ходе встречи Леонид Парфёнов представит свою новую книгу «Намедни. 1931-1940. Наша эра», ответит на ваши вопросы и проведёт автограф-сессию!

15 сент. Дмитрий Быков

Дмитрий Быков представит свою новую книгу «Июнь».

11, 12, 14 сент. Кейт Хэмер

Автор бестселлера «Девочка в красном пальто», Кейт Хэмер, прилетит в Россию, чтобы представить свой новый роман «Похороны куклы».

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

14 сентября Гриша Пророков — журналист, создатель видеоблога Blitz and Chips, в котором он проблематизирует феномены поп...

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

Участвуют поэты и писатели: Глеб Шульпяков, Дмитрий Тонконогов, Вадим Муратханов, Ганна Шевченко, Мария Максимова, Елена...

Библиотека для молодежи начинает сезон с открытия нового творческого пространства — Кабинета художника

Библиотека для молодежи начинает сезон с открытия нового творческого пространства — Кабинета художника

Кабинет художника станет местом для мастер-классов по созданию книжных иллюстраций, комиксов, реализации различного рода...

5 сент. Видеоконференция с писателем Питером Хёгом

5 сент. Видеоконференция с писателем Питером Хёгом

Во встрече также принимают участие: переводчик произведений Питера Хёга на русский язык, зав. скандинавской кафедрой Сан...

Новости издательств

Медиа агентство «Творческие решения»: новые дорожки к читателям

Медиа агентство «Творческие решения»: новые дорожки к читателям

Издать книгу сегодня не проблема: множество издательств предлагает размещение книг по принципу print-on-demand, существуют десятки сервисов для самиздата. Но ка...

Издательство Ивана Лимбаха: В Москву приезжает автор «Провансальского триптиха» Адам Водницкий

Издательство Ивана Лимбаха: В Москву приезжает автор «Провансальского триптиха» Адам Водницкий

6 сентября в 18.00 презентация книги пройдёт в Литературной гостиной ММКВЯ на ВДНХ. Вход по билетам ярмарки.

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Загадочность женщины выдумана поэтами. Прекрасная незнакомка, «то ли девочка, то ли видение» - эстетически привлекательный образ, широко растиражированный во многих текстах, превратившийся в нечто унылое и избитое. Инерция восприятия столь велика, что «Переход...

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

В Великобритании выход «Белгравии» Джулиана Феллоуза, создателя «Аббатства Даунтон», с самого начала был обставлен разнообразной мультимедийной «заманухой», в которой некоторые англоязычные критики разглядели долгожданный прорыв книгоиздательства в XXI век. Ка...

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

В основе «Поста» лежит очень важная и страшная тема — самоубийство. Мы никогда не задумываемся, что творится в душе у окружающих нас людей. Даже самые близкие, те, с кем мы живем под одной крышей, таят свою боль, помыслы, желания глубоко внутри себя.

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

События приводят нас в небольшую скандинавскую деревушку. В одном из домов обнаруживают убитую женщину, которая еще в подростковом возрасте перестала говорить. За пару лет до этого в этом же доме был зверски убит ее отец. Через неделю в соседском доме пропадае...

Детская литература

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль пройдет с 11 по 30 сентября 2017 года в Центре Британской книги (Санкт-Петербург). В программе — выставка рисунков Квентина Блейка (друга и иллюстратора Даля), квесты, мастер-...

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

По версии Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара.

Библиотека № 76 им. М.Ю. Лермонтова открывает литературно-просветительский ЭЛ’Клуб для читателей 6-12 лет

Библиотека № 76 им. М.Ю. Лермонтова открывает литературно-просветительский ЭЛ’Клуб для читателей 6-12 лет

Клуб предназначен для всестороннего литературного и культурного развития детей в поддержку родителям и школе.

«В нашем лесу» Наталья Риттина

«В нашем лесу» Наталья Риттина

Злым волшебникам в сказке не место

Наши дети давно привыкли к изобилию эмоций. Они живут в калейдоскопе стремительных событий, ярких красок и громких звуков, где всё происходит здесь ...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в самом расцвете старушечьих сил, можно сказать, и крякнула. Казалось бы, семьдесят три всего – в трамвае хоть с пяти утра на костылях фехтуй, скамейки под домом на вылет проперживай, а по выходным хрючево для внука кашеварь – не жизнь, а малина. И тут такая неприятность с косой… далее...

«Январь» автор Нематрос

Антон сделал музыку громче и выбросил бычок в окно. Погода была ясная и ветреная. «Мороз и солнце…», - процитировал он мысленно Пушкина и оперативно поднял стекло, пока ледяной воздух не наполнил салон. Виктор на заднем сиденье дегустировал пиво, а Валерий Робертович на переднем ковырял в носу. Валерием Робертовичем он был только по паспорту, а по жизни – Валера-Дрыщ. Впрочем, сопли свои он не растирал по салону, а аккуратно упаковывал во влажные салфетки  и скалдировал в бардачке. далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

Ищете бета-ридера? Я тот, кто вам нужен!

Предлагаю писателям услуги бета-ридера. Стоимость - 1 а.л. = 400 р. Работаю по предоплате в 50% от полной стоимости. далее...

Отдам Пелевина и Рубину

С вас чашка кофе в кафе. Если Вы девушка - кофе с меня ;) далее...

Продам две монографии Лукова В.В.

Предотвращение террора «сверху» и «снизу» - тема двух монографий Лукова В.В. далее...

Государственный литературный музей ищет художника-графического дизайнера

Работа строго в офисе музея (метро Баррикадная) в указанное время. Удаленный доступ не рассматривается. далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина