комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

«Все хорошее в жизни — от любви»: Денис Драгунский рассказывает о знаменитом отце

«Все хорошее в жизни — от любви»: Денис Драгунский рассказывает о знаменитом отце 10.12.2018

Денис Драгунский — про Нью-Йорк, актерскую карьеру, клоунаду, реальных героев в нереальных историях автора «Денискиных рассказов».

Мой отец был замечательным человеком, и у него была необыкновенная судьба. Родился он в Нью-Йорке в 1913 году. Его совсем еще молодые, семнадцатилетние родители — мама Рита и папа Юзеф — приехали туда из белорусского города Гомеля за лучшей жизнью. Но оказались они в самом плохом районе Нью-Йорка — в Бронксе, денег не было совсем, даже на молоко.

В 1914 году, за несколько дней до начала Первой мировой войны, они вернулись в Россию. Устроиться в Америке так и не смогли. Отцу было всего шесть месяцев. Позже отца спрашивали разные советские начальники, как же вышло такое безобразие, что он родился в Нью-Йорке.

Он всегда шутил, что капиталистический образ жизни произвел на него такое отвратительное впечатление, что уже через полгода он не выдержал и вернулся на родину

У Виктора Драгунского было нелегкое детство. Ему было всего пять лет, когда его отца расстреляли красные. Потом белые убили его отчима, красного комиссара.

Со вторым отчимом — актером еврейского театра Михаилом Рубиным — семья объездила всю страну. Потом он сбежал в эмиграцию, а мама с двумя детьми — Виктором и маленьким братом (он потом погиб на войне) переехали из Гомеля в Москву.

Там мой отец успел сменить множество разных работ — делал сбруи для лошадей, был учеником токаря и даже лодочником — перевозил людей через Москву-реку.

Но потом он начал театральную карьеру: поступил учиться в студию знаменитого актера Алексея Дикого. Он стал играть в театре, снялся в кино по пьесе Симонова "Русский вопрос". Одновременно он что-то постоянно писал: сценки и диалоги для эстрады, сценарии больших эстрадных представлений, тексты песен (в соавторстве с Людмилой Давидович), и некоторые были весьма популярны.

Мне кажется, что его путь к писательству был естественным. Не думаю, что он жалел о карьере актера — ведь, если говорить честно, она не сложилась.

Отец был большим поклонником цирка и проработал там клоуном два года, сразу после войны. У него даже был рыжий парик и очки с красным носом, я играл с ними в детстве. Позже он написал повесть "Сегодня и ежедневно" — о жизни работников цирка.

Подборка интервью Дениса Драгунского

Говорят, во время его номеров дети просто сползали со стульев от смеха. Эту же клоунаду он перенес на язык литературы в "Денискиных рассказах" — вспомнить хотя бы историю с кашей: как он сначала ее солит, добавляет сахар, пытается сделать хоть немного приемлемой — и только потом выбрасывает… Это же чистый цирковой номер, поэтому это так смешно!

От службы в армии отца освободили по состоянию здоровья — у него была астма. Но когда началась Великая Отечественная война, он пошел добровольцем в ополчение. А что такое было московское ополчение? Инженеры, какие-то студенты, бухгалтеры, старики — в общем, совсем не профессиональные вояки.

Их послали рыть окопы под Можайском. Естественно, все кончилось трагично. Их окружили немцы, половину перебили, а немногие уцелевшие выбирались лесами и болотами к своим. Отцу удалось выйти к Москве живым. Эту историю он потом описал в повести "Он упал на траву".

Писать детские рассказы отец начал в 1960 году, когда ему было уже 47 лет. А до этого сочинял какие-то фельетоны, скетчи — но без особого успеха. Ведь таких авторов было полно…

И однажды он уехал на дачу, закрылся там — и за неделю написал шесть первых рассказов. Это было чистое вдохновение. Иногда он читал нам с мамой новые, только что написанные рассказы вслух. Нам это очень нравилось!

Когда он выпустил "Денискины рассказы", к нему пришел большой успех. Это был настоящий прорыв в детской литературе — ведь рассказов, написанных от первого лица, от лица ребенка, было не так много.

Большие тиражи, новые знакомства, радиопередачи, фильмы по рассказам отца — это нас очень радовало. Из негативных сторон такой популярности, пожалуй, ничего не припомню.

Разве что меня, когда мне было уже около 30−40 лет, стали допекать мамы и папы, которые говорили своим детям: "А вот этот дяденька — это и есть тот самый Дениска!" Но сейчас мне это даже приятно

В этих рассказах очень точно описана атмосфера, детали быта. Именно такими были школа, двор, улица, соседи, магазин, наша коммунальная квартира, коридор… Сами имена подлинные: Дениска — это я, Мишка — это вот Мишка, есть такой человек, я с ним даже до сих пор общаюсь, у него свой бизнес.

Учительница Раиса Ивановна — это учительница Раиса Ивановна. Даже мальчишки, которые упоминаются мельком, — Ванька, Костик, Андрюшка — это реальные люди, я их прекрасно помню. И управдом Алексей Акимыч — это реальный управдом Алексей Акимыч, был такой в нашем доме.

Но вот что касается происходящих событий, приключений, в какой-то степени даже характеров — они все выдуманы.

Я не влюблялся в девочку на шаре, не стриг курицу и, конечно же, не выливал кашу из окна. Это было физически невозможно — наша квартира была в полуподвале, в маршальском доме на улице Грановского. А как из подвала вылить кашу в окно?

Думаю, в этом рассказе была некая мечта о том, чтобы мы получили отдельную квартиру. Потом, в 1960 году, отдельная квартира наконец появилась — в кооперативе артистов эстрады. Но она была очень высоко — на одиннадцатом этаже, и оттуда каша просто не долетела бы до земли.

Мой папа несколько раз приходил ко мне в школу читать свои рассказы. Но, видимо, у нас хорошо преподавали литературу — все одноклассники понимали разницу между жизнью и художественным вымыслом. И хотя они очень смеялись во время чтения, позже никто не дразнил Дениской из рассказов, не спрашивал про кашу, отношение никак не поменялось. Меня не напрягало, что мой отец — знаменитый писатель. Ведь для меня он всегда был просто любимый папа.

Он был человеком весьма образованным, много и жадно читал — и русские книги, и иностранные. Из книжного магазина он возвращался с целой охапкой книг, и мы с ним вместе начинали читать. "Евгения Онегина" он прочел со мной вслух со всеми комментариями — про "боливар", "брегет". Еще отец очень любил Стендаля, всего, даже его очерки, записки, — и передал эту любовь мне.

Отношения между моими родителями были очень нежные и уважительные. Папа сильно любил маму. По поводу воспитания они были очень демократичны в некоторых вещах — например, мне никогда строго не запрещалось выпивать по праздникам за семейным столом или курить. Все взрослые выходили на лестницу — и я вместе с ними. Это было нормально, в порядке вещей.

Отец был человеком общительным, открытым, компанейским. Очень жизнелюбивым, добрым, он весь искрился затеями, шутками. У нас дома постоянно были застолья — и гости, в том числе знаменитости, артисты цирка, эстрады, художники, сценаристы. В этом кругу ценились меткие шутки, хлесткие высказывания, миниатюры, которые разыгрывались на ходу.

Из писателей отец близко дружил с Юрием Нагибиным. Но у нас в гостях бывали и совсем простые люди — отец мог свободно, на равных общаться с рабочими — электриками, слесарями, — бывало, часами просиживал с ними за столом. Он был начисто лишен заносчивости. И самыми главными его друзьями до конца жизни оставались четверо одноклассников, они постоянно встречались, перезванивались.

У Юрия Нагибина есть книга "Дневник" — в которой он практически обо всех высказывается в неприятном ключе. Единственный человек, о котором написано только хорошее, — это мой папа. Нагибин писал, что если в литературно-театральных кругах 1950-х годов кто-то говорил: "Виктор…", то было сразу понятно, что речь о Викторе Драгунском.

Мой отец умер в 1972 году. За два года до смерти он решил повидаться с родственниками, попрощаться с родными местами — поехать в Гомель. Там мы встречались со многими людьми, разговаривали, ходили по улицам.

Он узнавал какие-то дома, говорил: вот это место я помню, но здесь все было по-другому. Это был первый и последний раз, когда отец после отъезда семьи в Москву вернулся в Гомель

Я многому научился от отца в литературе, хотя сам пишу в другом стиле и жанре. Но основная его жизненная мудрость, которую я усвоил, — "не жалей поработать первую треть жизни на свою репутацию, потому что оставшиеся две трети — она будет работать на тебя".

Что касается "Денискиных рассказов", думаю, они так популярны до сих пор по простой причине — это книга не про сюжет, а про человеческие чувства. Как и все хорошие книжки. Ведь что сейчас, что полвека назад — главное, чтобы родители любили друг друга и любили ребенка. Все хорошее в жизни — от любви.

Источник: tass.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Сергей Степашин, Президент Российского книжного союза:

Ежегодно убеждаюсь в том, что его формируют люди не читающие, а считающие. Но всё же НДС с книг нужно снять, хотя бы с детской, общеобразовательной литературы. Источник

Борис Кузнецов, директор издательства «РОСМЭН»:

За прошедшие десять лет ситуация кардинально изменилась. Сейчас у нас есть отечественные бестселлеры. Есть книги, суммарные тиражи которых перевалили за сотни тысяч Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Дорога в ад, или Путешествие из Хабаровска в Биробиджан» Сергей Скляров

В летнюю субботу на Хабаровском автовокзале не протолкнуться. От касс, словно змеи, тянутся и извиваются очереди желающих уехать подальше от этого места, кто-то от жары, кто-то от дождей, от бешенных цен, от жены, от бандитов, от кредитов, от себя, от этих чертовых очередей. Вот и мне нужен билет до Биробиджана на 303-й автобус.

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Быть ближе к читателю

Быть ближе к читателю

Онлайн-самиздат становится эффективным инструментом сближения писателя и читателя. Что движет современными авторами самопубликаций? Какие новые сервисы предлагают российские площадки? Можно ли заработать, будучи автором самиздата? Какую роль сел...

Как китайские писатели перепридумывают научную фантастику

Как китайские писатели перепридумывают научную фантастику

Перевод материала о том, как зародилась и развивалась фантастика Поднебесной и как она влияет на современный Китай.

Петрушка против диктатуры. Опередившая время советская детская литература 1960-х

Петрушка против диктатуры. Опередившая время советская детская литература 1960-х

Антиутопия, квир-романтика и гендерно нейтральный язык: специально для «Горького» Мария Елифёрова рассказывает про три забытых произведения советской детской литературы 1960-х, которые выглядят как современные.

Планета Айтматова: властитель простора

Планета Айтматова: властитель простора

Чингиз, в переводе, что с тюркского, что с казахского – «властитель». Впрочем, при имени Чингиза (а если произносить правильно, по-киргизски, то Чынгыза) Айтматова возникает прежде всего образ простора – бескрайнего пространства во всех его смыс...

Лингвист Леонид Иомдин: Микросинтаксис русского языка

Лингвист Леонид Иомдин: Микросинтаксис русского языка

Есть такое словечко — «все равно». Это не словечко, а пара слов. И вот оказывается, что этих «все равно» несколько и они по-русски очень разные. Давайте посмотрим на первое из них. Например: «Я все равно сижу дома, могу последить за ребенком». Э...

Литература в цифрах

1,3 млн

Общий тираж книг Дарьи Донцовой в 2017 году, в 2018 году - 1 млн. Источник

1915 год

Год, когда Владимир Маяковский вошел в семью Бриков. Источник

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

Конференция: «Книжная отрасль России: движение навстречу читателю»

Цель конференции: дать оценку текущему состоянию российского книжного рынка, уровню отраслевой бизнес-активности и ...

Книжный фестиваль для подростков состоится в Москве

23, 24 и 30 марта в Библиотеке №180 и Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в Москве пройдет книжный фестиваль для подростков «...

22 марта. Молодёжный поэтический слэм РГБМ: турнир регионов

Первый межрегиональный турнир Молодёжного литературного слэма РГБМ пройдет в рамках Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО. В...

Встречи с писателями

20 марта. Михаил Веллер

Встреча с писателем Михаилом Веллером пройдет в рамках проекта «АРТ-Резиденция».

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Книжный фестиваль для подростков состоится в Москве

23, 24 и 30 марта в Библиотеке №180 и Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в Москве пройдет книжный фестиваль для по...

20 марта. Михаил Веллер

20 марта. Михаил Веллер

Встреча с писателем Михаилом Веллером пройдет в рамках проекта «АРТ-Резиденция».

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новости издательств

Издательство ЛИТФАКТ выпустило книгу «Литература и революция»

Издательство ЛИТФАКТ выпустило книгу «Литература и революция»

«Литература и революция. Век двадцатый» - это четвёртый выпуск научно-исследовательской серии «Литература. Век двадцатый». Централ...

«Общество распространения полезных книг» подготовило репринт книги Уильяма Мак-Говерна о его тайном путешествии в Тибет

«Общество распространения полезных книг» подготовило репринт книги Уильяма Мак-Говерна о его тайном путешествии в Тибет

Книга повествует о том, как замаскировавшийся авантюрист вместе со своим слугой по имени Сатана проникают в закрытую для европейце...

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Видео

Новости книжных магазинов

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Конец всех сказок» автор Lexеич

Деда разбудили странные звуки, доносившиеся откуда-то со двора. Кряхтя и морщась, он сполз с топчана, сунул ноги в галоши с обрезанными задниками и поковылял к выходу.

Скребущие звуки доносились из открытой двери амбара. Дед, пригнувшись, вошёл туда. Ему открылся вид на монументальный зад бабки, обтянутый застиранной ситцевой...

далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

Детская литература

Книжный фестиваль для подростков состоится в Москве

23, 24 и 30 марта в Библиотеке №180 и Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в Москве пройдет книжный фестиваль для подростков «Изобретение чтения». Вход на фестиваль свободный.

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с нарушением зрения и другими ограниченными возможностями здоровья.

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина