Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

Великих нет, а может я их просто еще не знаю

 Великих нет, а может я их просто еще не знаю

Допустим, я не «великий русский писатель», я не «известный острый публицист», я даже не «Архар Припутин» - и чтобы, в этом случае, я смог написать о современной  русской литературе?

Во-первых, я бы хотел знать – кому это интересно?

Во-вторых, я бы хотел знать – сколько человек эту ахинею прочитает?

Заметьте – меня абсолютно не волнует качество, сюжет, слог и моральная мотивация моей ахинеи, меня волнует только «во-первых» и «во-вторых»!

Думаю, что все я напишу, а это будут только мои личные мысли, не вызовет большого интереса и, возможно даже не будет опубликовано.

Да Бог с ним, если пишется, так пишется!

Под современной литературой (а я уже довольно долго живу на этом свете), я понимаю, и русскую классическую, и советскую, и крохи того, что я успел прочитать после 1991 г., когда Россия стал капиталистической.  Странный набор, не правда ли?

Объясняю!

Ну как русский человек, с русской душой, и базовыми знаниями, согласно реестра современных требований к абитуриентам, может забыть Пушкина, Тургенева, Фета, Толстого и других классиков русской литературы? Никак! Все это влезло в душу  «с молоком матери», т.е. с 7 до 17 годиков, которые я учился в школе, естественно в советской школе, которая, как сейчас вспоминают, была самой совершенной и самой интеллектуальной.  Наверное, так и есть, потому что на каждом уроке мы получали Знание от настоящих учителей, которые приносили это Знание в класс и делились им с нами.

Я заканчивал десятилетку в маленьком шахтерском поселке, куда благодаря Сталину, «приехали» талантливейшие люди из Москвы и Ленинграда. Моя первая учительница литературы и русского языка (это был пятый класс) начала свой первый урок чтением монолога «За что я люблю театр?.....».  Да, она была бывшей артисткой МХАТа и по-видимому, очень талантливой. Я тогда не очень-то понимал, что такое талант драматической актрисы, но мне все очень нравилось, да и учительница была очень красивая.

А историком у нас служил бывший секретарь Лениградского горкома партии. Вот я тогда впервые услышал такое выражение – «политический вывих». Это же выражение я услышал много лет по телевизору у телекомментатора Фесенко, который совсем недавно от нас ушел. Ну а про «исторические путешествия» в прошлое и будущее просто и говорить не приходится. Учиться конечно было интересно и трудно!

В те времена я запоем читал! Читал везде – прятался на чердак с книжкой, чтобы никто не мог найти, читал ночью с фонариком. И всегда мечтал, что мол я, вместе с героями книги, которую я читаю, проживаю те же события, в то же самое время. И с каждой читаемой книгой я то летал на Северный полюс, то плыл по Амазонке, то спускался в урановые рудники и ловил шпионов. В те времена, как ни странно, не было видео, интернета, поэтому все приходилось домысливать и фантазировать, чтобы увидеть реальность событий, которые излагались очередным писателем в очередной интересной книге.

И таким образом я читал лет до… 35. А потом стало просто не хватать времени, так как была серьезная и ответственная работа   А потом пришел Интернет, и все закончилось… Но и Оноре де Бальзак, и Эрих Мария Ремарк и Хэмингуэй всегда со мной, в моей душе. И конечно же Пушкин, Пришвин, Тургенев, Булгаков, и «Темные аллеи» Бунина. Но Достоевский, Чернышевский  - не со мной. Астафьев, Распутин – со мной. Бродского могу только слушать, а читать не интересно.

Я недавно в московском книжном киоске видел около сотни книжечек Устиновой, которые продавали по три рубля за штуку. Вы знаете, никто не покупал. А мне даже стыдно признаться – я Устинову вообще никогда не читал.  Думаю, что не много потерял от этого.

Вот так сложилась моя читательская автобиография. Мне интересен Растиньяк, с его презрительным отношением к жизни, мне интересны события, в которых жили герои «Трех товарищей», но совершенно не интересны герои Достоевского с его летаргической и холодно-презрительной философией, с выводами о пошлости и бесполезности бытия его героев.

А сейчас все проще! Великих нет, а может я их просто еще не знаю. Все приходит и сразу уходит. И все не интересно, потому что вроде бы все уже было или было где то уже прочитано. Сейчас меня просто интересуют люди, такие разные и самобытные. Я их слушаю, слушаю, слушаю...

Или наоборот – не слушаю. Слушаю, когда интересно и это мне кажется лучше любой книги, потому что все это живое, есть эмоция, есть мысль и мысль живая. Вот раньше, в 50-х годах прошлого века, по радио передавали спектакли, очень хорошие спектакли с хорошими артистами. Было интересно просто слушать и сопереживать вместе с героями этих инсценировок. «Спички серные, довоенные фабрики Лапшина…» - эта фраза из радиоспектакля запомнилась мне на всю жизнь. А вот ужимки Андрея Миронова из известных телеспектаклей мне почему-то не запомнились.

Ну да ладно! Наверное, уже совсем старый стал!

Автор: Александр Коржов


Комментировать

Возврат к списку