Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Шубись, «РУССКИЙ БУКЕР»!

Шубись, «РУССКИЙ БУКЕР»! 27.10.2015

«Русский букер» – премия изначально франшизоватая. Как русский «Макдональдс» и всякое такое прочее: упаковка иноязычная, а мясо подмосковных коров. Но ведь главное-то – кого открывают читателю, кого награждают, и что таким образом несут…

Это в среднешкольные годы так модифицировалась команда «шухер» – всё-таки сленг блатных не подходил городским мальчишкам. Поэтому, покуривая за школой, вместо «шухер!» кричали «шуба!», и глагольное отсюда – «шубИсь». «Русский букер» – премия изначально франшизоватая. Как русский «Макдональдс» и всякое такое прочее: упаковка иноязычная, а мясо подмосковных коров (открывая первый «ресторан» на Пушкинской, буржуа хвастались в газетах: целый колхоз на нас работает!). Но ведь главное-то – кого открывают читателю, кого награждают, и что таким образом несут… А существует сия награда аж с «благословенного» 1991-го. Причём, как сами хозяева премии подчёркивают – «первая негосударственная премия в России после 1917 г.

Присуждаемая ежегодно за лучший роман года на русском языке, она завоевала и сохраняет репутацию самой престижной литературной премии страны. Цель премии – привлечь внимание читающей публики к серьёзной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей». Из «негосударственности» вытекает и «гуманистичность». Её изначальная англо-ангажированность – ни для кого не секрет. 

Ещё и «Нацбеста» не было, а «Букер» звучал – правда, в небольших литературных салонах девяностых… Премия же закулисно мыкалась по разным попечителям и даже меняла название. Все корчи экономики и общества отразились в «Букере»: с 1997 премия изменила своё название на «Smirnoff-Букер», по имени Фонда памяти П.А. Смирнова. Что поделаешь – новые герои новой России, что пили, то и пели… 

Этот Фонд являлся частью большой международной корпорации UDV (United Distillers and Vintners), которая фактически и спонсировала премию. То есть вот так, честно – имени поставщика двора Его Императорскаго Величества, но заодно и United Distillers. Потом водочный бренд отвоевали и русифицировали – я уж не знаю, какие отношения у Никиты Михалкова с обоими спорившими сторонами, но судя по его фильмам и громкой фразе Петренко «Смирнов, полную!» из «Сибирского цирюльника», он колебался вместе с лейблом (в «Утомлённых солнцем» самые первые кадры проезда «воронка» проходят на фоне дуги-рекламы Smirnoff, на заднем плане – на сером «доме под бабочкой», позже описанном Прохановым в «Гексогене» в связи со сценой совращения прокурора). Позже «Букер» тоже мигрировал – от производителей водки уже к Ходорковскому, его Открытой России (2002–2005 – запасы были внушительными, МБХ уже сидел, а премии вручали, имена ковали), ну и оттуда уже сперва к сверхприбыльной «Российской корпорации средств связи» и далее к крупному финансовому капиталу, «Глобэксу».

Во всём списке награждённых в 90-х выделяются лишь Окуджава (1994: тут, скорее, он сам для премии премия и пиар; хотя в тогдашнем угаре расстрелянной демократии о каком пиаре говорить?), ныне покойный Андрей Сергеев, талантливый больше как переводчик (1996: стопроцентный либерал, друг Бродского, искренне веривший что вот завтра начнут рушить «сталинские комоды», его поэму «Розы» в отдельном издании я оформлял как график в том же 1996-м) да разве что Маканин – и то за счёт того, что стал писать дальше, а если б перестал, то и его б не вспомнили, как первого букер-премианта Марка Харитонова (впишите сюда сами известное вам его произведение) или Михаила Бутова…

В нулевых пошло повеселее дело да и книжный рынок развернулся аж до сверхприбыльности, но «Букер» строго премировал «гуманистов» своего образца. Исключением из либерального ряда награждённых – разве что весёлые алярюссные колядки Колядиной, из прозы которой до сих пор упрямо торчит один «афедрон». Да и отчего бы прогрессистам-западникам не любить вот такую замшелую, языческую «Расею с бабалайкой» – она же и есть «будущее» нынешнего развития сырьевой империи. М.Шишкин и М.Елизаров тут не случайно оказываются в ином, прежнем ряду – один антисоветчик лирично-латентный, другой агрессивно-анархиствующий. А свою изнанку буржуазия всегда любила и лелеяла, словно бюргерский кишечник. Деструктивность и агрессивность (кровавость, а у второго и щедрая матерность) в прозе этих «гуманистов», конечно, несколько разных масштабов и миров – но упаднический и даже социально-аутистский итог одинаков. «Здесь жить нельзя» – вычитывал вынужденный россиянин, уже не имея слюнных запасов, чтобы подплёвывать в сторону СССР, на чём криво или прямо настаивали «гуманисты». Стоит ли сюда ставить и открывшую «Букер Миллениума» Улицкую? Ещё до «казуса Ходорковского», на смирновско-водочные…

Забавно ведь: в Нобелевских медалях – спрессованная нефть и кровь дореволюционного Баку и Батума, в «Букере» – булькает водяра, которой спаивалась ельцинская Россия… Неужели все крупные литературные премии столь резко пахнут?

Впрочем, если они «работают» на рынке – то «деньги не пахнут», единое бумажное происхождение книг и денег тут залогом. Нужен товарооборот – и имена, эстетики тут второстепенны (впрочем, на стадии первичного общения с редактором они важны). И тут уже выходят на сцену профессионалы нулевых: постепенно из загнувшегося «Вагриуса» усвоившая вовсе не литературные, а пиарно-премиальные закономерности продаж некто Е. Шубина. То, что её «экслибрисом» помечена едва ли не вся плеяда шорт-листеров последнего «Букера» – говорит о многом. Технология производства и награждения текстов – схлопывается, замыкается во всеобщем отчаянии финансового кризиса. Налепленные на продукт «медальки», словно «шуга фри» на продуктах 90-х – только и способствуют продажам, а неизвестность, неожиданность, открытие не коммерции, а именно литературы никто не покупает. Наиболее известный выкормыш всё того же «Вагриуса» вот штампует книги ежегодно, но читают-то их всё меньше, всё то же «поколение Пи»…

«Возвращение в Египет», «Возвращение в Панджруд» (так называются книги премированных в 2013, 2014-м) – не ощущаете тенденции? Бегство от реальности – именно от русской реальности, в которую загнали всё те же либеральные грёзы страну! Уже даже не советской, а русской, республиканской. А ведь тогда, в 13-м и 14-м ещё свежи были отпечатки шагов масс на морозном снегу Болотной, ещё судили «организаторов»… Либералы заскучали – их потянуло в туры. Но продавать-то надо. И тут, в отсутствие идейного сопротивления со стороны всё более условных патриотов на буквы Пэ и Ша (редактируют-то, то есть продают патриотов всё те же либералы, всё та же Шубина) – наметилась монополия на полке «современной российской прозы». С очень правильным, макдональдсовским названием монополия – «ЕШ» (Елена Шубина). Только мягкого и восклицательного знака не хватает. И вспоминается звукореклама «Ёлок-палок» в стиле-голосе Николая Фоменко на Большой Дмитровке возле Педкниги начала нулевых: «Ешь, ешь! Чем больше ты ешь, тем лучше нам!»

Итак, из шести шортлистеров «Русского Букера» – четверо уже изданы АСТ, нынешней родиной прилавка «ЕШ». Что это, как не классическое «втюхивание» затоваренности? Где же пресловутый плюрализм, ассортимент и широта выбора? Это ли не тенденциозность, в которой обвиняли либералы «совковые премии»? А решают судьбы продаваемости в жюри – новреалист (если верить товарищу Сенчину) Гуцко, сам же птенец «Букера», нежно пишущий о гламуре «угрюмец окраин», Пустовая, которая, надо полагать, с Шубиной не одну пинту кофе выпила, и Кронгауз с Машевским, которые вряд ли изячным росчерком филологических перьев как-либо осмелятся понизить продажи АСТа. Вот такой междусобойчик вышел.

Да – и в прошлом году ведь в «Букере» тусовалась астовская же «Обитель», правда, не только там тусовалась (что вообще на намоленном либералами Западе и в США, например, не принято: если ты выдвигаешься туда, то сюда уже не суёшься, «Венецианский» исключает «Оскар»). Ну, уж если «ЕШЬ!» что-то редактирует и издаёт – то и продаёт, там ведь всё строго, где не литература, а рынок. Втюхивай! Рынок требует трезвона – и не важно, если уже после того, как раскупят, обнаружат исторических ошибок килограммы, акт АСТа совершён. Дальше уже – проблемы не качества прозы, а вашей книжной полки. Даром что либералы – у них слово и дело рядом. А если ты не успешный торговец – то не либерал. Либерал-мечтатели вон все по митингам «за мир в Сирии» расползлись, чахлые цветочки свободы-1991…

Автор: Дмитрий Чёрный

Источник: Литературная Россия


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Сергей Оробий: «Пушкин и Белкин»

В гостиной сидели двое: хозяин дома — смуглый, кучерявый тип с насмешливо-надменным лицом, и его гость — суетливый низенький господин в поношенном сюртуке.

— Помилуйте, Александр Сергеевич, — прижимая пухлые руки к груди, говорил господин в сюртуке. — Я продал вам пять блестящих сюжетов и достоверно знаю, что вы уже готовы их напечатать в дорогом столичном журнале. Тем не менее денег за них я еще не получил.

— Как же не получили, Иван Петрович? — лениво протянул хозяин. — Сто рублей были уплачены вам полгода назад, о том и расписка имеется.

читать далее...

Публикуйте свои рассказы и стихи на lit-ra.info

Литература в картинках

Книги - как инструмент расширения фантазии Посмотреть полный размер

Книги - как инструмент расширения фантазии

Автор, к сожалению, нам не известен. Источник. А вот за потребление конопли сажают в тюрьму, хотя научно-подтвержденных данных о ее вреде, оказывается, нет. Подробнее на комиссия-по-конопле.рф

Любопытное из мира литературы

Шукшин, Прилепин и пародии на Гарри Поттера

Шукшин, Прилепин и пародии на Гарри Поттера

О новом комплекте учебников по литературе для 5–9-х классов.

Что читали москвичи в августе? Рейтинг взрослой литературы

Что читали москвичи в августе? Рейтинг взрослой литературы

Эти произведения уже долгое время на самых первых строчках. В Библиотеках Москвы вы можете взять все эти книги бесплатно.

Можно ли надеяться на важные, кардинальные изменения в книжной отрасли?

Можно ли надеяться на важные, кардинальные изменения в книжной отрасли?

Мнение Сергея Александровича Филатова, президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, председателя Ассоциации литературно-художественных журналов, и Леонида Леонидовича Палько, ...

Литературный критик Сергей Морозов о длинном списке «Русского Букера»

Литературный критик Сергей Морозов о длинном списке «Русского Букера»

Пересмотрел вчерашний букеровский список. Сравнил с составом жюри. И подумал, что как-то у меня в голове не все укладывается. В жюри четыре человека. Соответственно четверть текстов из списка так или ...

«Роман — это такой мертвый отец. Мы все ходим вокруг этого трупа»

«Роман — это такой мертвый отец. Мы все ходим вокруг этого трупа»

Большой разговор с редакторами литературного журнала «Носорог».

Литература в цифрах

IV том, 3 часть, 10 глава

Место в книге Льва Толстого «Война и мир», где реализован интересный парадокс: каждая удачная книга содержит автоописание Источник

Менее 10 млн руб

объем рынка самиздата в России, по оценке «Эксмо-АСТ» Источник

9

Количество факторов, позволяющее понять, что права именно на этот текст (книгу) можно будет превратить в деньги Источник

Прямая речь

Владимир Войнович, писатель:

На мой взгляд, интеллигенты – это хорошо воспитанные бедные люди. Те, кто за маленькую зарплату, почти задаром, учит, лечит, работает в библиотеке, музее. Источник

Сергей Анурьев, ген. дир. компании «ЛитРес»:

Даже картинки могут отвлекать, не случайно последние 100 лет книги для взрослых практически не иллюстрируются. Если бы читателю требовалось выстроить визуальный образ, то книги для взрослых были бы как у детей. Но очевидно, что такой потребности нет. Источник

Колонка Сергея Морозова

И все-таки ее нет

И все-таки ее нет

Литература у нас есть, читателя нет – пишет в «Российской газете» Павел Басинский. Заявление, конечно, абсурдное. Нет читателя, нет литературы. Литература без читателя называется очень просто – графомания. Вольно или невольно Басинский констатировал главную беду нашей так называемой словесности. Книжки у нас пишут не для читателя, а так, вообще, потому что руки есть, и программа Word, надо же в ней что-то делать.
Впрочем, даже в самом сетовании на нехватку читательского внимания есть нечто позитивное. Ну, наконец-то, хоть кто-то вспомнил о главном участнике литературного процесса. А то все сами да сами.

Критика ниже критики

Говорят, в критике нынче большие изменения. Раньше ходили сумрачные мужики с вилами и подымали на них зазевавшихся и нерадивых авторов на раз-два. Теперь времена иные. Критики – дамы, приятные во всех отношениях. Вместо стонов и криков страдающих авторов сплошная читательская радость, нескончаемый позитив.
«Скушай книжечку! Вот эту за маму, а эту за папу! О, какой умничка! Дай я тебя по головке поглажу!»
Вместо жесткого армрестлинга  критика и автора детский сад для младшей читательской группы. «А теперь, ребята, мы с вами почитаем интересную книжечку, которую написал один дядя! Садитесь поудобнее и слушайте!»

Колонка Сергея Оробия

Радищев - русский Гришэм

Радищев - русский Гришэм

В рецензии на прошлого Макьюэна («The Children Act») я рассуждал о том, что у нас нет такого жанра - «юридический триллер», нет своего Гришэма. Мол, у нас если и возникает тема закона, то в компании с благодатью, если и возникает тема суда, то – шемякина: реальность такая. Потом понял: как, по словам Льва Данилкина, любой экшн у нас - экшн по Евангелию, так и русский санспенс-триллер - не про земной суд, а про Страшный. Более того, тут речь о целой закономерности.

Наркобарон на все времена

Если и писать о чем-то, то о действительно важных вещах. Вы, конечно, помните, что именно в этот день, 8 сентября, Уолтер Уайт отпраздновал свое 50-летие, не подозревая, что на следующий день у него начнется совсем другая жизнь.

Книги не для всех

Нынче критик должен советовать книги адресно, определенным читательским аудиториям, и в конце пятистрочной рецензии обязательна пометка: «для всех», «для интеллектуалов», «для любителей поржать». Предлагаю другую шкалу оценки: «книга не для…»

Интервью

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Теперь в «Подписных изданиях» два зала, два балкона, много мест для чтения и работы и одна любовь — книги. Приходите к ним в гости, они очень старались сделать ...

Лучшие книги июля

Лучшие книги июля

По версии ЛитРес – мегамаркета электронных книг №1 в России.

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Только для держателей клубной карты в эти дни с 9.00 до 22.00 действует скидка 25%.

Литературные мероприятия

25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

О произведениях Уильяма Фолкнера обычно вспоминают в контексте американского Юга, но в этот раз мы поговорим о его новеллах, посвя...

22 сент. «Рассказы про меня» — совместный проект Редакции Елены Шубиной и ресторана ДОМ 12

В проекте примет участие Денис Драгунский  —  известный прозаик, журналист, блогер, мастер короткого, энергичного рассказа, объем ...

19 сент. Клуб «Связующая нить»

Открытие нового клубного сезона 2017/18. Тема вечера – «Бабайки литературного института».

Встречи с писателями

22 сент. «Рассказы про меня» — совместный проект Редакции Елены Шубиной и ресторана ДОМ 12

В проекте примет участие Денис Драгунский  —  известный прозаик, журналист, блогер, мастер короткого, энергичного рассказа, объем ...

19 сент. Диана Арбенина

Диана Арбенина представит свою книгу «Бег».

19, 20 и 25 сент. Леонид Парфёнов

В ходе встречи Леонид Парфёнов представит свою новую книгу «Намедни. 1931-1940. Наша эра», ответит на ваши вопросы и проведёт авто...

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

 25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

О произведениях Уильяма Фолкнера обычно вспоминают в контексте американского Юга, но в этот раз мы поговорим о его новел...

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

14 сентября Гриша Пророков — журналист, создатель видеоблога Blitz and Chips, в котором он проблематизирует феномены поп...

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

Участвуют поэты и писатели: Глеб Шульпяков, Дмитрий Тонконогов, Вадим Муратханов, Ганна Шевченко, Мария Максимова, Елена...

Библиотека для молодежи начинает сезон с открытия нового творческого пространства — Кабинета художника

Библиотека для молодежи начинает сезон с открытия нового творческого пространства — Кабинета художника

Кабинет художника станет местом для мастер-классов по созданию книжных иллюстраций, комиксов, реализации различного рода...

Новости издательств

Новинки издательства «Планж». Осень-2017

Новинки издательства «Планж». Осень-2017

Жанры новинок разносторонние: роман о путешествиях, философско-фантастический роман, бизнес-роман, психологический роман, современ...

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

Информация о новом издательстве размещена на сайте АСТ и выдержана в игривом тоне: «Малыш Винки хочет все успеть. Ему важно, чтобы...

Медиа агентство «Творческие решения»: новые дорожки к читателям

Медиа агентство «Творческие решения»: новые дорожки к читателям

Издать книгу сегодня не проблема: множество издательств предлагает размещение книг по принципу print-on-demand, существуют десятки...

Издательство Ивана Лимбаха: В Москву приезжает автор «Провансальского триптиха» Адам Водницкий

Издательство Ивана Лимбаха: В Москву приезжает автор «Провансальского триптиха» Адам Водницкий

6 сентября в 18.00 презентация книги пройдёт в Литературной гостиной ММКВЯ на ВДНХ. Вход по билетам ярмарки.

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Загадочность женщины выдумана поэтами. Прекрасная незнакомка, «то ли девочка, то ли видение» - эстетически привлекательный образ, широко растиражированный во многих текстах, превратившийся в нечто унылое и избитое. Инерция восприятия столь велика, что «Переход...

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

В Великобритании выход «Белгравии» Джулиана Феллоуза, создателя «Аббатства Даунтон», с самого начала был обставлен разнообразной мультимедийной «заманухой», в которой некоторые англоязычные критики разглядели долгожданный прорыв книгоиздательства в XXI век. Ка...

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

В основе «Поста» лежит очень важная и страшная тема — самоубийство. Мы никогда не задумываемся, что творится в душе у окружающих нас людей. Даже самые близкие, те, с кем мы живем под одной крышей, таят свою боль, помыслы, желания глубоко внутри себя.

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

События приводят нас в небольшую скандинавскую деревушку. В одном из домов обнаруживают убитую женщину, которая еще в подростковом возрасте перестала говорить. За пару лет до этого в этом же доме был зверски убит ее отец. Через неделю в соседском доме пропадае...

Детская литература

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

Информация о новом издательстве размещена на сайте АСТ и выдержана в игривом тоне: «Малыш Винки хочет все успеть. Ему важно, чтобы дети слушали и читали перед сном чудесные сказки и зас...

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль пройдет с 11 по 30 сентября 2017 года в Центре Британской книги (Санкт-Петербург). В программе — выставка рисунков Квентина Блейка (друга и иллюстратора Даля), квесты, мастер-...

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

По версии Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в самом расцвете старушечьих сил, можно сказать, и крякнула. Казалось бы, семьдесят три всего – в трамвае хоть с пяти утра на костылях фехтуй, скамейки под домом на вылет проперживай, а по выходным хрючево для внука кашеварь – не жизнь, а малина. И тут такая неприятность с косой… далее...

«Январь» автор Нематрос

Антон сделал музыку громче и выбросил бычок в окно. Погода была ясная и ветреная. «Мороз и солнце…», - процитировал он мысленно Пушкина и оперативно поднял стекло, пока ледяной воздух не наполнил салон. Виктор на заднем сиденье дегустировал пиво, а Валерий Робертович на переднем ковырял в носу. Валерием Робертовичем он был только по паспорту, а по жизни – Валера-Дрыщ. Впрочем, сопли свои он не растирал по салону, а аккуратно упаковывал во влажные салфетки  и скалдировал в бардачке. далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

Ищете бета-ридера? Я тот, кто вам нужен!

Предлагаю писателям услуги бета-ридера. Стоимость - 1 а.л. = 400 р. Работаю по предоплате в 50% от полной стоимости. далее...

Отдам Пелевина и Рубину

С вас чашка кофе в кафе. Если Вы девушка - кофе с меня ;) далее...

Продам две монографии Лукова В.В.

Предотвращение террора «сверху» и «снизу» - тема двух монографий Лукова В.В. далее...

Государственный литературный музей ищет художника-графического дизайнера

Работа строго в офисе музея (метро Баррикадная) в указанное время. Удаленный доступ не рассматривается. далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина