Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

Поддержка книги и чтения – государственная задача

Поддержка книги и чтения – государственная задача

Насколько эффективны принимаемые меры? Какие действия необходимо осуществить, для того чтобы остановить сокращение рынка и вернуть книгу в общественную жизнь россиян?

Очевидно, что поддержка русского языка и литературы должна быть государственной задачей, поскольку является одним из важнейших условий сохранения национальной культуры и безопасности. К сожалению, многие годы законодатели обходили стороной проблемы отрасли и инициативы профессионального сообщества, направленные на продвижение и популяризацию книги и чтения. Хочется надеяться, что попытка устранить эти лакуны всё-таки будет реализована в ближайшее время.

Во всяком случае, некоторые меры уже приняты. Помимо обновлённого антипиратского закона, вступившего в действие 1 мая, это внесение изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», направленных на поддержку книжной торговли, а также состоявшееся в конце июня в Государственной Думе первое заседание рабочей группы по формированию концепции преподавания русского языка и литературы в школе.

Насколько эффективны принимаемые меры? Какие действия необходимо осуществить, для того чтобы остановить сокращение рынка и вернуть книгу в общественную жизнь россиян?

Эти и другие вопросы обсуждались на совместном заседании Совета по культуре при Председателе Государственной Думы, Оргкомитета по проведению в России Года литературы, Российского книжного союза.

Сергей Степашин

 президент РКС

Начну с тревожных сигналов. По статистике 2014 г., 36% россиян не прочли ни одной книги, около 60% не приобрели ни одного издания. Ухудшается инфраструктура книгораспространения: за последние 20 лет число магазинов сократилось почти в шесть раз (с 8,5 до 1,5 тыс.), наблюдается падение их посещаемости (с 2008-го по 2014-й этот показатель снизился на 30%). 96% читателей предпочитают скачивать электронные книги нелегально, как пиратский контент.

Существуют системные ограничения, сдерживающие устойчивое развитие книжного дела. Прежде всего это фрагментарность процессов управления — развитие отрасли определяют Минэкономразвития, Минобрнауки, Минкультуры, Минпромторг России. Не менее серьёзная проблема — отсутствие профильных и федеральных целевых программ, направленных на развитие чтения. Десять лет назад в Москве и Санкт-Петербурге такие программы были подготовлены, но сейчас их нигде, кроме Москвы, нет.

Отмечается низкая вовлечённость крупных корпоративных структур с госучастием, а также частного сектора в реализацию госинициатив по поддержке чтения. Недостаток внимания со стороны федеральных и региональных властей приводит в итоге к малой доле отрасли в масштабах экономики страны в целом.

Для повышения эффективности усилий представителей федеральной и региональной власти, бизнеса крайне актуальна разработка национальной программы поддержки чтения на 2016–2022 гг. Концепция программы была представлена ещё восемь лет назад, на литературном собрании полтора года назад Президент России поддержал эту инициативу, но «воз и ныне там».

РКС всегда ставил задачу объединения разнопрофильных организаций: книгоиздателей, книготорговцев, писателей, библиотечного сообщества. Поэтому в рамках Союза легко определить проблему каждого сегмента книжного сообщества и предпринимать согласованные действия по развитию отдельных направлений — творческих сообществ, писателей, издателей, книгораспространителей, библиотек, бизнеса.

В прошлом году мы провели исследование всех субъектов РФ на предмет развитости инфраструктуры чтения. Благодаря этому проекту собраны актуальные статистические данные, оценивающие состояние всех сегментов, с которыми можно работать в каждом регионе индивидуально. Это первый шаг к системному подходу в нашей совместной работе. Надеемся её продолжить.

Владимир Мединский

 Министр культуры РФ

Последние несколько лет сохраняется устойчивая тенденция к снижению количества книжных магазинов, падению продаж и уменьшению интереса к чтению. Одна из причин — низкая рентабельность или убыточная деятельность книжного ритейла, в том числе из-за конкуренции в рамках стандартной рыночной аренды. Эта статья расходов в среднем достигает 40% общих затрат. Не первый год книга воспринимается как обычный товар, а книжный магазин — как стандартное коммерческое предприятие. Очевидно, что в таких условиях книга неконкурентоспособна.

На протяжении последнего года Минкультуры России совместно с депутатами разрабатывали законопроект, суть которого в том, чтобы во всех муниципальных учреждениях культуры, а их по стране около 80 тыс., было предоставлено право льготной аренды для книжных магазинов с определённым нами ассортиментом. Это издания по культуре, истории, образовательная литература и т.д.

Минкомсвязи, Минюст, Минфин России законопроект поддержали. ФАС предложила решение без принятия отдельного закона, в рамках действующего законодательства, т.е. чтобы книжный магазин в индивидуальном порядке договаривался с органом исполнительной власти о получении права льготного либо бесплатного размещения. Мы с таким решением не согласны и считаем, что вопрос нужно решать системно — внесением поправок в законопроект, которым правительству передаются полномочия по выработке положения о предоставлении льготной арендной платы.

Олег Новиков

 вице-президент РКС, Генеральный директор «ЭКСМО» – «АСТ»

В рамках направления «Литература. Чтение» проекта «Культурная карта России» мы попытались проверить гипотезу о том, что читательская активность, интерес к книге напрямую связаны с инфраструктурой чтения. Требовалось описать эту инфраструктуру, дать её параметры и с учётом их составить рейтинг регионов.

По итогам работы экспертов было определено, что основные элементы инфраструктуры чтения — книжные магазины, лотки, киоски, библиотеки, Интернет как дополнительный канал распространения печатной и электронной продукции. Всего в анализе использовалось более 30 показателей. Были выявлены как регионы с наибольшей развитостью инфраструктуры чтения, так и отстающие по этому критерию субъекты Федерации. Российский книжный союз готов представить программу развития индивидуально для каждого конкретного региона. (Подробно результаты исследования представлены в июньском номере «УК». — ред.)

Надежда Михайлова

 президент АСКР, Генеральный директор сети «Московский дом книги»

Книга исчезла из общественной жизни как элемент культурного пространства. Достаточно оценить проект закона о культуре, где слово «книга» встречается только дважды и совсем не в литературном значении. Нет ничего о чтении, литература также упоминается всего два раза — вскользь, в контексте деятельности библиотек. Мы говорим о библиотеке как об учреждении культуры, но культурная суть её не определена формой государственной организации, а заложена в предмете деятельности.

Библиотечное пространство становится чуть ли не единственно возможным доступным каналом общения читателя с книгой, при этом через библиотеки проходит не более 10% общего объёма издаваемых в стране книг. Отсутствие книги в жизни общества связано с тем, что государство ликвидировало Госкомиздат в девяностых, с чего и началось катастрофическое исчезновение книжных магазинов. Приведу цифры последнего года: в Москве закрыты около 10 магазинов в спальных районах, там их больше не будет никогда, ещё 13 близки к этому.

Без книжных магазинов как каналов распространения не смогут работать издательства, потому что книги должны приобретаться теми, для кого они написаны. Если не будет издательств, писательский труд станет некому оплачивать. Библиотеки обеспечивают доступ к литературе, но в одиночку они сделать это не в состоянии. Литературная карта России показывает, что если в Москве и Санкт-Петербурге ещё как-то читают, то в регионах практически нет. В инфраструктуре чтения отсутствуют каналы доступности книги, поэтому многие граждане России, в первую очередь молодёжь, испытывают затруднения в выражении собственных мыслей и в речи, и на письме.

В Год культуры проблемы литературы и книги практически не учитывались, а когда представители книжной отрасли их поднимали, они «висли в воздухе»: поручать исполнение некому. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, в ведении которого с 2008 г. находится Роспечать, также не поддерживает продвижение книги. БOльшая доля бюджетов ведомства идёт на гранты СМИ, прежде всего телевидению. Даже предложение Президента России придать государственный статус Национальной программе поддержки и развития чтения, высказанное в ходе литературного собрания в 2013 г., не то что не исполнено, но даже не прорабатывалось.

Книжные магазины как важнейший элемент инфраструктуры чтения нуждаются в государственной поддержке. Наиболее существенной инициативой стало бы создание при Министерстве культуры РФ департамента книги, в ведении которого находились бы издательства, библиотеки, книжные магазины и всё, что связано с их государственной поддержкой. Это позволило бы закрепить статус книги как особого вида товара и регулировать книжную торговлю как культурную деятельность. Не менее важно стимулирование государственно-частного партнёрства в сфере книгоиздания на основе широкого привлечения частного капитала к решению проблем сохранения и расширения культурного наследия народов России, каковым является литература.

Елена Драпеко

 заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы

Изменение системы управления отраслевых вопросов не решит. Но проблема отсутствия консолидированных действий по поддержке книгоиздания, о чём говорили С.В. Степашин и О.Е. Новиков, упирается в несогласованность управленческих действий, причём на уровне не только федерального правительства, но и региональных и местных властей. Поддержка книгоиздания и чтения находится в разных министерствах, в ведении разных вице-премьеров. Это две несовпадающие вертикали власти.

В Министерстве культуры РФ возникла идея, что книга как культурное явление должна быть в ведении или в сфере внимания этого ведомства. Но почему мы не слышим мнение Министра связи и массовых коммуникаций РФ, который сегодня отвечает за отрасль и должен поддерживать книгоиздание? Тем более что в его ведении находится регулирование таких непростых направлений, как интернет-торговля книгами и интернет-библиотеки, в фондах которых немало контрафакта. Более 50% российских граждан пользуются Интернетом — цифра большая, и она будет расти.

Владимир Григорьев

 заместитель руководителя Роспечати

Фестиваль книги на Красной площади состоялся, став знаковым явлением нашей истории. Мы создали прецедент, когда книжная культура была продемонстрирована городу и миру во всём её многообразии. Если не закрывать Год литературы 1 января 2016 г. и продолжать начатые инициативы, это серьёзно поможет нашей индустрии. Я совершенно не согласен с высказываниями о конце книжной эпохи.

Минкультуры России и Роспечать — два органа, занимающиеся в каком-то смысле литературой и книгами, но есть ещё Министерство образования и науки РФ, в ведении которого все школьные библиотеки и преподавание литературы и русского языка в школе.

Роспечать внимательнейшим образом не только мониторит рынок книгоиздания во всём его объёме, но и пытается небольшими бюджетами воздействовать на то, что произойдёт через год или даже через 10 лет. Большая благодарность Государственной Думе за принятие «антипиратского» закона, который создал совершенно иную картину на рынке электронной книги.

Антон Лихоманов

 директор Российской национальной библиотеки

Было правильно отмечено, что важно привлекать к литературным проектам регионы. В результате нашего проекта «Вся Россия» создана поисковая система, предоставляющая пользователю наиболее интересные, надёжные и качественные интернет-ресурсы, связанные с литературой. Система состоит из 85 страниц — по количеству субъектов РФ — и девяти рубрик. Первая рубрика «Год Литературы в регионе» знакомит с планами и мероприятиями, рубрика «Персоналии» объединяет региональных авторов, авторские коллективы. В «Литературных интернет-проектах» можно найти ресурсы, возникшие по инициативе самих пользователей, — авторские страницы, посвящённые писателю или литературному явлению, блоги и т.д. Рубрика «Литературные журналы и альманахи» представляет не только печатные, но и электронные издания. «Литературные памятные места» дают информацию о памятниках писателям и персонажам произведений. В «Главной библиотеке региона» читатель узнаёт о проектах и новостях этого учреждения культуры. Уверен, что основное в создании путеводителя не разовая акция, а его постоянное наполнение.

Наталья Солженицына

 общественный деятель, президент Фонда Солженицына

Очень важно, что Государственная Дума озадачилась проблемами книжных магазинов через внесение изменений в конкретные законы. Не менее важно на государственном уровне поддерживать книги, которые не могут быть изданы и проданы на коммерческой основе. У нас крайне мало книжных программ в сравнении со странами Европы или Америки.

В результате действия ФЗ-44 сложилась крайне негативная ситуация с пополнением библиотечных фондов — нужно полностью менять концепцию закупки книг. Последние полтора года я вплотную занималась вопросом возвращения сочинений в школы, эту тему обсуждали на совете при Министерстве образования и науки РФ. Было много споров, в том числе о том, разрешать ли пользоваться книгами на сочинении. Один из доводов против заключался в отсутствии книг по выбранной учеником теме в школьной библиотеке. Если ученик принесёт издания из дома, то может сложиться ситуация неравного доступа к информации. У кого-то книги дома есть, у кого-то нет. Или в московских школах могут библиотеки оказаться богаче, чем в региональных.

Сергей Железняк

 заместитель председателя Государственной Думы

Уже несколько раз упоминалось о вступлении в силу 1 мая 2015 г. второго антипиратского пакета, принятого в конце прошлого года Государственной Думой. Закон распространил своё влияние и на литературные произведения, позволив быстро решать вопрос удаления с добросовестных ресурсов контрафактного произведения, появившегося там случайно, а также жёстко бороться с профессиональными пиратами. В ходе реализации закона стало очевидно, что многие интернет-ресурсы, промышлявшие пиратством, но теперь желающие продолжить свою деятельность правомерно, начали активно консультироваться с правообладателями, в том числе с РКС. За это время количество легального контента в Интернете увеличилось на 50%.

После 1 мая уже было несколько судебных прецедентов. Мосгорсуд как уполномоченная судебная инстанция готов эффективно и быстро принимать решения по получаемым заявкам, так что в течение этого года будет наработана правоприменительная практика, которая покажет эффективность борьбы с пиратами.

Ещё одна важная особенность закона — возможность внесудебного решения, когда правообладатель напрямую обращается к ресурсу с требованием учесть его авторские интересы. Если эти требования удовлетворяются, ресурс не несёт ответственности за нарушение и может заключить с правообладателем легальное соглашение.

Сейчас важно внимательно отслеживать правоприменительную практику закона. Мы рассчитываем на поддержку РКС и других ассоциаций правообладателей. Это позволит повысить долю легального контента в Сети и наладить систему выплат авторам.

На мой взгляд, важно не смешивать популяризацию чтения и книгоиздание. Если в первом случае нужно использовать все имеющиеся возможности, то во втором следует учитывать изменения, происходящие в культуре.

Татьяна Устинова

 писатель

Фестиваль «Книги России» на Красной площади, собравший, несмотря на плохую погоду, огромное количество людей, показал, что интерес к книгам есть и не стоит бояться, что текст полностью уйдёт в электронную область. Безусловно, носитель меняется, но нужно активнее работать с электронной средой, чтобы скачивать книги легально было удобней, чем воровать их. И авторы получали бы честные отчисления от продаж цифровых изданий.

Системная поддержка молодых авторов — серьёзная задача, особенно в регионах. Премии и дебюты как средства стимулирования, к сожалению, недостаточны.

Александр Архангельский

 литературный критик, телеведущий, писатель

Проблема в том, что хорошая литература не доходит до адресата. Должно быть место, где можно бесплатно взять книги, и это библиотека. Библиотечная сеть вместе с домами культуры — то немногое, что досталось нам от советской эпохи, и надо это поддержать и по-современному использовать.

Директора магазинов справедливо возмущены, поскольку каждый день сталкиваются с рядом серьёзных трудностей. Но если крупными магазинами тяжело управлять, то маленькие на грани выживания: им невероятно трудно встраиваться в агрессивную и неприветливую городскую среду. Москва много делает в сфере образования и культуры, но для книжных есть и немало плохого: например, с Арбата убрали всех букинистов, остались только продавцы картин и ширпотреб. Фестивали, встречи с авторами, презентации и прочие уличные мероприятия следует активно продолжать.

Сегодня технологии позволяют продавать книгу не только в готовом виде. В этом необходима государственная поддержка. Должны появиться места, где можно книгу мгновенно получить по требованию. Эта модель снимает проблему доставки изданий на отдалённые территории.

Что касается налогообложения, то Россия — одна из стран, где НДС на книги высокий. Ничего страшного, если для книгоиздания и книжной торговли будут сделаны некоторые исключения из правил.

Ещё одна проблема: у нас очень мало специалистов, способных работать с книгой в цифровой среде, нет менеджеров, умеющих продвигать электронные издания, доводить их до читателя. В Высшей школе экономики запущена в тестовом режиме программа «Цифровое книгоиздание», но для реализации подобных начинаний необходимы стандарт и определённые условия.

Источник: www.unkniga.ru


Комментировать

Возврат к списку