комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Обзор книжного рынка Москвы за 2014 год

Обзор книжного рынка Москвы за 2014 год 12.03.2015

Московский книжный рынок самый крупный и наиболее значимый сегмент общероссийского. Итоги мониторинга книжного рынка Москвы были представлены в рамках XIV городского отраслевого форума печати.

Как отметила Юлия Казакова, заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы Правительства Москвы, столица продолжает оставаться центром российского книгоиздания. По данным РКС, в Москве выходят в свет более 55% всех книг и брошюр. На московское книгоиздание приходится более 85% суммарного тиража выпускаемых в России книг. Около 80% российских издательств расположены в Москве; по данным РКС, их число составляет около 1500. Департамент СМИ и рекламы в рамках Издательской программы оказывает поддержку московским книгоиздателям по определённым тематикам, прежде всего по москвоведению, выпуску энциклопедических изданий. 2014 г. завершился изданием шеститомной московской энциклопедии, которое инициировал известный москвовед С.О. Шмидт. Также поддерживаются книги для детей, в том числе и для слабовидящих. Часть тиражей издатели передают для нужд Правительства Москвы, эти книги направляются в городские и школьные библиотеки.

Издательской программе более 20 лет; по словам Ю. Казаковой, в последние годы она претерпела серьёзные качественные изменения, стала прозрачнее и доступнее, а участие в ней — более понятным. В ней принимают участие всё больше издательств, появляется немало интересных проектов. Книги, выпущенные при поддержке Департамента, становятся победителями конкурсов, фестивалей, получают высокие оценки на международных книжных выставках.

В Москве основным каналом продажи книг остаются книжные магазины. По данным РКС, сегодня в городе работают более 220 специализированных розничных предприятий. По соцопросам, москвичи также предпочитают покупать книги в специализированных магазинах с большим выбором. По заказу Департамента РКС провёл исследование обеспеченности столицы торговыми площадями. В 2015 г. Департамент совместно с отраслевым сообществом планирует детальное изучение схемы размещения книготорговых объектов в городе и оценит возможность их расширения, в том числе и за счёт открытия новых предприятий на условиях льготной аренды. Развитие московского рынка печати зависит от эффективного взаимодействия, конструктивного диалога структур Правительства Москвы и отраслевого сообщества, отметила Ю. Казакова.

Книгоиздание

Результаты мониторинга состояния московского книжного рынка представила вице-президент РКС Ольга Бородина.

По данным исследования, проведённого осенью 2014 г., в структуре книжного выпуска Москвы порядка четверти (в 2014 г. — 23,6%; в 2013 г. — 22,5%; в 2012 г. — 25,8%) составляют издания, выпущенные тиражом от 5 тыс. экземпляров, в то время как в суммарном выпуске Российской Федерации доля таких изданий не превышает 15%.

Средний тираж издания со столичным импринтом составил в I полугодии 2014 г. 6265 экземпляров при среднеотраслевом показателе в 4100 экземпляров. При этом в сравнении с I полугодием 2013 г. столичный средний тираж вырос на 7,5%, а в среднем по России наблюдается падение этого показателя на 1,8% (рис. 1).

Динамика среднего тиража книжного издания

Нельзя не отметить негативные тенденции в сфере издательской активности в Москве. Суммарный количественный показатель выпуска наименований в I полугодии 2014 г. составил лишь 97,2% к аналогичному периоду 2013 г., при этом в общем массиве значительно вырос (на 18,5%) выпуск брошюр, доля которых составляет уже 21,2% от общего числа наименований (в I полугодии 2013 г. — 17,4%). Число выпущенных книг продолжает сокращаться (92,7% к 2013 г.) на фоне небольшого в 2014 г. роста (+2,8%) переводных проектов.

Негативные тренды прослеживаются и в структуре книгоиздательской системы Москвы (рис. 2). Так, согласно данным РКП, по состоянию на I полугодие 2014 г. в столице насчитывалось 1492 действующих (выпустивших хотя бы одну книгу) издательства, что на 8,9% меньше в сравнении с I полугодием 2013 г. (1637). При этом доля маломощных издательских команд (одна книга за полгода) остаётся неизменной: на уровне 38%, в то время как число по-настоящему крупных издательств (от 500 наименований книг в годовом исчислении) в I полугодии 2014 г. сократилось до 18 компаний (в I полугодии 2013 г. — 22). Потери связаны преимущественно со снижением издательской активности учебных и научных издательств («Вентана-Граф», «Либроком», «Юрайт»).

Структура издательской системы Москвы

Отрицательная динамика среднего тиража в I полугодии 2014 г. характерна для многих устойчиво работающих крупных издательств Москвы («АСТ», «ЭКСМО», «Эгмонт», «Альфа-книга»), но, тем не менее, серьёзное снижение этого показателя в 2014 г. продемонстрировало лишь учебное издательство «Баласс», продукция которого полностью не вошла в новый Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России для использования в общеобразовательной школе.

По данным РКП, в I полугодии 2014 г. основные инвестиции московских издательств были сосредоточены в трёх традиционно лидирующих сегментах: художественная, детская и учебная литература. Именно эти разделы обеспечили 60,1% наименований и 82,2% тиража суммарного книжного выпуска Москвы в январе — июне 2014 г. (табл. 1).

Таблица 1. Доля укрупненных тематических разделов книг и брошюр в суммарном выпуске г. Москвы 2013 г. - 2014 г.

Тематический раздел Доля раздела в суммарном тираже изданий, % Доля раздела в общем кол-ве наименований книг и брошюр, %
2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г.
Политическая и социально-экономическая литература 9,0 11 22,1 25
Естественно-научная лит-ра 0,5 0,8 3,9 4,5
Техническия лит-ра 3,1 4,3 12,2 9,6
Сельско-хозяйственная лит-ра 1,7 1,8 1,4 1,2
Медицинская и спортивная лит-ра 3,0 3,1 4,7 4,2
Литература по образованию культуре и СМИ 44,1 40,6 17,2 17,5
Художественная литература 14,2 16,0 18,5 18,9
Детская лит-ра 22,8 20,8 15,3 13,9
Прочее 1,5 1,6 4,7 5,2

60,5% московских издательств по итогам I полугодия 2014 г. существенно превысили средний индекс потребительских цен по группе «непродовольственные товары», который, согласно расчётам Росстата, в июне 2014 г. составил 102,9% к декабрю 2013 г.. Средневзвешенный показатель отпускной (издательской) цены в московском регионе в I полугодии 2014 г. Находился на уровне 111,81 руб. (+3,01% к I полугодию 2013 г.). Инфляция в московском регионе с декабря 2013 г. (без учёта рождественского всплеска продаж) по июнь 2014 г. Составила 103,84% в целом по книжному массиву.

В целом государственная статистика выпуска печатных изданий (РКП) за I полугодие 2014 г. свидетельствует об определённом нарастании монопольных тенденций в книгоиздании Москвы, отводя пятёрке ведущих издательств 32,24% по числу выпущенных названий и 49,04% суммарного тиража общего московского выпуска (в аналогичный период 2013 г. — 30,15 и 41,47% соответственно, рис. 3).

Доли ведущих сздательств Москвы

Аналогичные тренды подтверждают и данные о продажах на территории Москвы в I полугодии 2014 г. Если в январе — июне 2013 г. на ТОП-20 издательств приходилось 53,3% оборота московской книжной розницы, то в январе — июне 2014 г. их доля выросла до 60,4%. В прогнозных значениях по итогам 2014 г. суммарная доля столичного рынка у пятёрки ведущих игроков составит 47,6% (в 2013 г. — 38,8%; в 2012 г. — 40,4%). И это не предел. В полной мере результаты процессов слияния, которые сегодня наблюдаются в издательском бизнесе, проявятся лишь к 2017–2020 гг. Пока же жёсткого давления на рынок со стороны новообразованной группы «ЭКСМО» — «АСТ» — «Дрофа» — «Вентана-Граф» не наблюдается.

Наиболее реалистичный сценарий развития событий в 2015–2016 гг. предполагает усиление монополистических трендов рынка, а также постепенное переключение на альтернативные классическим магазинам каналы сбыта. И московский книжный рынок как органичная часть российской книжной отрасли фактически продублирует эти тренды.

По состоянию на I полугодие 2014 г. основными каналами продаж книжной продукции в Московском регионе остаются традиционные книжные магазины. На них приходится от

30 до 57% суммарной реализации ведущих издательств Москвы. Доля же цифровой дистрибуции в структуре реализации московских издательств не превышает 2,5%. Распределение по количеству объектов иллюстрирует рис. 4.

Доли различных форматов

Ритейл

По состоянию на сентябрь 2014 г. на территории Москвы насчитывалось 226 специализированных на продаже книжных изданий (более 60% торговой площади под книги) стационарных торговых объектов. Расчётный показатель обеспеченности населения Москвы книжными магазинами составляет 1 : 51259 (или один магазин на 51 тыс. жителей). На фоне прошлого года (1 : 55000) этот показатель существенно улучшен благодаря открытию в 2014 г. новых магазинов под марками «Книжный Лабиринт» и «Читай-город». Но тем не менее Москва продолжает уступать по данному показателю среднему коэффициенту обеспеченности населения книжными магазинами в странах ЕС (один магазин на 5–6 тыс. жителей).

Суммарная торговая площадь, выделенная под книжные издания в Москве, составила 41 756 кв. м (суммарно по книжным магазинам, киоскам и FMCG-объектам).

География расположения книжных магазинов Москвы

Распределение книжных магазинов по «старой» Москве выглядит достаточно равномерно, исключая ЮВАО. Фактически четверть всех книжных магазинов (24,3%) сосредоточена в Центральном АО Москвы, в то время как в районах за пределами МКАД присутствуют лишь единичные объекты.

Суммарная торговая площадь книжных магазинов Москвы в 2014 г. составила 56 530 кв. м. При этом книжная продукция занимает от 30 до 90% площадей, в обороте — 33–85%. Разброс значений достаточно высок даже в пределах одной сети. И если в региональном ритейле в 2014 г. наблюдалось возвращение к книге, то для магазинов Москвы процесс замещения книжной продукции другими товарными группами продолжается. Это касается даже тех магазинов, которые до последнего момента оставались преимущественно книжными. Средневзвешенный показатель долевого участия книги в канале независимой офлайн-розницы Москвы на I полугодие 2014 г. составил:

- 66,70% площади торгового зала (средний показатель по России — 70,96%);

- 65,15% оборота книготоргового предприятия (средний показатель по России — 70,75%).

В 2014 г., как и в 2013 г., книготорговые предприятия Москвы в массе своей были ориентированы на ускорение оборачиваемости книжных товарных групп и активно работали с плавающей наценкой в диапазоне 50–150%. Коэффициент наценки зависит от тематической группы, ликвидности товара (бестселлеры), условий поставщика и сезона продаж. В 2014 г. в ассортимент московских книжных магазинов ежемесячно включались 2800–3600 новых наименований, а средняя цена книжного предложения составила 342,75 рубля (+8,4% к уровню 2013 г.). В целом эта динамика обусловлена преимущественно ростом цены поставки, а не изменениями в ассортиментной матрице магазинов или коррекцией наценки. Средняя цена реализованного издания (293,17 рубля) в этом канале существенно ниже заявленного предложения, но, тем не менее, она демонстрировала положительную динамику (+2,17% к I полугодию 2013 г.). Впрочем, в последние три года для столичной (традиционной) книготорговли, как и для региональных книжников, актуален тезис «цена играет существенную роль в выборе книги потребителем».

Важное место в структуре ритейл-карты московского рынка печатной книги занимает интернет-канал — интернет-магазины книжного профиля (прежде всего OZON.ru, «Лабиринт», READ.ru, My-shop.ru. По данным социологического опроса (сентябрь 2014 г.), 21,63% москвичей, приобретающих печатные книги с разной периодичностью в течение года, пользовались для этого услугами интернет-магазинов. Причём по сравнению с показателями 2013 г. аудитория приверженцев интернет-покупок выросла двукратно (с 10,8 до 21,6%).

Согласно экспертной оценке, объём интернет-продаж печатных книг в Москве в I полугодии 2014 г. составил 2,2–2,5 млрд рублей при темпах роста на уровне +4–5% к аналогичному периоду прошлого года.

По состоянию на 2014 г. все издательства Москвы используют интернет-канал в качестве одного из направлений сбытовой политики, но далеко не все сотрудничают со специализированными дистрибуторами, ограничиваясь возможностями собственного сайта. Большинство крупных и средних издательств с внушительными оборотами достаточно консервативны: интернет-продажи не превышают в среднем 2–18% объёма реализации этих издательства в столице («Росмэн» — 7%, «АСТ» — 15%, «Рипол Классик» — 3,7%, «Олма Медиа Групп» — 20%, «Эгмонт» — 2%, «Азбука-Аттикус» — 18%).

По прогнозам экспертов, в структуре каналов книгораспространения РФ, в том числе и для Московского региона, возрастёт значимость нетрадиционных торговых площадок — супермаркетов потребительского (и прежде всего «детского») ритейла, а также интернет-магазинов различного профиля. И напротив, продолжит снижение доля объектов киосковых сетей при параллельном постепенном развитии канала традиционных книжных магазинов в формате «шаговой доступности».

Цифровая дистрибуция

В2С-рынок цифровой (электронной текстовой и аудио) книги в Москве пока слишком компактен и суммарно в годовом исчислении по итогам 2014 г. не превышал 400 млн рублей (или 1,7% книжного рынка Москвы). Хотя, безусловно, оптимизма добавляют результаты социологического опроса посетителей книжных магазинов Москвы, проведённого в рамках мониторинга. В сентябре 2014 г. в скачивании электронных книг из Интернета «сознались» 24,4% москвичей, в то время как доля скачиваний в аналогичном опросе 2013 г. составляла лишь 5,2%. Аудитория читателей электронной книги в Москве растёт, но всё же, по словам Генерального директора «ЭКСМО» — «АСТ» О.Е. Новикова, «пока электронный формат является в большей степени активной маркетинговой акцией по возвращению людей к чтению и слабо монетизируется…»

К сдерживающим факторам развития рынка цифровой книжной дистрибуции можно отнести:

- очевидную монополию в сегменте В2С-продаж (успех любой новой закрытой платформы в России зависит от поддержки монополиста по объёму портфеля электронных авторских прав — «ЭКСМО» / «ЛитРес»);

- сокращение инфраструктуры, уход с рынка сильных игроков (в 2014 г. прекратили заниматься электронными книгами компании Wexler и OZON);

- заниженную оценку бизнес-возможностей цифровой дистрибуции владельцами авторских прав.

В 2011–2014 гг. в Москве средняя цена на электронные книги в три раза проигрывала цене бумажного аналога и по состоянию на I полугодие 2014 г. составляла 84,8–110,5 рубля при отрицательной динамике (– 4,3%) на фоне I полугодия 2013 г.

Источник: www.unkniga.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Владимир Сорокин, писатель:

Наблюдение за этим процессом необъяснимым образом меня расслабляет и помогает пополнить запасы энергии. Источник

Ирина Балахонова, гл. редактор издательства «Самокат»:

Люди вокруг живут трудно. И им хочется книг, которые создавали бы у них ощущение комфорта. Они совершенно не желают переживать напряжение еще и во время чтения. Они хотят, чтобы книги их развлекали. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Бобтейл Тамерлана» Сергей Скляров

Сны лучше не контролировать. Гонится за тобой чудовище, стреляют в упор враги, или вдруг проваливаешься и летишь в пропасть,- никогда не задумывайся над причинами и последствиями этих грез. Тогда, скорей всего, сон забудется сразу по пробуждении.

«Чкалов» Алексей Рыков

В поисках очередной идеи я пролистывал военные журналы. В журнале “Звезда” мне попалась статья c кричащим заголовком “Гибель Чкалова - преднамеренное убийство”. В ней, её автор - Вадим Никонов, излагал истинную суть дела гибели легендарного лётчика. Хоть эта статья и не отвечала критериям моего поиска, я начал её читать и не заметил,...

Литература в картинках

Не самое интересное происходит в книге Посмотреть полный размер

Не самое интересное происходит в книге

Мешает какой-то умник? Дайте ему книгу и займитесь делом ;) Автора картинки нам, к сожалению, выяснить не удалось.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Поэты рассказывают, как они пишут свои стихи

Поэты рассказывают, как они пишут свои стихи

Процесс создания стихов часто кажется чем-то средним между магией и случайностью — на самом же деле все гораздо интереснее. «Афиша Daily» продолжает расспрашивать современных поэтов о том, как, где и зачем они пишут стихи.

Не только страна Нарния. Каким мы еще не знаем Клайва Стейплза Льюиса

Не только страна Нарния. Каким мы еще не знаем Клайва Стейплза Льюиса

29 ноября, исполнилось 120 лет со дня рождения Клайва Льюиса. На улице его родного североирландского Белфаста сейчас стоит памятник с узнаваемым сюжетом: писатель открывает дверь платяного шкафа, приглашая всех нас вслед за героями его сказок заглянуть в созданный им мир.

Об академических орфографических ресурсах в интернете

Об академических орфографических ресурсах в интернете

Специалисты Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН разработали три веб-ресурса, отражающих современную орфографическую норму 200000 слов.

Литература в цифрах

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

85 %

Доля оставшаяся от Татьяны Толстой в сборнике ее прозы переведенной на английский язык Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

К родине склоняясь головою

Национальный писатель стоит в центре бед своего народа и говорит его голосом. Народ и государство – не одно и то же. Государство (система власти, «машина для подавления») и начальство (правящий класс) – не одно и то же. Национальные писатели будут всегда, поку...

О художественности

Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Алексей Иванов закончил новый роман

Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Русская проза глазами доктора Хауса

«Мы не врачи, мы боль», утверждал классик.
Тем не менее, легко найти аналогии между медицинскими и литературными специальностями.

Литература и сгущёнка

«Пища духовная», «литературный фастфуд», «лавбургер (с кровью)», «проглотил книгу за пару часов»… Всё это, конечно, страшная пошлятина. Людей, которые говорят «вкусная деталь», нужно сечь розгами. Однако прав писатель, сравнивший мир с супермаркетом. Современное литературное поле уж точно ...

Интервью

Литературные мероприятия

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Современная перуанская поэзия в Библиотеке иностранной литературы

Выставка организована по случаю 100-летия выхода в свет «Черных герольдов», сборника стихов Сесара Вальехо, возможно, са...

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Проект рассказывает про историю творческого объединения ЛЕФ, возникшего в 1923 году, главными принципами ...

Новости издательств

Видео

Новости книжных магазинов

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс открыт для всех столичных магазинов, независимо от размера торговой площади и товарооборота. Участниками ко...

Рецензии на книги

5 коротких рецензий на заметные фантастические книги осени

5 коротких рецензий на заметные фантастические книги осени

Рецензия на книгу «Доплыть до грота» Татьяны Михеевой

Рецензия на книгу «Доплыть до грота» Татьяны Михеевой

Конечно, эта книга – не о среднестатистических подростках. О самых лучших из них. Тех, которые чувствуют эту жизнь во всей ее полноте. И от этого им тяжело ее проживать. Так тяжело, что они бросаются навстречу ей, не помня себя. Они не могут иначе. И оттого он...

Рецензия на книгу «Пищеблок» Алексей Иванова

Рецензия на книгу «Пищеблок» Алексей Иванова

Предыдущий роман Алексея Иванова, масштабный по замыслу и блестящий по исполнению «Тобол», очевидно, кроился по лекалам роскошного телесериала в лучших традициях канала HBO. Новая же книга писателя, «Пищеблок», напротив, наводит на мысли о бюджетной отечествен...

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Повесть-сказка Ксении Букши похожа на «Затоваренную бочкотару» (ровно полвека их разделяет): тоже прихотливо ритмизированная проза, такие же фантазии, гиперболы сны, набор типических персонажей с неимоверными монологами и биографиями, метафора и энциклопедия р...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kn...

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда, с которой познакомился по переписке. Ещё до появления массового Интернета, ...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

Мнение Валерия Румянцева

Дождёмся ли мы нового Достоевского?

Анализируя современный литературный процесс,  большинство критиков, каждый на свой лад, «мусолят» шедевры (так и хочется это слово взять в кавычки) 25-30  литераторов, имена...

Где же новые Гоголи, Щедрины и Крыловы?

Когда Н.А. Некрасов принёс рукопись «Бедных людей» В.Г. Белинскому, восклицая с порога: «Новый Гоголь явился!», великий критик  скептически заметил: «У вас Гоголи-то как грибы растут», но и ...

Сон в зимнюю ночь

Интересный сон приснился мне сегодня. Будто нахожусь я в Москве возле Большого театра, где проходит Всероссийская конференция писателей и читателей на тему «Есть ли будущее у русской литературы?». И с...

Народ и власть в поэзии сопротивления

Тему народа и власти в русской поэзии мы  встречаем у Г.Р. Державина и В.А. Жуковского, но с новой силой она «зазвучала»  в творчестве А.С. Пушкина. Не будем цитировать его многочи...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина