Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

О Глуховском не лестно

О Глуховском не лестно 04.09.2015

Совершенно нечего сказать о его личности. Это не злодей акунинского масштаба, не интеллектуал вроде Быкова, не даже похабник, как Сорокин. Человек без лица. Глина. И пыхтит как паровоз,  и статейки мерзкие пописывает, и честолюбие зашкаливает, а характера нет

Вот написал его имя и минут двадцать просидел перед монитором. А потом поймал себя на мысли, что совершенно нечего сказать о его личности. Это не злодей акунинского масштаба, не интеллектуал вроде Быкова, не даже похабник, какСорокин. Человек без лица. Глина. И пыхтит как паровоз,  и статейки мерзкие пописывает, и честолюбие зашкаливает, а характера нет. Даже облик рыхлый, с лица его студень есть можно. А человек без харизмы, но с амбициями – это страшный сплав. Такой ни перед чем не остановится.

Разберём его «Рассказы о Родине». С точки зрения формы это стопроцентная калька с раннего Пелевина. Ну, помните его рассказы «Происхождение видов», «Хрустальный мир», «Проблема вервольфа в средней полосе» и прочие 90-х годов. Качество сейчас не сравниваем, тут разные весовые категории, говорим только о форме.  Типовой постмодернизм в беллетристической упаковке. Вообще отсылки к Пелевину прорываются и на уровне содержания. Взять хотя бы рассказ «From hell». Престарелый учёный в геологической экспедиции пробуравливает дыру в преисподнюю. Но заявить об открытии ему никто не даёт, потому что «Газпром» давно уже заключил контракт с дьяволом. Тут прямая аналогия со «Священной книгой оборотня». О плагиате заявлять слишком громко, но откуда ноги растут, в принципе, понятно. На фоне разговоров Глуховского о том, что Пелевин, мол, давно исписался, потерял форму и вообще надел а себя карнавальную маску, это смотрится достаточно цинично. Как напиться воды из колодца, а потом плюнуть в него. Цинизма вообще в книге хватает.

В рассказе «Чё почём» повествуется о нелёгкой судьбе таджика, который строит небоскреб в столице и не знает, что его работодатели давно уже продали его на органы. «Крышует» это дело генерал ФСБ и вообще Сам (местоимение произносится шёпотом, глаза закатываются, указательный палец вверх) дал добро на этот бизнес. Лишь бы откаты шли исправно. Дело даже не в мерзости сюжета, не в оценках. Это элементарное отсутствие моральных границ. Всё дозволено. Автор не понимает, что текст моментально теряет  вес. Безальтернативность оценок – самый верный путь к уничтожению художественной правды. Вся конструкция начинает плыть в вязком омуте авторских суждений. Как в старом анекдоте, есть только два мнения: моё и неправильное. Читателя спасает отсутствие глубины в «Рассказах о Родине». Омут хиленький, по пояс будет. В таком не утонешь, но выпачкаешься изрядно.

Отдельно стоит остановиться на описаниях действительности. «Пыль, грязь и камень», «слякотная, задымлённая Москва», «прохудившееся московское небо», «проклятый иркутский аэропорт». Реальность в России окрашена в обязательные чёрные краски, и в этой реальности воруют, пьют, пилят деньги, убивают, насилуют, упиваются властью. Коннотация Родины в сознании автора носит исключительно негативный характер. Страна рабов, или, как он выразился в одной из статей, «терпил». В противовес, к примеру, просвещённой Франции (рассказ «Utopia»). Собственно, всё ожидаемо, ничего нового. Удивляет цинизм и наглость. Пора бы привыкнуть, наверное, но каждый раз удивляешься таким людям. Ядовитая желчь распирает их изнутри, и они напитывают ею текст. Это, наверное, позволяет им самим не захлебнуться, но остальные-то здесь при чём? Ещё в их среде есть элемент соревнования: кто больше помоев на страну выплеснет? Глуховский если не побеждает, то прочно вырывается в лидеры.

Мне иногда кажется, что такие писатели вытаскивают грязь из своей души и переносят её на бумагу с единственной целью: не выдержат нормальные люди, предложат сжечь этот словесный мусор. И тогда они восторженно закричат: «Вот! Фашисты! Я же говорил, это страна палачей! Они уже сжигают книги!»… И прочее в этом духе. Не надо давать им такого шанса. И книги, конечно же, жечь нельзя, даже такие, как «Рассказы о Родине» Глуховского. Если мы начнём это делать, то перестанем отличаться от всей этой своры. Опустимся до уровня шнырей, где они задавят нас своим опытом.

Что же делать с такими книгами? Ну, во-первых, выводить их на чистую воду и называть вещи своими именами. Ведь не Европу просвещённую они любят,– они Россию ненавидят. И понимать это надо совершенно отчетливо. Во-вторых… Можно под ножку стола подкладывать, чтобы не шатался, можно в макулатуру сдать. Ненужной книге применение всегда в хозяйстве найдётся.

Это что касается «Рассказов о Родине».

Теперь поговорим о Глуховском-публицисте. Здесь, в общем-то, тоже никаких открытий. Площадку предоставляет «Сноб» и прочие либеральные издания. И наш герой пера старается изо всех сил оправдать оказанное доверие. Разве что потоки желчи становятся гуще и откровенней. Всё та же безальтернативность суждений, ярлыки, и ненависть, ненависть… Как он живёт-то со всем этим? И названия статей какие говорящие: «Собачья жизнь», «Терпилы», «Пускай сдохнут», «Жить по лжи», «Российское внешнеполитическое бл*дство»… Злоба распирает его, как вздувшуюся на солнце консервную банку. И не надо строить иллюзий, не надо оправдывать Глуховского, что, мол, в его картине мира смешаны понятия Родины и государства. Не смешаны. Просто страна для него не живой организм, плоть от плоти которого ты являешься, но мёрзлая территория, населённая серыми, глупыми и пьяными людьми. Он не видит страны, не чувствует её, не слышитбиение её сердца. Родина не болит у него в груди. Там, скорее всего, есть чему болеть, но к душе это не имеет отношения.

Прогнозист из Глуховского скверный. Вот пишет он: «Пока Иран продолжает исподтишка готовить Апокалипсис, а Асад бьётся с оппозицией, пока ситуация непрогнозируема, нефть не подешевеет». Ущипните меня, чтобы я проснулся. Ситуация на Ближнем Востоке только ухудшилась, а нефть упала в цене уже давно. Но не надо думать, что это сознательная ложь и подтасовка фактов. Всё дело в невежестве. Глуховский очень хочет считать себя экономическим и политическим экспертом, но, как говорят в России, «тяма не хватает».

В недавней статье для немецкого журнала «Focus» Глуховский сравнивает современную Россию с фашистской Германией. Что ж, тема для немцев больная, конъюнктура угадана верно. Автор пугает немецких читателей колясками из Бикенау, которые в скором времени заполонят всю Россию. Это вообще беспроигрышный ход: не можешь написать по существу – сравнивай с Гитлером,да чем грязнее, чем ужаснее будет сравнение, тем лучше. И кочует эта стратагема из одной статьи в другую, прогрессивные литераторы воруют её друг у друга, подают под разным соусом, но если честно, то уже подташнивает от такой топорности.

Что-то испорчено в таких людях. Какой-то генетический сбой. Не знаю, чем это объяснить. Пытаюсь разобраться, но ответа всё нет. В конце концов, не важно, какие у тебя убеждения. Любовь к Родине выше политических платформ. Но вот в чём штука, есть генерал Деникин, отказавшийся от сотрудничества с фашистами, и есть генерал Власов, с радостью возглавивший РОА. Когда ненависть к государству оказывается сильнее любви к Родине – это психическое расстройство. Это совершенно очевидный душевный изъян. Так становятся предателями. Или шнырями.

В конечном итоге, всё вытекает из отношения к Родине, к стране: ты для неё, или она для тебя? И ответ на этот вопрос в наше время разделяет людей на патриотов и либералов. Разделение это уже давно набило всем оскомину и превратилось в клише, но пусть каждый задаст себе этот простой вопрос и честно на него ответит. Потому что мера вещей – только ты, читающий этот текст.

Автор: Дмитрий ФИЛИППОВ,

Источник: Литературная Россия


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Сергей Оробий: «Пушкин и Белкин»

В гостиной сидели двое: хозяин дома — смуглый, кучерявый тип с насмешливо-надменным лицом, и его гость — суетливый низенький господин в поношенном сюртуке.

— Помилуйте, Александр Сергеевич, — прижимая пухлые руки к груди, говорил господин в сюртуке. — Я продал вам пять блестящих сюжетов и достоверно знаю, что вы уже готовы их напечатать в дорогом столичном журнале. Тем не менее денег за них я еще не получил.

— Как же не получили, Иван Петрович? — лениво протянул хозяин. — Сто рублей были уплачены вам полгода назад, о том и расписка имеется.

читать далее...

Публикуйте свои рассказы и стихи на lit-ra.info

Литература в картинках

Книги - как инструмент расширения фантазии Посмотреть полный размер

Книги - как инструмент расширения фантазии

Автор, к сожалению, нам не известен. Источник. А вот за потребление конопли сажают в тюрьму, хотя научно-подтвержденных данных о ее вреде, оказывается, нет. Подробнее на комиссия-по-конопле.рф

Любопытное из мира литературы

Речь лауреата Литературной премии «Новые горизонты» Эдуарда Веркина: До горизонта и направо

Речь лауреата Литературной премии «Новые горизонты» Эдуарда Веркина: До горизонта и направо

Немалая часть действующих литературных премий обращаются все же к будущему. Задачей своей эти премии ставят открытие молодых да талантливых с последующим превращением в завтрашних классиков, прокладыв...

АРЗАМАС представил Хрестоматию андеграундной поэзии

АРЗАМАС представил Хрестоматию андеграундной поэзии

Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях советского литературного подполья 1960–80-х годов: кто они, чем жили, как писали, на кого повлияли, что у них читать — и з...

Самая популярная статья в «КИБЕРЛЕНИНКЕ»: Виды проституции в современном российском обществе

Самая популярная статья в «КИБЕРЛЕНИНКЕ»: Виды проституции в современном российском обществе

КиберЛенинка — это научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный ...

Шукшин, Прилепин и пародии на Гарри Поттера

Шукшин, Прилепин и пародии на Гарри Поттера

О новом комплекте учебников по литературе для 5–9-х классов.

Что читали москвичи в августе? Рейтинг взрослой литературы

Что читали москвичи в августе? Рейтинг взрослой литературы

Эти произведения уже долгое время на самых первых строчках. В Библиотеках Москвы вы можете взять все эти книги бесплатно.

Литература в цифрах

215 лет

прошло после смерти Александра-«бунтовщик похуже Пугачева»-Радищева. Источник

50 лет

Возраст, в котором руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский понял, что книжный мир – это одна из самых надежных платформ, которые существуют в его жизни Источник

3

На этой по счету минуте Светлане Алексиевич стало понятно, что это не интервью, а перебранка. Источник

Прямая речь

Юрий Буйда, писатель:

Разумеется, писателя там любят, сводят его с читателями и журналистами, но он там присутствует в роли коровы на съезде ветеринаров, которые не должны забывать, как корова выглядит... Источник

Эдвард Радзинский, писатель:

Нет, у меня очень много потребностей в быту, но никак не доходят руки до их воплощения в реальность. Я являюсь, наверное, самым ленивым по жизни человеком. Источник

Колонка Сергея Морозова

И все-таки ее нет

И все-таки ее нет

Литература у нас есть, читателя нет – пишет в «Российской газете» Павел Басинский. Заявление, конечно, абсурдное. Нет читателя, нет литературы. Литература без читателя называется очень просто – графомания. Вольно или невольно Басинский констатировал главную беду нашей так называемой словесности. Книжки у нас пишут не для читателя, а так, вообще, потому что руки есть, и программа Word, надо же в ней что-то делать.
Впрочем, даже в самом сетовании на нехватку читательского внимания есть нечто позитивное. Ну, наконец-то, хоть кто-то вспомнил о главном участнике литературного процесса. А то все сами да сами.

Критика ниже критики

Говорят, в критике нынче большие изменения. Раньше ходили сумрачные мужики с вилами и подымали на них зазевавшихся и нерадивых авторов на раз-два. Теперь времена иные. Критики – дамы, приятные во всех отношениях. Вместо стонов и криков страдающих авторов сплошная читательская радость, нескончаемый позитив.
«Скушай книжечку! Вот эту за маму, а эту за папу! О, какой умничка! Дай я тебя по головке поглажу!»
Вместо жесткого армрестлинга  критика и автора детский сад для младшей читательской группы. «А теперь, ребята, мы с вами почитаем интересную книжечку, которую написал один дядя! Садитесь поудобнее и слушайте!»

Колонка Сергея Оробия

Радищев - русский Гришэм

Радищев - русский Гришэм

В рецензии на прошлого Макьюэна («The Children Act») я рассуждал о том, что у нас нет такого жанра - «юридический триллер», нет своего Гришэма. Мол, у нас если и возникает тема закона, то в компании с благодатью, если и возникает тема суда, то – шемякина: реальность такая. Потом понял: как, по словам Льва Данилкина, любой экшн у нас - экшн по Евангелию, так и русский санспенс-триллер - не про земной суд, а про Страшный. Более того, тут речь о целой закономерности.

Наркобарон на все времена

Если и писать о чем-то, то о действительно важных вещах. Вы, конечно, помните, что именно в этот день, 8 сентября, Уолтер Уайт отпраздновал свое 50-летие, не подозревая, что на следующий день у него начнется совсем другая жизнь.

Книги не для всех

Нынче критик должен советовать книги адресно, определенным читательским аудиториям, и в конце пятистрочной рецензии обязательна пометка: «для всех», «для интеллектуалов», «для любителей поржать». Предлагаю другую шкалу оценки: «книга не для…»

Интервью

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Теперь в «Подписных изданиях» два зала, два балкона, много мест для чтения и работы и одна любовь — книги. Приходите к ним в гости, они очень старались сделать ...

Лучшие книги июля

Лучшие книги июля

По версии ЛитРес – мегамаркета электронных книг №1 в России.

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Только для держателей клубной карты в эти дни с 9.00 до 22.00 действует скидка 25%.

Литературные мероприятия

25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

О произведениях Уильяма Фолкнера обычно вспоминают в контексте американского Юга, но в этот раз мы поговорим о его новеллах, посвя...

22 сент. «Рассказы про меня» — совместный проект Редакции Елены Шубиной и ресторана ДОМ 12

В проекте примет участие Денис Драгунский  —  известный прозаик, журналист, блогер, мастер короткого, энергичного рассказа, объем ...

19 сент. Клуб «Связующая нить»

Открытие нового клубного сезона 2017/18. Тема вечера – «Бабайки литературного института».

Встречи с писателями

21 сент. Дмитрий Быков

Дмитрий Быков представит свою новую книгу «Июнь».

22 сент. «Рассказы про меня» — совместный проект Редакции Елены Шубиной и ресторана ДОМ 12

В проекте примет участие Денис Драгунский  —  известный прозаик, журналист, блогер, мастер короткого, энергичного рассказа, объем ...

19, 20 и 25 сент. Леонид Парфёнов

В ходе встречи Леонид Парфёнов представит свою новую книгу «Намедни. 1931-1940. Наша эра», ответит на ваши вопросы и проведёт авто...

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

 21—22 сентября пройдёт Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи» (Молодёжная литература и молодёжное чтение)

21—22 сентября пройдёт Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи» (Молодёжная литература и молодёжное чтение)

Участникам предстоит не только вычленить понятие «молодёжная литература» и разобраться в том, что оно включает, понять, ...

 25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

25 сент. Лекция: «Уильям Фолкнер: На войне как на войне»

О произведениях Уильяма Фолкнера обычно вспоминают в контексте американского Юга, но в этот раз мы поговорим о его новел...

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

14 сентября Гриша Пророков — журналист, создатель видеоблога Blitz and Chips, в котором он проблематизирует феномены поп...

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

Участвуют поэты и писатели: Глеб Шульпяков, Дмитрий Тонконогов, Вадим Муратханов, Ганна Шевченко, Мария Максимова, Елена...

Новости издательств

Новинки издательства «Планж». Осень-2017

Новинки издательства «Планж». Осень-2017

Жанры новинок разносторонние: роман о путешествиях, философско-фантастический роман, бизнес-роман, психологический роман, современ...

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

Информация о новом издательстве размещена на сайте АСТ и выдержана в игривом тоне: «Малыш Винки хочет все успеть. Ему важно, чтобы...

Медиа агентство «Творческие решения»: новые дорожки к читателям

Медиа агентство «Творческие решения»: новые дорожки к читателям

Издать книгу сегодня не проблема: множество издательств предлагает размещение книг по принципу print-on-demand, существуют десятки...

Издательство Ивана Лимбаха: В Москву приезжает автор «Провансальского триптиха» Адам Водницкий

Издательство Ивана Лимбаха: В Москву приезжает автор «Провансальского триптиха» Адам Водницкий

6 сентября в 18.00 презентация книги пройдёт в Литературной гостиной ММКВЯ на ВДНХ. Вход по билетам ярмарки.

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Загадочность женщины выдумана поэтами. Прекрасная незнакомка, «то ли девочка, то ли видение» - эстетически привлекательный образ, широко растиражированный во многих текстах, превратившийся в нечто унылое и избитое. Инерция восприятия столь велика, что «Переход...

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

В Великобритании выход «Белгравии» Джулиана Феллоуза, создателя «Аббатства Даунтон», с самого начала был обставлен разнообразной мультимедийной «заманухой», в которой некоторые англоязычные критики разглядели долгожданный прорыв книгоиздательства в XXI век. Ка...

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

В основе «Поста» лежит очень важная и страшная тема — самоубийство. Мы никогда не задумываемся, что творится в душе у окружающих нас людей. Даже самые близкие, те, с кем мы живем под одной крышей, таят свою боль, помыслы, желания глубоко внутри себя.

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

События приводят нас в небольшую скандинавскую деревушку. В одном из домов обнаруживают убитую женщину, которая еще в подростковом возрасте перестала говорить. За пару лет до этого в этом же доме был зверски убит ее отец. Через неделю в соседском доме пропадае...

Детская литература

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

АСТ сообщила о создании новой детской редакции «Вилли Винки»

Информация о новом издательстве размещена на сайте АСТ и выдержана в игривом тоне: «Малыш Винки хочет все успеть. Ему важно, чтобы дети слушали и читали перед сном чудесные сказки и зас...

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль пройдет с 11 по 30 сентября 2017 года в Центре Британской книги (Санкт-Петербург). В программе — выставка рисунков Квентина Блейка (друга и иллюстратора Даля), квесты, мастер-...

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

По версии Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в самом расцвете старушечьих сил, можно сказать, и крякнула. Казалось бы, семьдесят три всего – в трамвае хоть с пяти утра на костылях фехтуй, скамейки под домом на вылет проперживай, а по выходным хрючево для внука кашеварь – не жизнь, а малина. И тут такая неприятность с косой… далее...

«Январь» автор Нематрос

Антон сделал музыку громче и выбросил бычок в окно. Погода была ясная и ветреная. «Мороз и солнце…», - процитировал он мысленно Пушкина и оперативно поднял стекло, пока ледяной воздух не наполнил салон. Виктор на заднем сиденье дегустировал пиво, а Валерий Робертович на переднем ковырял в носу. Валерием Робертовичем он был только по паспорту, а по жизни – Валера-Дрыщ. Впрочем, сопли свои он не растирал по салону, а аккуратно упаковывал во влажные салфетки  и скалдировал в бардачке. далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

Ищете бета-ридера? Я тот, кто вам нужен!

Предлагаю писателям услуги бета-ридера. Стоимость - 1 а.л. = 400 р. Работаю по предоплате в 50% от полной стоимости. далее...

Отдам Пелевина и Рубину

С вас чашка кофе в кафе. Если Вы девушка - кофе с меня ;) далее...

Продам две монографии Лукова В.В.

Предотвращение террора «сверху» и «снизу» - тема двух монографий Лукова В.В. далее...

Государственный литературный музей ищет художника-графического дизайнера

Работа строго в офисе музея (метро Баррикадная) в указанное время. Удаленный доступ не рассматривается. далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина