комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Легенды и были Харуки Мураками

Легенды и были Харуки Мураками 13.05.2019

Харуки Мураками, пожалуй, один из самых известных и популярных японских писателей в России. Его романы и сборники рассказов расходятся огромными тиражами, он интересен читателю, и в особенности молодой читательской аудитории.

Харуки Мураками пишет с 1979-го года и до сих пор: в его библиографии множество романов, многие из которых стали сенсационными, а также повестей и сборников рассказов.

Хочу рассказать о двух его произведениях – знаменитом романе "Норвежский лес" 1987 года и сборнике рассказов или "городских легенд" "Токийские легенды" 2005 года. Эти книги разделяет несколько десятилетий, и они довольно показательны для анализа творческих поисков автора и совершенствования его художественного стиля.

Мураками всегда писал легко: он доступен, в каком-то смысле понятен и прозрачен для русского читателя, в сравнении с другими японскими авторами (например, с Акутагавой Рюноске или Юкио Мисимой).

Это не недостаток и не достоинство – это черта стиля и персональный выбор автора: быть таким, каким он считает нужным. В случае с иностранным читателем, многое зависит от грамотной работы переводчика. В российской литературе можно найти очень достойные переводы книг Х. Мураками, например, перевод А. Замилова, который и цитируется в данной статье.

В литературной критике можно встретить полярные мнения относительно японских традиций в произведениях Х. Мураками. Кто-то считает, что в его романах не осталось уже ничего японского, и пишет он исключительно европейскую прозу, а кто-то, и таких меньшинство, все-таки находит отголоски традиционного японского стиля в книгах автора.

На мой взгляд, Харуки Мураками – очень "японский" писатель, что не мешает ему писать сильно европеизированную прозу. Он говорит о тех же категориях, которые так близки японской классической традиции – Красота, Жизнь и Смерть. Но говорит несколько иначе. В его произведениях часто действие ведется от первого лица, и мысли героя постепенно перетекают в сбивчивый поток сознания, что сближает его прозу с истинно японским жанром эго-романа. В книге "Токийские легенды" Мураками иногда обращается к традиционной японской мифологии, к влиянию ёкай (слово, обозначающее практически все сверхъестественные существа японской мифологии и даже заимствованные из европейской) на жизни простых людей.

"Норвежский лес" - один из самых популярных романов Мураками, наравне с "Дэнс, Дэнс, Дэнс". Сам автор отмечал, что роман автобиографичен, и ему свойственно осмысление тех или иных событий путем записи на бумагу. Насколько автор правдиво говорит, судить сложно. Хотя в "Норвежском лесу" встречаются отголоски биографии Мураками. Действие происходит в 1960-х годах в Токио, главный герой и по совместительству рассказчик – студент Тоору Ватанабэ. Автор использует прием рассказа в рассказе, и в самом начале повествования читатель понимает, что, переживая происходящие в романе события через воспоминания, герой Ватанабэ пытается осмыслить, правильно ли он поступал в юности.

Круг действующих лиц в довольно объемном романе небольшой: главный герой, две девушки, к которым он испытывает чувства, Наоко и Мидори, близкий друг героя Нагасава и Исида Рэйко, важный второстепенный персонаж, пациентка той же клиники, в которой впоследствии будет лечиться Наоко. Такой ограниченный круг героев необходим для более полного раскрытия каждого из них, и еще акцентирует внимание на замкнутости и одиночестве самого Ватанабэ.

Название романа – это название песни "Битлз" Norwegian Wood. Музыку можно смело счесть еще одним ключевым персонажем романа – герои так или иначе постоянно с ней сталкиваются: поют под гитару, слушают джазовые пластинки. Какое-то время Ватанабэ даже работает в музыкальном магазине, а Рэйко, которая оказала важное влияние как на главного героя, так и на Наоко, в прошлом талантливая пианистка. Музыка обволакивает героев, помогает им справиться с собственными проблемами и переживаниями. А когда она затихает, обычно в романе происходят трагические события.

"Норвежский лес" нельзя назвать любовным романом, хоть отношения между героями составляют основную сюжетную канву произведения. Это роман об оттенках, иногда мимолетных, чувств, отношений, привязанностей и расставаний. Ватанабэ постоянно теряет кого-то из близких: сначала умирает его лучший друг, потом - его возлюбленная. Он остался бы один в этом мире, если бы не Мидори и одинокий рыбак на пристани. Смерть в японской литературе часто сопутствует нарушению гармонии, и данный роман не исключение.

Наоко, возлюбленная героя, лишилась душевного покоя и гармонии очень давно. Самоубийством покончили её первый возлюбленный (друг Ватанабэ), а потом и её сестра, с которой они были очень близки. Девушка не знала, как жить дальше, и не видела для этого никаких стимулов, зато смерть всегда манила её: "Смерть находится не на противоположном конце жизни, а лишь затаилась в ней".  "Да, смерть – это пустяки, - вторила Наоко. – Смерть – просто смерть. К тому же, здесь очень легко…".

Для Наоко жизнь закончилась уже давно, она стала ей не нужна после утраты близких, но Ватанабэ осознает это, лишь окончательно потеряв Наоко. Весь роман он пытается её спасти, вернув силы к жизни, но все его усилия остаются без ответа, и герой на протяжении романа пытается понять, почему так.

"Norwegian Wood" – любимая песня Наоко - проходит лейтмотивом через весь текст романа. В самом начале именно эта песня пробуждает воспоминания в Ватанабэ спустя много лет: "Едва самолет приземлился, погасло табло "Не курить", из динамиков тихо полилась инструментальная музыка. Оркестр исполнял "Norwegian wood" "Битлз". И эта мелодия, как всегда, разбередила меня". Автор как будто намекает, что если бы не эта мелодия, история Наоко и её близких не сложилась бы в цельный законченный рассказ. Норвежский лес – это роман о сложностях выбора, о судьбах, душевных переживаниях и, как ни странно, о музыке. Музыка в романе - то, что сопровождает, направляет и помогает героям в любых жизненных обстоятельствах.

Тема музыки, а в особенности джаза – одна из ключевых в произведениях Харуки Мураками. Она встречается как в раннем (романы "Дэнс, Дэнс, Дэнс", "К югу от границы, на запад от солнца"), так и в позднем творчестве автора (сборнике "Токийские легенды"). Герои Мураками, которые способны чувствовать джаз, вовлечены в его ритм, обычно становятся либо ключевыми в повествовании, либо оказывают на него значительное влияние. Ватанабэ, например, чувствует себя по-настоящему счастливым, работая в музыкальном магазине – в коллекции старых пластинок он находит своих любимых исполнителей и большую часть рабочего времени прослушивает их.

В более позднем творчестве Мураками намеки и симпатии автора перестают быть прозрачными и легко читаемыми, он начинает стремиться к максимальной объективизации повествования, насколько это возможно в художественном произведении. Музыка не до конца покидает книги писателя, но уходит на задний план, как будто скрывается от вездесущего внимания читателя.

В последние годы Харуки Мураками отдает предпочтение большим художественным формам, рассказы в 2000-х становятся редкостью в его библиографии. Тем интереснее рассмотреть один из последних сборников рассказов Мураками - "Токийские легенды".

Сборник, состоящий из пяти небольших рассказов, написанный в 2005 году, до российского читателя дошел только в 2010-м. К сожалению, новые книги Мураками в России переводят довольно неторопливо. Возможно, потому читатели ждут их с таким нетерпением. Истории, рассказанные в "Токийских легендах", между собой объединяет только место действия – Токио, в остальном они никак не пересекаются между собой.

Этот сборник довольно необычен в контексте творчества автора: обычно Х. Мураками использует материал реальной жизни: сюжеты его произведений развиваются в определенный промежуток времени, с реалистичными персонажами, с которыми читателю легко себя ассоциировать. При этом автор не делает упор на реализм. А в данном сборнике все наоборот. Мураками написал небольшое предисловие к "Токийским легендам", в котором подчеркнул реалистичный характер описанных в сборнике и историй и исключил даже минимальную возможность вымысла: "Почему я здесь появился? Просто подумал, что пришло время рассказать несколько странных историй, случившихся со мной в прошлом…  Считали, раз я писатель, то все мои истории в большей или меньшей степени – фантазии. Действительно, когда я пишу прозу, то занимаюсь сочинительством, на то она и проза. Но в остальное время абсурдных небылиц нарочно не выдумываю".

Но мистическое содержание некоторых рассказов, намек на присутствие и участие ёкай в них, да и название "Токийские легенды" отсылает читателя к мифологическим произведениям, отсутствие реализма в которых изначально не ставится под сомнение. Автор как будто иронизирует над собой и играет с читателем в игру "верю-не верю".

Сюжет каждой "легенды" можно уложить в две-три строчки, и, по сути, он не играет значительной роли. Все рассказы посвящены теме выбора, который может казаться незначительным, но в конечном итоге изменит всю жизнь. "Здесь призрак серфера, погибшего от зубов акулы, бродит по гавайским пляжам, благополучный отец семейства таинственно исчезает между двадцать четвертым и двадцать шестым этажом высотного дома…", - пишет издатель Алексей Пономарь. В каждом рассказе присутствует некая таинственная загадка, которую, как кажется, герой или героиня должны разгадать. Но персонажи Х. Мураками из раза в раз доказывают, что они никому и ничего не должны. У каждого из них в душе есть некая тяжелая нерешенная проблема, которая мучает их и не дает покоя.

Героиня рассказа "Бухта Ханалей" потеряла единственного сына. Во время серфинга на юношу напала акула и откусила ему голень на правой ноге, после чего тот скончался от сердечного приступа.  Как только Сати сообщили об этом, она впала в шок: ничего не видела, не слышала и не чувствовала. Она отправилась в бухту Ханалей, где сын погиб. На протяжении первой половины повествования Сати душевно страдает, но её мысли работают в довольно странном ключе. Спустя некоторое время мы понимаем, что героиня никогда не была близка с сыном, у них были далеко не лучшие отношения. Иногда Сати даже ловила себя на мысли, что она не слишком-то сильно сына любит. Но осознание потери всколыхнуло в ней все чувства. Приезжая в бухту каждый год и смотря на море, она как будто заново выстраивает отношения с сыном.

Сати принимает смерть сына, но не менее важно, что она принимает и его уже закончившуюся жизнь. Постоянные тревоги, осмысливания того или иного поступка отпускают её. В самом начале рассказа, во время опознания трупа сына в участке, полицейский произносит ключевую фразу всего рассказа: "Для вас это, несомненно, очень горький опыт, но по возможности старайтесь думать так: "Сын вне какой-либо связи с причинами, гневом и ненавистью вернулся в лоно природы".

При этом Мураками не заканчивает рассказ на принятии себя и сына героиней, он добавляет таинственности в уже, казалось бы, законченную историю: несколько других серферов в той же бухте стали часто видеть одноногого молодого серфера-японца, который то внезапно появляется на пляже, то исчезает. Автор не говорит, призрак ли это, он лишь указывает на явление. А герои, как и читатели, могут догадываться сами. Объяснений автор не дает: это бы разрушило атмосферу таинственности, окутывающую финал "Бухты Ханалей".

Все остальные рассказы построены по тому же принципу: драматичное событие, душевные терзания, попытка решения и мистическое явление. В "легенде" "Где бы оно ни нашлось" мы узнаем историю мини-расследования частного сыщика, который, как иронично подчеркивает автор, в первую очередь, не может найти гармонию внутри самого себя. Ему предстоит отыскать мужчину, который спустился по лестнице к матери на двадцать четвертый этаж, и на свой, двадцать шестой, уже не вернулся.

В этой истории нет никаких предпосылок, мотивов, улик, свидетелей – человек был и резко пропал. Вернувшись домой через две недели, он не смог вспомнить, что произошло и где он был. Но детективу это и неважно: в процессе исследования лестничного пролета дома он встречался с самыми разными людьми, то с глубоким старцем, то с маленькой девочкой. У каждого персонажа тут своя жизненная философия, даже у ребенка. Именно его слова становятся отправной точкой в новой жизненной главе героя, который уже давно утратил вкус к жизни: "Одним словом, нужно искать дверь, или зонтик, или пончики, или слона… или что-то в этом роде, так?".

Детская непосредственность, живой неподдельный интерес к окружающему миру и постоянный поиск чего-то нового и удивительного – это те качества и стремления, которые герой когда-то утратил, но не безвозвратно. Его путь, как подчеркивает автор, еще впереди.

Харуки Мураками любит играть с читателем: вести его разными путями, иногда длинными и ложными, ему нравится добиваться истины тернистыми тропами. Его герои и героини всё ставят под сомнение, кроме искренних чувств и надежд на светлое будущее, которое когда-нибудь наступит. При этом Мураками – писатель очень искренний и отзывчивый к своему читателю. Пусть он и не откроет все тайны, но в итоге все-таки выведет на нужную дорогу, а там уже решать читателю, идти по ней, или нет.

Автор: Анастасия Изюмова

Источник: www.rewizor.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Гейл Форман, писательница:

Выбрать писательство как способ сводить концы с концами не самое мудрое решение, ведь в этом деле все зависит от таланта, удачи и трудолюбия. Источник

Сергей Оробий, критик, литературовед:

И вот читаешь современные книжки и понимаешь, что лимоновские котята расплодились в огромном количестве. Источник

Дина Рубина, писательница:

Я пишу более сорока лет, так что насчет влияния могу не беспокоиться. Пора уже и мне на кого-то влиять. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«18 минут до сверхновой» Федора Яшина

Закулисное помещение.
Агент Звезды, закинув ногу на ногу, развалилась в углу дивана и что-то говорит про очередной успех Звезды. Сам Звезда медленно, с ленцой прохаживается из угла в угол. Налево-направо. От дивана к окну. И обратно. Несмотря на оптимистический и бодрый настрой Агента, сам Звезда выглядит несколько помятым и усталым. Этот концерт сильно...

Тургенев Иван «Враг и друг»

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река… А он не умеет плавать!
С одного берега на другой перекинута тонкая, гнилая доска. Беглец...

Литература в картинках

Мир писателя Посмотреть полный размер

Мир писателя

Не обижайте писателей! Пожалейте их! Они живут со всей этой хренью в голове. Источник
Акция! Реклама по Вашей цене!

Любопытное из мира литературы

У «Литературной России» появились вопросы к новой и туманной «Юности»

У «Литературной России» появились вопросы к новой и туманной «Юности»

Известный писатель и депутат Сергей Шаргунов стал редактором легендарной «Юности». После Валерия Дударева, который, судя по интервью Шаргунова «Комсомолке», продолжит деятельность в редакции «Юности» на каком-то другом посту. Мы звонили Сергею п...

«Большая книга». Длинный список. Маленький междусобойчик

«Большая книга». Длинный список. Маленький междусобойчик

Совет экспертов Национальной литературной премии «Большая книга» 25 апреля огласил «длинный список». В этом году в него попало 41 произведение. Как утверждают представители премии, её эксперты и некоторые СМИ – это некий «срез» современной литер...

Виктор Астафьев. Биография писателя: от составителя поездов до одного из первых авторов деревенской прозы

Виктор Астафьев. Биография писателя: от составителя поездов до одного из первых авторов деревенской прозы

Тяжелое детство, сиротский приют, война — на долю Виктора Астафьева выпало много испытаний. Свое первое произведение он написал в 27 лет, рассказ «Гражданский человек» стал первым в литературной карьере Астафьева. Он правдиво писал и о красоте с...

Легенды и были Харуки Мураками

Легенды и были Харуки Мураками

Харуки Мураками, пожалуй, один из самых известных и популярных японских писателей в России. Его романы и сборники рассказов расходятся огромными тиражами, он интересен читателю, и в особенности молодой читательской аудитории.

5 главных женщин Николая Гумилёва: Вся жизнь в плену чувств

5 главных женщин Николая Гумилёва: Вся жизнь в плену чувств

Главной женщиной в судьбе литератора по праву является Анна Ахматова. Но Николай Гумилёв постоянно жил во власти чувств, никогда не страдал от отсутствия внимания со стороны женщин и щедро посвящал представительницам прекрасного пола свои стихот...

Литература в цифрах

40 %

Доля россиян покупающих книги 1 раз в месяц. 66% покупают книги из-за "любви к чтению" Источник

1953 год

Год, когда в могиле Пушкина, вместо Пушкина были обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза показала, что кости принадлежат людям пожилого возраста» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На распродаже будет представлено...

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

Трансляция финала начнется в 20:00. Посмотреть его смогут все желающие.

Международный ежегодный фестиваль современной поэзии MyFest опубликовал афишу мероприятий

Утверждают, что в рамках фестиваля свободно «уживаются» те имена, которые, казалось бы, невозможно представить не т...

Встречи с писателями

14 мая. Дарья Донцова

Дарья Донцова представит новинку «Тайна бульдога Именалия» в детской серии книг «Сказки Прекрасной Долины».

24 апр. Михаил Елизаров

Михаил Елизаров расскажет о своей прозе и музыке, о том, как изменился «сюжет эпохи» и как живут люди, у которых остановилось врем...

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров (МЦД) в этом году присоединится к акции «Библионочь...

ИЗОТЕКСТ. IV Конференция исследователей рисованных историй

ИЗОТЕКСТ. IV Конференция исследователей рисованных историй

Российская научная конференция исследователей рисованных историй «Изотекст» пройдёт в РГБМ 13 апреля уже в чет...

РГБМ: 4 апр. Дискуссионный клуб молодых поэтов «Кашалот»

РГБМ: 4 апр. Дискуссионный клуб молодых поэтов «Кашалот»

В 2019 году в РГБМ стартовал новый проект, организованный совместно с Союзом литераторов России — дискуссионны...

Книжный фестиваль для подростков состоится в Москве

23, 24 и 30 марта в Библиотеке №180 и Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в Москве пройдет книжный фестиваль для по...

Новости издательств

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На...

Роспечать: Вниманию заявителей - издателей произведений детско-юношеской литературы и периодики

Роспечать: Вниманию заявителей - издателей произведений детско-юношеской литературы и периодики

Обращение Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям к издателям ...

Начат прием заявок на Одиннадцатую всероссийскую сходку клуба TERRA INCOGNITA

Начат прием заявок на Одиннадцатую всероссийскую сходку клуба TERRA INCOGNITA

Прием заявок продлится до 24 мая. Сходка состоится 16 июня. Организаторы сходки - издательство ...

13 мая. День открытых дверей школы «Хороший текст» на Rideró

13 мая. День открытых дверей школы «Хороший текст» на Rideró

Сообщается, что Ridero сотрудничает с лучшими русскоязычными литературными школами и в этот раз...

Видео

Новости книжных магазинов

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Конец всех сказок» автор Lexеич

Деда разбудили странные звуки, доносившиеся откуда-то со двора. Кряхтя и морщась, он сполз с топчана, сунул ноги в галоши с обрезанными задниками и поковылял к выходу.

Скребущие звуки доносились из открытой двери амбара. Дед, пригнувшись, вошёл туда. Ему открылся вид на монументальный зад бабки, обтянутый застиранной ситцевой...

далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

Детская литература

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

Трансляция финала начнется в 20:00. Посмотреть его смогут все желающие.

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

7 апреля участники конкурса юных чтецов «Живая классика» соревновались за возможность отправиться в мае в знаменитый лагерь Артек. Из 15 выступающих, которые были отобраны на предварительно прошедших школьных и районных этапах конкурса, по...

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

Мероприятие намечено на сентябрь 2021 года. Утверждают, что это будет первая полноценная ярмарка детской литературы и это будет отдельная ярмарка, «не привязанная» по времени к «взрослой» ММКВЯ.

Программа Недели детской книги-2019 на 30 и 31 марта

Программа Недели детской книги-2019 на 30 и 31 марта

Всероссийская неделя детской книги в Российской государственной детской библиотеке - это более 80 презентаций книг и встреч с писателями, мастер-классов и лекций, театральных постановок и кинопоказов и бессчетное количество неожид...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина