Мы открыли Интернет-магазин
Покупайте электронные книги ONYX.
LIT-RA.INFO работает напрямую с эксклюзивным дистрибутором ONYX на территории РФ и у нас бесплатная доставка!
onix-boox
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Лебедь, рак и щука современной литературы

Лебедь, рак и щука современной литературы 19.09.2015

О том, почему писатели, издатели и читатели не понимают друг друга, что такое новый русский андеграунд и будет ли новый ренессанс.

Русскую литературу хоронят с такой частотой, словно это праздник какой-то. При этом на поминках отчего-то всё время приходится доказывать, что покойник всамделишный, натуральный. Что с того, мол, что гроб закрытый, есть же история болезни: вот, дескать, рынок-то книжный падал, падал, за один только прошедший год на 15 процентов вниз улетел, а за семь последних лет почти в два раза скукожился, и магазины книжные закрываются, и издательства c журналами едва дышат. И вроде бы хочется уже скорбно кивнуть, выпить за упокой, но что-то внутри сопротивляется.

Проблем, конечно, хватает, и на поверхностный взгляд они переплетены так, что уже и не размотать: читатели жалуются, что нечего читать, а сами изменяют книгам с трёпом в соцсетях, издатели – что некого печатать, притом что не готовы достойно платить авторам, а писатели – что никак не издаться, потому что серьёзная литература проиграла в смертельной схватке с «Оттенками серого». Однако очень может статься, что проблемы и не вполне даже проблемы, а тенденции развития. Болезнь роста. Так, например, считает и главный редактор издательства «Астрель-СПб» Александр Прокопович:

– Книжный рынок всё же связан с литературой довольно слабо. Если мы вспомним золотой и серебряный века русской литературы, то книжного рынка в те времена практически не существовало вовсе. Рынок – это лишь некий инструмент, создающий дополнительные возможности, в том числе финансовые, для авторов. И нормальный рынок оперирует всеми способами: госиздат, самиздат, грантиздат… Но классика – продал рукопись и получаешь тем больше денег, чем больше у тебя читателей, – просто одна из самых справедливых моделей. Но, понятно, что перемены неизбежны. Это связано и с техническим прогрессом, и с социальными изменениями. И да, профессионально написанных книг действительно мало. Большая часть современной русской литературы – тексты, созданные дилетантами. Думаю, это временно.

Профессионализм в литературе едва ли не одна из любимейших тем для споров писателей с издателями. Творцы громко возмущаются и проклинают тотальную коммерциализацию: ведь великие книги пишутся только по вдохновению, только кровью души, они не укладываются ни в тренды, ни в серии! (И уж точно не за тот мизерный гонорар, что предлагают сегодня в издательствах, тихонько добавляют они же.) Даже такие мэтры, как Леонид Юзефович, подкидывают порой дровишек в виде сентенций вроде того, что «вещь должна быть достаточно плоха, чтобы хорошо продаваться».

Такое лобовое столкновение высокого с нашей бренной действительностью породило устойчивый миф, что ни новому Достоевскому, ни его «брату» Толстому сегодня попросту не пробиться – не впишутся, дескать, ни в формат, ни в тусовку. Одни этот миф упорно развенчивают, подобно лёгкому на суждения Дмитрию Быкову, утверждающему, что если писателю отказали три редактора, то он, скорее всего, банально бездарен. Другие имеют наглость заявлять, что это совсем даже не миф, а суровая правда жизни. Взять хоть историю Алексея Иванова, чей «Географ» пролежал в столах издательств 8 лет (надо думать не в трёх).

Неоднозначен и опыт лауреата «Национального бестселлера» прошлого года Ксении Букши:

– Мне отказали не три, а тридцать три редактора. Вот книжка про завод, которая «Нацбест» получила, – она у меня десятая, что ли, по счёту, но её никто не хотел брать, никто из издателей. (Потом Максим Амелин её взял, и – ура.) Но это, конечно, не повод отчаиваться. Надо писать, стараться, вдумчиво искать своё издательство и своего читателя. Когда-нибудь всё найдётся обязательно, если текст хороший. А что до профессионализма, конечно, писатель должен быть мастером, но вот быть только профессиональным писателем сегодня едва ли у кого получится. Да это и вредно.

Писательница Наталья Лебедева тоже предлагает не драматизировать, несмотря на то что сама пыталась пристроить первые рукописи восемь лет:

– Талантливая книга всё равно будет замечена: не издательством, так журналом или какой-нибудь премией. Вот только число попыток я бы не стала ограничивать никакой цифрой: 3 – мало, 10 – мало. И даже двадцать может быть мало. Ведь важно попасть в нужное время к нужному редактору – к тому, который поймёт тебя и прочувствует твою книгу до последней страницы. Или просто дождаться подходящего момента: изменения издательской моды, например. Я знаю автора, которому отказывали из-за того, что он соединял мистику и детективы. Через два года оказалось, что читатель хочет именно этого, и автор стал очень востребованным.

Да, пути издательские неисповедимы. Есть и более удивительные примеры. От одного талантливого автора, лауреата премий Астафьева и «Золотое перо Руси», чьи рассказы выходили во многих толстых журналах, приходилось слышать историю про то, как его роман согласились издать при условии, что он добавит экшена и орков. А роман другого не менее одарённого писателя, но, по простоте душевной, несколько неразборчивого в издательских связях, вышел в свет в серии «Современный женский роман»! Роман – на минуточку – о советской армии образца семидесятых. Между прочим, замечательный роман (несмотря на чудовищно-пошлую обложку).

Да мало ли в нашем абсурдном мире всяких разных историй, отмахнётся какой-нибудь равнодушный читатель. А между тем из таких вот историй сегодня формируется удивительное явление – новый российский андеграунд. Речь об узком сообществе художников, которых не только не запрещают, но даже и признают и отмечают какими-нибудь регалиями. Но как-то так, что широкая публика о том ни сном ни духом. От широкой публики этих художников отсекает цензура. Но не старая недобрая – идеологическая, а цензура рынка. Или, как называл её французский писатель-философ Бернар Вербер, цензура избыточности.

Тему непростых писательских путей очень простым примером закрывает литературный критик Дмитрий Трунченков:

– Путь к литературному успеху описан Джеком Лондоном в романе «Мартин Иден». «Всего-навсего» надо быть нечеловечески упорным, двужильным и удачливым. То есть шансов почти нет. При желании можно поискать свидетельства, как сумел издаться, например, Виктор Пелевин. По сути, он и есть сегодня наш Достоевский.

То, что издателю и писателю не всегда легко понять друг друга немудрено: над обоими нависает пугающая своей непредсказуемостью тень среднестатистического читателя. Про этого среднестатистического товарища сегодня известно только, что он капризен, непоследователен и ленив. Это ведь он, среднестатистический литературный потребитель, морщит нос и брюзжит, что нынче выходит сплошь развлекательная макулатура типа «Сумерек». И он же который год подряд держит в лидерах продаж Дарью Донцову. Это он, загадочный и непостижимый, тоскует по настоящей серьёзной литературе (по данным «Книжного обозрения», в 2012 году таких ностальгирующих насчитывалось 35 процентов), и он же считает премиальную прозу нудятиной и непотребством. Как тут угодить?

– Мы ленивы и нелюбопытны, – ставит диагноз Дмитрий Трунченков. – Среднему гражданину гении, Толстые и Достоевские, не нужны. О том, что классиков нужно любить и уважать, рассказали в школе. Кому-то понравилось, кому-то нет. Но понравилось не настолько, чтобы прилагать усилия к отысканию писателей-современников того же уровня. Да и мусорных книг, по сути «гник», столько, что они давят всё разумное, доброе, вечное. Чтобы всё было хорошо, нужно создать условия для тех немногих читателей, ценящих литературу, а не белибердуру (допустим, ста тысячам, по оптимистической оценке, на всю Россию). Надо, чтобы этим читателям попадали в руки книги лучших авторов, которых тоже вряд ли отыщется больше ста. Один из выходов – переход от фиксированной цены на книги к свободной. Несправедливо и неразумно, когда необеспеченный читатель и состоятельный платят одну цену и цена эта одинакова для произведений искусства и для массового чтива.

А ведь и верно, сколько можно сетовать на то, что читатель глупеет и меняет печатное слово на игру в бродилку или вечерний ситком? Сколько можно брюзжать на тему пиратства и издавать то, что и даром не надо (унылые квесты десантников-попаданцев и любовные грёзы офисных барышень).

– Издатели должны поверить, что издают действительно хорошие книги, – рассуждает Наталья Лебедева. – Надо искать пути единичного, исключительного продвижения и перестать набирать авторов для формального наполнения той или иной серии. Конечно, не все авторы станут звёздами, но основная масса, думаю, обрастёт достаточным количеством постоянных читателей. А читатели будут чувствовать, что отбор издательством произведён тщательно. Пока не налажен процесс продвижения хороших новых авторов, получается замкнутый круг. Читатели не знают о существовании новых писателей и не покупают их книг, издатели смотрят на цифры продаж, делают вывод, что новинка «не пошла», перестают издавать этого автора.

В «Астрели» в этом году для такого тщательного отбора ввели программу ридерства. В то время как во многих издательствах совсем махнули рукой на так называемый «самотёк», в небольшом питерском издательстве пригласили для этой тяжёлой работы энтузиастов-любителей.

– И система заработала, – говорит Александр Прокопович. – Сейчас готовятся к печати первые книги, отобранные ридерами. Я благодарен этим энтузиастам. Платим мы мало, дело книжное – долгое, то есть история вся непростая, но повезло найти настоящих книжников.

Что ж, говорят, капля точит камень. Так, по капле идей со всех издательств, журналов, союзов – глядишь,  уже ручеёк. Новая струя, в смысле. Может статься, и до нового золотого века дожурчим.

Источник: Астрель-СПб


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Сергей Семипядный: «На высоте вдоха»

Номинация на Первую литературную премию «Лит-ра на скорую руку».

Поставив чемодан и сумку на пол, он разогнулся и увидел самого себя, обезображенного расколотым по диагонали зеркалом. Таким он себя ещё не знал. Он хотел поближе подойти к необычному...

читать далее...

Виктория Черкасова: «Царь, коза и Фома – умная голова»

Номинация на Первую литературную премию «Лит-ра на скорую руку».

Заскучал царь. Стал со скукой на шашки глядеть, к гуслям стал равнодушен и к пряникам.
Велел государь народ оповестить, о том, что тот, кто козу, что три языка иноземных знает,...

читать далее...

Первая литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Литература в картинках

Банк Израиля вводит в обращение новые банкноты Посмотреть полный размер

Банк Израиля вводит в обращение новые банкноты

На банкнотах, вместо политических деятелей, изображены поэтессы Рахель (Рахель Блувштейн) и Лея Гольдберг.

Любопытное из мира литературы

Книги на бумаге по-прежнему дают сто очков вперед электронным

Книги на бумаге по-прежнему дают сто очков вперед электронным

Сотрудники американской исследовательской компании Nielsen Norman Group взялись проверить это на практике и дали группе добровольцев небольшой рассказ Хемингуэя, чтобы те прочли его на скорость. Быстрее всего управились читавшие с бумажного носителя (им хватил...

Почему я не могу читать русскую литературу

Почему я не могу читать русскую литературу

Книги могут многое. Они могут говорить к вашей душе, порой очень громко и властно. Но они будут молчать, будут лежать молчаливой бумагой, пока душа не будет готова услышать их. Книги могут перевернуть вашу жизнь, но только тогда, когда в ней уже и так обнаружи...

Редакторы российских кинокомпаний о самых грубых ошибках сценаристов

Редакторы российских кинокомпаний о самых грубых ошибках сценаристов

Анна Гудкова («Art Pictures»), Ольга Шенторович (продюсерский центр «Среда»), Сергей Козин («COSMOS Studio») и Александр Архипов (кинокомпания «СТВ») рассказали, читают ли в кинокомпаниях «входящие» сценарии, а также какие фатальные ошибки должен допустить сце...

Сергей Степашин: В количестве книжных магазинов мы резко проигрываем Европе

Сергей Степашин: В количестве книжных магазинов мы резко проигрываем Европе

Президент Российского книжного союза: Россия – одна из немногих стран, где существует НДС на книги. В Скандинавии, во Франции, в Англии, в Германии, в США НДС на книги не снимается, потому что это социально значимый, культурологический идеологический продукт. ...

Литература в цифрах

1999

Год, в котором была издана первая книга Татьяны Устиновой. Источник

31,68 %

на столько повышается активность симпатической нервной системы (возбуждающей деятельность сердца) при чтении бумажной книги, а при чтении электронной - на 17,23%. Источник

30 000 рублей

такую сумму необходимо заплатить, чтобы вступить в Российский Книжный Союз Источник

Прямая речь

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб»:

Я еще не встречал роман начинающего автора, где нельзя было бы с легкостью сократить процентов 10. Источник

Юлия Зайцева, продюсер:

Даже самый раскрученный бестселлер по тиражу в разы уступает количеству просмотров у популярных ютуберов или зрительскому рейтингу какой-нибудь захудалой программы на периферийном ТВ-канале Источник

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Манифест барской литературы

Говорят, Маканин был очень умный. Может и так, смотря какой меркой мерить. Каждый обычно пользуется своей. Для одного - умный, для другого – так.
Я вот, сколько ни читал Маканина, «очень» не заметил. Умные-то мы все. А вот которых «очень» всегда было...

Усталость от государства

Странная тенденция прозы этого года – при всей идейной блеклости, господствующий анархический настрой, мысль, что было бы лучше обустроиться подальше от Левиафана.
Идея не новая. Необычно то, что над этим задумалась почвенническая по характеру литература....

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Убийство цензуры

Последние десять лет в России модно говорить о цензуре в самых разных сферах, особенно высокобюджетных. Самые медийные цензурные скандалы, как правило, имеют коррупционный бэкграунд. Я не берусь выносить приговоры при отсутствии информации. Скажу только, что для наблюдателя со стороны всегда очень странно выглядит, когда на обвинения в отсутствии прозрачной отчетности по крупным госконтрактам «пострадавшие» отвечают не четкими финансовыми выкладками (что было бы убедительно и логично), а ассиметричными контробвинениями в политическом заказе, ограничении свободы...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Козел отпущения

Очевидно, что козел отпущения года – Владимир Сорокин. В 2017-м он опубликовал новый роман и новый рассказ – немного, но и этого хватило. Сорокин – удобная мишень, ибо живой классик: в этом году статус оформлен окончательно.

Мертвые души 2.0. (трейлер романа)

Стартовал новый сезон некогда великого, а ныне стремительно глупеющего сериала «Ходячие мертвецы». Посмотрев пару новых серий, я понял, что русская литература имеет в запасе не менее впечатляющий сюжет для зомби-апокалипсиса, но пока им никто не восп...

Интервью

Литературные мероприятия

19 нояб. Университетские субботы: Лекция «Поэтическое и изобразительное»

Приглашаются школьники, учащиеся колледжей, студенты и все интересующихся русской литературой и культурой.

22 нояб. Лекция о русских писателях, получивших Нобелевскую премию по литературе

Поэт, писатель и журналист Андрей Орловский расскажет о пристрастиях шведских академиков, нобелевской статистике, мифологии Иосифа...

16 нояб. Лекция «Иллюстраторы С. Я. Маршака»

Лекция пройдет в рамках интерактивной историко-библиографической выставки «МАРШАК».

Встречи с писателями

28 нояб. Мария Метлицкая

Мария Метлицкая представит новый роман «Его женщина», расскажет о своих творческих планах и проведет автограф-сессию!

28 нояб. Оливер Стоун

В ходе встречи автор подпишет свои книги «Нерассказанная история США» и «Интервью с Владимиром Путиным».

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

РЕСПУБЛИКА* на Проспекте Мира теперь работает 24 часа

РЕСПУБЛИКА* на Проспекте Мира теперь работает 24 часа

Если ровно в три часа ночи вы проснулись от желания приобрести моднейший винил, если вы считаете, что после полуночи стихи обретают другой смысл, если вы мечтаете попробовать редкие сладости при свете звёзд – вам в РЕСПУБЛИКУ*

Благотворительная акция «Подари ребёнку книгу» продолжается

Благотворительная акция «Подари ребёнку книгу» продолжается

В рамках акции проходит сбор книг для небольших региональных библиотек. В этот раз будет обновляться книжный фонд библиотеки Марковского сельского поселения республики Марий Эл. Акцию проводят книжный магазин «Москва», ассоциация «Растим читателя» и Российская государст...

Литрес: Лучшие книги октября

Литрес: Лучшие книги октября

Лучшие электронные и аудио книги октября 2017 года, по версии Сервиса электронных книг №1 в России «ЛитРес».

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

22 нояб. Лекция о русских писателях, получивших Нобелевскую премию по литературе

22 нояб. Лекция о русских писателях, получивших Нобелевскую премию по литературе

Поэт, писатель и журналист Андрей Орловский расскажет о пристрастиях шведских академиков, нобелевской статистике, мифологии Иосифа...

Благотворительная акция «Подари ребёнку книгу» продолжается

Благотворительная акция «Подари ребёнку книгу» продолжается

В рамках акции проходит сбор книг для небольших региональных библиотек. В этот раз будет обновляться книжный фонд библиотеки Марко...

Стартовал конкурс для библиотек

Стартовал конкурс для библиотек

НП «Викимедиа РУ» запустило конкурс для библиотек России по размещению в свободном доступе книг, газет и журналов из своего фонда,...

11 ноября Российская государственная библиотека в пятый раз открывает для посещения уникальные коллекции

11 ноября Российская государственная библиотека в пятый раз открывает для посещения уникальные коллекции

В этот день вы сможете посетить с экскурсией отдел диссертаций, отдел газет и отдел хранения основных фондов.

Новости издательств

Встречайте новое издательство «Бомбора»

Встречайте новое издательство «Бомбора»

Редакция «Эксмо non-fiction» объявила о своем ребрендинге и переформировании в издательство.

«Редакция Елены Шубиной» приглашает на 19 Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fictio№

«Редакция Елены Шубиной» приглашает на 19 Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fictio№

Издательство представит множество ярких книжных новинок, а также пригласила известных авторов для встреч с читателями.

10 октября 1922 года — 95 лет назад — основано книжно-журнальное издательство «Молодая гвардия»

10 октября 1922 года — 95 лет назад — основано книжно-журнальное издательство «Молодая гвардия»

Основано книжно-журнальное издательство «Молодая гвардия» по решению V съезда ВЛКСМ. В издательстве, выпускающем художественную, о...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Коронация зверя» Валерия Бочкова

Рецензия на книгу «Коронация зверя» Валерия Бочкова

Роман как исторически достаточно молодой жанр - вещество горячее, дымящееся, и его традиционность, граничащая с традиционализмом, и его сугубо личное (авторское) новаторство, граничащее с "выходом за рамки", могут иной раз начать сами диктовать автору свою волю,...

Рецензия на книгу «Стриптиз на 115-й дороге» Вадима Месяца

Рецензия на книгу «Стриптиз на 115-й дороге» Вадима Месяца

Обманчивым было бы думать, что автор сибарит, жизнелюб и весельчак. Этот глаз, эта память подмечают и крепко держат и то, что держать внутри себя опасно - настоящие трагедии; тогда текст превращается в невероятие почти шаламовское, граничащее с гротеском театр...

Рецензия на книгу «Охота за тенью» Якоба Ведельсбю

Рецензия на книгу «Охота за тенью» Якоба Ведельсбю

Атмосфера нового романа датчанина Якоба Ведельсбю «Охота за тенью» сначала кажется удобно-узнаваемой из-за насыщенности не только описаниями комфортных и традиционных европейских реалий, но и психологическими портретами знакомых европейских типажей. Типичное мышление...

Рецензия на книгу «Дети декабря» Платона Беседина

Рецензия на книгу «Дети декабря» Платона Беседина

Не побоимся начального трюизма: книга эта о людях, - как, впрочем, и все книги на свете. Вдумайтесь, книг не о людях очень мало; мало кто из писателей избирает поприще Виталия Бианки или Джеральда Даррела, но и зоологи-биологи поселяют животных по соседству с ...

Детская литература

Впервые в библиотеках по всей России пройдет  «Неделя „Живой классики“»

Впервые в библиотеках по всей России пройдет «Неделя „Живой классики“»

Самый масштабный проект для школьников нашей страны – конкурс юных чтецов «Живая классика» – пройдет в следующем году уже в седьмой раз. Чтобы отлично выступить, важно начать подготовку...

Книгуру проводит Конкурс на лучшую читательскую рецензию

Книгуру проводит Конкурс на лучшую читательскую рецензию

Итоги конкурса рецензий будут объявлены в начале декабря одновременно с объявлением победителей восьмого сезона «Книгуру». Приз – букридер.

3 ноября библиотека им. Н.А. Некрасова проведет «Большой День рождения на каникулах»

3 ноября библиотека им. Н.А. Некрасова проведет «Большой День рождения на каникулах»

Лучшие в мире устроители дней рождения собирают гостей. Ноябрь оказался «урожайным» месяцем на дни рождения детских писателей. Среди них такие любимые всеми ребятами, как Астрид Линдгре...

Научный Круглый стол «Приобщение к чтению: теория, история, практики»

Научный Круглый стол «Приобщение к чтению: теория, история, практики»

В программе предусмотрены выступления известных специалистов НИЦ «Наука» РАН, Российской академии образования (РАО), Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, президент...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80- тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда, с которой познакомился по переписке. Ещё до появления массового Интернета, чтобы освоить английский язык, я стал членом “International Pen Friends” и в мой почтовый ящик начали приходить письма со всего мира. Одно из них было от американки Бренды. далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в самом расцвете старушечьих сил, можно сказать, и крякнула. Казалось бы, семьдесят три всего – в трамвае хоть с пяти утра на костылях фехтуй, скамейки под домом на вылет проперживай, а по выходным хрючево для внука кашеварь – не жизнь, а малина. И тут такая неприятность с косой… далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Ищете бета-ридера? Я тот, кто вам нужен!

Предлагаю писателям услуги бета-ридера. Стоимость - 1 а.л. = 400 р. Работаю по предоплате в 50% от полной стоимости. далее...

Отдам Пелевина и Рубину

С вас чашка кофе в кафе. Если Вы девушка - кофе с меня ;) далее...

Продам две монографии Лукова В.В.

Предотвращение террора «сверху» и «снизу» - тема двух монографий Лукова В.В. далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина