Интернет-магазина onix-boox
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Клуб литературных самоубийц

Клуб литературных самоубийц 28.08.2016

Литературный критик Сергей Морозов о писательской смерти по-джентльменски.

этого мира. И копейки не стоит. Это и есть истинное значение возвышенной риторики о «бесценности» литературы.

На самом деле никаких особых высоких сфер литература не образует. Живет она практически по тем же законам, что и товарное производство.

Куча писателей и поэтов, о которых вспоминает в своей колонке Владимир Березин, перемерли под забором не потому, что такова сущность искусства (чтобы записаться в гении надо непременно сдохнуть в нищете), а потому что таковы плоды взгляда на него, как на бесполезную духовность. Одни считают литераторов ангелами, другие — дармоедами. И то, и другое воззрение удобно обывателю, поскольку не предусматривает за литературой никакого финансово-экономического обеспечения.

Впрочем, это тоже все только на первый взгляд. Правильнее интерпретировать вереницы писателей и поэтов в лохмотьях совершенно иначе. Они и умерли под забором потому, что литература — есть область, ничем не выделяющаяся среди других, такая же, экономическая, производственная. Просто с неопределенной прибыльностью и большими рисками.

Но и это ее не слишком отличает от сельского хозяйства, которому литературу некоторые противопоставляют. Что на картошку, что на литературу рассчитывать нельзя. И тут и там сплошная зона рискованного земледелия. То заморозки, то засуха, то семена не те подсунули, то соседи все подчистую выкопали.

Ничего особенного в литературной жизни нет. И все в ней такое же материальное и приземленное, как везде. Прополка текста, окучивание отдельных глав и частей. Полив, теплицы. Все такое же заурядное.

Ну да, картошку вырастил и сыт. А текст обязательно на что-нибудь обменять надо. Вот в этом, между прочим, большая степень духовности и проявляется. Там, где картошка, ничего кроме природы не нужно, а здесь надо общество, другого человечка. Ты ему что-нибудь расскажешь, а он тебе яичко или хлебушка взамен.

Однако если сравнить литературу с другими отраслями ремесла и производства уже надприродного характера, то в ней вновь обнаружится больше сходства, чем различия. Вот делает человек, к примеру, гвозди или бочки. Понятно, что бочками и гвоздями питаться не будешь. И то, и другое предполагает обмен.

Таким образом, напрашивается вывод. Все в литературном хозяйстве по большому счету так же как и везде. А особенность его связана с тем, что существует и развивается оно в обществе торговом и индустриальном, где есть обмен и специализация, а не то, что каждый пребывает в состоянии натурального хозяйства и агрокультурной автономии, ковыряя землю подобранной где-то палкой.

Естественно, что когда общество деградирует до уровня огородной делянки, то ни о какой литературе говорить не приходится. Но здесь не литература виновата, а общество.

Мы в таком состоянии упадка сейчас и находимся. Литературу в России убил не технический прогресс, а общая социальная деградация. Но признаться в этом страшно, потому что вслед за признанием нужно что-то делать, проявлять некую социальную активность, лежащую за пределами эстетической делянки.

Здесь и начинается сеанс психотерапии и самоуспокоения: «А что? Жить и так можно». Встрял человек. Но разве в этом сознаешься? Вот и начинается песня: бессребреничество — это исконная духовная традиция. В ней вся сущность искусства. «Наши деды и отцы...» В цифровую эпоху искусство принадлежит народу. Какие просторы перед художником это открывает! Наконец-то оковы тоталитаризма сброшены. Искусство становится свободным творческим актом.

Думать о морали уже не надо, об ответственности художника — тоже, принципы эстетики — это пустой звук, да что там, можно и о законах природы и общества забыть.

Звенит победная песнь теологии освобождения, маскирующая испуг, порожденный общественным кризисом. Литература — дело изначально социальное, предполагающее общение мира, автора и читателя, требующее рыночного общества, интерпретируется в строго индивидуалистических тонах естественного, то есть дообщественного состояния.

Под знаменем освобождения от двухмиллионных тиражей докатились до двухтысячных. И продолжают оправдывать процесс растянувшегося на десятилетия самоубийства все той же идеей индивидуальной свободы.

Но если цель литературы — свобода, а не развлечение, или красота, как думали на протяжении многих столетий; не правда, как считали последние два, то возможно, следует быть более последовательными и отказаться от всякого ее материального выражения: от публичных сборищ и конкурсов, наконец, от самого главного — книги. Быть настоящим литератором, свободным от воздействий и влияний можно лишь у себя в голове. Разве не в этом нас убеждают?

Тема свободы, испытав воздействие общего социального разложения, претерпела трансформацию. Литература из средства освобождения мира и всех людей — от греха, невежества, заблуждений, превратилась в борьбу только за свою свободу, без всякой там нашей и вашей. Борьба за свободу перестала быть коллективным делом.

Теперь она — индивидуальный акт. Творчество, апеллировавшее некогда к познанию, избрало в качестве своего девиза невежество. Борьба за то, чтобы быть свободным в мире, и за то, чтобы мир был свободным, обернулась вдруг требованием свободы от мира. Литература, долгое время бывшая знаменем прогресса, движения в будущее, под тем же лозунгом освобождения духа превратилась в инструмент социальной архаики. А сами авторы стали агентами, проводниками процесса архаизации.

Одни выражают это стремление назад к земле и примитиву открыто — в виде прямого прославления покосившихся изб и заросших огородов, по которым ползает совесть нации — постраспутинские старухи, постбеловские старики, постшукшинские алкаши. Другие говорят о том же самом, мечтая о барских литературных усадьбах с антоновскими яблоками или о башнях из слоновой кости. И те и другие сходятся в одном: литература — это не от мира сего. И с готовностью прибивают ее к распятию.

Литература давно перестала быть сферой интимных отношений автора с листом бумаги. Она превратилась в мощный социальный институт, обрушение которого мы сейчас наблюдаем. Сперва была убрана идеологическая подпорка литературы как социально значимого явления, как общенародной ценности. Теперь демонтируют материальную, пользуясь моментом общего экономического раздрая и разлада.

Вместо того чтобы решать вопросы материального ее обеспечения в современных условиях, многие просто побежали впереди паровоза, записались в ряды первых разрушителей. Но и это не для борьбы с корыстью. Если забота об общем благе неактуальна, то пора позаботиться о собственном, став кем-то вроде брэдбериевских пожарников. «А что поделаешь?»

Но и в этом литература не исключение из правил. Чиновники и педагоги существуют за счет развала образования, врачи — за счет оптимизации. Это общая тенденция. Лидеры мнений определяются не призывами к прогрессу, а озвучением идеологии падения. Пока все общество разваливается на атомы, есть шанс заработать на этом распаде. И вот, пожалуйста — «литература не для денег, литература не для жизни».

Чем же такое отношение чревато для самой литературы?

Образ литературы, освободившейся от материальных оков, — светлый идеал бездельников и дилетантов. Если литература не есть труд, то тогда она — хобби, пустое занятие. Увлекаются ею лишь те, кто сам ни на что не способен.

В писатели попадают, потому что ничего не умеют. Этот взгляд кажется очевидным и вызывает одобрение всякого примитивно устроенного сознания. Одни вкалывают на буровых и в шахтах, другие строят, третьи утонули в море финансовой статистики. Там нужны, знания, руки и голова. И только писателю ничего не надо. Садись и пиши. Вот такая глупость.

Но ведь в эту фразу про «тех, которые ничего не умеют» с легкостью можно подставить любое другое занятие. В бизнесмены, летчики, токари и пекари попадают те, кто ничего не умеет. Звучит почти также.

Однако о них не говорят с оттенком пренебрежения. Здесь же, пожалуйста. Не уметь ничего кроме, как стоять у кассы в магазине, отбивая чеки покупателям, не стыдно. Это — профессия. А писать книжки — нет. Это так, забава, дуракаваляние.

Стоит ли удивляться, что ярчайшим воплощением поэта и писателя становятся министр Улюкаев и заместитель Председателя Правительства РФ Рогозин? Они — наш идеал, они провозвестники будущего литературы. Это они по-настоящему свободны. Ведь литература для них — хобби.

Непрофессионализм, любительство — вот, что поощряется разглагольствованиями о том, что автор не должен заниматься только написанием книг. Давайте опять подставим: полицейский не должен заниматься только охраной порядка, учитель не должен заниматься только обучением и воспитанием. Профессионализм, знание своего дела, его тонкостей, нюансов, подменяется требованием общего развития личности. Но разве здесь есть противопоставление? Это взаимодополняющие вещи, развитие личности, развитие профессиональных навыков. Последнее же осуществляется в процессе постоянной деятельности, как результат выбора дела всей жизни. Профессионализм связан с совершенствованием в каком-либо ремесле. Но литературу упорно вычеркивают из числа ремесел.

Между тем литература — это то место (есть еще наука), где интеллектуальный труд ставится на поток. Иначе и быть не может. Наука и искусство — это работа головой и воображением, постоянно предполагающая последующий товарный обмен с теми, кто этого делать не может или не хочет. А поэтический восторг и деятельность по наитию, озарению во всяком деле приучает лишь к расхлябанности и низкопробной самодеятельности.

Это мы и имеем в лице современной российской прозы и поэзии. Она является литературой любительской, дилетантской, изготовленной для себя и между делом, написанной спустя рукава, совершенно непригодной к рыночному обмену. Тот апломб, с которым держится российский литературный декханин, только подчеркивает его непрофессионализм.

Мы наблюдаем архаизацию литературы, возврат к былым формам, не буквальный, но все же. Литература опять перемещается из изб-читален в барские усадьбы, стремится замкнуться, изолироваться в малых тиражах, в бумаге. Ее функция — служить стратификационным признаком, отделять элиту от быдла. При этом значимы не авторы, не то, что они там корябают, это вообще не важно, а их статус. Сорокин, Пелевин, Водолазкин, Прилепин ценны как маркеры принадлежности к определенной социальной группе, а не как современные проводники смыслов и ценностей.

Литература должна стать предметом элитарного потребления. И если при этом она перестает быть литературой, то разве это имеет какое-то значение? Пусть пока довольствуется этим. Дальше и вовсе ничего не будет.

Дискредитацией профессиональной сферы в России занимаются в первую очередь сами профессионалы. По сути, это сознательное самоубийство, а люди, объединенные идеей «служения», «бессребреничества», образуют некие импровизированные клубы самоубийц, где каждый может умереть как джентльмен.

Литература не отстает от общей тенденции. Никто так не подкосил ее, как сами носители духовности и идеи освобождения, «великие писатели», «вдохновенные поэты». Сперва вычленили литературу из жизни, а потом начали обижаться на то, что процесс самоуничтожения проходит излишне успешно. Впрочем, в клубах самоубийц всегда так: умирать не хочется, а сил выйти и бороться нет. Вся надежда на принца Флоризеля.

Автор: Сергей Морозов

Источник: rara-rara.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментарии

04.09.2016 | Тот, кто:
Цитата: "Непрофессионализм, любительство — вот, что поощряется разглагольствованиями о том, что автор не должен заниматься только написанием книг." Вообще-то, поощряется не любительство, а полезность писателя обществу. К XXI веку цивилизацией накоплено такое огромное количество книг, что надобность в новых сочинениях ничтожна мала. Соответственно, капиталовложения в эту область общество вправе считать нецелевым расходованием средств. Диалектика, уважаемый автор, диалектика!
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад


Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Александр Цыпкин: Не скажу

Под Новый год случаются чудеса. Их все ждут, только вот чудеса же не всегда сбегают из добрых сказок. Кто-то же должен принять в гости чудо, которое сразу хочется вернуть владельцу. В том декабре черное выпало Павлику. 30-е число. В воздухе висит страх.

читать далее...

Алексей Горшенин: Кормилец Джек

Номинация на Вторую литературную премию «Лит-ра на скорую руку».

У геолога Илюхина была собака — кобель породы сибирская лайка. Красавец-пес! Сам весь белый, а спина черная, словно попоной ее кто прикрыл. И черные чулочки на лапах. А сзади хвост бубликом. А уж ...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Каждому своя доля литературы Посмотреть полный размер

Каждому своя доля литературы

Автор стесняется назваться ;) Сделано с помощью makebeliefscomix.com
Вторая литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Молодёжный взгляд на произведения лауреатов литературной премии «Большая книга»

Молодёжный взгляд на произведения лауреатов литературной премии «Большая книга»

Произведения лауреатов литературной премии «Большая книга» за прошлый год уже оценило экспертное сообщество, за них проголосовали читатели на просторах интернета, на них написано много рецензий. Мнение сформировано. Теперь по итогам премиального сезона «БК»-2017 высказываются студенты Института журналистики и литературного творчества.

Стивен Кинг подвел итоги года

Стивен Кинг подвел итоги года

Маэстро ужасов рассказал, какие книги у него выходят в 2018 году, почему «Оно» получило такой успех и что не так с «Темной башней».

Как стать писателем: рассказывает Маргарет Этвуд

Как стать писателем: рассказывает Маргарет Этвуд

Выдержки из эссе канадской писательницы Маргарет Этвуд «Выбор профессии: „Кем ты себя воображаешь?“» в переводе Екатерины Скрылевой

История успеха Терновского Геннадия

История успеха Терновского Геннадия

Не все авторы самиздата пропадают в безвестности: есть и успешные авторские кейсы. Таков, например, Геннадий Терновский и его книга «Окраплённые» – лидер продаж на Bookscriptor. Будучи майором спецназа и актером, Терновский решил попробовать себя в писательском деле и рассказать людям о том, что сам знает лучше всего – нашей армии и специфике служб...

Литература в цифрах

от 50 тыс. до 2 млн экз.

тиражи детских книг издаваемых в советские времена  Источник

8-14 лет

Возраст детей, которые были напуганы до усрачки Тимом Карри  Источник

150

Рекомендованное количество строк при оформлении подборки для участия в «Филатов фест-2018»  Источник

Прямая речь

Алексей Макушинский, писатель:

Внимательные глаза студентов — студенток в особенности — способствуют шевелению мозговых извилин. Источник

Евгений Водолазкин, писатель:

От такого контраста можно было потерять рассудок. Мне кажется, он его и потерял. Источник

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Книги года

Книг я прочитал в этом году какое-то невообразимое количество. Но издали-то еще больше. Многое не попало в поле зрения по техническим причинам и из-за элементарной нехватки времени. Поэтому это список моего читательского лучшего, того что я держал в ...

Манифест барской литературы

Говорят, Маканин был очень умный. Может и так, смотря какой меркой мерить. Каждый обычно пользуется своей. Для одного - умный, для другого – так.
Я вот, сколько ни читал Маканина, «очень» не заметил. Умные-то мы все. А вот которых «очень» всегда было...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Нечитатель – это профессия

В начале декабря Московский центр «Благосфера» объявил об открытии Книжного клуба. Подвести итоги юбилейного 17-го и нарисовать перспективы 18-го пригласили хорошо всем известных активистов книжного мира. Этот дримтим профессионалов обозначил главные проблемы в секторе анали...

Писатель должен быть голодным?

Меня как продюсера от литературы иногда приглашают на круглые столы и дискуссии на книжные темы. Основной пафос выступлений, как правило, упаднический: сложно издавать, невозможно издаваться, нельзя прожить на авторские гонорары, страна не читает, писатели бедствуют, культур...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Русский сериал как натуральная школа

Вот-вот выйдет второй «Тобол» Алексея Иванова – писателя, который охотнее других рассуждает на тему слияния сериала и романа в современной культуре. Порассуждаем и мы.

Демонтаж памятника

Есть мнение, что еженедельное писание колонок, регулярное ведение рубрики и прочая поденная литературная работа рано или поздно грозит исхалтуриванием. Есть мнение обратное, и его сформулировал Виктор Шкловский, со дня рождения которого сегодня исполняется 125 лет.

Интервью

Литературные мероприятия

25 января – 80 лет со дня рождения выдающегося поэта, певца и актера Владимира Высоцкого

Совсем скоро настанет важная памятная дата для всего литературного мира! Кумир и легенда прошлого века, чей талант не имел границ,...

19 янв. «История возникновения книгопечатания и печатные техники прошлого»

Лекция художника-графика Антона Астапова.

Авангард в книжной иллюстрации 1920—1930-х годов. Часть вторая

Авангардные искания воплотились в советской детской книге, превратив её в явление мирового масштаба. В детскую книгу в те годы шаг...

Встречи с писателями

16 янв. Андрей Битов

Андрей Битов представит новую книгу «Арион. От Михайловского до Болдинской осени»

19 дек. Мария Метлицкая

Мария Метлицкая встретится с читателями и представит свою новую книгу «Его женщина».

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

25 января – 80 лет со дня рождения выдающегося поэта, певца и актера Владимира Высоцкого

25 января – 80 лет со дня рождения выдающегося поэта, певца и актера Владимира Высоцкого

Совсем скоро настанет важная памятная дата для всего литературного мира! Кумир и легенда прошлого века, чей талант не имел границ, навсегда останется в нашей памяти. Написанные им песни...

Лучшая проза 2017 года

Лучшая проза 2017 года

По версии «ЛитРес», сервиса электронных книг №1 в России.

Лучшие детективы 2017 года

Лучшие детективы 2017 года

По версии «ЛитРес», сервиса электронных книг №1 в России.

Лучшим книжным Москвы признан «Библио-Глобус»

Лучшим книжным Москвы признан «Библио-Глобус»

«Библио-Глобус» во второй раз стал победителем голосования «Лучший книжный магазин Москвы» по мнению участников проекта «Активный гражданин». Всего в голосовании по этому вопросу принял...

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В Библиотеке для молодёжи пройдет музыкально-поэтический вечер к 80-летию Владимира Высоцкого

В Библиотеке для молодёжи пройдет музыкально-поэтический вечер к 80-летию Владимира Высоцкого

31 января в 19:00 в зале “Музыкальный подвал” Российской государственной библиотеки для молодёжи пройдёт музыкально-поэтический ве...

27 дек. «Нам не дано предугадать» Лекция

27 дек. «Нам не дано предугадать» Лекция

Лекция о Федоре Ивановиче Тютчеве пройдет в библиотеке №58. Гости узнают о творчестве и судьбе поэта, услышат его лучшие стихотвор...

Новости издательств

«Просвещение» подало иск на 3,7 млрд рублей к компании, входящей в «Эксмо-АСТ» за обложку учебника

«Просвещение» подало иск на 3,7 млрд рублей к компании, входящей в «Эксмо-АСТ» за обложку учебника

Также «Просвещение» требует признать учебники «Вентана-Граф» контрафактными и уничтожить весь тираж.

О планах Издательства Ивана Лимбаха на 2018 год

О планах Издательства Ивана Лимбаха на 2018 год

В этом году издательство поставило на полку 21 новую книгу и допечатало 7 бестселлеров. 2017 год оказался богат яркими событиями и...

Распродажа Издательства Ивана Лимбаха и издательства Клаудберри

Распродажа Издательства Ивана Лимбаха и издательства Клаудберри

Распродажа пройдет в книжном магазине Primus Versus и продлится до 17 декабря.

Издательство «Фантом-пресс» отметило 25-летие

Издательство «Фантом-пресс» отметило 25-летие

За 25 лет работы «Фантом-пресс» издало свыше 500 книг более чем 250 авторов. Среди них: Хью Лори, Стивен Фрай, Марек Соболь, Джона...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Тобол» Алексея Иванова

Рецензия на книгу «Тобол» Алексея Иванова

«Тобол» посвящен забытым и малоизвестным страницам в истории освоения Сибири. Семисотстраничный труд, или, как обозначено на титульном листе, роман-пеплум, представляет собой жанр исторического романа в чистом виде. Собственно, «Тобол» назван пеплумом совершен...

Рецензия на книгу «Коронация зверя» Валерия Бочкова

Рецензия на книгу «Коронация зверя» Валерия Бочкова

Роман как исторически достаточно молодой жанр - вещество горячее, дымящееся, и его традиционность, граничащая с традиционализмом, и его сугубо личное (авторское) новаторство, граничащее с "выходом за рамки", могут иной раз начать сами диктовать автору свою волю,...

Рецензия на книгу «Стриптиз на 115-й дороге» Вадима Месяца

Рецензия на книгу «Стриптиз на 115-й дороге» Вадима Месяца

Обманчивым было бы думать, что автор сибарит, жизнелюб и весельчак. Этот глаз, эта память подмечают и крепко держат и то, что держать внутри себя опасно - настоящие трагедии; тогда текст превращается в невероятие почти шаламовское, граничащее с гротеском театр...

Рецензия на книгу «Охота за тенью» Якоба Ведельсбю

Рецензия на книгу «Охота за тенью» Якоба Ведельсбю

Атмосфера нового романа датчанина Якоба Ведельсбю «Охота за тенью» сначала кажется удобно-узнаваемой из-за насыщенности не только описаниями комфортных и традиционных европейских реалий, но и психологическими портретами знакомых европейских типажей. Типичное мышление...

Детская литература

РГГУ приглашает старшеклассников принять участие в олимпиадах по русскому языку и литературе

РГГУ приглашает старшеклассников принять участие в олимпиадах по русскому языку и литературе

Регистрация для участия в отборочном этапе олимпиад ведется по 14 января 2018 г.

Российские школьники стали лучшими в мире по чтению

Российские школьники стали лучшими в мире по чтению

Российские четвероклассники заняли первое место в международном мониторинге грамотности чтения Progress in International Reading Literacy Study.Средний результат наших учеников — 581 балл, что почти на 13 очков выше, чем в предыдущей волне исследования...

XI Фестиваль-конкурс «Дети читают русскую классику»

XI Фестиваль-конкурс «Дети читают русскую классику»

Фестиваль пройдёт в феврале-апреле 2018 года. Основной целью фестиваля-конкурса является приобщение детей и молодёжи к освоению русской классической литературы, обучению чтению, культуре русской речи, раскрытию и развитию творческих сп...

Если ваш ребенок хочет стать писателем

Если ваш ребенок хочет стать писателем

Три книги, которые заставят бурлить детскую фантазию, а главное – они хороши, как для самостоятельной работы, так и для сочинительства в компании (мам, пап, бабушек, дедушек, друзей и одноклассников).

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Как я убил ящурку» автор SEBASTIAN KNIGHT

Я сидел в парке Дзержинского (ныне Останкинский) за негустым кустиком с выпученными от страха глазами. Что я делал там сидя и, с выпученными глазами, ранней весной? Неправильно, я не срал, как вскрикнуло большинство. Хотя сидеть в парке в тёплую погоду и срать под кустами, несомненно, занятие достойное и мной всячески поощряемое, приятно осознавать, что минут через семь, подслеповатая старушка наступит в едва курящиеся какашки прохудившимся ботинком, или маленькая девочка с размаху упадёт лицом в обманчиво окаменевшую лепёху. Я просто сидел и боялся. далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80- тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда, с которой познакомился по переписке. Ещё до появления массового Интернета, чтобы освоить английский язык, я стал членом “International Pen Friends” и в мой почтовый ящик начали приходить письма со всего мира. Одно из них было от американки Бренды. далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов