комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

«Капитанская дочка»: как герои Пушкина решают свои проблемы с властью

«Капитанская дочка»: как герои Пушкина решают свои проблемы с властью 05.02.2019

Профессор-литературовед Юрий Никишов рассказывает о том, как Пушкин заложил в «Капитанской дочке» универсальную инструкцию по общению с царями и спасению личного счастья.

В романе Пушкина «Капитанская дочка» молодые герои — Петр Гринев и Маша Миронова — влюбляются, разлучаются и вновь воссоединяются в финале. За этим интересно наблюдать, но идейно самой важной в романе нам кажется пара Петр Гринев — Емельян Пугачев. Развязка сюжета, тем не менее, оборачивается неожиданным событием: Миронова встречается с императрицей Екатериной — с этого момента романтическая героиня становится великим дипломатом, а напряженные отношения Гринева с Пугачевым выглядят как виртуозная борьба двух ценностных миров.

В «Капитанской дочке» в историческую канву повествования вписана вымышленная история двух молодых людей, которым повезло найти друг в друге своих суженых. Сюжет повествования образует параллель, когда влюбленные для спасения своей жизни и любви вынуждены искать защиты у власть имущих: Петр Гринев — у Емельяна Пугачева, а Маша Миронова — у Екатерины II. Тут вроде бы они не на равных, и проще задача у девушки: она обращается к увенчанной монархине. Конечно, разница в их положении разительная: монарх выступает первым дворянином в своем отечестве, тогда как Маша Миронова — дворянка лишь номинальная. И все-таки здесь, в женской связке персонажей, нет классовой розни.

Зато для мужской пары контраст положений чрезвычайно значителен, и когда он выступает напрямую, то это дает результат немедленный, автоматический. Изменник Швабрин что-то сказал Пугачеву, и тот сразу, не задавая Гриневу вопросов, отправил его как офицера правительственных войск на виселицу. Ситуацию исправило вмешательство Савельича — субординация заменена личными отношениями.

Попробуем разобраться, как отличается общение двух романтических героев с властью и почему Гриневу и Маше помогла преодолеть трудности только категория личной симпатии. 

Маша Миронова — Екатерина II 

Повесть «Капитанская дочка» завершается кратким эпилогом от издателя. Здесь фиксируются концовки некоторых сюжетных линий. Потомки мемуариста хранят реликвии минувшего: кроме записок деда это и собственноручное письмо императрицы, где содержатся «похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова». Фразу о сердце капитанской дочки примем без комментариев, по факту. А вот почему похвалы удостоился ум?

Маша Миронова в меру умна — это вполне очевидно; только один Швабрин с корыстным расчетом описал ее Гриневу «совершенною дурочкою» и на первый случай преуспел: «С первого взгляда она не очень мне понравилась» — признается нам Гринев; но скоро предубеждение отпало. Доброе и верное сердце Маши заслуживает похвалы, оно ее действительно над многими возвышает. Но ум ее вроде бы обыкновенен, а хвалят обычно что-то выделяющееся. Так нам может казаться вплоть до поездки Мироновой в Царское Село. 

Марья Ивановна догадалась — и в том не ошиблась — по какой причине ее жених не сумел оправдаться за свою несомненную для суда связь с Пугачевым, — ведь ее, причастную к событию, так и не вызвали в комиссию. Эта догадка уже свидетельствует об ее уме. Но и решившись ходатайствовать за справедливое решение судьбы жениха, девушка действует исключительно продуманно. Еще в пути узнает, что ей в столицу ехать без надобности: царица и двор в Царском Селе; туда она без промедления и явилась. Устроилась с пребыванием в доме смотрителя в уголке за перегородкой, вдоволь наслушалась рассказов его словоохотливой жены, а еще и племянницы придворного истопника о буднях государыни. Потом прогулялась с добровольной опекуншей по аллеям Царскосельского сада — и это для Маши оказалось очень кстати.

Ранним утром потихоньку Марья Ивановна выходит в сад, «на прогулку», не позабыв прихватить заготовленное прошение. И встречается с приятной дамой лет сорока. Догадывается ли Марья Ивановна, с кем ее свел случай? Более чем вероятно! Но даже в руки обычной придворной даме отдать прошение все равно лучше, чем пустить его косным канцелярским путем.

Забегая вперед, отметим любопытную деталь — при колоссальной разнице доверительных разговоров молодых людей с властителями возникают сходные — или перевернутые — элементы. Царица закрылась маской придворной дамы! Тут можно даже видеть жест великодушия: зачем пугать царским величием скромную девушку. Пугачев же не свободен от своего лжевеличия, на людях он обязан играть роль царя — отсюда психологическая напряженность в общении наедине с человеком, который видел его простым казаком. 

В Царскосельском саду состоялся разговор, простой и естественный. Даме нетрудно выяснить, что перед ней провинциалка, приехала одна, без родителей, за их отсутствием, и, «конечно, по каким-нибудь делам». «Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне». Догадка проста: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?»

Вот тут и следует ответ, про который мало сказать — умный, потому что он — мудрый: «Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия».

Маша просит у власти милости и выигрывает

В принципе Марья Ивановна могла бы требовать и правосудия с большими шансами утвердить свою правоту. Однако тут прямо надо сказать, что в суровом приговоре Гриневу нет судебной ошибки. Подозреваемый офицер предстал перед следственной комиссией, ему предъявлены вопросы: почему при падении Белогорской крепости все офицеры (предатель Швабрин не в счет) отправлены на виселицу, а Гринев — один — отпущен на свободу, и каким это образом он самовольно покинул Оренбург и появился в Белогорской крепости в сопровождении самозванца? По первому вопросу подозреваемому оправдаться было нетрудно — рассказом о нечаянном знакомстве в степи, во время бурана. Гринев и далее собирался быть откровенным, но внезапная мысль, что тогда и Марью Ивановну потребуют к ответу, поразила его настолько, что он «замялся и спутался». В записках Гринева помечается: «Судьи мои, начинавшие, казалось, выслушивать ответы мои с некоторою благосклонностию, были снова предубеждены противу меня при виде моего смущения». И после наветов Швабрина на очной ставке «я отвечал, что держусь первого своего объяснения и ничего другого в оправдание себе сказать не могу» — как тут не признать, что недоверие суда убедительно? 

Г.П. Макогоненко полагал приговор Гриневу несправедливым, потому что, по принятому тогда предубеждению, приговор царского суда не мог быть справедливым по определению: «Суд был быстр и несправедлив — несправедлив потому, что Гринева приговорили к казни по обвинению в измене присяги и переходе на сторону Пугачева, то есть в преступлении, которое он не совершал. Читатель отлично знает, что Гринев отказался присягать Пугачеву и не служил у него». Но члены комиссии не знают того, что читатель отлично знает, — еще не написанные мемуары они не читали, а на главный свой вопрос внятного ответа так и не получили.

Марья Ивановна имела шанс надеяться и на правосудие: дело могло бы быть пересмотрено, как говорят, по вновь открывшимся обстоятельствам. Она предпочла взывать к милости: императрица имеет право и виноватого простить. Но тут важнее всего сроки: милосердное решение достигается быстрее. Две встречи с царицей, «нечаянная» и по вызову, состоялись в один погожий осенний день. Из эпилога мы узнаем, что Гринев вернулся в родные края в конце года. Для того, чтобы только исполнить неукоснительный указ императрицы, и то потребовались не месяц, а месяцы! А сколько бы времени прошло, если бы пересмотр дела был возложен на скрипучие, неповоротливые колеса правосудия?

Придворная дама вызвалась помочь юной просительнице. «Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя. Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, — и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

— Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.
— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув».

«Вскрикнула» Марья Ивановна: тут эмоции опережают рассудок. Но таков и ответ: «вспыхнув», императрица едва себя не выдала. А не привыкла она встречать возражения на свои слова! Успокоиться ей, вероятно, помогло и смирение просительницы, ищущей милости, а не правосудия, и то, что в прошении речь шла не о судебной ошибке, а сообщались убедительные факты, которые отсутствовали в показаниях Гринева. Так что императрице только и оставалось как-то заплатить свой долг перед дочерью капитана Миронова. 

Итак, возможно, девушка была на грани совершения ошибки — всего-то одно слово — но сделала правильный выбор. Жизненный опыт Марьи Ивановны еще невелик, и вряд ли она знала то, что хорошо знал Пушкин: судебная, да и всякая иная, власть озабочена чистотой мундира, т.е. всячески избегает признания какой бы то ни было своей неправоты. 

Петр Гринев — Емельян Пугачев

На отношения между Гриневым и Пугачевым решающее значение оказывает нечаянная «демократическая» встреча в степи в буран: стихия субординации не признает, соответственно становится неважным, что один — дворянин-офицер, хоть и младший по званию, а другой — простой казак, хотя и с не афишируемым здесь скрытным умыслом. Тут главное, что оба отнеслись друг к другу с симпатией, добротой. После этой встречи Пугачеву легче понять, что Гринев не принимает его царскую маску, поскольку тот видел его лицо без маски.

Состоялись и две встречи с разговорами наедине. Эмоциональная амплитуда при этом постоянно колеблется, размах колебаний очень широк. Пугачев весело вспоминает предшествующие контрастные встречи и переходит к главному вопросу: «Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный)». И предлагает служить ему с усердием, за наградой дело не станет. Предложение вызвало у Гринева усмешку. Пугачев нахмурился: «Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо».

Гринев точно оценил степень опасности. Он сумел сохранить свое лицо, но избежал соблазна разоблачения самозванца и даже заставил собеседника взглянуть на ситуацию своими глазами: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».

Гринева ждет еще один опасный вопрос: «Кто же я таков, по твоему разумению?» Но от такого вопроса можно уйти, и лукавства тут немного: «Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».

У Пугачева есть еще предложение: «А разве нет удачи удалому? <…> Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. <…> Послужи мне верой и правдою, а я тебя пожалую…».

Но природный дворянин уже присягал и присягу не меняет. А человек-флюгер кому нужен? И Пугачеву остается быть последовательным: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай на все четыре стороны и делай что хочешь».

Тут можно похвалить и ум Гринева. Мемуарист не уронил своего дворянского достоинства, остался искренним, но и уклонился от оценок властного собеседника, тем более колючих оценок.

В разговоре на равных Гринев теряет осторожность, но остается в живых

Второй личный мужской разговор состоялся в кибитке, в поездке в Белогорскую крепость. Разговор нетороплив, временем не стеснен. Принципиальное отличие от первого — Пугачев перед Гриневым в этот раз не прячет лицо под маской самозванца. Несколько хвастлив, так ведь на пике своего успеха. В будущее смотрит с надеждой, но понимает, что успех не гарантирован. Перед Гриневым откровенен: «Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Совет Гринева заблаговременно прибегнуть к милосердию государыни встречает горькой усмешкой. «Буду продолжать как начал».

В этот раз Пугачев уже не зовет Гринева к себе на службу — но пытается увлечь принципом своей жизни, рассказывая калмыцкую сказку об орле и вороне. Долго ли, коротко ли жить — зависит от еды. Делает свой выбор орел: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Гринев признает сказку затейливой, но ее вывод перевертывает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

На том и кончился разговор: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления».

Осмелел Гринев, однако. Что он дворянин и соответствующей позиции придерживается, это обозначалось с самого начала, но, оставаясь при своих, он избегал оценок чужой позиции («Бог тебя знает…»). Теперь он себе даже иронию позволяет, что вызывает удивленный взгляд Пугачева. Сравним. При допросе его с участием Хлопуши и Белобородова Гринев почувствовал, что разговор принимает опасный для него оборот, и сумел переменить его, поблагодарив Пугачева за лошадь и тулуп: «Уловка моя удалась. Пугачев развеселился». Гринев и после умеет сказать то, от чего лицо самозванца выражает «довольное самолюбие». А вот его реплика по поводу калмыцкой сказки полна обидного для собеседника высокомерия.

В самом перевертыше и переадресации оценок нет ничего самого по себе остроумного. Такой прием давно на примете Пушкина и припечатан им язвительным определением. Поэт, например, писал Вяземскому 13 сентября 1825 года: «Сам съешь! — Заметил ли ты, что все наши журнальные антикритики основаны на сам съешь? Булгарин говорит Федорову: ты лжешь, Федоров говорит Булгарину: сам ты лжешь. Пинский говорит Полевому: ты невежда. Полевой возражает Пинскому: ты сам невежда, один кричит: ты крадешь! другой: сам ты крадешь! — и все правы».

Мужицкий царь не позволяет обиде разрастаться благодаря своему великодушию и последовательности взятой линии («Долг платежом красен», «миловать так миловать»). Разговор тем не менее пресекся. Кончилось единение, компромисс на основе симпатии обнажил свой неширокий диапазон. 

В «Капитанской дочке» столкнулись два образа жизни. Один по принципу «лучше раз напиться живой крови, а там что бог даст!» Другой — «Береги честь смолоду». Первый — «неправильный», но жутко обаятельный. Второй — правильный, но скучный.

Марину Цветаеву поразил парадокс: «Капитанская дочка» написана в 1836 году, «История Пугачева» — в 1834 году. «Пугачев из “Истории пугачевского бунта” встает зверем, а не героем. Но даже и не природным зверем встает, ибо почти все его зверства — страх за жизнь, — а попустителем зверств, слабым до преступности человеком. <…> Было бы наоборот, то есть будь “Капитанская дочка” написана первой, было бы естественно: Пушкин сначала своего Пугачева вообразил, а потом узнал. (Как всякий поэт в любви.) Но здесь он сначала узнал, а потом вообразил.

Тот же корень, но другое слово: преобразил».

Личная симпатия решает все

Содержательность рассмотренных диалогов реализуется посредством произносимых слов, но Пушкин всюду дает описание сопутствующих интонаций и мимики, что выразительно передает эмоциональное состояние говорящих; озвученному диалогу сопутствует вполне внятный диалог немой. Это способ освоения психологической углубленности в изображении героев.

В широком мире «Капитанской дочки», где много индивидуальных судеб, привычек, обыкновений, где обозначены и классовые различия, все-таки главенствует идея не разобщения, а единения. Утверждаются те начала, которые сулят процветание, продолжение жизни.

Есть основание обобщить, что личная симпатия — это единственный способ преодоления классовых противоречий. Тем самым и эпизод с Екатериной, и диалоги с Пугачевым вынуждают признать, что сугубо частное решение проблема имеет, но мирное общее решение ее невозможно. 

Не отдельному, пусть весьма завлекательному, но общечеловеческому отдан приоритет в «Капитанской дочке», не закрыты глаза и на колоссальные трудности, которые встретят люди на этом пути.

Автор: Юрий Никишов

Источник: discours.io



Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Алексей Иванов, писатель:

Наши критики лучше писателя умеют писать романы, лучше режиссёра снимать фильмы, лучше врачей делать операции. Я бы нашим критикам посоветовал меньше учить и больше учиться самим. Источник

Олег Дивов, писатель:

Я двадцать лет в этом бизнесе, есличо. Вы спросите: а как отличить качественный текст от недоделанного? Читайте медленно, дорогие мои. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

Литература в картинках

Жизнь писателя Посмотреть полный размер

Жизнь писателя

Автор рисунка нам неизвестен.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Гертруда Стайн любила, оторвавшись от работы, посмотреть на коров и с этой целью ездила за город. Вуди Аллен, чтобы не дать уснуть вдохновению, то и дело принимает душ. Гранд-дамы послевоенной британской литературы, Айри...

Как научиться понимать поэзию

Как научиться понимать поэзию

Никакие образные красоты и глубокомыслие не спасут стихотворения, если читателю просто-напросто не в радость произнесение строфы или даже строки.

Как на самом деле умер Гоголь

Как на самом деле умер Гоголь

Загадочная история смерти гения настолько всех впечатлила, что даже спустя полтора века про нее продолжает ходить множество различных слухов.

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Удивительная новость! Появилась информация, что в Великобритании был проведено исследование, в котором, к слову сказать, приняли участие более 40 тысяч человек. Исследование показало, что 80% участвовавших постоянно ...

Литература в цифрах

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

11 книг

было у отчима Леонида Юзефовича - 10 томов энциклопедии машиностроения и «Война и мир» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

27 февр. Пушкин и приключения байронического героя в России

На встрече слушателям будет рассказано о становлении и эволюции типа романтического героя в отечественной литературе, а ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

Встречи с писателями

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

1 февр. Галина Юзефович

Галина Юзефович расскажет, как сориентироваться в современном литературном пространстве без каких-либо канонов и ориентиров.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина