комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Итоги года. Год литературы: чем он запомнился

Итоги года. Год литературы: чем он запомнился 18.01.2016

Свое мнение высказали: писатель, поэты, критики, редакторы, обозреватель, издатель, эссеисты

Роман Арбитман

писатель, критик

Главное (печальное) литературное событие 2015 года — смерть замечательного фантаста Терри Пратчетта. Двумя годами раньше создатель «Плоского мира» объявил о своем Альцгеймере, сказал, что будет работать, пока хватит сил, а потом уйдет. Так и случилось. И наши СМИ даже не сумели честно написать об обстоятельствах его ухода — из опасения, что их, блин, обвинят в пропаганде суицида!

Игорь Гулин

критик, обозреватель «Коммерсантъ-Weekend»

Я бы не сказал, что с точки зрения литературы 2015 год был удачным. Много мишуры — вроде объявленного государством года этой самой литературы или бредовых волнений вокруг Нобелевской премии. Мало значительных книг, переводов, журналов, событий. Смотрю на книги, валяющиеся по комнате, и вижу, насколько больше волнительного вышло в 2014-м. Но, думаю, тут нет повода говорить о каком-то великом кризисе, слишком малое колебание.

В поэзии главным для меня событием стал выход книги Василия Бородина «Лосиный остров». Это первый большой сборник одного из самых скромных и главных современных русских поэтов (сейчас об этом можно говорить без возрастной оговорки). Мне кажется, настоящие стихи можно узнать по двум сталкивающимся чувствам: «что это такое, зачем оно, как мне с этим быть?» и «это и есть чистая поэзия в самом совершенном виде, я узнаю ее, не могу ни с чем спутать». С трагически-светлыми стихами Бородина происходит именно это. Я написал текст с некоторыми первыми впечатлениями о «Лосином острове» и не хотел бы их сейчас перемалывать.

Я отдельно рад, что Бородин получил за свой сборник премию Петербургского центра имени Андрея Белого. И вообще (при всем моем скепсисе к премиальным механизмам) список лауреатов в этом году идеальный во всех номинациях. Кроме прозаической.

Пытаюсь вспомнить, что стало для меня событием в области прозы, и думаю только о феномене пограничном: это выход на русском двух книг Вальтера Беньямина — «Людей Германии» и «Центрального парка» (сразу в двух переводах — Сергея Ромашко и Александра Ярина). Тут две оговорки. Во-первых, русский Беньямин — феномен совсем не новый, а в последние пару лет немецкий философ стал фигурой почти попсовой. Во-вторых — это никакая не проза (монтажный сборник писем немецких интеллектуалов XVIII—XIX веков и смутный, загадочный черновик так и не осуществленной книги о Бодлере, собирающий в тесный, сияющий и одновременно непроглядный пучок всю беньяминовскую философию культуры и истории). Обе эти книги получили свою странную форму скорее по случайности, обе они восхитительно несовершенны, хрупки и своей хрупкостью подключают к ощутимому массиву истории. Это не литература, и тем не менее за последнее время я не встречал других текстов настолько вдохновляющих, заставляющих писать и думать о том, как письмо может работать.

Дмитрий Кузьмин

главный редактор издательства «АРГО-Риск» и журнала «Воздух»

Год назад я предлагал смотреть на промежуточный итог сюжета «Русская литература в летящей под откос стране» в оптимистическом ключе: вакханалия затронула литературное сообщество в пренебрежимо малой степени, большинство лиц и институций сохранили вменяемость и достоинство. В целом 2015-й сохранил это положение вещей, и самыми разными жестами — от коммерсантовского Календаря литературных преследований до украинского номера «Нового мира» — люди русской литературы утверждают свою готовность противостоять протофашистскому режиму Кремля. Но медленная ползучая эрозия, увы, действует сильнее одномоментного стресса — и уходящий год принес разнообразные примеры досадной сдачи позиций, преимущественно в жанре «здороваемся с подлецами, раскланиваемся с полицаем»: до сих пор иные вполне достойные люди считают приемлемым устраивать литературные вечера под патронатом апологета российской военной интервенции в Украину Дмитрия Бака или делегата Общероссийского народного фронта имени Владимира Путина по управлению литературной жизнью Андрея Коровина и состязаться на Московской международной книжной ярмарке за звание лучшей поэтической книги года со сборником рифмованных стенаний и агиток «Поэзия Донбасса». И хотя медведь еще далеко не убит, но хотелось бы уже сейчас застолбить представление о том, что предметом беспощадной люстрации однажды должны стать не только Киселевы и Мединские, но и те, кто внутри профессионального сообщества работает не за страх, а за совесть на размывание понятий о добре и зле.

Что касается собственно литературного процесса, то жаловаться особенно не на что. За год целый ряд замечательных поэтов, от Линор Горалик и Александра Белякова до Владимира Богомякова и Федора Сваровского, выпустили очередные яркие книги. Среди новых изданий молодых и сравнительно молодых авторов есть те, о которых не стыдно говорить как о пропуске на авансцену сегодняшней русской поэзии: изданный по итогам прошлогодней Премии имени Драгомощенко том Никиты Сафонова, удостоенный премии Центра имени Андрея Белого сборник Василия Бородина, вторые книги Владимира Беляева и Екатерины Соколовой и, last but not least, чрезвычайно интересное «Домашнее хозяйство» Андрея Черкасова, до сих пор редкий у нас пример книги-проекта и неожиданная попытка продолжения сразу нескольких линий постмодернистской классики прошлого века (улитинской, некрасовской, рубинштейновской). Вакансия многообещающего дебюта замещена первыми книгами Валентина Воронкова и Никиты Сунгатова, очень разными, задающими зримую и ясную пару полюсов младшего поэтического поколения. Несмотря на понятные экономические проблемы, поэтическое книгоиздание продолжается, причем, что очень важно, не исчерпываясь обеими столицами (и нью-йоркским «Айлуросом»), — и если в Челябинске масштабные инициативы Марины Волковой пока сводились к систематизации и репрезентации уральского поэтического ландшафта, то издательский проект Нижегородского центра современного искусства или издательство Константина Дмитриенко во Владивостоке при всей скромности своих мощностей имеют свой взгляд на современную русскую поэзию в целом, и это очень обнадеживает.

Несколько хуже обстоит дело с переводной поэзией — и не только потому, что иной раз из лучших побуждений издаются просто никуда не годные переводы (вроде недавней книги Кеннета Рексрота). Едва ли не более серьезная проблема — отрывочность, несистематичность наших представлений о том, что происходит в поэзии на других языках: из-за этого даже очень симпатичные книжки несколько подвисают в воздухе, и непонятно, с чем их сравнивать — что в них от индивидуальности автора, что от национальной традиции, что от мировых трендов, что от переводческого подхода. В любом случае том Ингер Кристенсен в переводе Алёши Прокопьева — историческое событие, сборник Алена Бешича в переводе Андрея Сен-Сенькова — интересный опыт, а книжка Мартина Светлицкого в переводе Игоря Белова — занимательное впечатление, но, к сожалению, отдельными точечными ударами изоляцию русского поэтического сознания не пробить, нужны какие-то многофигурные и многоходовые решения, на которые сейчас, увы, рассчитывать не приходится.

За прозой я слежу меньше, особенно после того, как зимой уходящего года решением отдать награду не тому, что символизирует сегодняшнее состояние русской литературы и русского общества, а тому, что могло бы служить этому альтернативой, завершилось мое многолетнее участие в работе премии «НОС». Однако нынешняя фаза в развитии этой премии, с составленным полностью из представителей смежных культурных рядов жюри, кажется мне очень интересной, а задача выбора между двумя важнейшими, вероятно, прозаическими книгами 2015-го — «Пенсией» Александра Ильянена и «Живыми картинами» Полины Барсковой — содержательна и неслучайна.

Уход из жизни Бориса Иванова, Юрия Мамлеева, Константина Кузьминского, Бориса Дышленко заставляет меня в большей степени думать о том, какие мощные характеры и впечатляющие судьбы выковывал советский литературный андеграунд, чем о том, что за пределами этой специфической среды обитания такие характеры и судьбы неизбежно деформируются и могут представать не в лучшем свете. Для трагической гибели Виктора Iванiва через считанные дни после появления его блестящей поэтической книги «Дом грузчика» я за прошедшие месяцы так и не смог подобрать верных слов — но надеюсь, что в новом 2016 году выход готовящегося сейчас избранного прозаического наследия Iванiва станет поводом для серьезного разговора. Вообще в нескольких издательствах в работе сейчас находятся разные важные книги, в том числе весьма масштабные, но событиями они станут через несколько месяцев, так что, по слову беккетовского персонажа, «не будем пока предварять». Вопрос только в том, чтобы богоспасаемое Отечество не лопнуло окончательно от накачиваемой в него энергии саморазрушения. Но, надо быть реалистами, в краткосрочной перспективе словесность на это повлиять не может.

Александр Иванов

издатель Ad Marginem

Год запомнился хорошими ярмарками: на Красной площади иnon/fiction, а еще отличными фестивалями в казанской «Смене» и открытием книжного магазина «Пиотровский» в Центре Ельцина в Екатеринбурге.

Дмитрий Волчек

главный редактор издательства Kolonna Publications

Это был год Моторолы — жуткого свиноподобного монстра, который выполз из землянки и принялся вытаптывать все вокруг, улюлюкая и гогоча. Хотя книги Светланы Алексиевич не окажутся на той же полке, где стоят собрания сочинений Бунина и Бродского, приятно, что главная литературная награда года досталась ей. Алексиевич 30 лет наблюдала за этим самым Моторолой, но даже она, досконально изучившая повадки «красного человека», не предвидела его кошмарного триумфа.

Лучшая русская книга 2015 года — «Пенсия», роман-онлайн, возникший то ли в Петербурге, то ли в Париже, то ли на Плутоне. Александр Ильянен выбрал лучший способ борьбы с советскими динозаврами: он надменно не замечает, что они проснулись и щелкают мертвыми зубами.

Я с восхищением слежу за работой Издательства Ивана Лимбаха, которое выпускает одну великолепную книгу за другой; очень рад, что наконец-то на русском появились роман Пола Боулза «Пусть льет», сборник эссе В.Г. Зебальда и несколько томов нобелевских лауреатов — Элис Манро и Патрика Модиано. Эти книги, не нужные рынку, выходят благодаря усердию энтузиастов, таких, как Ольга Серебряная, которая в этом году закончила многолетнюю работу над великолепным томом прозы и писем венецианского скандалиста Барона Корво, или Олег Лекманов и Михаил Свердлов, подготовившие собрание уцелевших сочинений Николая Олейникова. Замечательным энтузиастом был и скончавшийся в 2015 году Борис Иванович Иванов. В самые гнусные брежневско-андроповские годы он собирал рукописи подпольных писателей, издавал машинописный журнал «Часы», руководил «Клубом-81»: книга Иванова об истории этого легального союза запрещенных писателей только что вышла. Сейчас, в точности как в те времена, подлость льется изо всех щелей, и я перестал верить в то, что удастся заткнуть эти щели, задушить проклятого Моторолу.

Наталья Иванова

первый заместитель главного редактора журнала «Знамя»

Уходящий литературный год запомнился присуждением Нобелевской премии Светлане Алексиевич — ее полифонической и трагической прозе, скупой на слова от автора; по термину Алеся Адамовича, сверхлитературе, новаторской по форме и для Нобеля. Не останавливаясь на содержательности книг лауреата, сложившихся в памятник «маленькому большому» человеку внутри советского времени, замечу, что здесь расширение форм сравнимо с тем, что уже не первое десятилетие делают хореографы, оперные и театральные режиссеры, докудрама, художники (инсталляции и перформанс), кстати, получающие не только международные, но и весьма внушительные отечественные премии («Инновация»). Но что, видимо, можно Йове, нельзя корове, т.е. словесности :).

Книги Алексиевич читать трудно — в них запекся страшный опыт, — но надо.

Однако год запомнился и коллективной (не)литературной истерикой по этому поводу. В постановке Петром Фоменко «Пиковой дамы» (в Вахтанговском) есть особый персонаж в исполнении Юлии Рутберг — Тайная Недоброжелательность. В случае с Нобелем вместо радости, что русский язык, новая русская проза торжествуют, поднялся неприличный вой — Недоброжелательности Явной.

Из докупрозы, появившейся в 2015-м, отмечу «Теоретический тупик» Эргали Гера — книгу о людях атомного Обнинска, а еще и чудесный «Завтрак юриста» Льва Симкина. Тоже доку — но преображенный авторской интонацией.

Явный тренд — эго-проза, или автобиопроза. Не исповедь и не проповедь от первого лица, а роман частной жизни — книга Александра Нилина «Поверх заборов. Станция Переделкино». Повесть Натальи Громовой «Пилигрим». Почтикакбыло Анны Бердичевской — «Крук». «Вот жизнь моя» Сергея Чупринина.

Прозы политического звучания почти не было, исключение — повесть Михаила Шевелева «Последовательность событий», а у Александра Архангельского — весело-анималистская (еще не эзопов, но уже «с ключом») повесть «Правило муравчика», эзопов бродит где-то рядом с нами.

Историко-социально-психологический (и очень кинематографичный) роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», тоже встреченный холодно-снисходительно той же самой публикой, что возмутилась Нобелем, справедливо был отмечен «Большой книгой» и не только ею.

В критике отмечу литературную эссеистику и статьи яркого молодого критика из Петербурга Алексея Конакова. Главное для меня здесь — тщательность выделки и достоинство вкуса. Шума и автопиара, столь распространенных (не в добрых нравах литературы), у Конакова нет.

Отдельно хочу привлечь внимание к рубрике «Знамени» «Переучет», внимательным, порой язвительным обзорам периодики в исполнении Инны Булкиной, Павла Руднева, Алены Солнцевой, Сергея Боровикова, Ефима Гофмана и других. Стараемся видеть работу коллег в «параллельных» (и не только) литературных изданиях. Надеясь на придирчивую, не исключающую язвительности, взаимность. Как говорится, все к славе, особенно если писателей все больше, а читателей все меньше, несмотря на деньги, пущенные под откос Года литературы.

Валерий Шубинский

поэт, критик

Я делал недавно для журнала «Знамя» обзор стихотворных журнальных публикаций года. В мой обзор вошло 29 подборок 19 авторов. Будь моя воля, было бы в полтора-два раза больше. Увы, даже то, что я сделал, будет, видимо, сокращено: у бумажных журналов есть свои жесткие условия по объему.

Уже вышесказанное говорит о многом. Но дело не только в количестве. Разнообразие текстов и техник, внутреннее напряжение и богатство, огромный возрастной диапазон (от 1930-х до 1990-х годов рождения) — все это впечатляет. Русская поэзия в целом в очень хорошей форме. Хотя еще несколько месяцев назад мне казалось, что это не так, что настали времена постепенного увядания. Нет, не настали.

Это самое сильное — и самое отрадное! — впечатление года. Помимо прочего, это перевешивает для меня все политические гадости и экономические сложности. Страна жива, культура жива. Мы работаем не впустую, не в пустоту.

Но, конечно, за Ахероном наших множится — это безостановочный процесс. Уходят как те, кто пожил и сделал свое, как Борис Иванов и Юрий Мамлеев, так и те, кто мог и должен был жить еще многие десятилетия, — Виктор Iванiв и Маргарита Хемлин (и только сейчас я вдруг осознал, что Иванов и Iванiв — однофамильцы...)

Станислав Львовский

поэт, эссеист

2015 год в русской литературе был, кажется, вполне обычным, т.е. год как год, — впрочем, и не без радостей. Радости — дело личное, так что я ограничусь, наверное, поэзией и non-fiction; прозу я читаю мало, что русскую, что переводную, — впрочем, что-то все же читаю.

Если посмотреть на институции, то нельзя не порадоваться тому, что они живы — и издательства, и премии, и всякое. Продолжает выходить «Воздух», марка новой инкарнации издательства «АРГО-Риск» — Literature Without Borders стоит уже, по крайней мере, на двух важных поэтических книгах года, т.е. на книгах «Смерть в лучшем смысле этого слова» Игоря Померанцева и «Так это был гудочек» Линор Горалик. Издательство Corpus, пусть продлятся его дни, отпраздновавшее семь лет со дня рождения, сообщило нам в этом году несколько важных и очень важных книг — «Поэтики Джойса» Умберто Эко, «Зубы дракона: мои тридцатые годы» Майи Туровской, сборник точных и трогательных текстов Екатерины Кронгауз о детстве и родительстве, переиздание «ГУЛАГа» Анн Эпплбаум, но главное — исследование Сергея Плохия «Последняя империя» (премияLionel Gelber Prize за лучшую книгу non-fiction по-английски о глобальных проблемах), которое обязательно нужно срочно прочесть всем, кто до сих пор этого еще не сделал.

Продолжает работать и «Новое издательство», в этом году выпустившее в свет сборник эссе Зебальда «Естественная история разрушения», «Избранные статьи» Григория Дашевского, «Три статьи по поводу» Марии Степановой, книгу бесед Владимира Федорина с Кахой Бендукидзе «Дорога к свободе» и — last but not least — книгу Максима Трудолюбова «Люди за забором». Последняя являет собой блестящий пример исследования в области гуманитарной географии — при том что у нас эта давно признанная дисциплина в институциональном смысле не существует. То есть буквально — после закрытия в 2013 году Центра гуманитарных исследований пространства на базе Института наследия им. Д.С. Лихачева и журнала «Культурная и гуманитарная география» место это пустует — но вот же, случилась отличная книга: не иначе как чудо. Среди важных книг издательства «Новое литературное обозрение» в этом году — «Пригов: очерки художественного номинализма» Михаила Ямпольского; сборник «Острова утопии», посвященный советской школе 1940—1980-х; захватывающе интересная книга Майкла Дэвид-Фокса «Витрины великого эксперимента» о культурной дипломатии в довоенном СССР; исследование Дональда Рейли «Советские бэйби-бумеры. Послевоенное поколение рассказывает о себе и о своей стране»; книга Наталии Лебиной «Советская повседневность: нормы и аномалии» и, наконец, opus magnum Ильи Кукулина «Машины зашумевшего времени», лауреат Премии Петербургского центра имени Андрея Белого 2015 года в номинации «Гуманитарные исследования, — все вышеперечисленное надо непременно прочесть, а если все никак не получается, то хотя бы Кукулина и Дэвид-Фокса (нет, все-таки еще Лебину и Ямпольского, простите).

Возвращаясь к разговору об институциях, которые несмотря ни на что: вручена в этом году и премия «Просветитель». В номинации «Естественные и точные науки» — Николаю Андрееву и его соредакторам за «Математическую составляющую» (фонд «Математические этюды»), а в гуманитарной номинации — Алексею Юрчаку за книгу «Это было навсегда, пока не кончилось» («НЛО»). Хорошие книги non-fiction выходили в этом году не только в больших издательствах. Так, кроме вышеупомянутой книги о Пригове у Михаила Ямпольского вышла в этом году книга об Аркадии Драгомощенко «Из хаоса» — в новом издательстве «Порядок слов». Там же, кстати говоря, опубликован новый сборник Полины Барсковой «Хозяин сада». Издательство Strelka Press при одноименном институте выпустило в этом году бодрую книгу Лео Холлиса «Города вам на пользу», необходимую «Архитектуру города» Альдо Росси, но главное — «Производство пространства» Анри Лефевра. Это одна из примерно трех самых важных для современного гуманитарного знания книг о городе (и пространстве). Выход в свет ее русского перевода — это как пистолет Дзержинского примерно как если бы при вашей (сознательной) жизни впервые по-русски вышло «Толкование сновидений». Или «Дорога к рабству». Или даже, страшно сказать, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Кроме того, Центр современной культуры «Гараж» и издательство Ad Marginem (уже некоторое время плодотворно сотрудничающие в рамках одной издательской программы) выпустили в этом году первый русский перевод книги Паоло Вирно «Грамматика множества». Следует упомянуть также книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности» (Издательство Ивана Лимбаха), сборник эссе Роберта Десноса «Когда художник открывает глаза»(Grundrisse) и работу «К понятию акта высказывания» Александра Смулянского («Транслит»).

Еще один действительно очень важный текст был опубликован в самом конце года — так что едва успел добраться до ярмарки non/fiction: речь о книге Елены Рачёвой и Анны Артемьевой «58-я. Неизъятое» (АСТ). Жанр (публичной) устной истории оказался в этом году в фокусе внимания русского литературного сообщества — благодаря, разумеется, Нобелевской премии Светланы Алексиевич, — однако книга была придумана несколько лет назад и только по случайному совпадению увидела свет этой осенью. Рачёва (текст) и Артемьева (фотографии) записывают свидетельства тех, кто прошел через сталинские лагеря и уцелел, — некоторые герои книги умерли за время подготовки тома к печати, — причем это свидетельства не только жертв, но и палачей. Те и другие оказываются сопоставлены лицом к лицу, как если бы они говорили перед одной из так никогда и не созванных в России Комиссий правды и примирения наподобие южноафриканских или латиноамериканских. В этих монологах нет ничего, о чем мы не знали бы раньше, — но их соположение производит сильное и местами очень неожиданное впечатление. Присутствующие в этой истории фотографии предметов, уцелевших у героев книги Рачёвой и Артемьевой от тех времен, о которых идет речь, удивительным образом не только и не столько производят (как могли бы) ложное ощущение аутентичности, сколько оказываются еще одной разновидностью свидетельства, дополнительной, как и портреты говорящих, к их речи, записанной здесь sine ira et studio.

Помимо двух упомянутых нами в начале среди самых важных поэтических книг года — посмертные сборники Григория Дашевского «Стихотворения и переводы» («Новое издательство») и Виктора Иванiва «Дом грузчика» («НЛО»). Кроме того, в этом году вышли «Справки и танцы» Михаила Айзенберга («Новое издательство»), «Ваш Николай» Леонида Шваба, «Ротация секретных экспедиций» Александра Белякова, «Слава героям» Федора Сваровского, «Разворот полем симметрии» Никиты Сафонова и «Лосиный остров» Василия Бородина (все — «НЛО»). Последний сборник, кроме того, был удостоен в этом году Премии центра имени Андрея Белого — вместе с только что вышедшими «Советскими кантатами» Сергея Завьялова («Транслит/СвобМарксИзд»). Еще в числе важного и очень —«Чудское печенье» Екатерины Соколовой (Волго-Вятский филиал ГЦСИ), «Взлетка» Николая Звягинцева и «Переключатель» Дмитрия Данилова (обе — «Айлурос»).

«Переключатель» оказался, помимо всего прочего, лауреатом новомировской Antologia — и это подводит нас к совсем уже короткому разговору об институциях премиальной породы. Большая поэтическая премия у нас одна, так что не замечать ее (при всем уважении к ее нынешнему лауреату Ю. Киму) легко — ну и не будем. Помимо уже упомянутого лауреатства Бородина и Завьялова в Петербурге и Данилова в Москве за отчетный период премированы также Владимир Беляев («Дебют», сборник 2014 г., см. здесь) и Александра Цибуля (Поэтическая премия Аркадия Драгомощенко, см. здесь). Последняя в этом году была, кроме всего прочего, приглашенным участником жюри премии «Различие», доставшейся Полине Андрукович за прекрасную книгу 2014 года «Вместо этого мира» («НЛО»).

Переводы поэзии, как всегда, никуда не поместились — но прочтите, по крайней мере, «Почему меня нет в социальных сетях?» Сергiя Жадана в переводах Полины Барсковой (COLTA.RU), «Сопротивление» Виктора Сержа в переводах Кирилла Медведева («СвобМарксИзд») и «Под знаком алфавита»Майкла Палмера в переводах Аркадия Драгомощенко и Александра Скидана («Порядок слов»).

Ну и да — с Новым годом!

Михаил Айзенберг

поэт, эссеист

Основные литературные впечатления уходящего года — это публикации новых замечательных вещей тех авторов, от которых мы и привыкли ждать нового и замечательного. Такой список понятен и без перечисления.

Личных новостей, пожалуй, две. Поэт Василий Бородин, со стихами этого года прочно вошедший (для меня) в сравнительно небольшую группу тех авторов, которых читаешь в первую очередь. Но это новость — по предыдущим впечатлениям — ожидаемая. Есть и неожиданная: повесть Германа Бера «Сулико», напечатанная в № 9—10 журнала «Волга». С прозой у нас, как вы знаете, беда. А тут такая нечаянная радость: вещь редкой внятности, прямо переходящей в силу.

Скажете, немного? Да как сказать.

Источник: www.colta.ru

В материале использовано фото 1909 года. Малый театр. Городничий и квартальные. Городничий (К.Н. Рыбаков): "... а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия...". Автор фото, к сожалению, нам не известен :(


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Александр Ширвиндт, артист:

Это очередной наивно-пошлый перегиб. Одно дело материться, то есть ругаться, и другое — говорить на родном языке. Русский язык без мата не существует как явление — ни литературный, ни тем более разговорный. Источник

Дина Рубина, писательница:

Писатель — последний человек, который может ответить на этот вопрос. Точно так же, как привлекательная женщина никогда не сможет объяснить, что именно привлекает в ней мужчин. Источник

Шорт-лист литературной премии «Инородная власть»

Премия посвящена увеличению пенсионного возраста и налогового бремени

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехал...

Татков Олег: «Спецкомандировка»

Мой предшественник поставил рекорд; за неделю допился в Аддис-Абе...

Максим Басков: «Про Анатолия Николаевича»

Анатолия Николаевича всю жизнь ебали. С самого рождения. Ебали ро...

Федора Яшина: «Тут что-то происходит непонятное»

Спустя некоторое время, даже не знаю сколько, я вдруг не обнаружи...

Сергей Скляров: «Долбанем»

Когда мне было 4 года, я стал коммунистом. Это случилось очень пр...

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

«Книжный рынок – 2018»  в цифрах от президента «Эксмо-АСТ» Олега Новикова

«Книжный рынок – 2018» в цифрах от президента «Эксмо-АСТ» Олега Новикова

Российский книжный рынок по итогам 2018 года вырастет на 7–8% в деньгах, его объем достигнет 79 млрд руб. Продажи в экземплярах увеличатся незначительно, с 300 млн до 301 млн экземпляров.

Краткий гид по книжно-феминистскому активизму в России

Краткий гид по книжно-феминистскому активизму в России

Зачем феминистки меняют в библиотеке портреты писателей на портреты писательниц, клеят самодельные журналы и почему «ФемИнфотека» располагается в бывшем кухонном помещении? «Горький» выяснил, как сегодня развиваются феминистские книжные инициативы и ...

Свобода читать книги

Свобода читать книги

Каждый год в конце сентября в США проводится «Неделя запрещенных книг», посвященная свободе чтения. «Неделя запрещенных книг» возникла как реакция на все возрастающее количество запросов с требованием об изъятии книг из библиотек или ограничении дост...

О чем пишут финалисты премии «Ясная Поляна»

О чем пишут финалисты премии «Ясная Поляна»

Премия «Ясная Поляна» объявила шорт-лист номинации «Современная русская проза». Список и правда получился коротким: в него вошло всего три книги — зато очень разных. Победителя объявят на церемонии в Большом театре 24 октября. Егор Михайлов комментир...

В рамках конкурса Викимедиа «Общественное достояние — 2018» опубликованы работы Ильи Арнольдовича Ильфа

В рамках конкурса Викимедиа «Общественное достояние — 2018» опубликованы работы Ильи Арнольдовича Ильфа

До того, как стать писателем, Илья Ильф (1897—1937) работал токарем, бухгалтером, участвовал в Первой мировой войне. «Открытая библиотека» рассказала о жизненных мытарствах писателя.

Литература в цифрах

16

Количество романов написанных Виктором Пелевиным за почти 30 лет в литературе Источник

5

Количество произведений вошедших в шорт-лист премии «Инородная власть» Источник

7

Количество пьес, которые дошли до нас сквозь века, из 123 написанных Софоклом Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

О художественности

Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения.

Такой интересный «русский мир»

Русский мир – Владимир Войнович, Андрей Дементьев, Евгений Евтушенко. Василий Фёдоров, Борис Ручьёв, Людмила Татьяничева – это никакой не русский мир. Например, я на Урале общалась с выпускниками литкурсов (!), и они от меня ВПЕРВЫЕ услышали имена Владилена М...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Алексей Иванов закончил новый роман

Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Им идёт даже твиттер

Старшее поколение сетует, что рецензии становятся всё короче, критики – торопливее, а вдумчивый анализ подменяется пересказом фабулы. Однако некоторые книжки задуманы так хорошо, что им идёт даже твиттер.

История двух андроидов

У Господа Бога, наблюдающего за нами с небес, на каждую страну свои планы. И вот он сидит на облаке и думает: пусть Америка будет про конституцию, законы и пр, Англия — про державность, а Россия — про литературу.

Интервью

Литературные мероприятия

15 сент. Лекция «Объёмное чтение. Как читать классику?»

Разговор пойдет о чтении художественной литературы. На примере произведений Пушкина, Толстого, Достоевского, Набокова, Кафки, Сарт...

8 сент. Гузель Яхина о том, как стать писателем

Сообщается, что тема встречи - путь в литературу - будет обсуждаться с писателем Гузель Яхиной, критиком Дмитрием Самойл...

Благотворительный литературный забег проведут в Петербурге

Костюмированный забег «Айда, Пушкин» в поддержку онкобольных детей и взрослых проведет в Санкт-Петербурге благотворительный фонд «...

Встречи с писателями

24 сент. Леонид Юзефович

Леонид Юзефович представит свою новую книгу «Маяк на Хийумаа»

18 сент. Дарья Донцова

На встрече состоится презентация новинки «Страна Чудес» в детской серии книг «Сказки Прекрасной Долины»

Книжные новинки

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В Российской национальной библиотеке новый директор

В Российской национальной библиотеке новый директор

Новый генеральный директор - Александр Вершинин ранее возглавлял Президентскую библиотеку имени Ельцина.

3 сентября начался прием документов на соискание трех главных гуманитарных премий страны

3 сентября начался прием документов на соискание трех главных гуманитарных премий страны

В тройку вошли: Государственная премии Российской Федерации в области литературы и искусства, премии Президента РФ для молоды...

Библиотека для молодёжи закончила обновления и готова к новому сезону

Библиотека для молодёжи закончила обновления и готова к новому сезону

Несколько полезных курсов по развитию творческих навыков и критического мышления, запуск площадки для молодых музыкантов, научно-п...

Новости издательств

«Живая классика» и «Просвещение» выберут лучшего юного чтеца

«Живая классика» и «Просвещение» выберут лучшего юного чтеца

Группа компаний «Просвещение» выступила генеральным партнером Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» – самого масшта...

Издательская группа АСТ подписала меморандум о сотрудничестве с Посольством Республики Корея

Издательская группа АСТ подписала меморандум о сотрудничестве с Посольством Республики Корея

Сообщается, что меморандум, в ближайшие два года поможет продвижению корейской литературы в России и российской литературы в ...

«Альпина Паблишер» — издательство года

«Альпина Паблишер» — издательство года

«Альпина Паблишер» получила премию «Ревизор» в номинации «Издательство года», а генеральный директор «Альпины Паблишер» Алекс...

«Эксмо» купило контрольный пакет акций ИД Мещерякова

«Эксмо» купило контрольный пакет акций ИД Мещерякова

В августе 2018 года издательство «Эксмо» приобрело 51% акций Издательского Дома Мещерякова. «Сделка должна стать новым шагом ...

Видео

Новости книжных магазинов

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

Управляющая московским филиалом «Порядка слов», Оксана Васякина, сообщила, что магазин закрывается из-за проблем с ...

Петербургская книжная сеть «Буквоед» объединяется с московской «Читай-город» из-за снижения прибыли

Петербургская книжная сеть «Буквоед» объединяется с московской «Читай-город» из-за снижения прибыли

Сообщается, что управлять магазинами сетей и ключевыми бизнес-процессами будет «Читай-город». Близкие к компании ис...

21 июля. Книжный фримаркет и сэйл в «Ходасевиче»

21 июля. Книжный фримаркет и сэйл в «Ходасевиче»

Приносите и забирайте сколько угодно книг совершенно бесплатно. Начало в субботу, в 12:00.

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

Для того, чтобы получить доступ к 100000 электронных книг, нужно иметь читательский билет Библиотеки иностранной ли...

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Романы Алексея Макушинского – идеальная взлетная площадка для моих фантазий. Я прочитал их все: и ранний, не совсем зрелый «Макс» и превосходный «Город в долине» и обласканный критикой и премиями роман «Пароход в Аргентину», и вот последний, «Остановленный ми...

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Перед нами книга, написанная в жанре «магического реализма». Здесь мы найдем массу отсылок к Толкиену («малорослый народец» -- прямая аллюзия к хоббитам, а уж главный герой, который берет с собой в путь носовой платок, сразу вызывает ассоциацию с Бильбо, котор...

Рецензия на книгу «Отдел» Алексея Сальникова

Рецензия на книгу «Отдел» Алексея Сальникова

«Отдел» – это некое современное адаптированное возрождение ранней милицейской фантастики Василия Головачева и Олега Дивова. Только ситуация с 1990-х коренным образом изменилась, да и герои задают сами себе больше вопросов, пытаясь разобраться не только в возни...

Рецензия на книгу «Время Березовского» Петра Авена

Рецензия на книгу «Время Березовского» Петра Авена

Книга Петра Авена «Время Березовского» написана с целью осмыслить крутые перемены, происшедшие в России с момента ее перехода от «развитого социализма» к капитализму. В качестве ее вполне достойного «прототипа» можно считать вышедшую 10 лет назад в русском пер...

Детская литература

Открыта регистрация на конкурс чтецов «Живая Классика» 2019

Открыта регистрация на конкурс чтецов «Живая Классика» 2019

Сообщается, что конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный детский, литературный проект в России.

Конкурс сочинений «Роль Московской Городской Думы в жизни столицы»

Конкурс сочинений «Роль Московской Городской Думы в жизни столицы»

К участию приглашаются учащиеся 8–11-х классов образовательных организаций.

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

Идет подготовка к запуску экранизации «Часодеев», и мы ищем актеров на роли Василисы и Ника в тизере!

Издательство «Детская литература»: представила свой аккаунт в instagram

Издательство «Детская литература»: представила свой аккаунт в instagram

Новинки, переиздания, загадки и живое общение. Предлагают подписаться.

«Корней Иванович» закрывается

«Корней Иванович» закрывается

Книжный магазин закрывается спустя четыре года после открытия. Основная причина - налоги, аренда. Широкую известность магазин получил благодаря фестивалю детской книги «ЛитераТула», авт...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить...

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов