Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

Главное в русском языке в 2015 году

Главное в русском языке в 2015 году

Несмотря на все запреты, несмотря на навязываемую нам с Запада политкорректность, а из Госдумы — цензуру, на русском языке в 2015 году можно было говорить абсолютно все что угодно.

Какая наглость! Да откуда же ты-то знаешь, что главное в нашем языке в 2015 году? — спрашиваю с возмущением сам себя. И тут же отвечаю: «Узбагойзя! Ведь ты же только произносишь эти слова, которые вовсе не означают, что ты знаешь — что главное в русском языке 2015 года. И вообще, ты только задаешь вопрос! Как, вы еще не знаете, что стало главным в русском языке в 2015 году?

Да мы же, да вы же, да он же, да ты же…

Итак, начнем, пожалуй, вот с чего. Несмотря на все запреты, несмотря на навязываемую нам с Запада политкорректность, а из Госдумы — цензуру, на русском языке в 2015 году можно было говорить абсолютно все что угодно. Были сняты все тормоза и все запреты.

Министр иностранных дел Сергей Лавров выматерился в микрофон и подарил народу алмазную самооценку «Дебилы, бл*ть!» Православный протоирей Всеволод Чаплин призвал свою паству «осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата и СССР». Но эти, сами по себе — яркие и звучные, мысли меркнут на фоне снятия главного запрета — на самокритику.

А ведь именно в конце 2015 года президент РФ Владимир Владимирович Путин произнес сакраментальную фразу, которая завершает целую эпоху в истории России и СССР, не только этот вот тошнотворный 15-летний отрезок. Не буду томить. Вот она, главная фраза года:

ЭТО СОВСЕМ НЕ ФАКТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА НАДО БЫЛО УБИВАТЬ!

Сказано это было, на первый взгляд, спонтанно, в ходе так называемой прямой линии — особого коммуникативного жанра, но сказано тоном человека, который, видимо, в последнее время не раз и не два произносил эти слова как формулу, как мантру. Да, многим носителям русского языка понимание этой формулы не сулит душевного спокойствия. Но давайте попробуем вместе разобрать ее.

Понимая, что со временем ей, этой формуле, будут посвящены книги.

Первое — поверхностное — соображение: здесь не на месте слово «факт». Ведь факт — нечто свершившееся, нечто уже сбывшееся. А говорящий объявляет фактом то, что может быть чем угодно, но только никогда уже не станет фактом. Объявляет фактом — данную постфактум оценку ошибочного намерения, имевшего место в прошлом.

Ну, скажут нам, подумаешь! Это ж разговорная речь. Тем более, что для человека, не одно десятилетие находящегося у власти, фактом является и его вчерашнее чувство, и настроение сегодняшнего дня.

ЭТО СОВСЕМ НЕ ФАКТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА НАДО БЫЛО УБИВАТЬ!

Что еще означает это речение? Что прежде, например, во времена до убийства Бориса Немцова, о котором и говорил президент РФ, в ходу была все-таки другая мантра. Например, «нет человека — нет проблемы». Или «лес рубят — щепки летят».

Люди в России знают, что не расследованные, недорасследованные или ложнорасследованные политические убийства омрачают не только 1990-е, но и нулевые и десятые годы XXI века. Стало быть, эта фраза выдает некоторый итог сразу нескольких отрезков недавней истории России? Не прикажи Борис Ельцин выпустить ракету по Джохару Дудаеву, не отрави известные неизвестные Юрия Щекочихина и Александра Литвиненко, не выстрели известные неизвестные в Галину Старовойтову, Сергея Юшенкова, Анну Политковскую, Бориса Немцова, и для страны были бы важны другие факты — политической борьбы, споров, из которых рождалась бы и более ценная истина, чем эта вот.

ЭТО СОВСЕМ НЕ ФАКТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА НАДО БЫЛО УБИВАТЬ!

К какому обществу обращены эти слова?

25 декабря 1979 года СССР напал на Афганистан, через службу в котором прошли сотни тысяч молодых мужчин и женщин. Десятки тысяч погибли. Михаила Горбачева, подписавшего указ о выводе войск и о прекращении десятилетней войны, спасенные им люди проклинают. А о Леониде Брежневе и Дмитрии Устинове, организаторах и виновниках Афганской трагедии, поубивавших и покалечивших без толку, зазря десятки тысяч сограждан, говорят уважительно и с придыханием.

Стало быть, эти слова обращены к довольно слабоумным людям. Вот почему они тоже важны. Слабоумных, вероятно, нельзя резко отучать от людоедства. Даже человечность в больших количествах может быть опасна для их душевного здоровья. Но пока они еще верят своему набольшему, пока еще прислушиваются к нему, пусть говорит.

ЭТО СОВСЕМ НЕ ФАКТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА НАДО БЫЛО УБИВАТЬ!

Автор: Гасан Гусейнов

Источник: ru.rfi.fr/rossiya/


Комментировать

Возврат к списку