У нас в стране очень неплохие законы, касающиеся авторского права. Особенно в отношении литературных произведений. Поверьте, мне есть с чем сравнивать.
В области книгоиздания и литературных прав у нас сложилась устойчивая правоприменительная практика, которая, кстати, весьма эффективно защищает правообладателей и по большей части трактует разногласия в их пользу.
И у нас же — потрясающая юридическая инфантильность авторов, которые в принципе не хотят интересоваться правовыми аспектами своей работы. Иногда просто поражаешься переменам во взрослых и талантливых людях, когда они вынуждены обсуждать юридические и договорные вопросы. Многие с гордостью и легким эпатажем впадают в беспомощность и юридическое «детство».
У нас принято как-то очень по-доброму и снисходительно смотреть на правовую безграмотность творческих людей. И даже воспевать ее и видеть в этом признак истинного таланта. А мне кажется, что такая позиция — это не просто инфантильность, а еще и банальная лень, отсутствие желания совершить небольшое интеллектуальное усилие и прочитать с карандашом четвертую часть ГК РФ.
Уверен, что человек, написавший связное литературное произведение, в состоянии справиться с не очень крупными юридическими текстами. Зато это усилие сбережет массу времени, сил и нервов всем участникам литературного процесса.
Без понимания основ авторского права в творческом сознании рождаются ужасные мифы и страшилки. Вот главные страхи молодого автора: «издатель переделает весь мой текст и извратит его смысл», «издательство будет печатать огромные тиражи, наживется на моем произведении, а я останусь ни с чем», «мой текст или мою идею обязательно украдут». Или «издательство требует передачи исключительного права, тем самым лишает меня возможности продать текст еще раз и передать права на масштабную экранизацию», «текст обязательно окажется в Сети, и нехорошие люди растащат его по своим пиратским сайтам».
На всякий случай уточню, что это не социологическое исследование, но результаты многолетних наблюдений за живыми творческими процессами. Поэтому на каждый такой страх у издателя уже готов ответ. Попробую его дать, чтобы было понятно, как и что работает в этом бизнесе.
Прежде всего закон очень строго охраняет целостность авторского произведения. Просто прочитайте его. И требуйте согласования всех изменений. Это нормально. Право на имя и целостность произведения — это базовые принципы авторского права.
Если же вы боитесь «тайных» допечаток — попросите включить в договор ежегодную отчетность издателя по выпущенным тиражам. Это понятное и неконфликтное требование, с правовой точки зрения очень простое. А вообще, как и в любой сфере деловых отношений, нужно искать проверенного партнера. Кстати, 1990-е годы давно закончились, и у нормального издателя нет задачи обмануть и обсчитать автора.
Впрочем, «волков бояться — в лес не ходить». Если вы так уверены в ценности и уникальности своего произведения, то заверьте его в любой нотариальной конторе. Там будет всё, что нужно — текст, дата, синяя печать. И да, издательское дело так устроено, что исключительные права запрашиваются и передаются по умолчанию.
А что касается прав на различные экранизации, создание компьютерных игр и тому подобное, то можно просто включить в договор пункт о том, что автор оставляет эти права за собой. Помню случай, когда по настоянию автора мы включили этот пункт в оригинальной редакции — «Автор оставляет за собой право на экранизацию произведения в Голливуде».
А вот с пиратами ничего сделать не получится. Увы. Если вы со своим произведением окажетесь в любом публичном пространстве (не важно — в бумаге или в электронном виде), ваш текст обязательно окажется в Сети. И никто вам не даст никаких правовых гарантий. И требовать их бессмысленно. Просто попробуйте использовать труд пиратов себе на пользу, постарайтесь включить их усилия в собственное промо.
Ну и в заключение я должен сказать, что проблема текстов и авторских прав не такая узкая и далекая от широких масс. По непроверенным сведениям, на отечественных литературных интернет-ресурсах зарегистрировано больше миллиона пользователей, которые выкладывают там свою прозу и стихи. И вообще, каждый человек за свою жизнь производит массу интеллектуальной собственности. Только не все об этом догадываются.
А потому хочу поздравить всех-всех — и читателей, и писателей — с нужным и важным праздником. Но только давайте будем учиться читать не только книги, но и законы, и то, что написано в договоре мелким шрифтом.
Автор: Борис Кузнецов, директор издательства РОСМЭН, председатель жюри премии «Новая детская книга»
Источник: iz.ru