Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Травмы на производстве

Из всех текстов Шкловского я больше всего люблю проходные, на злобу дня. Сам автор их если и не любил, то ценил: в книжке «Подёнщина» он рассуждает о том, что время умнее нас, и подёнщина, которую нам заказывают, бывает важнее, чем шедевры, о которых мы только мечтаем.

Из всех текстов Шкловского я больше всего люблю проходные, на злобу дня. Сам автор их если и не любил, то ценил: в книжке «Подёнщина» он рассуждает о том, что время умнее нас, и подёнщина, которую нам заказывают, бывает важнее, чем шедевры, о которых мы только мечтаем.

Особенно — в эпохи, когда культурные процессы ускоряются. Девяносто лет назад Шкловский написал книжку «Техника писательского ремесла», растерявшись от переизбытка творческих добровольцев в искусстве. Тогда добровольцы шли в РАПП и на фабрику Госкино, сегодня – на стихи.ру и инстаграм, и мог ли Шкловский представить, что спустя столетие сам феномен графомании будет переосмыслен? Пытаясь сдержать напор будущих творческих работников, учёный прежде всего советовал им получить вторую профессию: «не для того, чтобы не умирать с голода, а для того, чтобы писать литературные вещи».

В другой работе под названием «Моталка. Книжка не для кинематографистов» (1927) Шкловский уговаривает: «Если хотите помочь кинематографии, то не стремитесь к экрану. Лучше всего останьтесь зрителем. Сознательным, требовательным зрителем. Он больше всего нужен кинематографии. Зритель, не поддавайся кинопсихозу».

Если не помогало и это, в ход шла самая доходчивая аргументация: «При работе нужно помнить, что кинематографическая лента – это целлюлоза и что она очень огнеопасна. При перемотке нужно следить, чтобы не обрезать руки краями лент. Раны от ленты не заживают очень долго».

Чем припугнуть нынешних веб-писателей и влогеров, творящих нетленки в айфоне? Им не удастся порезаться даже о бумагу! Остаются, впрочем, раны посерьёзнее — душевные.

Автор: Сергей Оробий



Материалы по теме:

Возврат к списку

Комментарии

19.07.2018 | Билл:
Ослепнут и отупеют наши болбесы от афонов и телевизора
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад


Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке