Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Андрей Усачев о состоянии отечественной литературы

Андрей Усачев  о состоянии отечественной литературы 11.05.2016

Меня радует, когда ребенок раньше не интересовался книгами, а потом прочел что-нибудь мое - и его зацепило. Считается, что писать для детей надо, как для взрослых, но только лучше.

Андрей Алексеевич, вы сразу согласились стать автором "Тотального диктанта-2016"?

Андрей Усачев: Когда мне предложили участвовать в проекте, я поначалу растерялся. У меня ведь тексты довольно простые, так как я ориентируюсь на детскую аудиторию. Считаю, что любой ученик второго-третьего класса по ним вполне может написать диктант минимум на четверку. Язык детской литературы заметно отличается от взрослой. Он простой и доступный. Синтаксические конструкции в нем не должны быть пятиэтажными. Например, Александр Сергеевич Пушкин не писал специально для детей, но писал то, что им понятно. "Сказка о рыбаке и рыбке" - произведение для взрослых, а дети читают его с удовольствием. Или "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери причисляют к детской литературе, тогда как в этом произведении заложен колоссальный философский смысл.

Организаторам акции сказал, что я совершенно неподходящий для этого человек, но экспертный совет и все остальные были настойчивы, и в результате нам удалось найти текст, из которого можно было сделать что-то подходящее для диктанта. Изначально он задумывался для детей. Текст для "Тотального диктанта" представляет собой три отрывка из новой книги, написанной совместно с писателем Алексеем Дмитриевым. Она называется "Этот древний-древний-древний мир. Уроки истории". В книге повествуется о древних цивилизациях, Древней Греции, шумерах, египтянах, Атлантиде. Книга развлекательная, она еще не опубликована. Надеюсь, что в этом году выйдет.

Вообще, странно, что я оказался в такой компании как Дина Рубина или Евгений Водолазкин (авторы предыдущих текстов). Но понял, что можно довериться организаторам всего этого безобразия. Лично я в акции никогда не участвовал и диктант не писал. Те, кто это делает, - смелые люди, потому как надо иметь решимость, чтобы проверить себя и узнать правду.

Как вы оцениваете ситуацию с детской литературой?

Андрей Усачев: У меня такое ощущение, что с детской литературой у нас все нормально, нет взлетов и нет падений. Развивается нормально. Пожилые авторы постепенно уходят. Недавно не стало замечательного Юрия Наумовича Кушака. Но появляются новые очень хорошие писатели для детей. Среди немало женщин - талантливые Анастасия Орлова, Юлия Симбирская, Галина Дядина пишут потрясающие стихи и прозу. Другое дело, что широкой общественности это пока не очень известно. Писатели есть, а книг нет. Тут надо понимать, что это длительный процесс. Лично у меня с момента публикации в журнале до первой книжки прошло шесть лет.

Правда, с прозой традиционно хуже, чем с поэзией. Но, с другой стороны, появились хорошие фэнтезисты. Например, есть такая серия "Часодеи", которую дети читают запоем.

Заставить подростка взять книгу в руки вместо гаджета становится все труднее, есть ли у нас хорошая подростковая литература?

Андрей Усачев: Процентов восемьдесят моих коллег скажут, что я не прав. Но я все-таки скажу: подростковой литературы не существует в природе. То есть она есть, конечно, но не создала ни одного шедевра, а наличие литературы определяется тем, есть ли шедевры.

Вспомните себя в подростковом возрасте. Например, я и мои друзья читали понятные нам взрослые книжки. Это были и "Ромео и Джульетта", и "Декамерон". Подростковое чтение - это взрослая литература. Но тут надо учесть, что вообще-то, подросток - существо не читающее. Книга для него не является источником удовольствия, в отличие, например, от музыки. Так устроена ритмика человека. Я, будучи подростком, считал себя читающим, и слушал The Beatles, Deep Purple.

При этом не надо думать, что если молодой человек возьмет в руки книгу, он сразу станет воспитанным. Если папа бьет маму и при этом заставляет ребенка читать благородные книги, то ситуацию это не спасет. Книга не панацея, важнее личный пример.

Вас не найти в социальных сетях. Сегодня это весьма необычно.

Андрей Усачев: Я не очень публичный человек, потому что занятой. Мне кажется, для того, чтобы сидеть в социальных сетях, надо иметь много свободного времени, которого у меня нет.

Кроме того, соцсети - большая помойка. Людей, как и мнений, много. Можно порой и на грубость нарваться. А когда тебя оскорбляют, я не очень понимаю, что с этим делать. Человек должен отвечать за свои слова и поступки. Вряд ли то, что он пишет в Интернете, он когда-нибудь скажет в лицо. В сетях складывается ситуация безнаказанности. Это неправильно ни по человеческим, ни по божеским законам.

Скажите, у "Умной собачки Сони" будет продолжение?

Андрей Усачев: Сейчас я как раз этим занят. Понимаю ваше нетерпение: публика ждала этого 25 лет. Также надо продолжать книгу о деревне Дедморозовке и ее обитателях. Пишу и ужасно мучаюсь, так как стал заложником собственного мифа. Дети требуют продолжения. А я человек милосердный: не могу "убить" своих героев, например, растопить Снеговиков.

В свое время с одним из лучших детских художников Виктором Чижиковым (он - автор медвежонка - талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве) мы сделали несколько книжек. Он рисовал котов, а я придумывал стихи. Это такой принцип обратной иллюстрации. Зная, что у Виктора Александровича, которому уже исполнилось восемьдесят лет, есть немало неопубликованных рисунков, я задумал книгу, участие в которой приняли девять детских поэтов. Они написали двести стихотворений к неизданным рисункам Чижикова.

Вы знаете, как надо писать для детей?

Андрей Усачев: Меня радует, когда ребенок раньше не интересовался книгами, а потом прочел что-нибудь мое - и его зацепило. Считается, что писать для детей надо, как для взрослых, но только лучше. Это вообще ни о чем. Взрослые, по существу, те же дети. Только дети в отличие от них - несчастная часть человечества. У ребенка куча начальников - родители, старшие братья и сестры, соседи, учителя. Размышляя об этом, я написал "Декларацию прав человека". Надеюсь, она кому-нибудь помогла.

Я и сам на досуге люблю читать детскую литературу. Она доставляет мне большое удовольствие. Мы так устроены, что человек ищет позитива. В современной литературе, да и в классической, его немного. В детских книгах все-таки не сильно наказывают отрицательных героев. Даже Шапокляк Эдуард Успенский за ее проделки всего лишь отправил на необитаемый остров. В детской литературе чаще торжествует справедливость, это поддерживает человека. Ведь когда в жизни много темного, хочется света.

Источник: Российская газета


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Валерия Кузьмина: «Консервная банка»

Старая консервная банка одиноко лежала на мокрой грязной земле. Она была порядком примята и по краям острых неровных зубцов покрылась темной ржавчиной. Наверное, кто-то в походе неуклюже открыл ее большим ножом. Этикетка давно оторвалась с луженой стали, и случайным путникам предстояло лишь догадываться о ее прошлом содержимом. Впрочем, это только если они вообще замечали под ногами такую странную обитательницу здешних мест.

Угасал очередной пасмурный осенний день. Скучные серые тучи то, жадно облизываясь, с аппетитом поглощали больное ...

читать далее...

Публикуйте свои рассказы и стихи на lit-ra.info

Литература в картинках

Глотатель книг Посмотреть полный размер

Глотатель книг

Глотаете книги стопками? Не забывайте тщательно пережевывать, а то плохо переварится ;)
Автора рисунка нам, к сожалению, выяснить не удалось.

Любопытное из мира литературы

Литературный критик Сергей Морозов о длинном списке «Русского Букера»

Литературный критик Сергей Морозов о длинном списке «Русского Букера»

Пересмотрел вчерашний букеровский список. Сравнил с составом жюри. И подумал, что как-то у меня в голове не все укладывается. В жюри четыре человека. Соответственно четверть текстов из списка так или иначе соотнесена с одним из членов жюри - Александром Снегиревым,...

«Роман — это такой мертвый отец. Мы все ходим вокруг этого трупа»

«Роман — это такой мертвый отец. Мы все ходим вокруг этого трупа»

Большой разговор с редакторами литературного журнала «Носорог».

Дмитрий Быков: о фентези, Генри Дарджере и мире Джорджа Мартина

Дмитрий Быков: о фентези, Генри Дарджере и мире Джорджа Мартина

Я, честно, взялся читать «Игру престолов» и даже посмотрел немножко. И меня всё время не покидало чувство, что я погружаюсь во что-то глубоко мне знакомое. И дело не в том, что Ланнистеры и Старки — это, конечно, Ланкастеры и Йорки, и вообще, что это всё — история ...

Может ли понимание джихадистской поэзии стать ключом к борьбе с экстремизмом?

Может ли понимание джихадистской поэзии стать ключом к борьбе с экстремизмом?

Как оказалось, и Усама бен Ладен и Айман аль-Завахири, использовали поэзию. Даже Абу Бакр аль-Багдади, лидер ISIS (запрещена в РФ), сделал свою кандидатскую диссертацию по письменному искусству.

25 советов о том, как быть писателем

25 советов о том, как быть писателем

Как утверждает журнал GQ - советы от настоящих писателей.

Литература в цифрах

Менее 10 млн руб

объем рынка самиздата в России, по оценке «Эксмо-АСТ» Источник

9

Количество факторов, позволяющее понять, что права именно на этот текст (книгу) можно будет превратить в деньги Источник

13,1

процент, на который вырос суммарный тираж книг в Китае с 2010 года и составил 8,11 млрд экз. Источник

Прямая речь

Сергей Оробий, критик, литературовед:

Ни Гончаров, ни Чехов не получили бы премию «Bad Sex Award», которая ежегодно вручается в Великобритании за худшее описание секса. Ну а в России такую и вовсе учредят нескоро. Однако кандидаты на «Bad Sex Award» есть и у нас, чего уж. Источник

Борис Акунин, писатель-эмигрант:

Я не был в России с 2014 года, и пока не хочется. Источник

Колонка Сергея Морозова

Критика ниже критики

Критика ниже критики

Говорят, в критике нынче большие изменения. Раньше ходили сумрачные мужики с вилами и подымали на них зазевавшихся и нерадивых авторов на раз-два. Теперь времена иные. Критики – дамы, приятные во всех отношениях. Вместо стонов и криков страдающих авторов сплошная читательская радость, нескончаемый позитив.
«Скушай книжечку! Вот эту за маму, а эту за папу! О, какой умничка! Дай я тебя по головке поглажу!»
Вместо жесткого армрестлинга  критика и автора детский сад для младшей читательской группы. «А теперь, ребята, мы с вами почитаем интересную книжечку, которую написал один дядя! Садитесь поудобнее и слушайте!»

Подвиг фантаста

Когда фантаст пишет о будущем – это нормально. Когда его интересует альтернативные сценарии развития уже известных событий, здесь тоже все понятно. Пораскинуть мозгами над вопросом «а если?» - вещь полезная. Попутно фантастика говорит о вечном. Люди любят и ненавидят, дружат и враждуют. Общества возникают и распадаются. Культура меняет свой облик. Явления своеобразные в каждую эпоху (фантастику интересует, как будет, или могло бы быть), но постоянные и повторяющиеся. Мимо не пройдешь, обязательно затронешь. Вечное, повторяющееся – это и есть та пуповина, которая связывает фантастику с литературой вообще. Поэтому истеричные выкрики «фантастика – это тоже литература», несущиеся уже с ...

Колонка Сергея Оробия

Наркобарон на все времена

Наркобарон на все времена

Если и писать о чем-то, то о действительно важных вещах. Вы, конечно, помните, что именно в этот день, 8 сентября, Уолтер Уайт отпраздновал свое 50-летие, не подозревая, что на следующий день у него начнется совсем другая жизнь.

Книги не для всех

Нынче критик должен советовать книги адресно, определенным читательским аудиториям, и в конце пятистрочной рецензии обязательна пометка: «для всех», «для интеллектуалов», «для любителей поржать». Предлагаю другую шкалу оценки: «книга не для…»

Дети лейтенанта Шмидта

Как известно, если среди актеров распределяются все роли «Горя от ума», с таким составом можно сыграть весь театральный репертуар. Русская литература (которая и есть наше общее горе от ума) тоже предлагает устойчивый набор амплуа.

Идеальный сериал

На этой неделе все будут вспоминать Блумсдэй, хотя неделя куда богаче на литературные поводы. Есть о чем поговорить: 15 июня Бекки Шарп и Эмилия Седли покинули пансион мисс Пинкертон, 16-го Леопольд Блум отправился на долгую прогулку, а 17-го Печорин убил на дуэли Грушницкого.

Интервью

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Книжный магазин «Подписные издания» расширил пространство

Теперь в «Подписных изданиях» два зала, два балкона, много мест для чтения и работы и одна любовь — книги. Приходите к ним в гости, они очень старались сделать ...

Лучшие книги июля

Лучшие книги июля

По версии ЛитРес – мегамаркета электронных книг №1 в России.

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Торговый Дом «Библио-Глобус»: грядут Дни Книгочея!

Только для держателей клубной карты в эти дни с 9.00 до 22.00 действует скидка 25%.

Литературные мероприятия

5 сент. Литературный пикник в Польском культурном центре

Поэты Елена Фанайлова, Екатерина Соколова, Лев Оборин, Кирилл Корчагин, Анастасия Векшина, Геннадий Каневский и другие прочтут стихи, объединенные темой «Современные русские поэты о Польше», навеянные...

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

Участвуют поэты и писатели: Глеб Шульпяков, Дмитрий Тонконогов, Вадим Муратханов, Ганна Шевченко, Мария Максимова, Елена Кацюба, Константин Кедров и др.

Встречи с писателями

11, 12, 14 сент. Кейт Хэмер

Автор бестселлера «Девочка в красном пальто», Кейт Хэмер, прилетит в Россию, чтобы представить свой новый роман «Похороны куклы».

9 и 13 сент. Александра Маринина

Встречи Александры Марининой с читателями, посвящены презентации новой книги «Цена вопроса»!

Программа выступлений авторов «Эксмо» на ММКВЯ с 6 по 10 сентября 2017 г

На выставке выступят Михайлова, Евсеев, Стариков, Охлобыстин, Трауб, Рой, Литвинов, Атсахов, Маринина, Метлицка, Донцова, Перумов, Панов, Злотников, Быков и другие.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

В библиотеке им. Некрасова пройдет лекция «Полюбить поп-культуру: зачем?»

14 сентября Гриша Пророков — журналист, создатель видеоблога Blitz and Chips, в котором он проблематизирует феномены поп...

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

8 сент. Поэтический вечер литературного клуба «Классики XXI века»

Участвуют поэты и писатели: Глеб Шульпяков, Дмитрий Тонконогов, Вадим Муратханов, Ганна Шевченко, Мария Максимова, Елена...

Библиотека для молодежи начинает сезон с открытия нового творческого пространства — Кабинета художника

Библиотека для молодежи начинает сезон с открытия нового творческого пространства — Кабинета художника

Кабинет художника станет местом для мастер-классов по созданию книжных иллюстраций, комиксов, реализации различного рода...

5 сент. Видеоконференция с писателем Питером Хёгом

5 сент. Видеоконференция с писателем Питером Хёгом

Во встрече также принимают участие: переводчик произведений Питера Хёга на русский язык, зав. скандинавской кафедрой Сан...

Новости издательств

Издательство Ивана Лимбаха: В Москву приезжает автор «Провансальского триптиха» Адам Водницкий

Издательство Ивана Лимбаха: В Москву приезжает автор «Провансальского триптиха» Адам Водницкий

6 сентября в 18.00 презентация книги пройдёт в Литературной гостиной ММКВЯ на ВДНХ. Вход по билетам ярмарки.

«Просвещение» подало иск к издательству «Экзамен»

«Просвещение» подало иск к издательству «Экзамен»

Сумма требований составила 63,4 млн руб., сообщается, что спор будет рассмотрен в конце августа.

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Рецензия на книгу «Переход» Эндрю Миллера

Загадочность женщины выдумана поэтами. Прекрасная незнакомка, «то ли девочка, то ли видение» - эстетически привлекательный образ, широко растиражированный во многих текстах, превратившийся в нечто унылое и избитое. Инерция восприятия столь велика, что «Переход...

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

Рецензия на книгу «Белгравия» Джулиана Феллоуза

В Великобритании выход «Белгравии» Джулиана Феллоуза, создателя «Аббатства Даунтон», с самого начала был обставлен разнообразной мультимедийной «заманухой», в которой некоторые англоязычные критики разглядели долгожданный прорыв книгоиздательства в XXI век. Ка...

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

Рецензия на книгу «Пост сдал» Стивена Кинга

В основе «Поста» лежит очень важная и страшная тема — самоубийство. Мы никогда не задумываемся, что творится в душе у окружающих нас людей. Даже самые близкие, те, с кем мы живем под одной крышей, таят свою боль, помыслы, желания глубоко внутри себя.

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

Рецензия на книгу «Девушка, переставшая говорить» Тейге Трюде

События приводят нас в небольшую скандинавскую деревушку. В одном из домов обнаруживают убитую женщину, которая еще в подростковом возрасте перестала говорить. За пару лет до этого в этом же доме был зверски убит ее отец. Через неделю в соседском доме пропадае...

Детская литература

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль «Дни Роальда Даля»

Фестиваль пройдет с 11 по 30 сентября 2017 года в Центре Британской книги (Санкт-Петербург). В программе — выставка рисунков Квентина Блейка (друга и иллюстратора Даля), квесты, мастер-...

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

100 лучших новых книг для детей и подростков - 2017

По версии Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара.

Библиотека № 76 им. М.Ю. Лермонтова открывает литературно-просветительский ЭЛ’Клуб для читателей 6-12 лет

Библиотека № 76 им. М.Ю. Лермонтова открывает литературно-просветительский ЭЛ’Клуб для читателей 6-12 лет

Клуб предназначен для всестороннего литературного и культурного развития детей в поддержку родителям и школе.

«В нашем лесу» Наталья Риттина

«В нашем лесу» Наталья Риттина

Злым волшебникам в сказке не место

Наши дети давно привыкли к изобилию эмоций. Они живут в калейдоскопе стремительных событий, ярких красок и громких звуков, где всё происходит здесь ...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в самом расцвете старушечьих сил, можно сказать, и крякнула. Казалось бы, семьдесят три всего – в трамвае хоть с пяти утра на костылях фехтуй, скамейки под домом на вылет проперживай, а по выходным хрючево для внука кашеварь – не жизнь, а малина. И тут такая неприятность с косой… далее...

«Январь» автор Нематрос

Антон сделал музыку громче и выбросил бычок в окно. Погода была ясная и ветреная. «Мороз и солнце…», - процитировал он мысленно Пушкина и оперативно поднял стекло, пока ледяной воздух не наполнил салон. Виктор на заднем сиденье дегустировал пиво, а Валерий Робертович на переднем ковырял в носу. Валерием Робертовичем он был только по паспорту, а по жизни – Валера-Дрыщ. Впрочем, сопли свои он не растирал по салону, а аккуратно упаковывал во влажные салфетки  и скалдировал в бардачке. далее...

Доска объявлений

Новая рубрика! Условия публикации здесь

Ищете бета-ридера? Я тот, кто вам нужен!

Предлагаю писателям услуги бета-ридера. Стоимость - 1 а.л. = 400 р. Работаю по предоплате в 50% от полной стоимости. далее...

Отдам Пелевина и Рубину

С вас чашка кофе в кафе. Если Вы девушка - кофе с меня ;) далее...

Продам две монографии Лукова В.В.

Предотвращение террора «сверху» и «снизу» - тема двух монографий Лукова В.В. далее...

Государственный литературный музей ищет художника-графического дизайнера

Работа строго в офисе музея (метро Баррикадная) в указанное время. Удаленный доступ не рассматривается. далее...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина