комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Впечатляющая история: герой в необычной обстановке

Впечатляющая история: герой в необычной обстановке 10.09.2018

Рекомендации. О том, как реализуется формула истории на миллион: необычный герой в необычной обстановке пытается выжить. Герой обладает могуществом. Героя отторгает новая среда. Герой справляется и побеждает. В тексте найдете примеры использования этой формулы в литературе, описание деталей и поворотов сюжета, которые можно использовать, если есть желание написать такую историю.

Герой и новые обстоятельства

        Герой – яркая личность, необычный человек, необычность которого может быть проявлена любым способом: внешность, интеллект, физическая форма, богатство, паранормальные способности – попадает в непривычную для себя обстановку и пытается к ней приспособиться. При этом эффект будет тем мощнее, чем ярче будет проявлен конфликт героя и обстоятельств. То есть обстоятельства должны быть такими, чтобы герой по здравой логике должен был сдаться, отступить, не выдержать испытания столкновения с новыми жизненными реалиями. Он, естественно, несмотря ни на что, справляется. И при этом не просто выживает в новом мире, но и становится его героем.

Для усиления эффекта добавляются агрессивно настроенные представители новой среды обитания главного персонажа: они не принимают чужака и всячески пытаются его отторгнуть. С такими смысловыми вводными написана первая книга из серии «Лабиринты Эхо» Макса Фрая (Светалана Мартынчик), сценарий к сериалу «Мажор» (2014-2016, продюссерская компания «Среда», премьера на «Первый канал»), частично эта формула используется в истории про Гарри Поттера в первой книге «Философский камень» Джоан Роулинг, по этой формуле раскрывается образ мистера Дарси из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Герой замаскирован под негодяя

        Опять же для усиления эффекта в начале повествования автор может расставить оценочные маркеры: главный герой не должен вызывать симпатии, а персонажи, его отвергающие, наоборот должны быть изображены как носители истины («Гордость и предубеждение», сценарий сериала «Мажор»). Тогда начальные симпатии читателя окажутся на стороне персонажей из новых среды обитания главного героя. И тем сильнее будет эффект, когда герой, изображенный вначале как бесчестный, безвольный, никчёмный человек, вдруг проявляет силу воли, мужество, благородство, честность и т.д., завоевывая своих новых знакомых и вслед за ними читателя.

Человеку нелегко вырваться из пут сформировавшего его жизненного опыта, но наш неоднозначный герой делает это.  На глазах читателя происходит волшебная метаморфоза: превращение героя в победителя. Это превращение и является стержнем всей истории. Если герой был изображен в начале произведения как отталкивающий субъект, не внушающий доверия, то эффект будет мощнее (что мы и наблюдаем в случае с прозрением богача мистера Дарси из «Гордости и предубеждения», перевоспитанием главного героя из сериала «Мажор»). Даже если герой был просто слабым и безвольным (или беззащитным), читатель будет впечатлен изменениями, когда наступит победа (торжество справедливости и добра).

И эффект был бы не столь ярким, если бы герой сразу был изображен как сильная личность, достойная уважения. Это, конечно, не означает, что нужно выводить на первых страницах негодяя – читатель не поверит, когда этот негодяй вдруг превратится в праведника. Нет, здесь нужен более тонкий ход. Важно описать жизнь героя до его попадания в новую обстановку, не касаясь его системы ценностей. То есть то, как он живет или то, что он делает в начале произведения должно навести читателя на мысль о том, каков герой внутри. Автор здесь играет с читательскими ожиданиями, не раскрывая всей правды. На самом же деле автор просто изображает действия героя, остальное читатель додумывает. Читатель поймет это, когда герой начнет изменяться и проявлять свои лучшие качества.

Конфликт со средой

       Усиливаем эффект: вводим конфликт героя и обстоятельств. Сделать это довольно просто: конфликт между героем и его новым окружением может быть построен на социальных противоречиях. Например, высокопоставленный московский чиновник из министерства по образованию разжалован и переведен на работу в общеобразовательную районную школу небольшого городка на должность учителя истории, поскольку имеет соответствующий диплом о высшем образовании. То же самое можно проделать с врачом, полицейским, социальным работником, то есть с теми самыми «бюджетниками», которым традиционно сочувствует большая часть жителей нашей страны. Симпатии читателя изначально будут на стороне рядовых представителей изображенной профессиональной среды. И недоброжелательно читатель отнесется к пришельцу извне, чуждому по стилю жизни этому социуму.

Обострить конфликт поможет стычка главного героя с одним или несколькими представителями его нового окружения до того, как он оказывается с ними в одной связке, то есть перед тем, как сложились те самые обстоятельства, изменившие его жизнь. Используем для примера уже заявленного нами чиновника: на первых страницах автор изображает размолвку чиновника и его будущего коллеги – учителя ‑ где-нибудь на нейтральной территории. Например, из-за парковочного места или в критической ситуации на дороге (чиновник опережает на паркинге или подрезает учителя). Такая сцена апеллирует к попранному чувству справедливости читателя, вызывая антипатию к главному герою истории.

Обеленный герой

       Если у автора нет желания чернить образ своего героя, он может оставить его положительным, обозначив несправедливый конфликт со средой, то есть отторжение героя новым окружением в этом случае не будет обоснованным. Героя просто не принимают и относятся к нему настороженно, как к любому чужаку (Макс Фрай, Гарри Поттер). В этом случае симпатии читателя с самого начала будут на стороне главного героя, причем чем больше будет отторгать его новая среда, тем больше сочувствия проявит к нему читатель.

Действие как фон. Поиск истины

       Интрига такой истории строится на том, что герой, к которому читатель на первых порах не испытывает симпатии, оказывается в стрессовой для него ситуации и раскрывается как сильная, волевая личность. В том случае, когда герой изображен как положительный, но отторгаемый новым окружением, это изменение может быть связано с проявлением главным героем таких черт характера, как мужество, отвага, решительность, сила воли, смелость, великодушие или обретением новых способностей, изменяющих его характер.

Читателю в таком тексте интересно наблюдать за трансформацией поведения, реакций, мотивов и даже хода мыслей главного героя. Основное действие здесь воспринимается как костыль, помощник. Оно важно, но только в контексте изображения процесса раскрытия образа главного героя.  Герой меняется, читатель постепенно, сцена за сценой проникается к нему симпатией, потому что герой ведет себя правильно, он поступает честно, он мыслит созидательно, он порицает зло и стремится к добру, увлекая за собой весь мир. Что именно при этом делает персонаж в рамках основного действия (сражается с негодяями, борется за справедливость, воюет со злом) для читателя не так важно, главное, чтобы персонаж раскрывался и становился всё положительней.
Хорошо бы, конечно, чтобы герой постоянно подвергался различным нападкам со стороны недоброжелателей, чтобы на него клеветали, не давали ему спокойно жить и даже охотились. Но наш персонаж всегда демонстрирует абсолютное спокойствие, он великодушен с врагами, щадит обидчиков, пытается свести конфликт на нет, не втянув в него посторонних людей – одним словом, герой – порядочный человек.

При этом обязательно нужно дать герою собственную сюжетную линию: он должен к чему-то стремиться, и это стремление не должно быть связано с его основной деятельностью, но за ее счет это стремление может реализоваться. Назовем это поиском истины. Герой живет, делает то, что от него требуют новые обстоятельства, но при этом все его помыслы обращены в сторону обретения истины, поиска правды. Вспомним Гарри Поттера: каждый роман движет основное действие, но Гарри при этом разрабатывает собственную сюжетную линию, связанную с поиском правды о себе.

Могущество героя

       Могущество главного героя – важный двигатель сюжета, поскольку благодаря особой силе, которой обладает герой, разрешаются конфликты, завязываются новые сюжетные линии, преодолеваются препятствия. Могущество героя добавляет ему обаяния, располагает к себе читателя и вселяет веру в том, что «наши победят», то есть уверенность в благополучном исходе любой сюжетной коллизии.

Могущество героя может быть представлено особыми интеллектуальными способностями, как например у Шерлока Холмса, или невероятной удачей и мощным магическим потенциалом, как у сэра Макса из «Хроник Ехо», или баснословным богатством, открывающим любые двери, как у мистера Дарси из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждения», Брюса Уэйна из комиксов и фильмов про Бэтмена и главного героя сериала «Мажор». Могущество может быть представлено огромной физической силой, потрясающей красотой, любыми сверхъестественными способностями, которые в случае бессилия остальных героев могут найти выход из любой сложной ситуации. Сверхъестественные способности, конечно, придется скрывать от своего нового окружения, но интеллектуальную мощь, физическую силу, красоту, богатство, удаль и ловкость прятать не нужно, эти особенности героя могут быть достоянием общественности.

При этом важно отметить, что новое окружение в самом начале истории может неодобрительно относиться к использованию героем своего могущества. Но постепенно, благодаря тому, что герой поступает достойно, благородно, в соответствии с кодексом чести порядочного человека etc., отношение к нему меняется, окружение располагается к герою и прощает ему все былые грехи, более того – восхищается его особой силой, обеспечивающей преимущество и даже превосходство героя.

Герой обретает истину и срывает куш

       Самое же главное – это обретение истины героем именно в тот момент, когда он окончательно расположил к себе читателя: изменился, прозрел, обрел мудрость. Герой обязательно должен получить искомое: ведь именно на поиске этой истины могут быть завязаны некоторые сюжетные линии истории, не связанные с основным действием. Обретение истины становится наивысшей точкой в развитии сюжета, после этого история может счастливо заканчиваться. Негодяи получают по заслугам, а главный герой срывает куш (не всегда в прямом смысле этого слова).  Довольный же читатель с блаженной улыбкой закрывает книгу.

Домашнее задание: сочинить короткую историю по этой формуле, без описаний и рассуждений, только действие. Для упрощения работы можно использовать одного из героев сказок, комиксов или мультфильмов – их легче погрузить в кризисную ситуацию. Надеемся, для авторов, размышляющих над тем, как написать книгу, этот опыт будет ценным. Успехов!

Источник: pishi.pro



Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Роман Сенчин, писатель:

Хозяин, как известно, барин, но хочется заметить, что «публики» у русской литературы почти уже не осталось Источник

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати:

Я посмотрел, оказывается, травка так называлась – заря. Пучок зари. Это имеет какое-то значение? Никакого! Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

«Два богача» Иван Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Литература в картинках

«Список абонентов московской телефонной сети» 1928 года Посмотреть полный размер

«Список абонентов московской телефонной сети» 1928 года

Справочник выставлен на торги в «Литфонде». Было время, когда номера телефонов известных писателей мог узнать любой человек. И позвонить...
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Писатель, Павел Басинский об архивных делах выпускников и преподавателей Литературного института

Писатель, Павел Басинский об архивных делах выпускников и преподавателей Литературного института

В архиве Литературного института десятилетиями хранятся "дела" выпускников и преподавателей этого единственного в мире вуза, где готовят писателей. Интересно листать, например, "дела" преподавателей и студентов Литературного института советской эпохи.

Роман Сенчин — о том, чем опасна для писателя и читателя уничижительная критика

Роман Сенчин — о том, чем опасна для писателя и читателя уничижительная критика

Всё громче и настойчивее звучат голоса: писатели измельчали, читать нечего. В прошлый раз такие разговоры велись в конце 1990-х — самом начале 2000-х. Но потом появилась целая, не побоюсь этого высокопарного слова, плеяда молодых писателей, а главное — у них наш...

Как писатель антисталинист получил Сталинскую премию

Как писатель антисталинист получил Сталинскую премию

Про Анатолия Рыбакова (1911 – 1998), который, как утверждают, был крепкий, профессиональный беллетрист и не только.

Как писать хайку на русском языке

Как писать хайку на русском языке

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Анекдот про книги

Анекдот про книги

Умирает старый профессор. Лежит на диванчике, в кабинете, у диванчика — его старый фронтовой друг. Профессор голову приподнимает, показывает на книжные полки, висящие над рабочим столом. «Это всё, — говорит, — книги, которые я написал».

Литература в цифрах

400 рублей

стоимость услуги бета-ридера за 1 а.л. Источник

Менее 45 кг

Величина подушевого потребления бумаги для печати, в 2016 году Источник

6 месяцев

Столько времени занимает процесс допечатной работы над детской книгой Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина