Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

Где учиться на детского писателя

Где учиться на детского писателя

Детские писатели делятся своим опытом, а также список мест, где учат на детских писателей.

Дарья Дацук, автор этой статьи пишет, что на факультете журналистики сразу сказали: «Журналистом можно стать, а писателем нужно родиться».

Однако, основываясь на собственном опыте, она говорит:

И все-таки журфак может быть очень полезен писателю, ведь это постоянная работа с текстом. Стилистика и литературное редактирование, русская и зарубежная литература были моими любимыми предметами и очень пригодились.

Тамара Михеева

Выпускница Литературного института, многократная участница семинаров детских писателей, автор книг «Легкие горы»«Асино лето»,«Шумсы» и других: 

Что дает литературная учеба? Ты приобщаешься к этому делу как к профессии. У меня произошло переключение в мозгу, я поняла, что это достойное дело. Литинститут и семинары учат нескольким важным вещам: ты нарабатываешь некие приемы, смотришь на свой и чужой текст критически, понимаешь, сколько за тобой поколений писателей, попадаешь в профессиональную среду, которая тебя подпитывает. Я очень благодарна Литинституту и семинарам [молодых писателей]. 

Когда поэта Анастасию Орлову («Яблочки-пятки»«Речка-речка, где твой дом?»«Мы плывем на лодке» и др.) спросили, почему она, уже состоявшийся поэт, постоянно учится и посещает семинары молодых писателей, Анастасия ответила:

Ну как же? Во-первых, я не думаю, что я уже «состоялась». Я в непрерывном процессе. А общение с другими людьми всегда обогащает. Учиться интересно. И мне есть чему учиться. Это же такое счастье, что есть возможность общаться с нашими мастерами, видеть их, задавать вопросы. А еще семинары и форумы дают авторам возможность познакомиться друг с другом, быть в своей среде. Это тоже очень важно.  

Восемь мест, где учат детских писателей

Четыре бесплатных и четыре платных места.

Фестиваль "Молодые писатели вокруг Детгиза"

Ежегодный 3-дневный семинар при петербургском издательстве «Детгиз». Участие на конкурсной основе, возрастное ограничение - не старше 45 лет. Семинары ведут детские писатели, которые уже стали классиками Михаил Яснов иСергей Махотин.

Чему учат: 

Вот что говорят о семинаре сами руководители Яснов и Махотин: «Научить можно ремеслу, каким-то приемам, а как научить человека литературе? Она или живет внутри тебя, или нет. У нас, скорее, система обсуждения по кругу. И критика чаще всего именно со стороны ребят, а не с нашей, что важно. В основном мы разговариваем, да и вообще учимся слушать друг друга. Говорим о том, что нас волнует». 

Зачем идти:

  • Вы уже поняли, что детская литература — это ваше и хотите развиваться в этом направлении. Но фэнтези и ужастики — не сюда, фестиваль «Детгиза» скорее для тех, кто работает в реалистичном или абсурдистском ключе.
  • Попасть в профессиональную среду, познакомиться с издательством, критиками, писателями. У многих уже издана не одна книга и они охотно делятся опытом сотрудничества с издательствами.  
  • Можно получить первую публикацию в коллективном сборнике. А если очень повезет, «Детгиз» издаст ваш текст отдельной книгой. 
  • Здесь нет конкурентов и обидной критики, вся группа работает на то, чтобы сделать ваш текст лучше. 

Стоимость: бесплатно. Проезд и проживание оплачиваются.

Мой опыт:

 На фестиваль «Детгиза» я ездила в 2013 году, семинар проходил в Одессе. У меня как раз вышла первая книжка после конкурса «Книгуру», но я знала, что мне еще многому предстоит научиться. На фестивале я действительно погрузилась в творческую среду — совместное чтение и обсуждение работ развивает и вдохновляет. Было приятно привезти домой сборник со своим рассказом. Но главное, я познакомилась с замечательными писателями, с которыми мы теперь дружим. В октябре я поеду на фестиваль во второй раз — за общением, средой и поддержкой. А для вас напишу подробный отчет! 

Филатовский семинар детской литературы

Семинар проводят живые классики детской литературы Марина Бородицкая иВалерий Воскобойников в рамках Ежегодного форума молодых писателей, организованного фондом Сергея Филатова. Проходит в течение 5 дней в Подмосковье. Участие на конкурсной основе, возрастное ограничение - не старше 35 лет. 

Чему учат:

Обучение проходит за обсуждением текстов участников. Высказываются и мастера и другие участники. С мастер-классом приезжают известные детские писатели, издатели, редакторы. В 2015 году, например, мастер-класс давал Андрей Усачев

Зачем идти:

  • Получить рекомендации и отзывы классиков детской литературы Валерия Воскобойникова и Марины Бородицкой. Если текст им понравится, могут порекомендовать в издательства и журналы. 
  • Общение с другими молодыми писателями, обмен опытом. 

Стоимость: бесплатно. Проезд, проживание и питание оплачиваются.

Мой опыт:

Я принимала участие в семинаре в 2014 году, замечания Марины Бородицкой оказались невероятно полезными. Валерий Михайлович предпочитает хвалить, подчеркивать достоинства текста. Мне кажется, у мастеров сложился очень удачный тандем. Они действительно «болеют» за успехи семинаристов. К сожалению, я смогла приехать только на один день из пяти и полностью оценить программу и условия проживания не могу. 

Клуб детских писателей в "Гайдаровке"

При московской библиотеке им. Гайдара много лет существует Клуб детских писателей. Здесь можно встретить Марину МосквинуСтаса ВостоковаАртура Гиваргизова. Получить совет от сказочника Сергея Седова и узнать, что о твоих стихах думает Марина Бородицкая. А еще постоянные участники Клуба - известные критики Ксения Молдавская и Мария Порядина

Чему учат:

Писатели — уже известные и начинающие — встречаются в 18:30 каждую последнюю среду месяца, читают вслух и обсуждают тексты, делятся новостями. Критика бывает довольно жесткой, не все выдерживают. Главный библиотекарь Татьяна Рудишина советует первые пару встреч просто послушать, как проходят обсуждения и понять, готовы ли вы читать вслух и отдавать свой текст «на растерзание». 

Зачем идти:

  • Вы хотите, чтобы ваш текст оценили уже состоявшиеся писатели, но нет возможности поехать на многодневный семинар.
  • Вы уже давно пишете, возможно даже публикуетесь. У вас крепкие нервы. Будьте готовы к тому, что к текстам предъявляют высокие требования.
  • На встречах часто бывает главный редактор журнала «Электронные пампасы» и серии «Для тех, кому за 10» писатель Юрий Нечипоренко. Если ваши стихи или рассказы ему понравятся, опубликует в «Пампасах». 

Стоимость: бесплатно 

Мой опыт:

 В Клубе я читала вслух один раз — в апреле 2015 года. Рассказ разругали, начало повести «Домик над обрывом» похвалили, дали рекомендации по дальнейшей работе. Рассказ никуда не пошел, повесть получила диплом премии Крапивина. Делайте выводы.

Но главное — в Клубе я познакомилась с переводчиком, писателем, редактором журнала «Кукумбер» Диной Крупской. Дина прочитала «Домик» целиком, приехала ко мне на чай с пирогом и проработала со мной первые главы. За эти три часа я сделала огромный рывок в плане языка и научилась убирать лишние слова. Текст заблестел. С тех пор Дина читает практически все, что я пишу, ее критика всегда по делу и высказана в уважительном ключе. Всем бы такого наставника. 

Школа детской книги

Школу при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2015 году организовали издательство «Беринга» и Институт современного искусства. Участие на конкурсной основе. Обещают сделать школу ежегодной, но о новом наборе пока не объявлено. Впрочем, из моих подробных отчетов о каждой из трех недель школы тоже можно многое узнать.

Чему учат:

Лекции и мастер-классы в школе читали профессионалы книжной индустрии: маркетологи издательства «Манн, Иванов и Фербер», директор издательства«Clever», руководитель книжной ярмарки Non/Fiction, дизайнеры, иллюстраторы, разработчики интерактивных книг, директор типографии, детский психолог, директор по маркетингу книжного магазина «Москва» и другие специалисты. Обучение завершилось защитой проектов.

Зачем идти:

  • Узнать из первых уст, как устроена российская книжная индустрия. 
  • Дружелюбная, творческая, вдохновляющая атмосфера. 
  • Завести полезные профессиональные знакомства.
  • Получить навыки продвижения автора и книги.

Стоимость: бесплатно

Мой опыт:

 Главное, что дала мне Школа — возможность углубить знания в области книжного маркетинга и продвижения. Сотрудники «МИФ» провели очень полезные, структурированные, практические мастер-классы. Отмечу и потрясающе интересную лекцию по детской психологии. А еще я подружилась с невероятно талантливыми людьми.  

Высшие литературные курсы 

Двухгодичная вечерняя программа при Литературном институте им. Горького. Нас интересует семинар детской литературы. Руководит им А.П. Торопцев.  

Чему учат:

Философии, истории и теории литературы, эстетике, психологии искусства, истории русской критики. Практика тоже есть — в программе 464 часа литературного мастерства.

Зачем идти:

  • Вам нужен серьезный документ государственного образца. 
  • Вы хотите получить серьезную гуманитарную базу и не боитесь сдавать зачеты и экзамены и защищать дипломную работу. 
  • Полное погружение в среду, возможность публикации в литературных журналах, конкурсы для студентов Лита и дополнительные мастер-классы.

Стоимость: 84500 рублей в год. 

Опыт:

Майя Лазаренская, студентка Высших литературных курсов, автор книг «Троянский кот»«Конкур в ритме солнца»«Копилка со смешинкой»:

 Я пришла на высшие литературные курсы потому, что хотела получить профессиональное образование в области литературы. Подкупало и то, что в свое время эти курсы заканчивали такие мэтры, как Чингиз Айтматов, Римма Казакова, да и современные и уже известные писатели, например, Эдуард Веркин.

На ВЛК работают семинары прозы, поэзии, литературной критики, драматургии, художественного перевода, детской литературы. Мастер-классы обычно проходят довольно дружелюбно, но для кого-то критика может показаться жесткой. К этому нужно быть готовым. Лично для меня, помимо творческих мастерских, очень интересными оказались лекции по истории искусств и философии. Конечно, ВЛК не гарантируют, что выпускник сразу станет издаваемым автором, но помогут разобраться, не зря ли ты выбрал путь литератора, не напрасно ли стучишься в эту дверь. 

Мастерская детской литературы в Creative Writing School

В июне в качестве журналиста я побывала на первом занятии мастерской детской литературы, которую в школе Майи Кучерской CWS ведут критик, эксперт нескольких премий в области детской литературы Ксения Молдавская и писатель, колумнист Ирина Лукьянова, автор повести для подростков «Стеклянный шарик», лауреат конкурса «Книгуру». В рамках курса также поделились опытом писательСтас Востоков и критик, эксперт «Книгуру» Мария Порядина

Чему учат:

10 уроков охватывают большую часть вопросов, волнующих начинающего автора: современное состояние детской литературы, сюжет, герои, язык, жанры детской литературы, должен ли детский писатель «воспитывать» читателя, правила оформления рукописей, конкурсы, отношения с издательствами и т.д.  

Зачем идти:

  • Вы новичок и ничего не знаете о детской литературе. Вы не хотите тратить пару лет на самостоятельное погружение в тему методом проб и ошибок. Вам нужны наставники, команда единомышленников, задания и разбор ваших текстов. 
  • Вдохновляющая, дружелюбная и уважительная атмосфера. Здесь главное - погрузиться в любимое дело и найти единомышленников. 
  • Этот курс ближе всего к тому, как преподают литературное мастерство за рубежом, где creative writing - популярное хобби. 
  • Все очень стильно: фирменные блокноты, папки, бланки, бейджи. Занятия проходят в главной детской библиотеке страны
  • Лекторы действительно знают, о чем говорят, и готовы вас вдохновлять и поддерживать. Ирина Лукьянова чуткий педагог, бережно относится к чувствам автора — наверное, сказывается многолетний опыт преподавания русского и литературы в школе. Ксения Молдавская называет себя «злым полицейским», но злят ее только совсем никуда не годные тексты, а критика всегда по делу.    

Стоимость: 25000-30000 рублей за 10 занятий. Цена, конечно, страшная, но по итогам конкурса двое могут обучаться бесплатно, а еще двое — с 50% скидкой.   

Опыт:

Выпускница мастерской Ольга З:

 Спасибо нашим мастерам Ирине Лукьяновой и Ксении Молдавской за то, что развеяли миф о том, что детских писателей не существует. Для меня самым ценным опытом стали читки и разбор заданий, а также возможность побывать в группе единомышленников, сотворчество и сотрудничество с талантливыми «одноклассниками», и конечно, кладезь нюансов в различии написания детской и «взрослой» литературы. Мне кажется, аналогов такой мастерской нет сейчас нигде, а программа наших мастеров — уникальна. А главное — спасибо за вдохновение и за то, что теперь у меня появилось более четкое представление о том, как подступиться к своим идеям. 

Курсы "Литсовет"

Литературные курсы в Екатеринбурге ведут известные детские писатели Ольга Колпакова (автор более 50 книг, лауреат многих премий, координатор премии им. Крапивина), Светлана Лаврова (автор более 80 книг, лауреат премий «Книгуру» и «Книга года») и Елена Ленковская (лауреат «Книгуру»). С мастер-классами заглядывают и другие известные писатели.  

Чему учат:

Курс состоит из 30 лекций, творческих встреч и практических занятий. В программе такие темы, как «Литературный конструктор и его элементы», «Что делать в творческий кризис?», «Как писать стихи?», «Крючок для читателя», «Писательские грехи и ошибки», «А можно ль рукопись продать?». На каждом занятии курсанты выполняют творческие задания и зачитывают получившееся вслух.  

Зачем идти:

  • Вы начинающий писатель и хотите быстро и в интересной форме получить ответы на самые распространенные вопросы. Живете в Екатеринбурге. 
  • Преподаватели — профессиональные писатели, выпустившие поразительное количество популярных детских книг.
  • Насыщенная программа, практические задания и разбор текстов каждого участника. 

Стоимость: 6000 рублей за курс.

Курсы "Мастер текста"

Платные курсы, организованные издательством «Астрель-СПб». Можно обучаться очно в Санкт-Петербурге или онлайн.

Чему учат:

Ремеслу. Курс ориентирован на авторов массовой коммерческой литературы, в основном жанровой. Лучшие тексты выпускников публикуют. По итогам семи сезонов онлайн и еще семи очных опубликовали 19 книг.

Зачем идти:

  • Вы начинающий писатель и не определились, что именно хотите писать — детское, фэнтези, фантастику или взрослую прозу. Здесь вам расскажут обо всем.
  • Мастер-классы ведут редакторы издательства, а также известные приглашенные писатели. Например, в рамках курсов опытом поделились Наринэ Абгарян и Наталья Щерба
  • В течение года после окончания курсов рукописи выпускников рассматриваются в издательстве АСТ в приоритетном порядке.  

Стоимость: онлайн-курс 5500 рублей, очный в Санкт-Петербурге 14500

Опыт:

Светлана Волкова, автор книги «Подсказок больше нет» и многих рассказов: 

 Я выпускница первого потока курсов «Мастер текста» (2013). Учиться было невероятно интересно. Наши преподаватели -редакторы Александр Прокопович, Александр Мазин и детский писатель Екатерина Матюшкина помогли утрамбовать некий сумбур в голове и научили объективно работать с текстом. В рамках курсов были организованы мастер-классы писателей Леонида ЮзефовичаЕлены ЧижовойМарины Степновой и других.

Я пришла с проблемой «короткого дыхания»: до курсов я писала и издавала короткие рассказы и повести, как взрослые, так и детские, а на большой объем дыхания не хватало. Конечно, сделать из человека писателя не может ни один институт, тем более курсы, но можно научить видеть текст с точки зрения структуры, глубокого редактирования и понимания, где что пошло не так. Особенно это важно, когда пишешь роман или большую повесть.

После курсов мне стало нестрашно работать с «большой дистанцией». Через год в «АСТ» вышел мой первый большой роман для подростков «Подсказок больше нет», ставший финалистом конкурса «Книгуру»-2015. Сейчас готовится к выходу книга «Джентльмены и снеговики», в мае этого года рукопись вышла в финал конкурса им. Сергея Михалкова

Считаю, что писатель обязательно должен использовать любую возможность учиться и брать мастер-классы, и очень хорошо, что в последние годы это стало возможно делать не только очно, но и онлайн. 

Создать свою команду

Я убеждена, что писателю нужны единомышленники. Те, кто будут читать, критиковать, поддерживать, давать обратную связь. Мы с моими друзьями детскими писателями читаем рукописи друг друга и планируем организовать регулярные встречи. Это очень полезно — услышать мнение коллег. Но важно найти тех, чьему мнению доверяешь.

Если у вас нет возможности поехать на семинар или пойти на курсы, загляните в группу конкурса «Новая детская книга». Там начинающие и продолжающие писатели знакомятся, делятся опытом и даже создают творческие объединения.

Автор: ДАРЬЯ ДОЦУК

Источник: www.dariadotsuk.ru


Комментировать

Возврат к списку