Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности

Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Люди, увеличенные до размеров писателей

8 фев 2018

Когда читаешь в неделю по три романа, в конце концов осознаешь, что все пишущие люди делятся на две категории. Одни – писатели par excellence. Они родились внутри алфавита, живут в нем и постигают мир с его помощью. Им, как Акакию Акакиевичу, внутри букв уютно. В России таких записывают в «чистое искусство» – в диапазоне от Пушкина и Фета до Толстой и Сорокина. А другие к буквам пришли. Они были задуманы иначе – как преподаватели, историки, плотники, мало ли нужных профессий – в общем, жизненная доминанта у них другая… однако же занялись сочинительством. Поэтому их эстетика нередко вызывает споры, творческая манера раздражает. Они (пользуясь названием давнего романа Славниковой) – люди, увеличенные до размеров писателей.

Когда, например, Дмитрий Волчек защищает стилистическую непорочность Александра Ильянена, то подразумевает именно такое разделение: «Сейчас, когда литературу захватили, замучили и до посинения отлупили омоновцы, книги Ильянена выглядят необычайно – словно их не в современной России написали, а сбросили на волшебном парашюте с Сатурна или Урана». При этом запрещать омоновцам писать книги никто не может. Просто это будет литература по совместительству.

Захар Прилепин занимается множеством литературных и окололитературных вещей: пишет книги документальные и художественные, рецензии, публицистику, ведет разнообразные передачи… но в первую очередь он офицер по складу и духу. Этим объясняется и его тематика, и стилистика, и нынешнее местопребывание, и всё это совершенно нормально. Дмитрий Быков тоже занимается множеством литературных вещей, что когда-то дало Виктору Топорову основание назвать Быкова «параолимпийским чемпионом русской литературы» – но в первую очередь Быков журналист, его творчество (в том числе недавний «Июнь») питает день сегодняшний. Алексей Слаповский замечательный сценарист, и его «Неизвестность» куда лучше смотрелась бы на экране, чем на бумаге. Джон Шемякин любим тысячами, однако его новеллы – явление фейсбучное, и проверку книжным переплетом эта проза не выдерживает. Равным образом многие филологи сочиняют романы, а получаются у них всё-таки диссертации (чтобы никого не обижать, в качестве примера назовем Умберто Эко).

Сказанное ни в коем случае не оскорбление, а расстановка акцентов. Для одних буквы – цель, для других – производное. Хотя, вангую, Прилепин, Быков и Шемякин, доведись им прочитать эту колонку, на меня все-таки обидятся. Не обижайтесь! Ведь читаем мы вас с интересом, а иногда и с удовольствием. К тому же ничего нет хорошего в том, чтобы быть в России писателем. Одна слава, и то посмертная.

Автор: Сергей Оробий


Возврат к списку