комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы

Колонка Сергея Морозова

Сергей МорозовСергей Морозов, литературный критик.

Классика как блокбастер

26 Июл 2017

Не в первый раз нам предлагают высокое мерить низким, считая, что в попугаях получится гораздо длиннее: «Дубровский – это блокбастер». Заявление странное, но не новое.

Странное, потому что литература вообще не по ведомству Мединского проходит, об этом только ленивый не написал. Какое ему вообще дело до Пушкина?

Из всех искусств для Минкульта, вроде бы важнейшим всегда являлось кино, и этот, как его, «Гоголь-центр».

Впрочем, на чужой роток не накинешь платок. Мели Емеля, твоя неделя. Книжки может читать и министр культуры. А иногда даже писать.

Но в целом, в этом высказывании, повторюсь, ничего нового. И о театрах, заботой о которых полна Минкульта голова, вспомнить вполне уместно. Ставят же в них классику на новый лад. Видят, находят там новое, привлекательное для зрителя – педерастию, педофилию, некрофилию, зоофилию, и прочие занимательные вещи. Поворачивают ее к публике актуальным местом.

Отчего не заняться тем же в школе? Пусть привыкают сызмальства!

Мысли о современном прочтении классики носились давно. Передовые на этот счет страны Запада, такие как США (опыт США в деле патриотического воспитания ведь актуален, правда?) давно уже высказались. Может быть, Мединский уловил это давно, еще в эпоху расцвета видеосалонов. Было еще что-то в «Байках из склепа», если память не подводит, про то, что Шекспир – это интересно, потому что там про секс и убийства. Арнольд Шварценеггер в «Последнем герое боевиков» окончательно провел необходимые параллели. Типичный герой боевиков – это Гамлет сегодня. «Бить иль не бить - вот в чем вопрос», животрепещущая тема, без всякого сомнения.

Актуальными переделками классики полна и зарубежная литература. Переписывают все – от мифов Древней Греции и сказок братьев Гримм до Джейн Остин и Александра Дюма. Адаптируют, дают вторую жизнь старым сюжетам.

Дело, вроде, благородное, а на практике выглядит в духе «заставьте труп танцевать». Именно так. Всегда глядишь на это озорство в пределах классики с огорчением. Ребята, сесть и переписать старый сюжет, это ж тоска смертная! Хуже альбома рождественских песенок, который выпускает любой исполнитель, когда у него становится совсем туго с популярностью.

От переделок веет унынием. Зачем это? Старое было органичнее. В этом слове весь секрет. Естественность, цельность, соответствие своей эпохе – вот что характерно для классики. Не может и не должна классика быть актуальной во все времена. Если она кажется чем-то свежим, то либо мы бесповоротно протухли, так и не сдвинулись со времен Средневековья и Возрождения, либо с обонянием у нас что-то не так и зрение подводит.

Ужас нашей ситуации состоит в том, что и то, и другое объяснение вполне подходят. Нечего предложить, вот и понесли опять с кладбища Гоголя и Белинского. Да не простого, а актуального, то есть подрихтованного в соответствии с политическим моментом. Опошленного, в целях общедоступностями. Подраздеть селянок в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», добавить кровушки в «Преступлении и наказании», превратить «Войну и мир» в глобальную стратегию, или что-нибудь вроде «Final Fantasy».

Лучшее будущее – это прошлое, с такой установкой и ведется пропаганда классической русской литературы. Излишне повторять, что это ложная установка. Курс литературы в школе – прежде всего исторический курс. Тот, кто учится, ходит по музею. Понятно, что музейные экспонаты не могут служить ориентирами. Каменный топор – это, конечно. замечательно, как память о том, с чего начинали, но это не суперинструмент будущего. Также и с «Дубровским», и с «Героем нашего времени». Это прошлое литературы, которое нужно знать в этом качестве, и не более того. Те книги написаны в другом темпе, и с другим, исторически обусловленным, видением действительности, нам, безусловно понятным, но вряд ли способным заменить наше собственное восприятие современности. Вокруг нас нет ни Дубровских, ни Грушницких, и для того, чтоб разглядеть их в окружающих, следует проделать операцию изрядного абстрагирования от реальности. Стоит ли?

В отсутствие произведений о современности, наверное, определенный смысл есть. Хоть что-то. Но, с другой стороны, если в XXI веке довольствоваться текстами о дворянах и помещиках, то надобность в чем-то новом и вовсе отпадет. Велик риск застрять в прошлом навсегда.

Упоение классикой, упоение историей литературы, более того, подмена литературы историей (а это скрывается за предложением изучать тексты Толстого в сопоставлении с реальными историческими событиями) – большая программа по свертыванию литературы в целом, а не только как учебной дисциплины.

Писать как Толстой в наше время, означает для современного автора писать плохо. Читать только Пушкина означает стать абсолютно глухим к окружающей реальности, которая ставит человека перед вопросами, которые солнцу русской поэзии и в голову прийти-то не могли. Делать классику «интересной», то есть превращать ее в комикс, в клоунаду, а по-другому у нас не умеют, да и не получится при убогости педагогической мысли, значит призывать к кощунству и надругательству над ней.

Да и так ли уж нужна классика? Не отрицая важности ее изучения, следует заметить, что она вообще не требует любви. Всю эту эротическую риторику «любит-нелюбит» давным-давно пора выкинуть из серьезных разговоров. Школа не загс и не публичный дом, там занимаются делом, а не «досугом». Там учат знать, а не любить. И эротическое восхождение к истине, которым манипулируют со времен Платона, это совсем не то, что посещение пип-шоу.

Принуждение в любви отдает извращением. Мы не должны любить классику, а вот знать о ней не помешало бы. Но нам навязывают именно любовь. Атмосфера «протухшего секса» витает над страной.

В этой ситуации хочется предложить: давайте вообще забудем классику, оставим ее в покое. Пусть она, скучная, неинтересная спокойно живет в школьных программах и на библиотечных стеллажах, на полках книжных магазинов. И мы увидим, как к ней дряхлой, но не лишенной гордой стати, рано или поздно придет мальчик или девочка. Увидит ее такой, какова она есть, и скажет: «Э, да это не блокбастер какой-нибудь!» А не придет, так и ладно. Мы должны идти дальше. Жизнь продолжается. Классику не надо записывать в блокбастеры. Этак добьетесь, что и их читать перестанут. Классику надо создавать, это единственный способ ее сохранения.

Автор: Сергей Морозов


Возврат к списку

Комментарии

29.07.2017 | Н. Н.:
Классика в театре это то что уже очень долго приносит доход. Было бы странно в наше капиталистическое время этим не пользоваться. К чему риск? Тупо семьи кормим.
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад


Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

«Звёздочка» Владимир Пимонов

На первый взгляд, она эгоистка, собственница. "Моя ложка" (с чуднЫм углублением. вилку категорически отрицает), "мой нож" (самый маленький, с заостренным носиком - им удобно картошку чистить), "моя кружка" (синего цвета, пластиковая, ручка отломана), "моя миска" (небольшая, с темно-зеленым стандартным узором)....

читать далее...

«Двое в одном» Антон Чехов

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, - и я потерял!
Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете... Несмотря на позднее...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

О манипуляциях известного телеведущего и крупнейшего издательства страны с книгой Федоры Яшиной «Богоубийцы, или, Колдуй баба сказал дед доставая пистолет», и как подобные манипуляции сказываются на Литературе в целом. Материал публикуется без купюр.

Правительство собирается нас ебать, но мы от этого будем крепчать ;)

Правительство собирается нас ебать, но мы от этого будем крепчать ;)

Правительство России может увеличить НДС на книги с 10% до 18%. Утверждают, что премьер-министр Дмитрий Медведев говорил об этом на совещании с тремя российскими министерствами.

Президент издательства «Просвещение» Владимир Узун: Бумажные книги будут существовать еще долго

Президент издательства «Просвещение» Владимир Узун: Бумажные книги будут существовать еще долго

Электронные учебники в ближайшем будущем не вытеснят бумажные, эти форматы будут еще долго вместе существовать, так как решают разные задачи, считает президент.

Как устроен книжный рынок России

Как устроен книжный рынок России

Сложившийся книжный рынок России можно оценить в 60 млрд рублей без учета учебников. Учебники сознательно не включают в выборку, так как этот сегмент нельзя назвать рыночным на 100%. Указанная сумма – это все деньги всего книжного рынка России от производителей бумаги и типографий до авторов, издателей и книжных магазинов. В валютном ...

Литература в цифрах

5 лет

Срок по истечении которого, по планам господина Новикова, «Эксмо-АСТ» должно войти топ-10 европейских издательств. Источник

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

Прямая речь

Юрий Буйда, писатель:

Литература – занятие адское. Можно ли к нему относиться спустя рукава? Можно. Источник

Елена Соковенина, главный редактор издательства «Эдвенчер Пресс»:

Если у издательства есть любовь к определённому жанру и оно не выпускает всё подряд, то найти свою аудиторию ему намного проще Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

Уровень общественной мысли журнала «Новый мир»

«Новый мир» позиционирует себя не только как литературный журнал, но и как журнал «общественной мысли». Да, были  времена, когда это издание славилось высоким  уровнем общественной мысли и в публицистике, и в художественных текстах. А как же сегодня в «Новом мире» обсто...

Кандидаты в классики или?..

В последнюю  четверть века существенно изменилось «лицо» русской литературы, оно подурнело.  Отчасти это произошло под влиянием «постмодернизма», пришедшего к нам с Запада.  Многие наши литераторы в своём творчестве решили «догонять» Европу, хотя пик...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Бедные люди с топорами

В конце мая уместно вспомнить самую громкую пиар-акцию русской литературы под кодовым названием «Новый Гоголь явился!». Обстоятельства одних «фантастических суток» 1845 года хорошо известны: Достоевский прочитал Григоровичу роман, слушатель был «восхищен донельзя», тем же вечером...

Закопать Жанетту

Алексей Цветков выложил в открытый доступ новую книгу стихов. Ну, так все сейчас делают, и небезуспешно: за день, как признался автор, разошелся стандартный тираж поэтического сборника, «бумажной публикацией такого эффекта не добиться». Дело в другом. Книга называется «вместо пос...

Интервью

Литературные мероприятия

23 и 27 мая 2018 года в лектории павильона «Рабочий и колхозница» пройдут лекции цикла «125 лет с Маяковским»

Лекции посвящены судьбе, мифам, творчеству и типологии произведений прославленного поэта.   

Вторая издательская школа Франкфуртской книжной ярмарки и Музея современного искусства «Гараж»

Будут обсуждаться вопросы: как работает книжный дизайн и влияет ли дизайн на продажи книг — и если да, то как?

19 мая. Встреча из цикла «Как рождается слово: Встречи с переводчиками»

Гость — Вера Аркадьевна Мильчина, историк литературы, переводчик с французского, комментатор, ведущий научный сотрудник Института ...

Встречи с писателями

28 мая. Андрей Геласимов и Алексей Варламов

Встреча в рамках лектория «Fabula rasa». Тема: литературные премии – двигатель издательского процесса?

21-26 мая. Гузель Яхина в Москве

Гезель встретится с читателями в книжных магазинах и библиотеке

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

«Словарь новейших иностранных слов», «Словарь поэтический иносказаний Пушкина», «Слитно? Раздельно? Через дефис?», «Этно...

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

Де-факто заведение прекратило работу еще год назад и оставалась только вывеска. Часть фондов была отправлена в Библиотеку иностранной...

Новости издательств

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

Приятная новость! «Просвещение» подало иск к «Вентана-граф»  (входит в группу «Эксмо-АСТ») в начале января 2018 года,...

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Сообщается, что издательство будет специализироваться на русской и переводной прозе, как современной, так и той, которая уже ...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Да, это мощный и современный во всех отношениях роман. Все ищут героя. А героя нет. Потому что он сейчас не главное (а может и никогда им не был). Потому что мышление героями – ложь по отношению к современному моменту (да и самообман к тому же), вчерашний ден...

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Эта книга вечное художество; и оно - не только о семье; сверхзадача этой книги гораздо шире. Книга - о жизни и смерти. Это почетные вечные темы; насущнее хлеба и насущнее неба (простите мне эту сверхклассическую рифму...) нет ничего на белом свете.

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

До знакомства с рукописью романа «Дорогая, я дома» мне вообще не приходилось слышать об её авторе Дмитрии Петровском (кстати, был такой поэт-футурист, его полный тёзка, но это к слову). Тем интереснее неожиданно находить в лонглисте такие жемчужины. Как вы уже...

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Назвать этот роман историческим не поворачивается язык. Перед нами метаистория – по Даниилу Андрееву – первичная плазма бытия, бесконечное сегодня, не позволяющее сознанию вырваться из текущего потока и возвыситься над ним, дабы обрести осмысление и ясность.

Детская литература

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

Минимальный балл по данному предмету, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. Экзаменационная работа по литературе состоит и...

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Малоизвестная сказка «Одолеем Бармалея!» представлена в фонде Президентской библиотеки.

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Сообщается, что цель издательства - создавать книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание и просто позволят проводить больше времени вместе с ребенком.&nbs...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял, не замечая,
Рядом два таджика что-то ели,
Черными еблищами качая
В такт колесам, едущим в туннеле.

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов