комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Юлия Яковлева: «Я совершенно не умею говорить неправду»

Юлия Яковлева: «Я совершенно не умею говорить неправду» 06.03.2017

Роман Юлии Яковлевой «Вдруг охотник выбегает» уже сейчас называют одним из лучших отечественных ретродетективов, который по качеству своего исполнения не уступает книгам самого Бориса Акунина. Эта книга уже собрала положительные отзывы, как критиков, так и простых читателей.

«Созданный ею мир выглядит отталкивающим, пугающим и безысходным, но при этом убедительным и живым, а герой — обаятельным и способным к внутренней эволюции и изменениям (вещь для детективного жанра вообще исчезающе редкая),» — пишет о романе Яковлевой Галина Юзефович.

Мы поговорили с Юлией об истории создания книги, ее любимых авторах и новой драме.

Действие Вашей книги происходит в самом начале 30-х годов в Ленинграде. Анна Ахматова в шутку называла тот период «вегетарианским временем». Еще был жив Киров, приказ о расширении системы трудовых лагерей только-только был подписан. Разумеется, на XVI съезде ВКП(б) была разгромлена правая оппозиция, но масштаб Большого террора не шел ни в какое сравнение с тем, что началось после убийства упомянутого выше Кирова. Почему был выбран именно этот период, а не, скажем, 1934-й или 1936-й год?

Ответить на этот вопрос очень просто. Сюжет первого романа привязан к конкретному и, к сожалению, совершенно не вымышленному событию, которое стало одной из самых больших культурных катастроф советского времени: распродаже за бесценок шедевров Эрмитажа за границу. К счастью для нас, в Америке разразилась Великая Депрессия, ударившая и по миллионерам тоже, в том числе европейским. Им стало уже не до картин, и многие сокровища остались в Эрмитаже. Это и есть время действия первого романа о следователе Василии Зайцеве.

Не могли бы рассказать про историю создания книги: какие источники Вы использовали и много ли времени ушло на фактчекинг?

Очень много. Не то чтобы даже на фактчекинг, а на изучение эпохи, быта того времени. Как что выглядело, как действовало, чем люди пользовались. Это большая работа именно потому, что декорации, костюмы, детали — все это должно создавать в книге правдоподобную историческую атмосферу. Я стремилась к максимальной точности. Разумеется, моя книга — роман, а не научный справочник исторического быта, но насколько было возможно быть точной в исторических деталях, я старалась быть точной.

Если Вашу книгу будут экранизировать, кого Вы видите исполнителем главной роли?

Я совершенно не умею говорить неправду, простите, поэтому расскажу, как есть, хоть мой ответ и может показаться смешным. С одной стороны, мне все равно: ведь это будет уже фильм, и я признаю за его авторами увидеть героев так, как они их увидят. С другой — когда-то давно мне дали совет: всегда представлять своих героев в виде совершенно конкретных людей во плоти. И когда я впервые задумалась, а как выглядит этот герой? — то я просто стала вспоминать, когда герой той или близкой тридцатым эпохи мне самой показался — без сложных каких-то соображений, а просто по-мужски — привлекательным. И пришла к выводу, что больше всего мне нравится Джуд Лоу в фильме «Враг у ворот», где он играл русского снайпера. Так мой герой получил внешность. И имя.

Особый герой в Вашем детективе — это Ленинград 30-х годов. По сути, Вы продолжаете линию произведений о Северной столице в русской литературе. Возьмем XX век: «Пушкинский дом» Битова, XXI век: «Люди в голом» Аствацатурова и так далее. Какие книги о Петербурге Вам нравятся больше всего?

Спасибо, что Вы это заметили — мне приятно это узнать, потому что я к этому стремилась в книге. Да, правда, образ города в книгах о Василии Зайцеве очень важен, и город — по-своему, действующее лицо. Я, честно, иногда пытаюсь представить: а вот если бы я была, например, из Тулы? — наверное, я бы также страстно старалась придумать этот город как персонаж. С Петербургом чувствуешь в таком случае небольшое замешательство: легко любить Петербург! Для этого как бы и усилий не требуется, и воображения особенного... Вот какой сложный вопрос Вы задали. Что же касается книг. Какой отраженный литературой Петербург я люблю больше всего? Можно ответить «все»?

Вы не только талантливый прозаик, но и драматург. Пишите ли Вы сейчас пьесы?

Нет. Но работа над пьесами очень многому меня научила. Так же, как и люди, с которыми мне выпало познакомиться и работать, когда я писала пьесы: они для меня очень многое значат. Прежде всего продюсер и театральный критик Елена Ковальская. Это она сказала: напиши пьесу. А потом, когда я ей принесла какую-то первую свою чепуху, накрутила там с три короба, она сказала только: знаешь, вот Чехов, прежде чем написал свои радикальные, все традиционные законы опровергающие, великие «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню», он вначале эти традиционные законы хорошенько изучил и научился хорошо писать в их рамках — вначале он научился хорошо писать самые обычные водевили. Ее слова на меня произвели огромное впечатление. Почему я это рассказываю: написать детектив, написать хорошо, а уж тем более написать детектив, как-то раздвигающий законы жанра, — это то же самое.

Не могу не задать вопрос: кто Ваши любимые драматурги?

Том Стоппард и Мартин Макдонах.

А современные режиссеры?

Последние лет шесть-семь я за театром уже не следила: мои интересы переместились.

Как вы относитесь к российской новой драме?

Прежде всего я отчасти — из ее гнезда. Если бы мне Ковальская не сказала писать пьесы и не объяснила, что такое драма, я бы не начала писать пьесы. Если бы не это, я не познакомилась — и не получила бы шанс поработать вместе с драматургой Еленой Греминой, которая возилась со мной и делилась знаниями очень щедро. Если бы не это, я не получила бы возможность дважды поработать в лондонском театре Royal Court, главной в мире лаборатории современной драмы, — и уж там я собственно научилась работать.

Каких отечественных и зарубежных авторов Вы любите читать и перечитывать?

У меня они все стоят на отдельной полке — книги, которые я перечитываю: «Анна Каренина», рассказы Чехова, рассказы Питера Хёга, «Дар» Набокова, пьесы Стоппарда, пьесы Макдонаха, Пушкин, Лермонтов. Некоторые в двух экземплярах — один, чтобы брать в дорогу, один домашний. Еще есть полка, куда я провожаю книги, которые настолько мне понравились, что им в знак признательности выделено пенсионное место. Потому что читаю я настолько много, что хранить книги в квартире просто невозможно — всю проходную или жанровую литературу, детективы, например, я читаю только в электронном виде; книги, нужные для работы, и так уже заполонили всё.

И последний вопрос. О чем будет Ваша следующая книга?

Василий Зайцев уже выехал на место гибели наездника, разбившегося вместе с лошадью.

Беседовал Павел Соколов, главный редактор eksmo.ru

Фото: Валерий Кацуба/ Valery Katsuba

Источник: eksmo.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

«Звёздочка» Владимир Пимонов

На первый взгляд, она эгоистка, собственница. "Моя ложка" (с чуднЫм углублением. вилку категорически отрицает), "мой нож" (самый маленький, с заостренным носиком - им удобно картошку чистить), "моя кружка" (синего цвета, пластиковая, ручка отломана), "моя миска" (небольшая, с темно-зеленым стандартным узором)....

читать далее...

«Двое в одном» Антон Чехов

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, - и я потерял!
Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете... Несмотря на позднее...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Полезное совмещение Посмотреть полный размер

Полезное совмещение

Читайте походя. Например, когда делаете маникюр. Автор картинки: Jarek Puczel
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как устроен книжный рынок России

Как устроен книжный рынок России

Сложившийся книжный рынок России можно оценить в 60 млрд рублей без учета учебников. Учебники сознательно не включают в выборку, так как этот сегмент нельзя назвать рыночным на 100%. Указанная сумма – это все деньги всего книжного рынка России от производителей бумаги и типографий до авторов, издателей и книжных магазинов. В валютном ...

История муми-троллей

История муми-троллей

Как возникло слово «муми-тролль», откуда взялись Тофсла и Вифсла, в каком порядке нужно читать книги Туве Янссон и другие важные вопросы.

Дифирамб эффективному писателю. Без сиропа. Быков про Веллера

Дифирамб эффективному писателю. Без сиропа. Быков про Веллера

Тут у нас 70 лет исполняется Михаилу Веллеру, серьезный повод для панегирика, но как-то совершенно не панегирится. Это не в веллеровской стилистике, и, думаю, он этому скорее рад, хотя хочется ему иногда, уверен, и почтения, и академической славы.

Писатель Генис и литературовед Липовецкий обсудили писателя Сорокина

Писатель Генис и литературовед Липовецкий обсудили писателя Сорокина

Главная черта Сорокина – бескомпромиссность, как этическая, так и эстетическая. Хотя сам он говорит всегда взвешенно, спокойно и по делу, за этой бесстрастностью чудится жгучий религиозный темперамент. Когда мы впервые встретились, на стандартный вопрос “зачем вы пишете”, Сорокин ответил странно: «Когда не пишешь, страшно».

Обстоятельный разговор с авторами книги «История русской литературы»

Обстоятельный разговор с авторами книги «История русской литературы»

Литературный критик Денис Ларионов беседует с Эндрю Каном, Ириной Рейфман, Марком Липовецким и Стефани Сандлер — авторами оксфордовского издания книги «История русской литературы» (“A History of Russian Literature”, 2018).

Литература в цифрах

5 лет

Срок по истечении которого, по планам господина Новикова, «Эксмо-АСТ» должно войти топ-10 европейских издательств. Источник

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

Прямая речь

Юрий Буйда, писатель:

Литература – занятие адское. Можно ли к нему относиться спустя рукава? Можно. Источник

Елена Соковенина, главный редактор издательства «Эдвенчер Пресс»:

Если у издательства есть любовь к определённому жанру и оно не выпускает всё подряд, то найти свою аудиторию ему намного проще Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

Уровень общественной мысли журнала «Новый мир»

«Новый мир» позиционирует себя не только как литературный журнал, но и как журнал «общественной мысли». Да, были  времена, когда это издание славилось высоким  уровнем общественной мысли и в публицистике, и в художественных текстах. А как же сегодня в «Новом мире» обсто...

Кандидаты в классики или?..

В последнюю  четверть века существенно изменилось «лицо» русской литературы, оно подурнело.  Отчасти это произошло под влиянием «постмодернизма», пришедшего к нам с Запада.  Многие наши литераторы в своём творчестве решили «догонять» Европу, хотя пик...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Закопать Жанетту

Алексей Цветков выложил в открытый доступ новую книгу стихов. Ну, так все сейчас делают, и небезуспешно: за день, как признался автор, разошелся стандартный тираж поэтического сборника, «бумажной публикацией такого эффекта не добиться». Дело в другом. Книга называется «вместо послесловия», и название надо понимать буквально: сборник мыслится как финальный. А вот это необычно.

Можно ли кусать Гитлера за нос?

27 апреля 1945 года офицер СС Максимилиан Ауэ укусил Гитлера за нос.

Интервью

Литературные мероприятия

23 и 27 мая 2018 года в лектории павильона «Рабочий и колхозница» пройдут лекции цикла «125 лет с Маяковским»

Лекции посвящены судьбе, мифам, творчеству и типологии произведений прославленного поэта.   

Вторая издательская школа Франкфуртской книжной ярмарки и Музея современного искусства «Гараж»

Будут обсуждаться вопросы: как работает книжный дизайн и влияет ли дизайн на продажи книг — и если да, то как?

19 мая. Встреча из цикла «Как рождается слово: Встречи с переводчиками»

Гость — Вера Аркадьевна Мильчина, историк литературы, переводчик с французского, комментатор, ведущий научный сотрудник Института ...

Встречи с писателями

28 мая. Андрей Геласимов и Алексей Варламов

Встреча в рамках лектория «Fabula rasa». Тема: литературные премии – двигатель издательского процесса?

21-26 мая. Гузель Яхина в Москве

Гезель встретится с читателями в книжных магазинах и библиотеке

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

«Словарь новейших иностранных слов», «Словарь поэтический иносказаний Пушкина», «Слитно? Раздельно? Через дефис?», «Этно...

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

Де-факто заведение прекратило работу еще год назад и оставалась только вывеска. Часть фондов была отправлена в Библиотеку иностранной...

Новости издательств

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

Приятная новость! «Просвещение» подало иск к «Вентана-граф»  (входит в группу «Эксмо-АСТ») в начале января 2018 года,...

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Сообщается, что издательство будет специализироваться на русской и переводной прозе, как современной, так и той, которая уже ...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Да, это мощный и современный во всех отношениях роман. Все ищут героя. А героя нет. Потому что он сейчас не главное (а может и никогда им не был). Потому что мышление героями – ложь по отношению к современному моменту (да и самообман к тому же), вчерашний ден...

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Эта книга вечное художество; и оно - не только о семье; сверхзадача этой книги гораздо шире. Книга - о жизни и смерти. Это почетные вечные темы; насущнее хлеба и насущнее неба (простите мне эту сверхклассическую рифму...) нет ничего на белом свете.

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

До знакомства с рукописью романа «Дорогая, я дома» мне вообще не приходилось слышать об её авторе Дмитрии Петровском (кстати, был такой поэт-футурист, его полный тёзка, но это к слову). Тем интереснее неожиданно находить в лонглисте такие жемчужины. Как вы уже...

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Назвать этот роман историческим не поворачивается язык. Перед нами метаистория – по Даниилу Андрееву – первичная плазма бытия, бесконечное сегодня, не позволяющее сознанию вырваться из текущего потока и возвыситься над ним, дабы обрести осмысление и ясность.

Детская литература

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

Минимальный балл по данному предмету, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. Экзаменационная работа по литературе состоит и...

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Малоизвестная сказка «Одолеем Бармалея!» представлена в фонде Президентской библиотеки.

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Сообщается, что цель издательства - создавать книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание и просто позволят проводить больше времени вместе с ребенком.&nbs...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял, не замечая,
Рядом два таджика что-то ели,
Черными еблищами качая
В такт колесам, едущим в туннеле.

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов