комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Ольга Славникова, писательница: Ген Толстого есть у каждого русского романиста

Ольга Славникова, писательница: Ген Толстого есть у каждого русского романиста 28.11.2018

Ольга Славникова получила одну из главных российских литературных наград — премию «Ясная Поляна». Она стала лауреатом в номинации «Современная русская проза» с романом «Прыжок в длину». Книгу называют автобиографичной, ведь, как и главный герой, автор профессионально занималась спортом, но из-за травмы оставила карьеру. Однако, пожалуй, на этой детали сходство и заканчивается.

– Ольга Александровна, какие эмоции после победы в «Ясной Поляне»?

– В момент награждения не осознаёшь происходящего, будто всё нереально. Конечно, каждый финалист в уме прокручивает, как его будут награждать – это вечный соблазн. А в реальности чувствуешь себя оглушённым и только быстро-быстро соображаешь, уже выходя к микрофону, какую речь будешь сейчас произносить. Ну а когда уже возвращаешься домой – приносишь цветы, статуэтку, начинаешь радоваться.

– Ваш «Прыжок в длину» также был выбран «Книгой года», попал в финал «Большой книги»… Что лично для вас значат литературные премии?

– Я уже старая мудрая черепаха и хорошо понимаю: в литературных премиях не так уж много справедливости. Но в целом премия – это прежде всего способ остаться в актуальном информационном поле. О романе говорят, пишут, его обсуждают, рецензируют. К тому же если человек пять раз услышит о книге, есть вероятность, что он её прочтёт. И, что греха таить, каждая топовая премия, та же «Ясная Поляна», – довольно существенные деньги. Это позволит мне не браться за всю предлагаемую работу, а больше времени уделить своему новому роману.

Другие интервью Ольги Славниковой

– Вы ещё немало известны и как координатор молодёжной премии «Дебют», которая несколько лет назад, увы, перестала вручаться. К слову, сейчас и «Русский Букер» (лауреатом которого вы становились) на грани закрытия, не утихают скандалы с Нобелевской премией. Что, на ваш взгляд, происходит в этой важной части литературного процесса?

– Если говорить о «Дебюте», то, к моему большому сожалению, никто не готов давать сейчас достаточно денег на него, да и вообще на культуре сильно экономят. «Дебют» – весьма дорогое удовольствие в связи с его огромным конкурсом. С «Русским Букером» примерно та же история: организаторы просто не нашли спонсора.

А вот у Нобелевки другая ситуация. Премия оказалась слишком постмодернистской, ориентированной на влиятельность текста, а не на его качество. Пошли эксперименты – дадим за журналистику, за песни и так далее. А не за те форматы, которые могут ставить средствами именно литературы большие бытийные вопросы. Стали присуждать награду не за художественность, а за любое достижение, где строительным материалом является слово. При всём уважении, Амос Оз писатель нобелевского уровня, но всё же не Светлана Алексиевич. Произошло измельчание лауреатского корпуса. И в результате премия не имела иммунитета против скандала, который в другое время мог и не разрушить кворум шведской Академии. Литература иерархична, а современная гуманитарная постмодернистская ситуация эту иерархичность отрицает, что и отразилось на Нобелевской премии по литературе. Кстати, в своё время Нобелевкой скандально обошли и Льва Толстого.

– Вы упомянули израильского писателя Амоса Оза, которому в этом году на «Ясной Поляне» за книгу «Иуда» вручили награду в номинации «Иностранная литература». Скажите, можно ли провести параллели между вами?

– Сам факт его существования меня глубоко радует и вдохновляет. Мы очень разные авторы, но при всём этом мне нравится, как Амос Оз умеет ввести старую, много раз описанную историю в острый контекст современности. Вот этому – учиться и учиться. У меня порой возникает чувство зависти к тому, как он это делает. А близкое между нами? Я думаю, замах, превышающий в данный момент силы автора. Замах всегда должен быть больше того, что автору в данный момент доступно. Именно так появляются высшие достижения в литературе.

– На вопрос о том, кто для Амоса Оза Лев Толстой, он ответил – «дальний родственник». А кто для вас великий классик?

– Тоже дальний родственник. На самом деле в литературе все всем родственники. Есть разные ветви в русской романной традиции, и одна из них, безусловно, толстовская. Мне, может, ближе гоголевская – по стилистике. Но ген Толстого есть у каждого русского романиста.

– Давайте поговорим собственно о «Прыжке в длину». Я могу ошибаться, но при чтении этого романа складывается ощущение, что вы пропагандируете мысль – глупо жертвовать талантом ради посредственности…

– Я не утверждаю, что не надо жертвовать жизнью талантливого человека ради жизни бездарного. Но точно ставлю вопрос, а действительно ли человеческая жизнь является абсолютной ценностью? А может быть, есть что-то больше, выше человека? Талант, призвание. То есть, когда человек талантлив, то талант больше, чем он сам. Жизнь подчинена реализации этого таланта.

Когда мой герой совершает роковой чемпионский прыжок, он ведь понятия не имеет, что вырастет из этого ребёнка, как свяжет их судьба. Для него это безымянный пацанчик, который вдруг оказался на проезжей части. И почему он прыгает? Даже не потому, что пытается спасти ребёнка или совершить геройский поступок, а ровно потому, что в этот момент почувствовал себя способным преодолеть восьмиметровую отметку. Создалась ситуация, когда мальчик на дороге стал зримой метой, до которой нужно допрыгнуть.

– Вы сами всерьёз занимались лыжным спортом, были кандидатом в мастера, но получили травму, не позволившую продолжить карьеру. Спорт стал разочарованием или закалил характер?

– Я каталась на Уктусе, помню, как ездила туда десять остановок на троллейбусе… Спорт закаляет всякий характер. Безусловно, это сказалось на моей дальнейшей судьбе. Нет, я не могла разочароваться в том, откуда меня просто выбросило роковым стечением обстоятельств. Я очень хотела продолжать, но это было невозможно. Когда та ситуация произошла, я постаралась как можно быстрее её забыть, вытеснить. И возможность вернуться к ней появилась только сейчас. Только сейчас стало не так больно.

– Перед автобиографичным романом «Прыжок в длину» у вас семь лет ничего не издавалось. Такой долгий перерыв объясняется параллельной работой над двумя произведениями. В итоге «Прыжок в длину» вы завершили, а вторая книга с рабочим названием «2050» так и не вышла. Она потеряла актуальность?

– Наоборот – она актуальность приобрела. Поймите, в 2011 году я начала роман о том, как в 2050 году Россия выходит из международной изоляции. Тогда об изоляции речи не было. События, связанные с Крымом, Украиной, санкциями, ещё не случились. Я давала свою предысторию того, как всё произойдёт. Застигнутая на середине книги этими событиями, я должна была переписать то, что в 2050 году рассматривается как прошлое. Нужно было начинать сначала, так как игнорировать такие события невозможно. Сейчас роман дорабатывается. Две книги шли параллельно, и я сказала себе: «Надо уже что-то заканчивать». И тут у меня «Прыжок в длину» хорошо пошёл.

– Раскроете хотя бы некоторые подробности сюжета «2050»?

– Нет, это останется в секрете. Но в процессе работы я поняла, что надо меньше политики. Потому что когда-то изоляция была моим личным открытием, и это было круто. А сейчас нужно поменьше историй вокруг этого всего, больше личного, больше про героя.

– Не можем не спросить про Екатеринбург. По отрывкам из разных интервью складывается впечатление, что отношения с этим городом были у вас сложными – сначала проблемы в спорте, затем трудности в творчестве…

– Спорт был очень давно, мне тогда было 17 лет. А с творчеством… Тоже всё в порядке было: и печатали меня, и в Союз писателей приняли, и премию Бажова дали. Я спокойно работала в журнале «Урал» и думала всю жизнь там проработать. Но потом в издании стали платить деньги, на которые можно было прожить дня четыре. Нормальная писательская жизнь экономически оказалась невозможна, хоть в Екатеринбурге, хоть где. Это было безумное время: девяностые – начало нулевых. Нужно было как-то выкручиваться. Например, я стала главным редактором в газете «Книжный клуб», издававшейся Ассоциацией книжной торговли. Со временем закрылась и она, и ровно в этот момент мне предложили хорошую работу в Москве – собственно, я и согласилась.

… Но отношения, конечно, поддерживаю, ведь у меня в Екатеринбурге друзья и вне литературы. И с журналом «Урал» общаюсь. Екатеринбург по-прежнему моя малая родина, к которой я многими корешками привязана. И когда я лечу домой – это значит, что самолёт садится в аэропорту Кольцово.

Текст: Ксения Кузнецова

Источник: www.oblgazeta.ru



Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Алексей Иванов, писатель:

Наши критики лучше писателя умеют писать романы, лучше режиссёра снимать фильмы, лучше врачей делать операции. Я бы нашим критикам посоветовал меньше учить и больше учиться самим. Источник

Олег Дивов, писатель:

Я двадцать лет в этом бизнесе, есличо. Вы спросите: а как отличить качественный текст от недоделанного? Читайте медленно, дорогие мои. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

Литература в картинках

Жизнь писателя Посмотреть полный размер

Жизнь писателя

Автор рисунка нам неизвестен.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Гертруда Стайн любила, оторвавшись от работы, посмотреть на коров и с этой целью ездила за город. Вуди Аллен, чтобы не дать уснуть вдохновению, то и дело принимает душ. Гранд-дамы послевоенной британской литературы, Айри...

Как научиться понимать поэзию

Как научиться понимать поэзию

Никакие образные красоты и глубокомыслие не спасут стихотворения, если читателю просто-напросто не в радость произнесение строфы или даже строки.

Как на самом деле умер Гоголь

Как на самом деле умер Гоголь

Загадочная история смерти гения настолько всех впечатлила, что даже спустя полтора века про нее продолжает ходить множество различных слухов.

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Удивительная новость! Появилась информация, что в Великобритании был проведено исследование, в котором, к слову сказать, приняли участие более 40 тысяч человек. Исследование показало, что 80% участвовавших постоянно ...

Литература в цифрах

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

11 книг

было у отчима Леонида Юзефовича - 10 томов энциклопедии машиностроения и «Война и мир» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

27 февр. Пушкин и приключения байронического героя в России

На встрече слушателям будет рассказано о становлении и эволюции типа романтического героя в отечественной литературе, а ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

Встречи с писателями

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

1 февр. Галина Юзефович

Галина Юзефович расскажет, как сориентироваться в современном литературном пространстве без каких-либо канонов и ориентиров.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина