комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Ольга Муравьёва, директор департамента детской литературы издательства АСТ: Современной детской литературе не хватает поддержки

Ольга Муравьёва, директор департамента детской литературы издательства АСТ: Современной детской литературе не хватает поддержки 18.01.2018

В этом году известное детское издательство «Малыш» отмечает юбилей: 60 лет кропотливой и важной работы по формированию читателя нашей страны. Как складывался путь детского издательства, правда ли, что современной детской литературы не существует?

— Ольга Альбертовна, какую первую книгу выпустило издательство «Малыш» в 1957 г.?

— В начале 1950-х, когда послевоенная экономика понемногу восстановилась, всерьёз занялись изделиями для детей. Активнее заработали прежние фабрики, открывались новые. Естественно, было решено взять под контроль всю детскую печатную продукцию. С этой целью на четырёх фабриках появились ответственные редакторы, чтобы следить за тематикой, текстами и качеством оформления. А издания уже тогда были довольно разнообразны: всевозможные настольные игры, ширмы, календари, кубики… Чуть позже на тех же фабриках начали выпускать брошюры, книжки-картинки.

Работали редакторы поначалу прямо на фабриках, но в 1952 г. их объединили в общую редакцию под названием «РОСГИЗМЕСТПРОМ». В 1957-м организация перешла в подчинение Госкомитету по печати (Госкомиздату), обрела статус издательства и получила название «Детский мир». От этого года и принято отсчитывать основную историю «Малыша». Так что первыми изданиями «Малыша» были настольно-печатные игры и кубики, а книги появились лишь через несколько лет.

Теперь уже никто не скажет, какие книги издательство выпустило первыми. Однако можно с гордостью отметить, что, например, такие классики детской литературы, как писатель В.Ю. Драгунский и художник В.А. Чижиков, свою первую книгу «Тайна детской коляски» выпустили в издательстве «Малыш». Новых авторов и иллюстраторов, ставших потом классиками, в истории издательства было много.

Детские книги в советские времена были дефицитом. Несмотря на огромные по нынешним временам тиражи от 50 тыс. до 2 млн экземпляров, редкие издания добирались до прилавков магазинов и были доступны покупателям. Ими, как любым дефицитом, торговали из-под полы, их обменивали на макулатурные талоны... Книги «Малыша», как и «Детской литературы» (это были два узкоспециализированных издательства), было почти невозможно купить.

— Как сегодня происходит отбор рукописей для дальнейшего издания?

— Критерии, предъявляемые редактором к произведениям для детей, не меняются уже много лет. Не мы их придумывали, не нам и нарушать. Задача состоит лишь в том, чтобы передать необходимые навыки, опыт, знания следующим поколениям специалистов.

Расцвет издательства, как правило, происходит, когда появляются яркие редакторы, которые могут разглядеть в людях, работающих в области искусства, литературный дар и привлечь к писательскому труду, а затем популяризировать их произведения, а также приобщить к созданию книг для детей авторов достаточно известных, но прежде для детей не писавших.

— Как издательство «Малыш» способствует формированию патриотизма у подрастающего поколения?

— Мы не ставим задачу воспитания патриотов, а предлагаем читателю книги высокого качества. Но неоспоримо то, что литература помогает формированию хороших людей, знающих и понимающих историю своей страны, с уважением относящихся к поколению дедов и прадедов.

В этом году вместе с общероссийским общественным гражданско-патриотическим движением «Бессмертный полк России» мы издали несколько книг в серии «Детям о войне»: сборник «Стихи и рассказы о войне» и «От Москвы до Берлина» С.П. Алексеева. Книги попали в школьные библиотеки, были отдельно отмечены Минобрнауки России. Не успели тиражи доехать до издательского склада, как были проданы — их пришлось срочно допечатывать.

Сборники стихов М. Лермонтова, С. Есенина из серии «Мировая классика для детей» или «Четвёртая высота» Е. Ильиной, изданная в серии «Самые лучшие девочки», и многие другие книги «Малыша» — это произведения, питающие такое естественное, присущее человеку чувство, как патриотизм.

— Чего сегодня, на Ваш взгляд, не хватает детской литературе?

— Пишущих сегодня много, но большинство прочитанных произведений редакторы называют мертворождёнными, придуманными. Казалось бы, жизнь изменилась и принесла в мир литературы новые идеи, темы, но разработать их и поговорить по душам на одном языке с поколением ХХI в. редко у кого получается. Это в большей степени касается произведений для подростков.

Среди авторов, пишущих для детей, часты вторичные, неяркие произведения. Бывают счастливые исключения (Г. Дядина, Д. Бурачевская, М. Рупасова, А. Орлова и др.), но их подстерегает другая беда.

Новым именам, достойным больших тиражей, пробиться к читателю невероятно трудно. Родитель малыша часто консервативен или неискушён, ему трудно определить, хороший автор перед ним или нет. Куда проще сделать выбор в пользу проверенного К. Чуковского, чем вникать в творчество Галины Дядиной. Издателям, интернет-продвижению, пиару и рекламе, СМИ нужно работать изо всех сил, чтобы помочь таланту. Однако большинству из перечисленных это неинтересно. Современной детской литературе не хватает поддержки.

— Какие жанры сегодня наиболее популярны у маленьких читателей?

— В раннем детстве — все стихотворные жанры (от малых фольклорных форм до поэм типа «Дяди Стёпы»). Чуть позже — всевозможные сказки, народные и авторские. Всё большее место на полках завоёвывают комиксы. Маленьких читателей сопровождают развлекающие, обучающие, самые разнообразные так называемые активити. К четырём-пяти годам малыш уже в состоянии усваивать большие, сложные формы: сказочные повести, рассказы, истории про животных… Одним словом, ничего здесь не изменилось, кроме, пожалуй, того, что дети стали сообразительнее, быстрее взрослеют.

— Использует ли издательство современные технологии в формировании у детей интереса к чтению?

— Не создав необходимую культурную среду, невозможно удерживать и тем более расширять читательскую аудиторию. К этой работе издательство привлекает библиотеки, культурные центры, общественные организации, музеи, зоопарки, просветительские проекты. Мы работаем с блогерами-книжниками, с самыми разными интернет-ресурсами, в социальных сетях рассказываем о новинках, авторах, художниках, свежих идеях… Ежедневный информационный поток, сваливающийся на головы людей, огромен. К сожалению, позитивные гуманитарные новости не всегда могут привлечь внимание.

— Каким образом можно привить ребёнку любовь к чтению? Нужно ли родителям ограничивать читательские пристрастия ребёнка?

— Во-первых, необходимо работать со взрослыми: родителями, библиотекарями, воспитателями, учителями... Книга и всё, что вокруг неё, должны вызывать интерес у взрослых. Кроме того, нужно напоминать аудитории как можно чаще, что книга — доступный культурный объект, который даст ребёнку возможность получить качественное образование.

Родители смогут заинтересовать ребёнка и личным примером. Дети, которые видят читающих родителей, тянутся к книге сами.

Литературу должны популяризировать и прославлять известные, успешные люди, руководство страны. Реклама книги и её пользы должны стать объектами социальной значимости.

Президент РФ подписал указ, объявляющий «Десятилетие детства», которое начнётся в 2018 г. Надеюсь, внимание руководства страны коснётся и книги, и чтения.

Ограничивать читательские пристрастия не нужно никогда.

— В чём, по Вашему мнению, секрет популярности классиков детской отечественной литературы?

— Потребительский консерватизм — главный фактор. Для многих родителей своеобразным знаком качества литературного произведения для детей являются «старые», хорошо известные с детства авторы: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Н. Носов, Э. Успенский, Г. Остер и другие общепризнанные писатели. Взрослые предлагают детям «проверенные» книги, делятся с ними частичкой своего собственного детства.

Другой секрет — скромное число на рынке детской литературы новых значительных имён. Настоящая литература подменяется произведениями низкого художественного уровня.

На книжном рынке редко можно встретить качественную повесть или рассказы о животных, почти исчезла авторская сказка, психологическая подростковая повесть, лирическая повесть.

— Какие книги были Вашими любимыми в детстве?

— Самые любимые книги обычно быстро лишаются обложек. У меня много таких зачитанных, «уставших», как говорят библиофилы, книг. «Сказки» Чуковского с иллюстрациями Конашевича, Васнецова, Каневского, Сутеева, «Мороженое» Маршака с гениальными рисунками Лебедева и «Сказки» Андерсена с иллюстрациями Конашевича... А ещё «Стихи для детей» Н.А. Некрасова в синей обложке с рисунком девочки на ней. Фамилию художника не помню, а вот предисловие К. Чуковского перечитывала (странное дело!) много раз. Не знаю, чем завораживали меня стихи Некрасова?! Ведь они были серьёзного содержания, например «Железная дорога» или «Крестьянские дети»… «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта с чёрно-белыми иллюстрациями Жана Гранвиля зачитана до дыр. Каждый раз читала и пыталась спасти Гулливера сначала от лилипутов, потом от великанов…

— Какие три детские книги издательства «Малыш» полезно прочитать любому взрослому?

— Из последних — «Дети и эти. Котлеты от жадности» Григория Остера. Это самые новые истории, четвёртая книга из цикла «Дети и эти». В ней читатель вновь встретится с удивительными детьми, которые между играми во дворе успевают воспитывать своих далеко не идеальных родителей.

«Внучек Ваня» Любови Воронковой — переиздание книги 1976 г. в серии «Лучшие книги "Малыша"». Светлые, чистые увлекательные короткие истории про мальчика, которому ещё совсем мало лет, но он уже смелый, справедливый и очень добрый человек, и ему интересно всё на свете. Настоящая качественная художественная проза на все времена.

«Стихи для детей» Роберта Рождественского. Это цикл из 28 стихотворений, главный герой которых Алёшка — внук поэта. Как говорил поэт, «внук думал много, хмурился и улыбался своим мыслям», однако выразить их, конечно, ещё не умел, не мог. Вот тогда-то Роберт Иванович и решил помочь ему. Он написал стихи от имени внука. Любому взрослому полезно будет узнать, каким стал мир, увиденный глазами ребёнка.

Источник: Университетская книга


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

«Двое в одном» Антон Чехов

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, - и я потерял!
Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете... Несмотря на позднее и холодное время, вагон был битком набит. Меня никто не узнал. Куний воротник делал из меня incognito. Я ехал, дремал и рассматривал сих малых...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Ну очень краткое содержание Посмотреть полный размер

Ну очень краткое содержание

Осторожно! Много спойлеров.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Дифирамб эффективному писателю. Без сиропа. Быков про Веллера

Дифирамб эффективному писателю. Без сиропа. Быков про Веллера

Тут у нас 70 лет исполняется Михаилу Веллеру, серьезный повод для панегирика, но как-то совершенно не панегирится. Это не в веллеровской стилистике, и, думаю, он этому скорее рад, хотя хочется ему иногда, уверен, и почтения, и академической славы.

Писатель Генис и литературовед Липовецкий обсудили писателя Сорокина

Писатель Генис и литературовед Липовецкий обсудили писателя Сорокина

Главная черта Сорокина – бескомпромиссность, как этическая, так и эстетическая. Хотя сам он говорит всегда взвешенно, спокойно и по делу, за этой бесстрастностью чудится жгучий религиозный темперамент. Когда мы впервые встретились, на стандартный вопрос “зачем вы пишете”, Сорокин ответил странно: «Когда не пишешь, страшно».

Обстоятельный разговор с авторами книги «История русской литературы»

Обстоятельный разговор с авторами книги «История русской литературы»

Литературный критик Денис Ларионов беседует с Эндрю Каном, Ириной Рейфман, Марком Липовецким и Стефани Сандлер — авторами оксфордовского издания книги «История русской литературы» (“A History of Russian Literature”, 2018).

Пять русскоязычных писателей современной немецкой литературы

Пять русскоязычных писателей современной немецкой литературы

В середине двухтысячных в немецкой литературе появились новые герои из постсоветского пространства. Все они переехали в Германию в юном возрасте, говорят по-немецки без акцента и рассказывают о своём – отчасти горьком, отчасти счастливом – опыте переезда в другую страну. Журналистка из Берлина Даша Суоми рассказывает о пяти русскоязыч...

Литература в цифрах

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

50 лет

Время после смерти Хемингуэя, которое понадобилось ФБР, чтобы признать – за ним действительно следили, прослушивали телефон и ставили жучки. Источник

Прямая речь

Елена Соковенина, главный редактор издательства «Эдвенчер Пресс»:

Если у издательства есть любовь к определённому жанру и оно не выпускает всё подряд, то найти свою аудиторию ему намного проще Источник

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

Уровень общественной мысли журнала «Новый мир»

«Новый мир» позиционирует себя не только как литературный журнал, но и как журнал «общественной мысли». Да, были  времена, когда это издание славилось высоким  уровнем общественной мысли и в публицистике, и в художественных текстах. А как же сегодня в «Новом мире» обсто...

Кандидаты в классики или?..

В последнюю  четверть века существенно изменилось «лицо» русской литературы, оно подурнело.  Отчасти это произошло под влиянием «постмодернизма», пришедшего к нам с Запада.  Многие наши литераторы в своём творчестве решили «догонять» Европу, хотя пик...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Закопать Жанетту

Алексей Цветков выложил в открытый доступ новую книгу стихов. Ну, так все сейчас делают, и небезуспешно: за день, как признался автор, разошелся стандартный тираж поэтического сборника, «бумажной публикацией такого эффекта не добиться». Дело в другом. Книга называется «вместо послесловия», и название надо понимать буквально: сборник мыслится как финальный. А вот это необычно.

Можно ли кусать Гитлера за нос?

27 апреля 1945 года офицер СС Максимилиан Ауэ укусил Гитлера за нос.

Интервью

Литературные мероприятия

Вторая издательская школа Франкфуртской книжной ярмарки и Музея современного искусства «Гараж»

Будут обсуждаться вопросы: как работает книжный дизайн и влияет ли дизайн на продажи книг — и если да, то как?

19 мая. Встреча из цикла «Как рождается слово: Встречи с переводчиками»

Гость — Вера Аркадьевна Мильчина, историк литературы, переводчик с французского, комментатор, ведущий научный сотрудник Института ...

«МАЯК»: фестиваль современной поэзии стартует в Санкт-Петерурге 19 мая

«Маяк»: крупнейший российский фестиваль современной поэзии. Участие примут поэты, музыканты, актеры — деятели актуального искусств...

Встречи с писателями

21-26 мая. Гузель Яхина в Москве

Гезель встретится с читателями в книжных магазинах и библиотеке

19 мая. Фред Адра

Автор цикла «Лис Улисс» Фред Адра едет в Москву.

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

«Словарь новейших иностранных слов», «Словарь поэтический иносказаний Пушкина», «Слитно? Раздельно? Через дефис?», «Этно...

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

Де-факто заведение прекратило работу еще год назад и оставалась только вывеска. Часть фондов была отправлена в Библиотеку иностранной...

Новости издательств

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

Приятная новость! «Просвещение» подало иск к «Вентана-граф»  (входит в группу «Эксмо-АСТ») в начале января 2018 года,...

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Сообщается, что издательство будет специализироваться на русской и переводной прозе, как современной, так и той, которая уже ...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Да, это мощный и современный во всех отношениях роман. Все ищут героя. А героя нет. Потому что он сейчас не главное (а может и никогда им не был). Потому что мышление героями – ложь по отношению к современному моменту (да и самообман к тому же), вчерашний ден...

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Эта книга вечное художество; и оно - не только о семье; сверхзадача этой книги гораздо шире. Книга - о жизни и смерти. Это почетные вечные темы; насущнее хлеба и насущнее неба (простите мне эту сверхклассическую рифму...) нет ничего на белом свете.

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

До знакомства с рукописью романа «Дорогая, я дома» мне вообще не приходилось слышать об её авторе Дмитрии Петровском (кстати, был такой поэт-футурист, его полный тёзка, но это к слову). Тем интереснее неожиданно находить в лонглисте такие жемчужины. Как вы уже...

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Назвать этот роман историческим не поворачивается язык. Перед нами метаистория – по Даниилу Андрееву – первичная плазма бытия, бесконечное сегодня, не позволяющее сознанию вырваться из текущего потока и возвыситься над ним, дабы обрести осмысление и ясность.

Детская литература

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

Минимальный балл по данному предмету, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. Экзаменационная работа по литературе состоит и...

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Малоизвестная сказка «Одолеем Бармалея!» представлена в фонде Президентской библиотеки.

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Сообщается, что цель издательства - создавать книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание и просто позволят проводить больше времени вместе с ребенком.&nbs...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял, не замечая,
Рядом два таджика что-то ели,
Черными еблищами качая
В такт колесам, едущим в туннеле.

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов