комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Франк Тилье: Детектив может быть серьезной литературой

Франк Тилье: Детектив может быть серьезной литературой 27.12.2018

Автор мировых бестселлеров «Комната мертвых» и «Лента Мебиуса» Франк Тилье рассказывает, как переквалифицировался из айтишника в писатели, откуда авторы детективов берут сюжеты, почему он так любит неожиданные развязки и женских персонажей и как это – быть детективным писателем во Франции.

Расскажите, как специалист по вычислительной технике стал писателем?

— Вы знаете, я с детства очень любил, когда меня пугают. Чувство страха было настолько притягательным, что я читал ужастики (например, Стивена Кинга) в огромном количестве. А еще я очень любил механику расследования — когда есть загадка, процесс разгадывания и ответ. Я очень много читал такого рода литературы и смотрел фильмы. Годам к 28 появилось желание не только читать и смотреть, но самому придумать историю и поделиться ею с другими.

Изначально это были две параллельные деятельности: я продолжал работать специалистом по информатике, а писал в свободное время — вечерами, в выходные, как получалось. В таком режиме написал четыре книги, а потом была пятая — «Комната мертвых», которая неожиданно прогремела и пошла так хорошо, что я сказал себе: «хватит разрываться между двумя стульями», и решил, что целиком посвящу себя литературе и созданию романов. С этого момента я перешел на полную ставку как писатель.

Ваша задача — напугать читателя или развлечь его?

— По определению жанра, цель любого детектива — развлечь, чуть-чуть напугать, вызвать внутреннюю дрожь. Дать читателю интересно провести время. Но помимо развлекательной составляющей, я ставлю задачу рассказать и поделиться моими взглядами на общество и его развитие, вообще на человечество. Для меня естественно делать это посредством расследования, потому что расследование подразумевает преступление. Преступление — это дисфункция, расстройство общества. Некий сбой в работе. Просто так на преступление никто не идет. Это либо личностное расстройство, либо социально обусловленный шаг.

Расследование для меня как инструмент и зеркало, которое помогает мне говорить об обществе и о человеке.

Поэтому важно, чтобы персонаж был представителем определенного социального слоя?

— Я очень тщательно, со всей серьезностью отношусь к выбору и «лепке» персонажей. Конечно, я ищу пусть не прототип, но, по крайней мере, серьезно изучаю жизнь тех людей, к которым относится мой персонаж. Например, часто и плотно общаюсь с полицией, потому что они наиболее точно отражают если не жизнь всего общества, то хотя бы людей «на дне». Полиция с ними сталкивается ежедневно. И взгляд на общество у полицейских не сквозь розовые очки, а довольно чернушный. Триллер — это когда по определению где-то сбой, что-то не так, он апеллирует не к лучшим проявлениям человеческой натуры, и в этом смысле полицейские — референтная группа. 

А сюжеты вы берете тоже оттуда, из полицейской среды?

— Это самый тягостный аспект моей работы. Откуда брать сюжеты? А вот непонятно откуда. Любой писатель похож на губку, которая постоянно впитывает все, что ее окружает, и на все смотрит под одним углом: «А это может послужить основой для истории? А из этого я могу сделать интересный сюжет?» Воспринимаешь все как потенциальную историю. Иногда ты смотришь, как человек переходит улицу, и замечаешь какую-то особенность, говоришь себе: «За этим что-то стоит». Иногда это громкое преступление, уголовное дело, политическая афера. Затрудняюсь дать рецепт, потому что не представляю, откуда берутся сюжеты — это постоянная внутренняя работа.

Во время визита в Москву я побывал в музее Космонавтики (это личный интерес, не сюжет для нового романа). И там есть среди экспонатов капсула. Ты можешь заглянуть внутрь, а там манекен, изображающий космонавта. Вот я себе говорю: ага, а если представить, что засовываю я голову, а там вместо космонавта — труп. Интересно, какую историю из этого можно сделать?

Как вы пишете? Расскажите о процессе.

— Я пишу в среднем книгу в год. Работа состоит из трех фаз. Первая, о которой я говорил, самая сложная — создаю сюжет, концепцию и персонажей. Вторая фаза — разработка сюжета и персонажей; фаза изучения, исследования, консультаций, встреч, чтения специальной литературы. В общем, создание фундамента истории. Первые две фазы длятся где-то полгода. Оставшиеся полгода я уже сажусь писать, но не запойно — я не закрываюсь на все это время от мира.

Поскольку произведения большие, то строю систему ежедневных кирпичиков — каждый день пишу, сколько получится, но вечером становлюсь нормальным человеком и иду к детям и жене, в семью. Веду нормальный образ жизни и не изолирую себя от общества.

Как создаются неожиданные развязки в детективах?

— Я фанат неожиданных развязок, но она должна быть очень хорошо подготовлена. У читателя с самого начала должны быть все данные — здесь лучше не жульничать. Финал должен логически вытекать из всего, что происходило в романе, и при этом быть абсолютно неожиданным.

В идеале, дочитав последнюю страницу, читатель должен сказать: «Черт, как же я мог сам это пропустить?» И захотеть перечитать книгу. Чем сильнее финал детектива, тем сильнее сам роман. Посмотрите произведения Агаты Кристи, она держит читателя в мощнейшем напряжении. Он голову себе ломает: «Что же она в конце приготовила?». Принцип тот же — чем неожиданнее логичный финал, тем мощнее сам роман.

Почему людям так интересно читать об убийствах и насилии?

— Современное общество очень регламентировано, и такова реакция. Есть литература, которая уделяет особое внимание теневым, мрачным, черным сторонам личности, позволяет заглянуть туда, куда ты не можешь заглянуть в реальной жизни. Это как бы трансгрессия, перенос.

В любом из нас скрыта склонность к вуайеризму: не могу сделать, так хоть подсмотрю. С одной стороны, это выплеск через воображение того, что мы категорически не можем себе позволить в реальной жизни, и даже не можем позволить себе осознать, что нам бы этого хотелось. А с другой стороны — это перекладывание ответственности с себя на того, кто весь этот кошмар придумал.

Преступник получает наказание за свои деяния, но это все равно насилие, порождающее насилие. Бесконечный круг.

— Это законы жанра. Детективный роман, сколько существует, всегда описывает жестокость, отрицательные стороны того, как функционирует общество и отдельный человек в нем. Посмотрите американские романы двадцатых-тридцатых годов, например, Хэммета. Для нас это уже немножко карикатурная форма — гангстеры, проститутки и прочее. Сейчас форма другая, но специфика жанра все та же. Детектив не создает открытки в розовых тонах, не демонстрирует, как у нас все прекрасно. Это специфика жанра. Другой вопрос: порождает ли это жестокость? На мой взгляд, нет, потому что наша задача — показать. Диагностировать, вскрыть нарыв или поставить диагноз, что уже полдела, как известно. Мы не порождаем, мы выставляем напоказ. В этом социальная роль триллера.

Делят ли во Франции литературу на большую и жанровую? Как относятся к детективам?

— По-французски различие звучит еще более отчетливо — белая и черная литература. Это разделение сейчас еще существует, но вот слово «еще» означает, что граница становится все более размытой. Возможно, благодаря огромному успеху некоторых бестселлеров — например, трилогии Стига Ларссона «Миллениум». Люди убедились, что детектив может быть серьезной литературой, открывающей новые грани. 

Как во Франции литературная критика принимает детективы?

— Во Франции литературная критика несет очень положительный заряд. Я объясняю это так: вопросам культуры и литературы отводится не так много места в прессе, поэтому никто не будет тратить это небольшое пространство, чтобы сказать «какую гадость я вчера прочитал», или «какой серенький роман мне вчера попался». Если книга привлекает внимание критика, то этот роман должен быть серьезным — описывать социально важные темы, проблемы, сюжеты. Если это просто развлекательный роман, то критик о нем не будет рассказывать — нет предмета для разговора. Развлекательный и развлекательный. Сам факт, что автор или книга были замечены критикой — это уже отлично, потому что про средненький, проходной роман критик не стал бы писать. У него огромный выбор — книг много, а критиков и места мало.

Есть ли в ваших книгах какие-то культурные коды, которые считать может только француз?

– Ответ на этот вопрос можно разделить на две части. Успех моих романов частично объясняется тем, что они написаны по схеме классического триллера, но целиком на французской почве. Я пишу не обязательно о Париже, но о провинции — среднем французском городе. Это облегчает людям восприятие — в книге они узнают себя, своего соседа: в этом сюжете мог бы быть задействован я, такое могло бы произойти у нас… 

Второй момент. Сюжет любого детектива универсален, потому что он сводятся к эмоциям и ситуациям. В остросюжетном романе главную роль всегда играют инстинкты, жестокость, темная сторона человеческой натуры. В этом смысле, будь то французский детектив или американский — мы все равно придем к универсальным человеческим качествам и социальным структурам, которые понятны читателю любой национальности. Поэтому детектив одной страны легко читается в любой другой. А вот особая французская атмосфера — запахи, вкус блюда, пейзаж за окном, одежда — все эти детали, они как раз разные. В этом и заключается национальная специфика. А эмоции и ситуации универсальны.

Зло заложено в человека от природы или оно приобретается в силу обстоятельств?

Тема, которая неисчерпаема, и вопрос, на который постоянно ищет ответы любой автор детективов.

В основном пищу для такого рода размышлений дают серийные убийцы. Если вы заметили — особенно в ранних романах — я возвращался к теме серийных убийц, потому что в них есть нечто, не поддающееся объяснению. Человек все же общественный продукт, так почему он начинает раз за разом убивать себе подобных? Что это? Генетика? Вроде нет. Несчастное детство? Но мы знаем серийных убийц, у которых было совершенно нормальное безоблачное детство. Стечение обстоятельств? Или социальное устройство? Или что? Что такое природа зла? Во всех ли она заложена? Как это функционирует? Любой детективный автор не только постоянно размышляет об этом, но и вынужден в каждом конкретном случае находить новый ответ на этот вопрос. 

Насколько сложно автору-мужчине писать от лица женских персонажей?

Почему вам кажется, что воплотиться в женщину для меня должно быть труднее, чем в полицейского, убийцу или жертву? Я очень люблю женские персонажи, гораздо больше, чем серийных убийц, потому что с женщинами сталкиваюсь чаще. И лучше их знаю. Я автор, поэтому так или иначе влезаю в шкуру всех своих героев. 

Мои женские персонажи существуют в мужском мире, что крайне затрудняет им жизнь и работу. Но мне нравится показывать, насколько они сильные личности. 

Какую самую неожиданную реакцию вы получали от читателей? Писал ли вам когда-нибудь, например, мясник, что нельзя так расчленить тело, как описано в вашей книге?

— Мясники не писали, но несколько раз читатели совершенно искренне жаловались, мол, жуть какая, прочел я вашу сцену и всю ночь кошмары мучали. На что я отвечаю: «Спасибо большое, это и было целью книги, потому что пока я ее не написал, кошмары мучали меня». 

Источник: azbooka.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Юрий Поляков, писатель:

К несчастью, литературный процесс находится под контролем Роспечати. Ею руководят люди уважаемые, но не скрывающие, что они либералы образца 1991 года, снисходительно относящиеся к традиционному направлению, а к патриотическому - с серьёзным предубеждением. Источник

Татьяна Толстая, писательница:

Головой вертишь, никак не поймешь, где что, спрашиваешь вроде приличного дядечку, а он чрезвычайно любезно отправляет тебя ровно в противоположную сторону. По мелочевке, но нагадить. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Сергей Оробий: «Пушкин и Белкин»

В гостиной сидели двое: хозяин дома — смуглый, кучерявый тип с насмешливо-надменным лицом, и его гость — суетливый низенький господин в поношенном сюртуке.
— Помилуйте, Александр Сергеевич, — прижимая пухлые руки к груди, говорил господин в сюртуке. — Я продал вам пять блестящих сюжетов и достоверно знаю, что вы уже готовы их напечатать в дорогом столичном...

«18 минут до сверхновой» Федора Яшина

Закулисное помещение.
Агент Звезды, закинув ногу на ногу, развалилась в углу дивана и что-то говорит про очередной успех Звезды. Сам Звезда медленно, с ленцой прохаживается из угла в угол. Налево-направо. От дивана к окну. И обратно. Несмотря на оптимистический и бодрый настрой Агента, сам Звезда выглядит несколько помятым и усталым. Этот концерт сильно...

Литература в картинках

В чем счастье, брат/сестра? Посмотреть полный размер

В чем счастье, брат/сестра?

Есть книги оказывающие позитивное влияние на Сердце ;) Источник lifehacker.ru
Акция! Реклама по Вашей цене!

Любопытное из мира литературы

Чем полезно чтение

Чем полезно чтение

Крупнейшее издательство в РФ рассказывает прописные банальности. Но, вдруг кто не знает ;)

Почему Россия вылетела из клуба «научно-фантастических держав» и зачем туда стремится Китай

Почему Россия вылетела из клуба «научно-фантастических держав» и зачем туда стремится Китай

Расцвет научной фантастики пришелся на ХХ век, и вклад русских и советских писателей в это явление был очень весом. Популярность жанра в стране базировалась на мощной основе — научно-техническом прогрессе, освоении космоса, ш...

Правда ли, что тема носа была больной для Гоголя?

Правда ли, что тема носа была больной для Гоголя?

В мае 1839 года Гоголь сделал запись в альбоме Елизаветы Чертковой. Запись эта настолько выразительна, что её не обошёл вниманием ни один носолог от Виктора Виноградова до Владимира Набокова:

Поэты рассказывают, как они пишут свои стихи

Поэты рассказывают, как они пишут свои стихи

Процесс создания стихов часто кажется чем-то средним между магией и случайностью — на самом же деле все гораздо интереснее. «Афиша Daily» продолжает расспрашивать современных поэтов о том, как, где и зачем они пишут стихи.

Литература в цифрах

5 лет

Срок по истечении которого, по планам господина Новикова, «Эксмо-АСТ» должно войти топ-10 европейских издательств. Источник

4032

Такое количество страниц в полном собрании сочинений Агаты Кристи о мисс Марпл. Издание занимает второе место среди самых объемных книг. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

Более 30 бесплатных литературных экскурсий пройдут в Москве в июне

В рамках экскурсий желающие смогут познакомиться с жизнью и творчеством Льва Толстого, Сергея Есенина, Михаила Булгакова...

2 июня на Красной площади будут объявлены имена лучших русскоязычных юных чтецов мира

2 июня в 10.30 на главной сцене фестиваля «Красная площадь» пройдет суперфинал Международного конкурса юных чтецов «Жива...

Встречи с писателями

5 июня. Роман Сенчин и Евгения Некрасова

Прозаики Роман Сенчин и Евгения Некрасова поговорят о современности в литературе.

В Москву приезжает писатель Алексей Иванов

С 31 мая по 2 июня писатель, сценарист и культуролог Алексей Иванов, примет участие в нескольких мероприятиях.

7 июня. Сергей Лукьяненко

Сергей Лукьяненко представит новую книгу «Порог».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Поздравляем Библиотекарей с профессиональным праздником! ;)

Поздравляем Библиотекарей с профессиональным праздником! ;)

27 мая 1995 года в России был подписан указ «Об установлении общероссийского дня библиотек». Выбранная для&nbs...

Летняя читальня Библиотеки им. Н.А. Некрасова уже работает в Саду Баумана

Летняя читальня Библиотеки им. Н.А. Некрасова уже работает в Саду Баумана

В читальне можно получить читательский билет. Брать на дом книги с полок и заказывать книги из фонда библиоте...

С 23-27 мая во всех библиотеках Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные Общероссийскому дню библиотек

С 23-27 мая во всех библиотеках Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные Общероссийскому дню библиотек

В эти дни взрослым посетителям представится уникальная возможность освоить азы профессии библиотекаря и соверш...

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров (МЦД) в этом году присоединится к акции «Библионочь...

Новости издательств

Издательский Дом Мещерякова с 1 по 6 июня примет участие в книжном фестивале

Издательский Дом Мещерякова с 1 по 6 июня примет участие в книжном фестивале

Фестиваль «Красная площадь» приурочен ко дню рождения А.С.Пушкина и Дню русского языка.

Издательство «Розовый Жираф»: Мы участвуем в трех книжных ярмарках в трех разных городах: в Москве, в Питере и в Перми

Издательство «Розовый Жираф»: Мы участвуем в трех книжных ярмарках в трех разных городах: в Москве, в Питере и в Перми

Издательство приглашает на свои стенды, чтобы обсудить книги, рассказать про издательские планы и пр...

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На...

Роспечать: Вниманию заявителей - издателей произведений детско-юношеской литературы и периодики

Роспечать: Вниманию заявителей - издателей произведений детско-юношеской литературы и периодики

Обращение Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям к издателям ...

Видео

Новости книжных магазинов

Лучшая художественная проза мая

Лучшая художественная проза мая

По версии Литрес, сервиса электронных книг №1 в России.

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Конец всех сказок» автор Lexеич

Деда разбудили странные звуки, доносившиеся откуда-то со двора. Кряхтя и морщась, он сполз с топчана, сунул ноги в галоши с обрезанными задниками и поковылял к выходу.

Скребущие звуки доносились из открытой двери амбара. Дед, пригнувшись, вошёл туда. Ему открылся вид на монументальный зад бабки, обтянутый застиранной ситцевой...

далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

Детская литература

Спасти детские издания можно, если ввести систему подписного сертификата

Спасти детские издания можно, если ввести систему подписного сертификата

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблемам детских и юношеских изданий. Их остается в стране все меньше и меньше, они испытывают серьезные экономические трудности, эффективной поддержки со стороны государства практически н...

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

Трансляция финала начнется в 20:00. Посмотреть его смогут все желающие.

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

7 апреля участники конкурса юных чтецов «Живая классика» соревновались за возможность отправиться в мае в знаменитый лагерь Артек. Из 15 выступающих, которые были отобраны на предварительно прошедших школьных и районных этапах конкурса, по...

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

Мероприятие намечено на сентябрь 2021 года. Утверждают, что это будет первая полноценная ярмарка детской литературы и это будет отдельная ярмарка, «не привязанная» по времени к «взрослой» ММКВЯ.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина