комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Евгений Водолазкин о том можно ли заработать на литературе, предлагают ли деньги за «продакт плейсмент» и кое-чём другом

Евгений Водолазкин о том можно ли заработать на литературе, предлагают ли деньги за «продакт плейсмент» и кое-чём другом 04.12.2017

- Ваш «Лавр» выходит в проекте «Живые страницы» как мультимедиакнига – это новое слово в книжной индустрии или заигрывание с современным читателем, который уже не в состоянии воспринимать большие тексты?

– Это попытка идти в ногу со временем. Звучит пафосно, но, тем не менее, каждое время имеет свои особенности. Приятнее, конечно, скрипеть пером по бумаге, но, если записывать таким образом что-то на людях, они, наверное, вызовут бригаду с Пряжки.

- Что вам как автору пришлось делать при работе над приложением?

– Мне – почти ничего. Там очень хорошая команда, этим занимается замечательная Фекла Толстая. Мне давали на просмотр подготовленные по «Лавру» материалы. Я знал, что роман превратится в интерактивную историю. Меня это воодушевило, хотя я человек довольно консервативный.

- А не возникнет ли у читателя ложного ощущения знакомства с текстом: он полистал приложение, побродил по карте, полистал истории персонажей. И роман целиком вроде бы уже не обязательно читать.

– Это подготовка человека к чтению большого текста. Как электронные версии книг — подготовка к знакомству с бумажными. Несколько человек мне на днях рассказали, что сначала скачали пиратские копии «Лавра», а прочитав, поняли, что эту книгу надо купить на бумаге. А не скачали бы — и не поняли. Вообще же моя давняя мечта — чтобы книги были доступны.

- Кстати, вы как автор будете иметь отчисления с «Живых страниц»?

Другие интервью Евгения Водолазкина

– Нет, ни копейки. Мои тексты висят на 50 пиратских сайтах. Как путь распространения – это меня не радует. Но не очень и печалит. Потому что те, кто не может купить книгу, прочтут ее бесплатно. Не то чтобы финансовые вопросы меня не волновали. Писатели не зарабатывают много, если они не пишут триллеры, лавбургеры или фэнтези. Если бы это зависело от меня, то я бы вообще сделал сайт, на котором можно было бы читать книги, не скачивая текст. Потому что в России книги очень дорогие. Население бедное. В Москве «Лавр» стоит 730 рублей. Это очень дорого. Причем, виновато в этом не издательство, а общее положение вещей. Издательские отпускные цены невысоки. Большие накрутки делают оптовики и сети розничной торговли. Недавно меня спрашивали, какой закон я бы издал. Я считаю, что нужен закон, который приравнял бы книги к предметам первой необходимости. Чтобы книжным магазинам немного снизили арендную плату. Магазины ведь так дорого продают книги в том числе потому, что им надо много платить за аренду.

- Превращение книги в мобильное приложение не делает серьезную литературу несерьезной?

– Мне страшно смотреть, когда человек сидит в метро и начинает на телефоне играть во что-то. А ему лет тридцать. Пусть он лучше откроет какой-то текст. Но не играет. Если «Живые страницы» заменят игру или стрелялку — это уже большая победа. Если Бог дает времени меняться, надо это учитывать и меняться вместе с миром в несущественном.

- После выхода романа «Лавр» вы стали литературной звездой. В финансовом плане как изменилась ваша жизнь?

– Она изменилась – в некотором смысле. Я получаю роялти за «Лавра» и «Авиатора», они хорошо продаются. Но это не те суммы, которые могли бы считаться переходом к роскоши. Зарплата доктора наук — 25-30 тысяч. Плюс гранты, которые иногда удается получить. Появившийся дополнительный источник заработка имеет для меня большое значение. На один роман уходит три-четыре года. Я не могу сказать, что литература — это стабильный источник заработка. Но когда «Лавр» и «Авиатор» стали популярны, жить стало немного легче.

- Понимаю, что не с такой линейкой надо подходить к большим книгам, но все же: сколько вы заработали «Лавром»?

– Можно было бы и съездить в отпуск, и купить новую машину одновременно. Но это деньги, которые появляются раз в несколько лет. Это не астрономические суммы, но достаточные для нормальной жизни: чтобы путешествовать дважды в год, не выбирать между сыром и колбасой и нормально одеваться. Но это предел. Совокупный тираж Лавра — более 130 тысяч экземпляров. Для так называемой серьезной литературы это много.

Я интересовался этими вещами. В большинстве стран, не только в России, писатели — люди небогатые. За редкими исключениями вроде Джоан Роулинг. Но из так называемых серьезных авторов богатых очень немного. Например, Гюнтер Грасс. Немцы мне рассказывали, что для того, чтобы нормально жить на доходы от писательства, надо иметь тираж книг от 100 тысяч экземпляров. Но в большинстве стран писатели обычно где-то работают. Во всей Германии только писательством живут от силы человек 5-10.

Я знаю, как написать вещь, которая бы очень хорошо продавалась и принесла бы хорошие деньги. Но я бы не стал ее писать, по крайней мере в моем возрасте. Лет в 25-30 я мог бы поддаться искушению. А когда пределы жизни видны — а после 50 они видны, — думаешь, что уже не на ярмарку едешь, а с ярмарки. И ты понимаешь, что деньги — это наименьшая награда из всех, что ты можешь получить в этом возрасте. Для меня важно, как меня запомнят, важно, чтобы книги мои помогали. Книги — это мои записочки Богу.

- А история про авиакомпанию, которая интересовалась, как бы поучаствовать в романе «Авиатор», — это шутка?

– Нет, не шутка.

- Реально возможен продакт-плейсмент в литературе?

– Мне рассказывали в издательстве, что во время моей работы над «Авиатором» позвонили из одной крупной авиакомпании и поинтересовались, что это за роман и можно ли как-то поспособствовать его раскрутке, обозначить причастность к нему авиакомпании. Но когда они узнали, что шасси не выходит, то исчезли. Мои друзья шутили: зачем я пропустил момент, надо было намекнуть, что шасси может и выйти. Или не выйти — но я укажу авиакомпанию, самолетом которой герои летели.

На самом деле все эти шутки — только шутки. Текст можно экранизировать, можно обсуждать гонорар. Но чтобы кто-то мне заказывал, что должно быть в моей книге, — этого я представить не могу.

- Шасси — все-таки важный для сюжета момент. А если бы герои просто пили кофе определенной марки?

– Это мелочь, но она многое разрушает. Я не хочу строить из себя непреклонного. Я знаю, некоторые писатели за деньги предлагают даже дать имена.

- Назвать главного персонажа именем гендиректора фирмы?

– Что-то в этом роде. Но это касается массовой литературы. К чести цеха литературы серьезной, в ней этого почти нет.

- Кто три лучших российских писателя из ныне живущих?

- Саша Соколов, Фазиль Искандер и Владимир Маканин. Искандер и Маканин, правда, умерли, но так недавно, что еще как бы живы. К мысли об их смерти еще надо привыкнуть.

- А Пелевин — это литература или концентрированный масс-культ?

– Я бы не давал оценку его творчеству в целом. Я люблю его ранние вещи. Более поздние мне менее близки.

- В «Лавре» есть эпизод, когда юродивые делят территорию Пскова. Их много, у каждого свои «методы». А кто современные юродивые?

– Юродивые — всегда большая редкость. Сейчас есть элементы юродства в поведении разных людей. Но не надо путать юродство с перформансом. Юродство – это духовный феномен.

- Могут ли современными юродивыми считаться участники рэп-баттлов? Они задорно оскорбляют окружающих и, на взгляд обывателя, совершенно отвратительны.

– Я знаю о существовании рэп-баттлов, но никогда их не слышал. Я отношусь к этому явлению осторожно. Но я человек открытый – надо послушать. Юродивые как раз ругали окружающих. Но они "буйствовали", как говорится в древнерусских текстах, чтобы скрыть свое благочестие. Делали это, "бежа славы от человек". А те люди, которые участвуют в рэп-баттлах, насколько я могу судить, вовсе не бегут "славы от человек", а как раз таки наоборот.

- По какому критерию вы отсекаете лишнюю для себя информацию?

– Нельзя сказать, чтобы я постоянно находился в поисках информации. Как поет Гребенщиков, "плохие новости скачут как блохи, а хорошие и так ясны". Мне кажется, нужная информация достигает человека сама. Так же, как зачастую сами приходят нужные книги. Кроме того, каждый имеет свою оптику, позволяющую вылавливать из бурного потока то, что ему в данный момент необходимо. Одному – лосося, другому – бревно, а третьему – так, допустим, сложились обстоятельства, – калошу. Надо только помнить, что всё выловить невозможно.

Текст: Венера Галеева

Источник: evgenyvodolazkin.ru


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

«Звёздочка» Владимир Пимонов

На первый взгляд, она эгоистка, собственница. "Моя ложка" (с чуднЫм углублением. вилку категорически отрицает), "мой нож" (самый маленький, с заостренным носиком - им удобно картошку чистить), "моя кружка" (синего цвета, пластиковая, ручка отломана), "моя миска" (небольшая, с темно-зеленым стандартным узором)....

читать далее...

«Двое в одном» Антон Чехов

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, - и я потерял!
Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете... Несмотря на позднее...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Правительство собирается нас ебать, но мы от этого будем крепчать ;)

Правительство собирается нас ебать, но мы от этого будем крепчать ;)

Правительство России может увеличить НДС на книги с 10% до 18%. Утверждают, что премьер-министр Дмитрий Медведев говорил об этом на совещании с тремя российскими министерствами.

Президент издательства «Просвещение» Владимир Узун: Бумажные книги будут существовать еще долго

Президент издательства «Просвещение» Владимир Узун: Бумажные книги будут существовать еще долго

Электронные учебники в ближайшем будущем не вытеснят бумажные, эти форматы будут еще долго вместе существовать, так как решают разные задачи, считает президент.

Как устроен книжный рынок России

Как устроен книжный рынок России

Сложившийся книжный рынок России можно оценить в 60 млрд рублей без учета учебников. Учебники сознательно не включают в выборку, так как этот сегмент нельзя назвать рыночным на 100%. Указанная сумма – это все деньги всего книжного рынка России от производителей бумаги и типографий до авторов, издателей и книжных магазинов. В валютном ...

История муми-троллей

История муми-троллей

Как возникло слово «муми-тролль», откуда взялись Тофсла и Вифсла, в каком порядке нужно читать книги Туве Янссон и другие важные вопросы.

Иэн Макьюэн помог сыну написать эссе по своему роману и тот получил «тройку»

Иэн Макьюэн помог сыну написать эссе по своему роману и тот получил «тройку»

«Я рассказал ему основы и указал, на что следует обратить внимание. Я не вычитывал его эссе, но, как оказалось, его учитель категорически отверг все его мысли», — поведал Макьюэн.

Литература в цифрах

5 лет

Срок по истечении которого, по планам господина Новикова, «Эксмо-АСТ» должно войти топ-10 европейских издательств. Источник

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

Прямая речь

Юрий Буйда, писатель:

Литература – занятие адское. Можно ли к нему относиться спустя рукава? Можно. Источник

Елена Соковенина, главный редактор издательства «Эдвенчер Пресс»:

Если у издательства есть любовь к определённому жанру и оно не выпускает всё подряд, то найти свою аудиторию ему намного проще Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

Уровень общественной мысли журнала «Новый мир»

«Новый мир» позиционирует себя не только как литературный журнал, но и как журнал «общественной мысли». Да, были  времена, когда это издание славилось высоким  уровнем общественной мысли и в публицистике, и в художественных текстах. А как же сегодня в «Новом мире» обсто...

Кандидаты в классики или?..

В последнюю  четверть века существенно изменилось «лицо» русской литературы, оно подурнело.  Отчасти это произошло под влиянием «постмодернизма», пришедшего к нам с Запада.  Многие наши литераторы в своём творчестве решили «догонять» Европу, хотя пик...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Бедные люди с топорами

В конце мая уместно вспомнить самую громкую пиар-акцию русской литературы под кодовым названием «Новый Гоголь явился!». Обстоятельства одних «фантастических суток» 1845 года хорошо известны: Достоевский прочитал Григоровичу роман, слушатель был «восхищен донельзя», тем же вечером...

Закопать Жанетту

Алексей Цветков выложил в открытый доступ новую книгу стихов. Ну, так все сейчас делают, и небезуспешно: за день, как признался автор, разошелся стандартный тираж поэтического сборника, «бумажной публикацией такого эффекта не добиться». Дело в другом. Книга называется «вместо пос...

Интервью

Литературные мероприятия

23 и 27 мая 2018 года в лектории павильона «Рабочий и колхозница» пройдут лекции цикла «125 лет с Маяковским»

Лекции посвящены судьбе, мифам, творчеству и типологии произведений прославленного поэта.   

Вторая издательская школа Франкфуртской книжной ярмарки и Музея современного искусства «Гараж»

Будут обсуждаться вопросы: как работает книжный дизайн и влияет ли дизайн на продажи книг — и если да, то как?

19 мая. Встреча из цикла «Как рождается слово: Встречи с переводчиками»

Гость — Вера Аркадьевна Мильчина, историк литературы, переводчик с французского, комментатор, ведущий научный сотрудник Института ...

Встречи с писателями

28 мая. Андрей Геласимов и Алексей Варламов

Встреча в рамках лектория «Fabula rasa». Тема: литературные премии – двигатель издательского процесса?

21-26 мая. Гузель Яхина в Москве

Гезель встретится с читателями в книжных магазинах и библиотеке

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

«Словарь новейших иностранных слов», «Словарь поэтический иносказаний Пушкина», «Слитно? Раздельно? Через дефис?», «Этно...

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

Де-факто заведение прекратило работу еще год назад и оставалась только вывеска. Часть фондов была отправлена в Библиотеку иностранной...

Новости издательств

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

Приятная новость! «Просвещение» подало иск к «Вентана-граф»  (входит в группу «Эксмо-АСТ») в начале января 2018 года,...

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Сообщается, что издательство будет специализироваться на русской и переводной прозе, как современной, так и той, которая уже ...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Да, это мощный и современный во всех отношениях роман. Все ищут героя. А героя нет. Потому что он сейчас не главное (а может и никогда им не был). Потому что мышление героями – ложь по отношению к современному моменту (да и самообман к тому же), вчерашний ден...

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Эта книга вечное художество; и оно - не только о семье; сверхзадача этой книги гораздо шире. Книга - о жизни и смерти. Это почетные вечные темы; насущнее хлеба и насущнее неба (простите мне эту сверхклассическую рифму...) нет ничего на белом свете.

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

До знакомства с рукописью романа «Дорогая, я дома» мне вообще не приходилось слышать об её авторе Дмитрии Петровском (кстати, был такой поэт-футурист, его полный тёзка, но это к слову). Тем интереснее неожиданно находить в лонглисте такие жемчужины. Как вы уже...

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Назвать этот роман историческим не поворачивается язык. Перед нами метаистория – по Даниилу Андрееву – первичная плазма бытия, бесконечное сегодня, не позволяющее сознанию вырваться из текущего потока и возвыситься над ним, дабы обрести осмысление и ясность.

Детская литература

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

Минимальный балл по данному предмету, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. Экзаменационная работа по литературе состоит и...

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Малоизвестная сказка «Одолеем Бармалея!» представлена в фонде Президентской библиотеки.

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Сообщается, что цель издательства - создавать книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание и просто позволят проводить больше времени вместе с ребенком.&nbs...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял, не замечая,
Рядом два таджика что-то ели,
Черными еблищами качая
В такт колесам, едущим в туннеле.

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов