комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Евгений Водолазкин о своем новом романе и том, как обычный человек может повлиять на историю

Евгений Водолазкин о своем новом романе и том, как обычный человек может повлиять на историю 30.01.2019

Писатель Евгений Водолазкин, автор «Лавра» и «Авиатора», выпустил роман «Брисбен» – историю музыканта, вынужденного из-за болезни прервать головокружительную карьеру и искать новый смысл жизни. О том, почему в книге упоминается майдан и движение Femen, стоит ли выходить на баррикады и при чем тут эффект саранчи, Евгений Водолазкин рассказал журналу «Профиль».

– В новом романе вы вплотную приблизились к современности и упоминаете, хоть и очень скупо, некоторые социальные реалии – майдан, движение Femen. Отчего именно эти? Почему майдан, а не, условно, белоленточное движение?

– Тут все просто. Было бы странно, если бы я своих героев поместил в колбу и от всего изолировал, хотя с меня сталось бы. Все-таки мир за окном существует, и что-то должно отражаться в жизни персонажа. Место белоленточного движения у меня занял путч. В том смысле, что русское землетрясение в книге – это 1991 год. А майдан я взял потому, что мой герой – человек, растущий сразу из двух культур, русской и украинской, и такого события, как майдан, он не мог не заметить, даже если бы закрыл глаза и заткнул уши.

А что касается Femen, то мне нужна была такая героиня. Во‑первых, радикально настроенная. А во‑вторых… Знаете, девушка, готовая обнажиться в знак протеста или по другому поводу, вызывает некоторое волнение у любого мужчины, независимо от его политических воззрений. Поэтому мой персонаж сразу на нее повелся. Он не близок к движению Femen, но, когда девушка, скажем так, продемонстрировала свое право участвовать в движении, это его сильно завело.

– В молодости Глеб Яновский – главный герой романа – принимает участие в событиях 1991 года, а в зрелом возрасте ему даже в голову не приходит выйти на баррикады. Это бессмысленно, на ваш взгляд? Как вы вообще относитесь к гражданской активности?

Другие интервью Евгения Водолазкина

– Смотря как она проявляется. Если человек персонально выступает за определенную идею, это нормально. Я не против даже того, что в процессе происходит какое-то объединение голосов и усилий, но голосов отдельных личностей. Понимаете, это не должно превращаться в хор – каждый голос должен быть слышен отдельно. Но есть другой тип общественной деятельности, которая для меня абсолютно неприемлема, – когда ты становишься частью массы. Когда ты теряешь персональное качество и живешь по законам толпы, а они совершенно особые. И человек в толпе ведет себя не так, как он ведет себя в естественном состоянии. Сергей Аверинцев однажды сказал, передаю по памяти, что очень опасно петь хором даже хорошие слова, потому что слова могут измениться, а привычка петь хором останется. Когда делали переворот 1917 года, исходили из идеи улучшения: все соединились в единую массу, сели в один поезд и отправились в поисках счастья. Конечным пунктом оказался 1937 год. И соскочить с этого поезда было уже невозможно.

Есть такой эффект, который я называю эффектом саранчи. Вы знаете, это стайные насекомые: они садятся на поле, за несколько часов превращают его в пустыню, наедаются и летят дальше. Но если вожак перегрелся на солнце и чего-то не заметил, они летят в море, причем их плотность так высока, что никто не может повернуть и покинуть свою стаю. Они летят, пока хватает сил, а потом вся стая гибнет в море. Вот это модель общественной деятельности, которую я не приемлю. Поэтому, резюмируя, скажу так: влияйте на историю, но не соединяйтесь ни с кем. Вопреки заветам Карла Маркса строители истории – разъединяйтесь!

– А что касается взаимопомощи? Если мы, например, не замечаем плохие новости, жить гораздо спокойнее, но сами новости от этого лучше не становятся. Нужно ли, на ваш взгляд, следить за повесткой дня и как-то на нее откликаться?

– Человеку не нужно знать все, что происходит. Раньше, когда не было средств массовой информации, неприятные вещи доходили до него в тех пропорциях, в которых они рассыпаны в повседневности. Убили на соседней улице человека – это известно. А в соседнем городе – это уже неизвестно. Поэтому жизнь не казалась такой безрадостной, какой она порой кажется сейчас, когда концентрация событий, собранных со всего мира, невероятна. Это неестественная концентрация. События спрессованы, как спрессовывают мусор, когда его вывозят, и эти тюки с мусором валятся на головы несчастных телезрителей. Знать о проблемах и бедствиях нужно тогда, когда они происходят в поле твоего зрения. Зная ситуацию с конкретными людьми, которым нужна помощь, ты им помогаешь. А все знать не нужно и не полезно.

– Когда герой вашего романа заболевает, ему приходится прервать карьеру, но в остальном, по большому счету, болезнь не катастрофически ему досаждает. Но если бы история продолжилась до того момента, когда персонажу уже совершенно отказывает его тело, в чем бы он тогда мог находить утешение и радость?

– Я много думал об этом. Мой ответ в тех строках, где умирающий дед говорит Глебу, что жизнь проходима и в обратном направлении. Можно проживать в режиме замедленного воспроизведения то, что уже пережито, но как бы небрежно и быстро. И смаковать каждый фрагмент жизни. Человек столько всего видит и столько всего переживает, что ему хватит еще на десять жизней, чтобы это вспоминать. Лучшего я, кажется, не могу предложить.

– Вы поделились с Глебом Яновским многими событиями из собственной биографии. А по внутренним качествам насколько отождествляете его с собой?

– Мы очень разные. Я к нему хорошо отношусь, потому что люблю почти всех своих героев. Без любви не получится описать, любовь – это внимание, а я очень внимательно отношусь к своим персонажам. Но, несмотря на внешнее биографическое сходство, не стоит думать, что я – это мой герой. Он в моей куртке ходит, условно говоря, и в моих джинсах, но делает что хочет. И часто поступает совсем не так, как поступал бы я. Я хотел показать утомленного славой человека, который с томным видом принимает чужую визитку, не очень замечая собеседника. Мне нужен был контраст прошлого героя и того настоящего, которое наступает. Сам я как раз стараюсь поступать совершенно иначе. Часто внешнее сходство только подчеркивает внутренние различия.

– Недавно вы вошли в Совет при президенте РФ по культуре и искусству. Как вы себя там видите?

– Я, естественно, не был инициатором этого приглашения. Потому что я все-таки тот кот, который гуляет сам по себе. Но подумал, что смогу принимать участие в совете, не теряя своей самостийности. Совет – это то место, где дают советы, это консультативный орган. Если кому-то нужны мои советы, я готов их дать в том случае, когда сам понимаю, что делать. Но это общие соображения, которые меня убедили принять приглашение, а есть и частные.

Например, должен быть принят закон о культуре. Я не переоцениваю значение законов в русской жизни, но этот чрезвычайно важен для нас. Закон может поддерживать развитие культуры, а может его тормозить. Я уверен, что в культуре не должно быть разрешительного порядка – такого, когда автор сперва обязан спрашивать мнение чиновника, может он что-то делать или не может. Порядок должен быть уведомительный. Если что-то не так, существует суд, правовые нормы. Если чьи-то чувства оскорблены, суд определит, есть тут состав преступления или нет. Но так, чтобы чиновник, сидя в кресле, решал по наитию, быть или не быть произведению искусства, это неправильно. Культурные процессы не должны зависеть от того, хорошо ли он позавтракал. А должны быть прописаны конкретные поводы, когда допустимо вмешательство государства в культуру, и на самом деле таких поводов очень немного. Закон о культуре – одна из тех причин, которые убедили меня, что следует принять предложение и войти в совет.

Беседовала Арина Буковская

Источник: profile.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Алексей Иванов, писатель:

Наши критики лучше писателя умеют писать романы, лучше режиссёра снимать фильмы, лучше врачей делать операции. Я бы нашим критикам посоветовал меньше учить и больше учиться самим. Источник

Олег Дивов, писатель:

Я двадцать лет в этом бизнесе, есличо. Вы спросите: а как отличить качественный текст от недоделанного? Читайте медленно, дорогие мои. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

Литература в картинках

Жизнь писателя Посмотреть полный размер

Жизнь писателя

Автор рисунка нам неизвестен.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Гертруда Стайн любила, оторвавшись от работы, посмотреть на коров и с этой целью ездила за город. Вуди Аллен, чтобы не дать уснуть вдохновению, то и дело принимает душ. Гранд-дамы послевоенной британской литературы, Айри...

Как научиться понимать поэзию

Как научиться понимать поэзию

Никакие образные красоты и глубокомыслие не спасут стихотворения, если читателю просто-напросто не в радость произнесение строфы или даже строки.

Как на самом деле умер Гоголь

Как на самом деле умер Гоголь

Загадочная история смерти гения настолько всех впечатлила, что даже спустя полтора века про нее продолжает ходить множество различных слухов.

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Удивительная новость! Появилась информация, что в Великобритании был проведено исследование, в котором, к слову сказать, приняли участие более 40 тысяч человек. Исследование показало, что 80% участвовавших постоянно ...

Литература в цифрах

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

11 книг

было у отчима Леонида Юзефовича - 10 томов энциклопедии машиностроения и «Война и мир» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

27 февр. Пушкин и приключения байронического героя в России

На встрече слушателям будет рассказано о становлении и эволюции типа романтического героя в отечественной литературе, а ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

Встречи с писателями

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

1 февр. Галина Юзефович

Галина Юзефович расскажет, как сориентироваться в современном литературном пространстве без каких-либо канонов и ориентиров.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина