Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Интервью

Елена Пахомова, директор библиотеки имени Чехова: Задачи перед библиотеками и библиотечными специалистами стоят колоссальные

Елена Пахомова, директор библиотеки имени Чехова: Задачи перед библиотеками и библиотечными специалистами стоят колоссальные 19.09.2017

Основное здание московской библиотеки имени Антона Павловича Чехова сейчас закрыто на модернизацию. В доходном доме, построенном в 1799 году по проекту знаменитого архитектора Р.И. Клейна, в котором собирался литературно-философский салон Д.Н. Свербеева и жил основатель Строгановского училища граф С.Г. Строганов, после открытия будут располагаться библиотечный фонд и новое мультимедийное пространство. О том, как сохранить традиции и сделать их основой обновления, рассказывает директор библиотеки имени Чехова Елена Алексеевна Пахомова.

Дарья Бобылёва: Как влияет имя Чехова на деятельность библиотеки?

Елена Пахомова: Получив это имя в тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году, библиотека сразу принялась за работу: сотрудниками были созданы уникальные картотеки чеховских героев, картотеки короткого пересказа рассказов Чехова, картотеки цитат – и о Чехове, и, конечно, самого Чехова. Эти картотеки предвосхитили возникшие уже в наше время сборники кратких пересказов литературных произведений, а библиотекари создали их в середине пятидесятых годов, для того чтобы расширить поисковые возможности традиционных картотек, которые помогали заниматься популяризацией наследия Чехова.

Мы сотрудничаем с Чеховской комиссией РАН, дружим и сотрудничаем с чеховедами, проводим встречи, собираем все, что связано с Чеховым, – у нас очень хороший фонд, несмотря на то что сейчас с именными библиотеками ситуация в целом непростая. Нам говорят, что библиотека – это не музей и она не может себе позволить закупать музейные редкости. Но у нас есть свои уникальные материалы, которые приходят от наших читателей: картины, экслибрисы, письма. Свои маленькие музейные редкости. Кроме того, мы стараемся отследить, получить, закупить все новые книги, связанные с Чеховым, включая уникальные издания, которые не попадают в магазины, – например, чеховские сборники по итогам научных конференций. Все это можно найти в наших фондах.

Мы продолжаем серьезно заниматься популяризацией чеховского наследия. Сейчас функции, цели и задачи библиотек во многом переформатируются, но это направление мы по-прежнему считаем приоритетным.

Почему и как именно изменились задачи? Появились ли в связи с этим новые направления деятельности?

Все новое органично войдет в работу библиотеки только в том случае, если существуют традиции, преемственность и начинается все не с нуля, а основано на серьезной работе, поставленной и проверенной временем. У нас ведется традиционная библиотечно-библиографическая работа, при этом наши новые проекты созвучны основной деятельности. Мы внимательно анализируем запросы, интересы наших читателей и понимаем, что современному читателю нужны новые книги, компьютеры, а фонды библиотеки должны оперативно пополняться книжными новинками, должны постоянно обновляться цифровые базы данных. Сегодня также обязательно получение удаленного доступа к электронным библиотекам, таким как «ЛитРес», «Букмейт» и др.

Мы активно используем в своей работе возможности социальных сетей для популяризации чтения, современной литературы, наследия Чехова, продвижения мероприятий Чеховского культурного центра. Год назад в Фейсбуке мы, скажем, делали проект «Месяц с Антоном Павловичем Чеховым». В течение всего октября публиковали письма, написанные Чеховым в те же октябрьские даты много лет назад. Их с удовольствием читали, поступило много благодарностей, люди потом сообщали, что перечитывают произведения Чехова. Мы даже не ожидали, что письма могут быть настолько интересны пользователям соцсетей: проект поначалу казался нам рискованным.

У библиотеки есть свой сайт. В прошлом году мы сочли его структуру и функционал устаревшими и решили его модернизировать. Сделали это своими силами и с помощью студентов – наших читателей. Теперь изменился не только дизайн сайта, но и его функционал. Он отвечает современным задачам библиотеки. На сайте можно записаться, продлить книгу, посмотреть информацию о новых поступлениях, афишу мероприятий.

Еще одно интересное и актуальное направление деятельности – наши литературные вечера. Это давняя традиция библиотеки имени Чехова: с самого ее открытия здесь проходили встречи с писателями. В шестидесятые – это легендарные Чеховские вторники, на которых выступали Эренбург, Вознесенский, Рыбаков, Окуджава – сложно даже перечислить все имена.

Каждый вторник библиотека бывала переполнена, люди висели на люстрах. В девяностые, когда все резко менялось и социальные институты перестали адекватно реагировать на кардинальные изменения культурной среды, жизнь потребовала новых подходов и критериев. В тысяча девятьсот девяносто третьем году в Чеховском культурном центре открылся клуб «Классики XXI века». Сегодня можно сказать, что у клуба одна из самых богатых историй из всех ныне существующих в Москве литературных площадок. Инициатором открытия клуба были поэт и издатель Руслан Элинин и я.

Двадцать первый век тогда еще не наступил, выходит, изначально это название означало «Классики будущего»?

Да, это сейчас двадцать первый век присутствует в названиях массы проектов и организаций, а тогда мы предложили: давайте в это поиграем, будем угадывать, кто в двадцать первом веке будет признан классиком. В девяносто четвертом году у нас прошел первый литературный вечер, это был вечер Генриха Сапгира, и с тех пор в клубе идет бурная литературная жизнь. Это площадка для актуальных, интересных современных авторов. У нас выступали Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Владимир Сорокин, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Константин Кедров, Ольга Седакова, Евгений Рейн, авторы из Санкт-Петербурга – Владимир Уфлянд, Дмитрий Григорьев, Борис Констриктор, АрсенМерзаев, Валерий Земских, Сергей Стратановский.

Времена менялись, и библиотека тоже должна была меняться – так мы стали активно проводить художественные выставки, разного рода литературные семинары. В две тысячи тринадцатом году разработали проект «Литературный процесс двадцатого – двадцать первого века», в рамках которого совместно с Российским книжным союзом провели более пятнадцати научных литературоведческих конференций, круглых столов. Главная цель этого проекта заключалась в привлечении читательского внимания к авторам, творчество которых не до конца осмыслено и исследовано. Среди них были имена хрестоматийно известные, такие как Толстой, Зощенко, Маяковский, Бунин, но участники проекта в результате оживленной глубокой дискуссии выявили неожиданную актуальность классики, которая до сей поры находилась за пеленой стереотипного восприятия. Эти высказанные во время обсуждения интересные экспериментальные идеи были доступны широкой аудитории, и, я уверена, дали почву для развития и самообразования многих молодых участников проекта. В две тысячи пятнадцатом году, в Год литературы, этот проект был у нас приоритетным.

Еще одно важное наше начинание – студенческие конкурсы книжных иллюстраций. Первый мы провели в две тысячи десятом году – Московский студенческий конкурс книжной иллюстрации, посвященный стопятидесятилетию со дня рождения Чехова.

Затем, в две тысячи четырнадцатом, прошел конкурс, посвященный творчеству Андрея Платонова, к стопятнадцатилетию со дня его рождения. Мы очень волновались, знают ли студенты Платонова, прочтут ли. В результате пришло более ста работ, это были и книжные иллюстрации, и инсталляции, плакаты, арт-объекты.

Интересный проект мы реализовали со студентами художественных вузов – это конкурс искусства книги, плаката и мультимедиа «Новое слово – новый взгляд», который прошел в Год литературы. Проводили его при поддержке Федерального агентства по печати с Московским государственным университетом печати имени Федорова. Это был конкурс работ, посвященных визуализации произведений современных авторов.

Совместно с электронной библиотекой «Букмейт» по результатам наших конкурсов мы создали три электронные книги: «Мой Чехов», «Мой Платонов» (эти две книги представлены в том числе и на сайте библиотеки), а также сборник отечественной литературы.

Мы относимся к проектной деятельности очень серьезно и делаем в этой работе ставку на профессиональное сообщество. В оргкомитет конкурса «Новое слово – новый взгляд» вошли преподаватели университета Федорова, в жюри – известные художники Анастасия Архипова и Василий Власов, Герман Мазурин, заслуженный художник РСФСР, профессор Московского института имени Сурикова. Мы очень благодарны этим признанным профессионалам за то, что они готовы с нами сотрудничать. Средства, полученные на реализацию проекта, были потрачены на издание каталога, оформление работ и организацию выставки. Мы не оставляем идею сделать и по этому конкурсу электронную книгу, хотя тут все сложнее: поскольку это визуализация текстов современных авторов, возникает вопрос авторского права по каждому рассказу.

Делая ставку на профессиональное сообщество, мы хотели бы избежать ассоциаций с досуговым центром. Я не говорю, что досуг – это несерьезно, но для него есть другие места и возможности. А библиотека – это, прежде всего, информационный центр, где одни люди работают с информацией, а другие стараются им в этом профессионально помочь, это место, где начинающий специалист может пообщаться с авторитетным, компетентным представителем профессионального сообщества.

В чем, помимо конкурсов, выражается этот серьезный профессиональный подход?

В первую очередь в выборе партнеров и главных действующих лиц всех наших культурно-просветительских, художественных, образовательных проектов. Мы сотрудничаем с образовательным проектом «Культурная платформа “Синхронизация”», который проводит у нас лекции по культуре и искусству, совсем недавно они вошли в топ лучших лекториев Москвы. У нас есть совместный проект с Московским педагогическим государственным университетом – это профессиональный дискуссионный клуб специалистов по медиаобразованию «Медиатория». В рамках этого проекта мы обсуждаем возможности современного информационного пространства: как с ним работать, как справляться с окружающим нас потоком информации, каковы темпы развития технологий и как нам, библиотекам, остаться незаменимым институтом, который работает с этой информацией и предоставляет ее на высоком уровне. Сегодня монополия предоставления информации нами утеряна, мы уступаем Гуглу, Википедии, но роль библиотеки как источника информации должна сохраниться.

И что же для этого нужно сделать?

Мир меняется с огромной скоростью, и что будет через пять лет, каким станет этот информационный поток, как будут развиваться информационные технологии, которые нам помогут структурировать, сохранять и передавать информацию, – это вопрос. И пока профессионалы говорят об искусственном интеллекте, библиотекам уже сейчас приходится решать для себя, как структурировать, создавать, подавать информацию в новом формате, выбирать важное и ценное.

Сегодня выходит такое количество книг, что всё мы, разумеется, взять в библиотеку не можем. Поэтому каждая библиотека должна понять свою читательскую аудиторию и работать так, чтобы читатель ей доверял. Например, если мы – библиотека Чехова, то мы отвечаем за качество предоставляемой информации, связанной с биографией, творчеством, исследованиями и популяризацией наследия Антона Павловича Чехова. Другой пример: в девяносто девятом году в библиотеке был создан Фонд современного литературного творчества, сегодня он насчитывает более четырех тысяч книг. Основой фонда стала коллекция Руслана Элинина, которую он начал собирать в восьмидесятые годы прошлого столетия. Фонд активно пополняется, и благодаря этой работе современные и будущие читатели библиотеки могут познакомиться с полноценной картиной литературного процесса в России конца двадцатого и начала двадцать первого века, и мы теперь за это в ответе, раз поставили такую задачу.

То есть вы своего рода знак качества?

Да, мы гарантируем определенный уровень. Это очень важно – отвечать за качество не только материалов из фондов, но и мероприятий, проектов. Если качества нет, то нет и доверия.

Люди, которые приходят к нам на мероприятия, участвуют в наших проектах, затем становятся читателями библиотеки. Если, например, студенты участвуют в конкурсе иллюстраций к текстам современных авторов, то мы приглашаем их на встречи с этими писателями, они берут у нас их книги либо подключаются к электронной библиотеке с нашей помощью и читают там.

Кто составляет читательскую аудиторию библиотеки?

Люди всех возрастов: от шестнадцати и выше. За последние три года число читателей заметно выросло. Для этого специалисты библиотеки вдумчиво, последовательно, творчески расширяют библиотечное пространство: ищут новые тематические ниши, новые форматы, когда посетитель становится читателем, а зритель – соавтором творческого или образовательного процесса.

Нашей библиотеке в этом году исполняется семьдесят девять лет, и кто-то приходит к нам, потому что ходил еще в юности, а позднее привел своих детей, и это стало семейной традицией. Кто-то любит поговорить с нашими библиотекарями, потому что это особое доверительное и, что немаловажно, живое общение, которого так сейчас не хватает. Кому-то нужен интернет, кто-то страстный книгочей, кто-то, придя на выставку, литературный вечер, концерт, открыл заодно для себя и пространство библиотеки.

При этом мы помним, что культурное пространство Москвы велико и разнообразно и для того, чтобы аудитория библиотеки постоянно росла, надо работать с целевой аудиторией, изучать ее интересы и потребности.

Поэтому каждый наш проект рассчитан не на абстрактного посетителя, а на разные читательские группы. В Год кино у нас стартовал проект «Media-клуб ЧЕХОВ». На его площадке мы организуем встречи со сценаристами, современными актерами и режиссерами. Когда у нас показ фильма или актер в гостях, приходят в основном люди от сорока лет и старше. А на встречу с современным автором, например с Александром Снегиревым, приходит в основном молодая аудитория.

Встреча со Снегиревым прошла и в рамках возникшего два года назад проекта «Книжный ход». Мы задались вопросом: многие пишут о книгах, многие о них говорят, но все ли читают их до конца? И решили проводить встречи, на которые приглашаются только те читатели нашей библиотеки, которые взяли книгу, предложенную для обсуждения, и прочитали ее.

Это обязательное условие?

Да, это входной билет: прочитал книгу – можешь принять участие. Но где взять такое количество книг? Обратились в издательство, нам предоставили десять экземпляров романа Снегирева «Вера», за который он получил премию «Русский Букер». Роман читали в течение двух месяцев, и потом читатели пришли на встречу подготовленные, задавали вопросы, обсуждали характер и судьбу героини: кто-то усмотрел в ней судьбу России, кто-то обнаружил другие параллели – такая дискуссия завязалась, никто по домам не хотел расходиться! Потом мы повторили «Книжный ход» с книгой Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». И если на Снегирева пришла молодая публика, то на Яхину – читатели от двадцати до семидесяти. Пожилые люди составляли большинство и были очень активны. Старшему поколению близка эта тема – коллективизация, репрессии. Это коснулось их семей, и они пришли поделиться наболевшим, обсудить, насколько книга исторически верна, давали советы и сочли, что этот проект надо продолжить.

А проводится ли что-то для аудитории помладше, например для школьников?

Мы не детская библиотека, у нас иная специфика. Но работа библиотек со школами сейчас стала очень актуальной – ведь это наши завтрашние читатели. В этом году мы инициировали проект «Книга – герой – время: визуальный образ школьной классики», который делаем совместно с МПГУ. Это Всероссийский конкурс для школьников, посвященный визуализации произведений русской классической литературы. Со студентами подобный проект удался, я уверена, получится и со школьниками. В ноябре подведем итоги большой выставкой работ-победителей. Библиотеки всегда были тесно связаны со школами, но в последнее время школы перенасыщены информацией, и мы стали для них институтом, который не несет ничего нового – по крайней мере у меня сложилось такое ощущение. Школьники воспринимают библиотеку как архаизм и не совсем понимают, зачем она нужна. Наш проект для того и задуман, чтобы школьники побольше узнали о библиотеках, поняли, что библиотека – институт современный и работает в том числе и для них. Нам бы очень хотелось понимать это цифровое поколение и сделать так, чтобы библиотека ассоциировалась у них с местом, где они могут реализовать себя, чтобы в их сознании возникла связь: библиотека – школа – проектная деятельность – новые возможности.

Проект «Книга – герой – время» уже объединил российские библиотеки, носящие имя Чехова. К реализации проекта подключились наши коллеги из Ялты, Калининграда, с Сахалина; участвуют также библиотеки из Истры и Ярославля. Все они проводят конкурс в школах своих городов. Так проект, инициированный маленькой московской библиотекой, превратился во всероссийский.

Это первый наш опыт со школьниками, и мы с головой ушли в работу, постоянно держим связь с нашими коллегами в других городах, с директорами московских школ. Может возникнуть вопрос: а зачем вам все это надо? Выдаете книги – и работайте себе спокойно. Но так не хочется.

С завтрашними читателями разобрались, а какими будут завтрашние библиотекари?

В библиотеку через десять лет должны прийти совершенно другие специалисты, владеющие стремительно развивающимися современными информационными технологиями и при этом понимающие, как важно не убить идею бумажной книги, душевность библиотечного общения.

Задачи перед библиотеками и библиотечными специалистами стоят колоссальные. И каждая библиотека должна сама для себя определить способы ее решения, учитывая особенности своего коллектива и своего местоположения, материально-техническую базу и потенциал возможностей коллектива. Коль скоро эти возможности ограничены, на помощь приходит партнерство с другими профессиональными сообществами.

Этим хороша для библиотек проектная деятельность: если мы что-то не можем сделать сами, мы пригласим профессионалов. Не надо пытаться сделать все своими руками, каждый должен заниматься своим делом. Но библиотека может при этом всех объединить.

Стать точкой профессионального взаимодействия?

Да, точкой взаимодействия. Вот, например, в мае мы запускаем новый проект «От издателя к читателю». С комплектованием у нас все неплохо, но хотелось бы, чтобы в наших фондах было представлено больше книжных новинок, особенно изданий современных авторов. Это актуально и в связи с открытием нового мультимедийного пространства библиотеки в залах по Страстному бульвару. При этом проект «От издателя к читателю» – это еще один пример развития традиций. Ведь библиотеки всегда проводили книжно-иллюстративные выставки – к юбилейным датам писателей, деятелей культуры, исторических событий и др. Как правило, на выставке представлено от пяти до десяти изданий, а так как наша библиотека располагает отдельным выставочным пространством в Чеховском культурном центре, то мы можем изменить масштаб выставки и представить весь книжный ассортимент одного из современных издательств. Каждая такая выставка будет рассказывать об одном издательстве или его книжной серии, планируется экспонировать от ста до ста пятидесяти книг на каждой выставке.

В рамках выставки пройдут встречи с создателями книги: писателем, редактором, дизайнером книги, которые расскажут о всех тонкостях издательского процесса – как книга готовится к печати, какова роль редактора, художника в издании книг. После проведения выставки книжные новинки поступят в фонд библиотеки.

Важно показать, что библиотека сегодня – это пространство, на котором могут встретиться все участники книжного рынка, не только писатели и издатели, но и читатели. Это место, где у издателей есть возможность понять, что сегодня интересно читательской аудитории.

Как вы думаете, как будет меняться и эволюционировать библиотека дальше? И какие планы на будущее у Чеховской библиотеки?

В таких вопросах, чтобы не получился «Международный шахматный конгресс в Нью-Васюках», надо придерживаться реальности. Мы не пытаемся что-то предугадывать, не понимая ситуации. Поэтому обращаемся к профессионалам, к людям, которые работают с информацией. Именно этой теме была посвящена одна из встреч в дискуссионном клубе «Медиатория», где обсуждалось будущее библиотек и архивов в цифровую эпоху. Конечно, есть международный опыт, за которым мы следим. Но у нас своя специфика – публичной городской библиотеки в большом, сложном мегаполисе.

Безусловно, необходим единый электронный каталог для библиотек Москвы, но его пока нет, единый читательский билет, единая система оперативного доступа к информации – вот за этим будущее. Через свой «Личный кабинет» посетитель должен иметь удаленный доступ ко всем базам данных библиотек, но для этого нужно современное техническое оборудование, лицензионное программное обеспечение. В общем, необходима серьезная автоматизация публичных московских библиотек.

Убеждена, что современная библиотека выполняет не только задачи хранения и предоставления информации, но и рекомендательную, и экспертную функции – притом совершенно бесплатно. Она сегодня как последний бастион, который не дает произойти полной подмене понятий: клип – это не фильм, селфи – это не портрет, пост в интернете – это не литература. Библиотека должна оставаться частью экспертного сообщества, которое помогает формировать современный литературный процесс и помогает развитию читательской культуры.

Мы должны не просто приглашать к себе писателей, художников, иллюстраторов, но создавать собственный контент, придерживаясь собственной художественной концепции и руководствуясь культурной традицией, – иначе пропадет изначальный смысл существования библиотеки как пространства для духовного совершенствования и внутренней свободы человека.

Источник: magazines.russ.ru


Комментировать

Возврат к списку